В. Несколько важных замечаний о действенной молитве

Если мы стремимся молиться так, как того желает от нас Бог, нам необхо­димо учитывать ряд соображений, на которые указывает нам Писание.

1. Молитва в соответствии с волей Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни про­сили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14,15). Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), и Сам подает нам пример Своей молитвой в Гефсиманском саду: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Но как нам узнать волю Божью, когда мы молимся? Если то, о чем мы молимся, имеет какое-либо пояснение в Писании, где Бог ясно открывает нам Свою волю, то ответ на этот вопрос очевиден: Его воля заключается в том, чтобы Его слову повиновались, а Его повеления были исполнены. Для того чтобы воля Божья свершилась «на земле, как на небе» (Мф. 6:10), нам следует стремиться к совершенному послушанию моральной воле Бога. Таким обра­зом, знание Писания оказывает нам огромную помощь в молитве, давая нам возможность следовать примеру первых христиан, которые в своих молитвах цитировали Писание (см.: Деяи. 4:25,26). Регулярное чтение и заучивание наизусть Писания в течение многих лет христианской жизни увеличивает глу­бину, силу и мудрость наших молитв. Иисус призывает нас держать в себе Его слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожела­ете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

Это означает, что если мы, например, ищем мудрости в принятии важного решения, нам не следует гадать, хочет ли Бог, чтобы мы просили у Него мудро­сти. Писание уже разрешило для нас этот вопрос, так как в П исании нам дано следующее обетование:

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, даю­щего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой чело­век получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями.. не тверд во всех путях своих (Иак. 1:5—8).




Часть II. Учение о Боге



Нам следует быть совершенно уверенными итом, что Боготеетитна нашу молитву, когда мы просим Его о чем-то, согласующемся с конкретным обето­ванием или повелением Писания, подобным этому. В этих случаях мы знаем, в чем заключается воля Божья, так как Сам Бог сказал нам об этом, и нам просто следует молиться с верой в то, что нам ответят.

Однако существуют и такие жизненные ситуации, в которых мы не зна­ем волю Божью. У нас нет уверенности по этому поводу, так как никакие конк­ретные обетования или повеления Писания не относятся к данному случаю: заключается л и воля Божья в том, чтобы мы получили работу, на которую пы­таемся устроиться? Победим ли в соревновании? (Особенно часто об этом молятся дети.) Будем ли мы избраны на служение в церкви? Во всех этих слу­чаях нам нужно исследовать Писание, возможно, мы найдем там некие об-шис принципы, исходя из которых сможем организовать нашу молитву, Од­нако часто нам просто следует признать, что воля Божья нам не известна. В таких случаях нужно просить Бога о более глубоком понимании вопроса и молиться о том, что кажется нам наилучшим вариантом, давая Господу пояс­нения, почему в нашем нынешнем понимании ситуации, то, о чем мы молим­ся, кажется нам наилучшим исходом событий. Однако всегда будет правиль­но добавить либо открыто, либо просто показав состояние своего сердца: «Тем не менее, если я ошибаюсь, прося это, и если это Тебе не угодно, сверши то, что Ты считаешь наилучшим»; или еще проще: «Если такова Твоя воля». Иног­да Бог дарует нам то, что мы просим. Иногда Он дарует нам более глубокое понимание, так что мы изменяем наше отношение к вопросу и просим чего-то другого. В иных случаях Бог не исполняет нашу просьбу, а просто указывает на то, что мы должны подчиняться Его воле (см.: 2 Кор. 12:9,10).

Некоторые христиане говорят, что, прибавляя к молитве фразу «если та­кова Твоя воля», мы «разрушаем нашу веру». Эти слова в действительности выражают нашу неуверенность, мы не знаем, будет ли нам даровано то, о чем мы просим. И это уместно, если мы не знаем воли Божьей. Однако в каких-то ситуациях действительно странно просить Бога о мудрости, а затем говорить: «Если Твоя воля заключается в том, чтобы даровать мне мудрость». Это озна­чает, что мы не доверяем словам Бога, ведь Он повелел нам просить у Него мудрости в вере и обещал исполнить такую просьбу (см.: Иак. 1:5—8)ю.

10 Добавлять к молитве слова «если такова Твоя воля» — это не то же самое, что не молиться совсем. Если мои дети приходят ко мне и спрашивают, возьму ли я их с собой, чтобы купить им мороженого, а затем (с должным осознанием вопроса) добавля­ют: оесли ты думаешь, что нас можно взять с собой, папа», — то это совсем не то же самое, что вовсе не обращаться ко мне с просьбой. Если бы они не спросили меня об этом, я бы даже не думал о том, чтобы взять их с собой и купить им мороженого. Если же они просят меня, то я могу принять решение взять их с собой.




Глава П. Молитва



Даже в тех случаях, когда повеление или обетование Писания применимо к конкретной ситуации, могут быть такие нюансы, которых мы первоначаль­но не можем понять полностью. Поэтому в молитве важно не только говорить Богу, но и слушать Его. Нам следует обратиться к Нему с просьбой, а затем молчаливо ждать. 8 эти минуты ожидания (Пс. 26:14; 37:15; 129:5,6) Бог мо­жет изменить настроение нашего сердца; дать нам новое понимание той ситу­ации, о которой мы молимся, или более глубокое понимание Его Слова; на­помнить тот текст Писания, который поможет нам молиться более действен­но; дать нам чувство уверенности в том, что мы правильно понимаем, в чем заключается Его воля; или так усилить нашу веру, что мы станем способны молиться с гораздо большей уверенностью в ответе.

2. Молитва с верой. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни бу­дете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). Су­ществуют различные переводы этого стиха, но греческий текст буквально го­ворит следующее: «Верьте, что вы получили это». Переписчики позднейших времен и комментаторы решили, что эти слова означают: «Верьте, что получи­те». Однако если мы принимаем текст самых ранних и надежных рукописей («Верьте, что вы получили»), то, судя по всему, Иисус говорит нам, что вера, способная принести результаты, дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем-то (или, может быть, молились в течение определенно­го времени), Богуже принял решение ответить на нашу просьбу. В личном об­щении с Богом, которое имеет место в подлинной молитве, мы можем обла­дать такой верой только в том случае, если Бог дает нам чувство уверенности в том, что Он согласен удовлетворить нашу просьбу. Конечно, мы не можем «вы­работать» в себе такую подлинную веру путем огромных эмоциональных уси­лий или через исступленную молитву, как не в силах мы добиться этого и про­износя слова, в которые не верим. Только Бог может даровать нам это ощуще­ние или нет каждый раз, когда мы молимся. Такая особая уверенность часто приходит к нам, когда мы просим о чем-то Бога, а затем спокойно ожидаем Его ответа.

В Евр. 11:1 говорится, что «вера... есть осуществление ожидаемого и уве­ренность в невидимом»". Библейская вера — это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которую не на чем обосновать. Напротив, это вера в личность — в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.

11 Или «основание [Ьябетаи;] ожидаемого». В английском переводе, который ци­
тирует автор— assurance of things hoped for, «уверенность в том, на что надеемся д. — При­
меч. пер.
:....,,.■ ■,'•.,■,'..




Часть II. Учение о Боге


Многие другие тексты призывают нас к вере во время молитвы. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», — говорил Иисус Своим учени­кам <Мф. 21:22). Иаков призывает: «Да просит с верою, ни мало не сомнева­ясь» (Иак. 1:6). Молитва не может быть лишь мыслью, содержащей некое рас­плывчатое пожелание, ибо она порождается верой вличного Бога, который желает, чтобы мы доверяли Его слову.


3. Послушание. Поскольку молитва — это общение с Богом как с личнос­
тью, все, что неугодно Богу в нашей жизни, будет мешать нашей молитве.
Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услы­
шал бы меня Господь» (Пс. 65:18). «Жертва нечестивых — мерзость пред Госпо­
дом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Лрит. 15:8). Кроме того, читаем:
«Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Прит. 15:29).
Бог не благорасположен к тем, кто нарушает Его законы: «Кто отклоняет ухо
свое от слушания закона, того и молитза — мерзость» (Прит. 28:9).

Апостол Петр цитирует Псалом 33: «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Пет. 3:12). Поскольку в предшествующих стихах говорится о праведности в повседневной жизни, о необходимости отвратить­ся от зла и делать добро, Петр говорит о том, что Бог слушает молитвы тех, кто живет в послушании Ему. Петр также повелевает мужьям «общаться благора­зумно с женами», чтобы «не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7). Иоанн также напоминает нам о том, что наша совесть должна быть чиста во время молитвы: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:21,22),

Однако это учение не следует доводить до крайности. Нам нет необходи­мости быть полностью свободными от греха, чтобы Бог ответил на наши мо­литвы. Если бы Боготвечал только на молитвы безгрешных людей, то во всей Библии только молитвы Иисуса получили бы ответ от Бога. Когда мы при­ступаем к Богу через Его благодать, мы приступаем к Нему, будучи очище­ны кровью Христа (Рим. 3:25; 5:9; Еф. 2:13; Евр. 9:14; 1 Пет. 1:2). При этом нам не следует недооценивать библейский акцент на необходимости личной святости. Молитва и святость жизни идут рука об руку. Христианская жизнь дает много благодати, но рост в личной святости — это также путь к благосло­вениям, и то же самое можно сказать и о молитве. Приведенные тексты Писа­ния учат нас, что при прочих равных условиях, большее послушание даст нам большую действенность в молитве (ср.: Евр. 12:14; Иак. 4:3,4).

4. Исповедание грехов. Поскольку наше послушание Богу не может стать
совершенным в этой жизни, мы постоянно нуждаемся втом, чтобы Бог про­
щал нам наши грехи. Исповедание грехов необходимо для того, чтобы Бог
«простил нас», т. е. восстановил Его ежедневные взаимоотношения с нами


\


Глава 17. Молитва



(см.: Мф.6:12; 1 Ин. 1:9). Во время молитвы нам следует исповедовать перед Господом все наши грехи, которые нам известны, и просить Господа про­стить нам их. Иногда в то время, когда мы ожидаем Его ответа, Он может напомнить нам еще какие-либо грехи, которые необходимо исповедовать. Что касается тех грехов, которые мы не помним или не осознаем, то о них следует молиться общей молитвой Давида: «От тайных моих очисти меня...» (Пс. 18:13).

Иногда исповедь перед другим христианином, которому мы доверяем, также может Придать нам уверенности в прощении и силы на преодоление гре­ха. Иаков поощряет взаимную исповедь в молитве: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг задруга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16).

5. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям со­
грешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете про­
щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ва­
ших» (Мф. 6:14,15). Иисус говорит также: «И когда стоите на молитве, про­
щайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам
согрешения ваши» (Мк. 11:25). Наш Господь говорит здесь не о том первона­
чальном опыте прощения, который мы познаем, когда обретаем оправдание ве­
рой, так как об этом мы не молимся в наших ежедневных молитвах (см.: Мф. 6:12
ист. 14,15). Он говорит здесь о наших каждодневных взаимоотношениях с Бо­
гом,
которые необходимо восстановить, если мы согрешили и прогневали Бога.
Иисус повелевает нам молить Бога, чтобы Он простил нас так же, как про­
стили мы сами тех, кто причинил нам зло (в том же самом «личном* значении
слова «прощать» — не тая злобы на человека и не помышляя о мести): «Про­
сти нам наши грехи, так же как мы простили тем, кто согрешил против нас»
(Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г.). Если мы молимся, не простив кого-то, то,
следовательно, мы просим Бога не восстанавливать с нами взаимоотноше­
ний после совершения нами греха, поскольку мы сами отказались примирить­
ся с теми, кто согрешил против нас.

Поскольку молитва — это выражение взаимоотношений с Богом как с личностью, в этом нет ничего удивительного. Если мы согрешили против Него и огорчили Святого Духа (ср.: Еф. 4:30) и грех не был прощен, то он нарушает наши отношения с Богом (ср.: Ис. 59:1,2). До тех пор пока грех не будет про­щен и взаимоотношения не будут восстановлены, молитва, безусловно, будет даваться нелегко. Кроме того, если в нашем сердце мы также не простили кого-то, то мы не угождаем этим Богу и действуем не на благо самим себе. Бог гово­рит (Мф. 6:12,14,15), что Он удалится от нас, если мы не простим людей, на­несших нам те или иные обиды.

6. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смирен­
ным дает благодать» (Иак. 4:6; также 1 Пет. 5:5). Поэтому, говорит Иаков,



Часть II. Учение о Боге



Г13) Являются ли ангелы людям в наши дни? В самый ранний период исто­рии церкви ангелы часто являлись людям. Ангел повелел Филиппу отправить­ся на юг, по дороге, которая ведет из Иерусалима в Газу {Деян. 8:26); повелел Корнилию отправить посланца к Петру, чтобы вызвать того из Иоппии (Деян. 10:3—6); признал Петра встать и выйти из темницы (Деян. 12:6-11); обещал Павлу, что никто на корабле не погибнет и что он еще предстанет пе­ред кесарем (Деян. 27:23,24). Кроме того, автор Послания к Евреям призыва­ет своих читателей, ни один из которых не был апостолом и не принадлежал даже к верующим первого поколения, связанным с апостолами (см.: Евр. 2:3), чтобы они продолжали оказывать гостеприимство незнакомым людям, явно полагая, что они также могут встретить ангелов, сами о том не подозревая (Евр. 13:2).

Поэтому никаких причин полагать, что в наши дни ангелы являться не могут, просто нет. Кто-то может возразить, что достаточность Писания (см.: гл. 7) и окончание формирования канона (см. гл. 2) исключают явление анге­лов в наши дни16. Иногда говорят, что нам не следует ожидать, что Бог обра­тится к нам через ангелов. Хотя ангелы и не ста нут добавлять что-либо к бого­словскому и моральномуучению Писания, Бог может сообщать нам инфор­мацию через ангелов, как Он делает это через пророчество17, или через обычное общение с другими людьми, или в тот момент, когда мы наблюдаем мир. Если Бог может послать другого человека, чтобы тот предупредил нас об опасности или ободрил нас, когда мы отчаиваемся, то Он вполне может послать с той же целью и ангела.

Однако если такое необычное событие действительно произойдет в на­шей жизни, то, принимая водительство от ангела, мам следует быть крайне осторожными. {Возможно, важно помнить, что в наши дни подобных случаев фиксируется очень мало, чаще всего при этом речь идет об учениях, противо­речащих Писанию, показывающих, что это явления бесов, а не ангелов.) Зная, что бесы могут являться нам в виде ангелов света (см.; 2 Кор. 11:14), нужно быть настороже, так какявление ангелоподобного существа еще не означает, что оно говорит истину. Писание — наше руководство, и ни одно ангельское существо не может дать нам авторитетного учения, которое противоречило бы Писанию (см.: Гал. 1:8).

Явление ангела в наши дни было бы событием незаурядным. Если такое,(как нам кажется) произошло, следует тщательно проанализировать все, что об этом известно. Однако нет никаких причин утверждать, что такое событие не может произойти ни в коем случае, особенно если речь идет о ситуациях, связанных с опасностями или с противодействием силам зла.

16 О прекращении некоторых духовных даров см. в гл. 51.

17 См. гл. 52.



 

У


 

Глава 18. Ангелы

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как тема этой главы повлияла на ваше представление об ангелах в целом?
Изменится ли ваше состояние, если во время поклонения вы будете осознавать,
что находитесь в присутствии ангелов, которые славят Бога?

2. Как вы думаете, сейчас ангелы смотрят на вас? Как вы считаете, что они
испытывают, глядя на вас? Вы когда-нибудь испытывали особенную радость по­
сле покаянной молитвы человека, принимающего Христа как Спасителя? Как
вы считаете, может ли эта радость отчасти объясняться тем, что с вами вместе
раскаянию грешника радуются и ангелы (Лк. 15:10)?

3. Вспомните случаи, когда вы чудесным образом были избавлены от опас­
ностей. Не появлялась ли у вас мысль, что вам помог ангел?

4. Как пример ангелов, которые старательно и радостно исполняют предпи­
санные им обязанности, вне зависимости от того, нелики они или малы, может
помочь вам в тех обязанностях, которые вам следует выполнить сегодня дома, на
работе или в церкви?

5. Что вы испытываете, вспоминая, что Бог попросит вас судить ангелов
(1 Кор. 6:3)? Расскажите, что вы испытываете в связи с величием человеческой
природы, сотворенной по образу Божьему.

Специальные термины



ангел

Ангел Господень

архангел

Бодрствующие

животное


Михаил

начальства и власти серафим сыны Божьи херувим


Библиография


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: