Существует три уровня отношений при оказании помощи: непрофессиональные, парапрофессиональные и профессиональные. Каждый из уровней данной иерархии предполагает, что помощники владеют требуемыми навыками в достаточной для данной задачи степени (рис. 2,1).
Фрмальные | Обычно это договоренность о встрече или назначение. Отношения помощи первичны. Клиент ждет конкретной помощи в решении проблемы. | |
Неформальные | Контракт может быть, а может и не быть оформлен формаль Отношения помощи вторичны по сравнению с другим типом отношений. Клиент может не ждать помощи в решении проблемы |
Рис. 2.1. Виды отношений помощи
Источник: Effective helping: Interviewing and Counseling Techniques», by Barbara F. Okun.
Первый уровень помощи представлен непрофессиональными помощниками. Ими могут быть друзья, коллеги, необученные волонтеры или супервизоры, которые пытаются оказаться полезными нуждающимся в помощи и обладают для этого необходимым желанием и умением. Непрофессиональные помощники могут сильно различаться по уровню развития интеллекта и способностей. Никаких специальных требований к ним не предъявляется, а качество помощи зависит в основном от конкретной личности.
|
|
Ко второму, более высокому уровню помощи относятся работники гуманитарных служб общего профиля. Это, как правило, представители гуманитарных служб, прошедшие соответствующее обучение навыкам построения человеческих отношений, но работающие преимущественно не индивидуально, а в составе бригады. Представители этого уровня обычно работают в качестве персонала учреждений психического здоровья, детских воспитателей, стажеров и начинающих консультантов. При достаточной подготовке и контроле работники гуманитарных служб общего профиля (парапрофессионалы), например помощники в студенческих общежитиях, могут в значительной степени способствовать установлению позитивных взаимоотношений, благоприятствующих улучшению психологического климата в целом (Waldo, 1989).
Наконец, существуют профессиональные помощники. Эти люди специально обучаются приемам оказания помощи, как превентивным, так и терапевтическим. Среди представителей этой группы – консультанты, психологи, психиатры, социальные работники, психиатрические медсестры, а также консультанты и терапевты по вопросам брака и семьи. Работники этого уровня имеют специальное образование и проходят интернатуру под руководством супервизора, чтобы подготовиться к разнообразным ситуациям и обстоятельствам.
В отношении обучения помощников двух последних уровней Робинсон и Кинниер (Robinson & Kinnier, 1988) обнаружили, что для формирования навыков в одинаковой степени эффективны и самообразование, и традиционное аудиторное обучение.