Hoekema, Anthony A. "The Restraint of Sin". In Created fn God's Image, Grand
Rapids: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1986, pp. 187—202. ■ ■ ■
Hughes, P. E. "Grace". In EDT, pp. 479-482.
Kearsley, R. "Grace", in NOT, pp. 280, 281.
Van Til, Cornelius. Common Grace and the Gospel. Nut ley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1972.
Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology, n. p.: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1976, pp. 75-99, 253-262.
,■,:...
Отрывок для запоминания -.ий.чг «,ц
Лк. 6:35,36:
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.
ABA
Избрание и осуждение *' /' Когда и почему Бог избрал нас? д. Есть ли неизбранные люди?.. j"a |
;1-д8ч-|ц..1 -:
S-0!Ј,гвтог!Т
•:-pCi-lsf
В предшествующих главах мы обсуждали тот факт, что все мы грешны и заслуживаем вечного наказания Божьего; мы говорили также, что Христос умер и таким образом затужил для нас спасение. Теперь, в гл. 31—42, мы рассмотрим то, как Бог применяет это спасение в нашей жизни. В этой главе мы начнем с избрания, т. е. с решения избрать нас к спасению, которое было осуществлено еще до сотворения мира. Этот акт избрания, строго говоря, не является частью применения к нам спасения, поскольку он состоялся до того, как Христос заслужил наше спасение, умерев на кресте. Но мы начинаем с избрания, потому что хронологически это начало благих отношений Бога с человеком. Справедливо считается, что это первый шаг в спасении лично каждого из нас1.
Последующие этапы в применении Богом спасения к нашим жизням таковы: евангельский призыв, который мы слышим; рождение свыше Святым Духом; наш ответ в»ере и покаянии; прощение нас Богом и дарование нам права быть членами Его семьи, равно как и дарование нам возможности расти в христианской жизни и в течение всей жизни оставаться верными Ему. В конце нашей жизни мы умираем и отправляемся в Его присутствие, а затем, когда приходит Христос, мы получаем воскрешенные тела, и процесс спасения таким образом завершается.
Разные богословы называли эти события разными терминами и перечисляли их в определенном порядке, так как были убеждены, что эти события именно так и происходят в нашей жизни. Такой список событий, через которые
1 Эту тему можно было бы рассмотреть и в другой главе. Она могла бы находиться, напр., сразу же после гл. 15, в которой говорится о провидений Божьем, поскольку избрание—часть провиденциального плана Бога. Можно было бы поместить этот материал и р гл. 24 — как часть рассуждения о заветс между Богом и человеком. Или же в гл. 39 — как часть рассуждение о неотступности, особенно в связи с вопросом об уверенности в спасении, поскольку, избрав нас к спасению, Бог дал нам огромную уверенность в том, что Он исполнит свое намерение. Но я предпочел рассмотреть эту тему именно здесь, непосредственно перед главами, в которых речь пойдет о предрасположении Бога лично к каждому из нас. (Отметим сходное расположение тем у Павла п Рим. 8:29,30.)
Глава 31. Избрание и осуждение
Бог проводит спасение в иаши жизни, называется порядком спасения, его часто определяют латинским выражением ordosalutis, которое, собственно, и означает «порядок спасения». Прежде чем начать обсуждение всех этих элементов спасения, мы приведем здесь полный списоктем, которые будут рассмотрены в последующих главах.
Порядок спасения:
:ом],,; |
1. Избрание (выбор тех людей, которые будут спасены).
i 2. Евангельский призыв (провозглашение Благой вести). д
3. Рождение свыше (новое рождение). '..',..'"..,,.
0- 4. Обращение (вера и покаяние).
5. Оправдание (обретение состояния праведности).,■,,*.. -,„,<
s- 6. Усыновление (принятие в семью Бога). uf i.iion V
7. Освящение (правильный образ жизни).. -_м ■,.!окот'*г-!оо-!0>.
8. Неотступность (стойкость в христианской вере).:,,,яЕас(й1,иь '::ин-у
9. Смерть (уход к Господу). ^^
10. Прославление (получение воскрешенного тела). гг,н
Следует отметить, что пункты 2-6 и частично 7 связаны с тем, как человек становится христианином. Пункты 7 и 8 связаны с земной жизнью, 9— с концом жизни, а 10 —с пришествием Христа2.
Мы начинаем наше обсуждение порядка спасения с первого пункта — избрание. В связи с этим в конце главы мы также рассмотрим вопрос «осуждение» — решение Бога, какие именно люди не будут спасены и будут наказаны за их грехи. Как будет показано ниже, избрание и осуждение — весьма различные процессы, и следует их различать, чтобы не возникало ложного представления о Боге и Его делах.
В обсуждении этой проблематики также часто используется термин «предопределение». В этом учебнике, как и вообще в реформатском богословии, предо-пределение считается более широким термином; он включает в себя два аспекта: избрание (верующих) и осуждение (неверующих). А термин «двойное предопределение» мы несчитаем полезным, поскольку он создает впечатление, что как избрание, так и осуждение происходит одинаково, и между ними нет никаких существенных различий, что никак нельзя признать истинным. Поэтому термин «двойноепредопределение» не употребляется богословами-реформатами, хотя иногда используется теми, кто критикует реформатское учение. Термин «двойное предопределение» не будет использоваться в этой книге для обозначения избрания и осуждения, поскольку он стирает грань между ними и затемняет смысл учения.
'Анализ порядка этих событий см.: John Murray, Redemption Accomplished and Applied (Grand Rapids; Ecrdmans, 1955), pp. 79—87. Новые подходы в анализе порядка спасения, изложенного у Павла см.: Vern Poylhress, "Using Multiple Thematic Centers in Theological Synthesis: Holiness as a Test Case in Developing a Pauline Theology" (неопубликованная рукопись, с которой можно ознакомиться в Вестминстерской богословской семинарии: Campus Bookstore, West minster Theological Seminary, P.O. Box 27009, Philadelphia, PA, 19118).
i
Часть У. Учение об искуплении
- о- ■ ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ
Понятие «избрание» мы можем определить следующим образом: избрание — это действие Бога, которое было совершено еще до творения; Бог избирает некоторых людей к спасению, не по причине каких-либо их заслуг, а лишь по своему верховному изволению.
Относител ьно этого учения в церкви было множество споров и разногласий. Многие сложные вопросы, касающиеся справедливости Бога и свободы выбора человека, долгое время обсуждались в связи с Божьим провидением (гл. 15). Здесь мы рассмотрим только те аспекты, которые непосредственно связаны с избранием.
В этой главе мы прежде всего просто приведем отрывки из Нового Завета,
в которых говорится об избрании. Затем мы постараемся понять цель Бога,
проанализировав учение об избрании, которое содержится в произведениях
новозаветных авторов. И в заключение мы постараемся четко сформулиро
вать это учение и ответить на некоторые возражения, а также рассмотрим во
прос об осуждении. _ ^ „___ жш it,.ieiJH,..
А.ГоворитлиНовыйЗаветопредопределении? * '■'■■■:"■'-'
Многие части Нового Заветадовольно определенно говорят о том, что Бог заблаговременно избрал тех, кто будет спасен. Лука пишет о проповеди Павла и Варнавы язычникам в Антиохии и Писидии: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали асе, которые были преду-стаелены к вечной жизни» (Деян. ] 3:48). Немаловажно, что Лука упоминает об избрании как бы вскользь. Создается впечатление, что это было чем-то вполне естественным во время проповеди Евангелия. Сколько людей уверовало? «Все, которые были предуставлены к вечной жизни».
В Послании к Римлянам (8:28—30) читаем: .'.у\чп1м.^. -, ■ <:'■
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил*. (Курсив мой. — У. Г.)
3 Кларк Пиннок говорит, что в этом тексте речь идет не о предопределении к спа
сению, а скорее о некоем предпочтении, привилегии быть подобными Иисусу Христу;
«В Библии не говорится пи о предопределении к спасению, ни о предопределении к
проклятию. Речь идет лишь о предопределении для тех, кто уже стал чадом Божьим, и об
определенных привилегиях, которыми они обладают». Однако подобная точка зрения
никак не согласуется с Рим. 8:29,30, поскольку тс, о ком здесь говорится, что они пре
допределены «спасению, еще не ян ля ются чадами Божьими, ведь Павел говорит здесь о
предопределении прежде, чем об оправдании. Более того, привилегия быть подобным
Христу дана не только избранным христианам, а вообще всем людям. '"
Глава 31. Избрание и осуждение
1 В следующей глапе, рассуждая о том, почему Бог избрал Иакова, а не Иса-ва. Павел пишет, что выбор был обусловлен не тем, что сделали Иаков и Исав.
Ибо, когда они ешс не родились и не сделали ничего доброго или
худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от
Призывающего, — сказано было ей: «больший будет в порабощении у
меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненани- ■■■■
дел» (Рим. 9:11-13, курсив мой. — У. Г.). ■'
Относительно того факта, что часть израильского народа была спасена, а часть нет, Павел говорит: «Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:7, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел вновь упоминает о двух различных группах внутри израильского народа. Те, кто был «избранным*, получили спасение, которого искали, а те, кто не был избран, просто «ожесточились».
В начале Послания к Ефесянам Павел с полной определенностью говорит о том, что Бог избрал верующих еще до того, как был сотворен мир. f
...Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы И ■
непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез
Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати
Своей (Еф. 1:4-6, курсив мой. — У. Г.). -iEyrj %ПЛ,-11;1.,..,->- ■■.и{
Павел обращается к верующим и говорит, что Бог «избрал нас» во Христе, имея в виду всех верующих. О том же речь идет и несколькими стихами ниже: «В Нем мы и сделались наследниками, бывши предназначены к тому по определению Совершающего все по изнолению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:11,12, курсив мой. — У Г.)*.
Кфессалоникийцам он пишет: «Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес. 1:4,5, курсив мой. — У Г.)
Павел говорит, что, таккакфессалоникийцыуее/ю^ялив Евангелие в результате его проповеди («потому что наше благовествованис у вас было... в силе... и со многим удостоверением»), он уверен, что Баг избрал их. Когда они стали верующими, Павел пришел к выводу, что Бог уже давно избрал их и что
4 Русский синодальный перевод менее последовательно, чем английские версии, дает русские параллели к терминам, касающимся предопределения. Так, формы глагола npoopifa («предопределятьо; mT.praedestino, откуда англ. pyedestinaliori) в разных местах переводятся по-разному, тогда как греческий текст убедительно свидетельствует о том, что приводимые автором отрывки действительно говорят об одном и том же — а именно о предопределении. В Еф. 1:11 употреблено причастие аориста страдательного залога npoopiaetmeq, «мы были предопределены», т. е. форма того же самого глагола, что и в Еф. 1:5 — щюо(лащ, «предопределив», и в Рим. 8:30 — npowpiaev, * предо предел ил». — Примеч. тр.
Часть V. Учение об искуплении
именно поэтому они уверовали, услышав его проповедь. Позже он пишет той же церкви: «Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13, курсив мой. — У Г.).
Хотя текст, который будет приведен следующим, не говорит об избрании человеческих существ, он представляет большой интерес в связи с тем, что Павел говорит об ангелах. Давая наставления Тимофею, он пишет: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения» (1 Тим. 5:21). Павел отдает себе отчет в том, что добрые ангелы являются свидетелями его наставления и ответственности, которую оно налагает на Тимофея; он абсолютно уверен, что эти добрые ангелы были избраны Богом, и поэтому называет их «избранными Ангелами».
Когда Павел рассуждает о причинах, по которым Бог избрал нас и призвал к Себе, он отвергает мысль о том, что причиной этого были наши дела. Он указывает на изволение Самого Бога, на Его благодать, незаслуженную нами, которая излилась на нас в прошлой вечности. Павел говорит, что Бог спас и призвал нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9).
Петр пишет сотням христиан малоазийских церквей: «...Пришелыгам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца...» (1 Пет 1:1,2). Позже он называет их «родом избранным» (1 Пет. 2:9).
В Откровении Иоанна те, кто поклонится зверю, — это люди, чьи имена не были записаны в книгу жизни еще до создания мира: «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Отк. 13:7,8)5.
5 В греческом тексте слова «от создания мира» MOiyr относиться как к словам «которых имена не написаны в книге жизни», так и к словам «агнца закланного». Однако решающим аргументом является параллельный текст Отк. 17:8: «...И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира». Здесь двух толкований быть не может, кроме того, в греческом тексте бросается в глаза явный структурный параллелизм: в обоих отрывках, повествующих о людях, чьи имена записаны в книге жизни, встречается одиннадцать одинакоиых слов. Более того, первое утверждение более логично в свете Писания в целом, ведь в Библии часто говорится о том, что Бог избрал нас прежде создания мира, но нигде больше не сказано, что Христос был заклан прежде создания мира. Это утверждение просто абсолютно неверно, поскольку Христос не был заклан до того момента, как умер на кресте. Таким образом, этот отрывок следовало бы интерпретировать примерно в таком духе: «От начала мира Бог планировал, что Христос будет заклан», но текст имеет в виду совершенно не это, к каким бы словам не было отнесено выражение нот создания мирао.
Гяава 31. Избрание и осуждение
В гл. 17 Откровения мы читаем о бездне: «...И удивятся те из живущих на
земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь
был, и нет его, и явится» (Отк. 17:8, курсив мой. — У. Г.).
■ ■:"кжЗ j-f up >'■ ui\ чуу„; i
Б. Учение об избрании, представленное в Новом Завете- г; '■>-
Прочитав отрывки, в которых говорится об избрании, важно увидеть, как это учение представлено в Новом Завете. Ч;ПО (*,шй1*. <т±;wewmt';&i&uv.'■
1. Как утешение. Новозаветные авторы часто говорят об избрании как об утешении для верующих. Когда Павел пишет римлянам, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), он указывает на предопределение Божье как на причину нашей уверенности в том, что это именно так. В следующем стихе он поясняет: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал.,, оправдал... прославил» (Рим. 8:29,30). Павел считает, что Бог всегда действует во благо тех, кого Он призвал к Себе. Павел обращает взгляд в глубокое прошлое и видит, что Бог предузнал Свой народ и предопределил ему быть подобным Христу6. Затем он смотрит на недавнее прошлое и видит, что Бог призвал и оправдал тех, кого Он предопределил. А обращая взгляд в будущее, к пришествию Христа, он видит, что Бог намеревается дать совершенные, прославленные тела тем, кто верит в Христа. От вечности в вечность Бог действовал во благо Своему народу. Но если Бог всегда содействовал нашему благу и будет в будущем действовать так же, рассуждает Павел, то разве в настоящем Он не делает то же самое, направляя ко благу все обстоятельства нашей жизни? Таким образом, предопределение рассматривается какутешениеверующимвихповседневнойжизни. ' '1 '
I
2. Как основание для прославления Бога. Павел говорит: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Еф. ]:4-6, курсив мой. — У. Г.). Он говориттакже: «Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:12).
Христианам в Фессалониках Павел говорит: «Всегда благодарим Бога за всех вас... зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия» (1 Фес. 1:2,4, курсив мой. — У. Г.). Павел благодарит Бога за фессалоникских христиан, потому что он знает, что Бог отвечает за их спасение и что Он избрал их к спасению. Еще отчетливее эта мысль иапожена во 2 Фес. 2:13:«Мы же всегда должны
; О значении слова «предузнал» см. ниже, нас. 761. *L* '•"' !i'«<Tr'rM* ■L'1' ""
Часть V. Учение об искуплении
благодарить Бога за вас, возлюбленные Госполом братия, что Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению». Павел считал, что ему следует благодарить Бога за христиан в Фессалониках, потому что их спасение в конечном счете основано на избрании Бога. Поэтому он и благодарит за них Бога, а не хвалит их за спасительную веру.
При таком понимании учение об избрании велит нам еще больше славить Бога за наше спасение; оно сводит на нет гордость, которую мы могли бы испытывать, полагая, что наше спасение основано на чем-то благом в нас самих или на чем-то, чем мы заслужили его.
i
3. Как призыв к проповеди. Павел говорит: «Посему я' все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10). Он знает, что Бог избрал некоторых людей к спасению, и он видит в этом повеление проповедовать Евангелие, несмотря на скорби. Избрание для Павла — гарантия того, что его проповедь будет успешной, поскольку он знает, что среди людей, которым он проповедует, есть избранные, и они примут Благую весть, и спасутся. Это можно сравнить с тем, что кто-то приглашает нас на рыбалку и говорит: «Я гарантирую тебе, что ты наловишь рыбы — ведь рыбы голодны и только того и ждут, чтобы ты бросил им наживку».
-;>■ В. Неверное толкование учения об избрании
ч
1. Избрание не является ни фаталистичным, ни механистическим. Иногда те, кто отвергает учение об избрании, говорят, что оно связано с «фатализмом» и представляет «механистическую систему» мироздания. Здесь идет речь о разных вещах. Под «фатализмом» подразумевается система, в которой человеческий выбор и принятие человеком решений не имеют никакого реального значения. Фатализм — это исход событий в соответствии с некоторой заранее заданной схемой, вне зависимости оттого, что мы сами предпринимаем. Из этого следует, что нет никакого смысла пытаться повлиять на исход событий или на итог всей нашей жизни, поскольку наш выбор просто не в состоянии повлиять на что-либо. В действительно фаталистической системе человечество действительно разрушено, выбор не имеет значения и никакого мотива для моральной ответственности за поступки просто нет.
В механистической системе вселенная безлична и все происходит в соответствии с давным-давно запланированным безличной силой ходом вещей, а вселенная функционирует механистически, так что люди похожи на роботов, а не на личностей. Здесь также человеческая личность сведена до уровня машины, которая действует в соответствии с заданным планом, с заданными причинами и воздействиями.
Глава 31. Избрание и осуждение
В отличие от такой механистической картины, Новый Завет представляет всю картину нашего спасения, связанного слтным Богом, Который вступил в отношения с нами, как с личностями. «Бог избрал нас... в любви» (Еф. 1:4; в соответствии с особенностями греческого синтаксиса, «в любви» может относиться как к «избрал», так и к выражению «непорочны пред Ним». Синодальный перевод отдает предпочтение последнему варианту. — Примеч. пер.). Божье избрание не было ни безличным, ни механистическим, оно было пронизано личной любовью к тем, кого Он избрал. Более того, личная забота Бога о своих творениях, даже тех, которые восстают против Него, ясно видна в увещевании Бога через пророка Иезекииля; «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израи-лев?»(Иез. 33:11, курсив мой. — У. Г.).
Говоря об ответе на евангельский призыв, Писание постоянно рассматривает нас не как механических существ или роботов, но как истинные личности, которые совершают выбор за или против Евангелия7. Иисус призывает всех: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мы видим призыв и в конце Книги Откровение: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22; 17, курсив мой. — У. Г.). Этот призыв и многие другие, подобные ему, обращен к подлинным личностям, способным воспринять такой призыв и ответить на него решением своей воли. В отношении тех людей, которые не хотят прийти к Нему, Иисус отчетливо говорит о жестокосердии и упорном нежелании: «Но вы нехотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40, курсив мой. — У. Г.). Иисус в горе восклицает о городе, который отверг Его: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели1.» (Мф. 23:37, курсив мой. — У. Г.).
Новый Завет представляет собой разительный контраст с фатализмом. Мы не просто принимаем волевые решения, как реальные личности, наш выбор — это реальный выбор, поскольку он влияет на ход событий в мире. Он влияет на наши собственные судьбы и на судьбы других. Ибо «верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18, курсив мой. — У. Г.). Наш выбор — верить или не верить в Христа — имеет последствия для нашей жизни в вечности, а Писание отчетливо говорит о нашем решении в пользу веры или неверия как офакторе, который определяет нашу судьбу.
7 О том, как именно мы можем стать подлинными личностями и совершить реаль
ный выбор, см. В ГЛ. 15.........;.._................ ____.-..,„,............:..,_.. „,„....,
Часть V. Учение об искуплении
■•■ Следовательно, мы должны проповедовать Евангелие, так как судьба людей в вечности зависит от того, проповедуем мы его или нет. Когда Господь однажды ночью сказал Павлу: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» {Деян. 18:9,10), Павел не стал делать из этого вывод, что «много людей», принадлежащих Богу, будет спасено вне зависимости оттого, будет он там проповедовать Евангелие или нет. Напротив, «он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11, курсив мой. — У. Г.), —это самый долгий срок пребывания Павла в каком бы то ни было городе, за исключением Эфеса. Когда Павлу было сказано, что у Бога в Коринфе много избранных, он оставался там долгое время и проповедовал, чтобы эти избранные были спасены! Павел ясно говорит, что если Евангелие не проповедуется, то люди не могут быть спасены:
Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о,. Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? <...> Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:14,17, курсив мой. -— У Г.).
Знал ли Павел до того, как пришел в город, кто был избран Богом к спа
сению, а кто нет? Он не знал этого. Этого Бог ие открывает нам заранее. Но как
только человек приходит к вере в Христа, мы можем быть уверены, что Бог прежде
избрал его к спасению. Именно это и понял Павел в отношении фессалони-
кийцев; он говорит, что Бог избрал их, потому что Евангелие пришло к ним в
силе и со многим удостоверением: «Зная избрание ваше, возлюбленные Богом
братия; потому что наше благовествованиеу вас было не в слове только, но и в
силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес. 1:4,5, курсив мой. —
У. Г.). Павел не считал, что вне зависимости от его проповеди Богспасеттех,
кого Он избрал, напротив, он претерпевал невероятные трудности и тяготы,
чтобы донести Евангелие до тех, кого Бог избрал. В конце жизни, которая была
исполнена страдания, он сказал: «Посему я бег терплю ради избранных, дабы
и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10, кур
сив мой. — У. Г.). f.cn'jnaon-; т"Т5кя1тгэвэчп-т.->в1>? иы:'У1ч
2. Избрание не основывается на знании Богом нашей судьбы. Обычно люди соглашаются с тем, что Бог некоторых предназначает к спасению. Но они говорят, что Он избирает тех или иных людей, потому что знает, кто в будущем уверует в Христа, а кто нет. Если Бог видит, что человек придет к спасительной вере, Он предопределяет, что этот человек спасется, основываясь на предвидении о вере этого человека. Если Бог видит, что человек не придет к спасительной вере, то Он не предопределяет спасения этого человека. Таким образом получается, что причина спасения или проклятия заключается в самихяюдях, а не в Боге. Все, что Бог делает в предопределении — это подтверждает решение, которое, как Он знает, будет принято самими людьми. Эта
Глава 31. Избрание и осуждение
точка зрения обычно подкрепляется стихом из Рим. 8:29: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего»*5 (курсив мой. - У. Г.).
1) Предузнание совершается в отношении личностей, а не фактов. Однако этот стих (Рим. 8:29) вряд ли можно использовать как аргумент в пользу того, что Бог основывает предопределение на знании того факта, что определенная личность уверует. Этот отрывок говорит скорее о том, что Бог предузнал личности {«кого Он предузнал»), а не о том, что Он предузнал какие-либо факты, касающиеся этих личностей, например, тот факт, что эти личности придут к вере. Здесь говорится о личном знании, т. е. узнавании, характерном для отношений, связывающих тех, кто знает друг друга. Бог, видя будущее, мыслил об определенных людях, о тех, кто вступит с Ним в спасительные взаимоотношения, и в этом смысле Он уже давно знал этих людей. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит о «знании» Богом кого-либо, например, в 1 Кор. 8:3: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него»9. Павел говорит также: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога...» (Гал. 4:9)ш. Когда в Писании говорится, что люди знают Бога, или о том, что Ъа? знает их, то речь идет о личных отношениях, связанных со спасением каждого конкретного человека. Поэтому Рим. 8:29 («кого Он предузнал») следует понимать так: «Те, о ком Он уже давно мыслил как о людях, которые состоят с Ним в спасительных взаимоотношениях». Этот текст ничего не говорит нам о предузнании или предвидении Богом того факта, что те или иные люди уверуют; ничего подобного не находим мы и в других местах Писания11.
е Мысль о том, что предопределение основано на предузнании Богом тех, кто уверует, оспаривается Джеком У. KorrpejuiOM(JackW. Coltrell, "Conditional Election", in Grace Unlimited, pp. 51—73). Коттрелл пишет: «В предузнании Бог видит, кто именно уверует в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя и воссоединится с Ним в христианском крещении; тогда (а именно еще до творения) Он предопределяет верующих присоединиться келаве воскресшего Христа» (р. 62).
' Русский синодальный перевод в этом месте очень двусмысленен: можно подумать, что речь идет о некоем знании, которое дается Богом человеку, тогда как греческий текст ясно гласит: el 5ё xiq ixyaitct %Ь> веди, oCxog kyvaiazai vn' abxov — «Если же кто любит Бога, то Бог его знает». — Примеч. пер.
10 Здесь вновь та же двусмысленность в русском тексте. По-гречески: vvv 5e уфщ Be6v, \iakXov 5£ усшо-0£иЕ£ Ьпо веоь — «Теперь же, познав Бога, вернее, когда Бог вас познал...» Конструкция yvo)o8evzЈq vnb веод (равно как и /Lyvcootai hn' abtov из первого примера) структурно аналогична английской страдательной конструкции known by God, что по смыслу абсолютно равно действительному залогу God knows you (соответственно, в первом случае — one is known by Him = He knows that one). — Примеч. пер.
1' Также и в Рим. 11:2 говорится о предузнании Богом личностей, а не фактов, которые касаются этих личностей, не о предузнании факта, уверуют эти люди или нет: *Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед зная».
i
Часть У. Учение об искуплении
Иногда утверждают, что Бог избрал к спасению группы людей, а не индивидуальные личности. С точки зрения некоторых арминиан. Бог избрал церковь как группу людей, а швейцарский богослов Карл Барт (1886-1968) утверждал, что Бог избрал Христа и всех людей во Христе. Но в Рим. 8:29 говорится о некоторых людях: «...кого Он предузнал, тем и предопределил...», а не о каких-либо неопределенных или пока неполных группах людей. Также и в Послании к Ефесянам Павел говорит об определенных людях, которых избрал Бог, в том числе и о себе самом: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4). Утверждение об избрании Богом группы, в которую не входит ни один человек, — абсолютно небиблейское. Говорить об избрании Богом группы людей можно лишь в том смысле, что Бог избрал определенные лич-ности, которые и составляют эту группу»
2) В Писании не говорится, что наша вера — это та причина, по которой Бог нас избрал. Более того, когда мы переходим от отрывков, которые говорят о предузнании, и рассматриваем стихи, повествующие о причине, по которой Бог избрал нас, мы обнаруживаем, что Писание никогда не говорит о нашей вере или о том, что мы начали верить в Христа, как о причине избрания. Павел совершенно явно исключает обстоятельства жизни людей из причин, по которым Бог избрал, например, Иакова, а не Исава: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: „больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: „Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел"» (Рим. 9:11—13, курсив мой. — У. Г.). Ничто из того, что совершили в своей жизни Иаков или Исав, не повлияло на выбор Бога; изволение Божье в избрании происходит не от дел.
Рассуждая об иудеях, пришедших к вере в Христа, Павел говорит: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, то не по делам» (Рим. 11:5,6, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел вновь подчеркивает роль благодати Божьей и полное отсутствие человеческих заслуг в процессе избрания. Кто-то может сказать, что вера в Писании не рассматривается как «дело» и приведенная цитата («не по делам») не может рассматриваться в контексте вопроса о вере. Такая точка зрения подразумевает, что Павел имел в виду: «Но, если по благодати, то не по делам, а потому, верует кто-либо или нет». Однако это маловероятно: Павел противопоставляет здесь не человеческую веруй человеческие дела; он противопоставляет собственный выбор Бога и любые факторы, связанные с человеком. Павел подчеркивает, что именно суверенная воля Бога — единственная основа выбора Богом тех иудеев, которые пришли к вере в Христа.
12 Ответ на утверждение Барта о том, что все люли избраны во Христе, см. выше, в рассуждении об осуждении (некоторые люди не являются избранными), и в гл. 6 и 55 о том, что тс люди, которые не веруют в Иисуса Христа, не будут спасены.
Глава 31. Избрание и осуждение
Равным образом, рассуждая об избрании в Послании к Ефесянам, Павел не упоминает о предузнании того факта, что мы уверуем, или о чем-либо заслуживающем избрания в нас (напр., склонности к тому, чтобы уверовать). Напротив, Павел говорит: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатстеовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.). Если за избрание следует славить благодать Бога, а не человеческую способность уверовать или человеческое решение уверовать, то Павел, конечно же, ничего не говорит о человеческой вере. Он упоминает лишь Божье предопределение, Его цель и Его волю, а также даруемую Им благодать.
Во Втором послании к Тимофею Павел вновь говорит о силе Бога, «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9, курсив мой. — У. Г.). Вновь высшее изволение Божье рассматривается как основа нашего спасения, и Павел связывает это с тем фактом, что Бог даровал нам благодать в Иисусе Христе прежде вековых времен — другими словами, Бог по Своему единовластному решению предпочел именно нас, вне зависимости от предвидимых Им заслуг с нашей стороны или любых других наших достоинств.
3) Избрание, основанное на каких-либо наших добрых качествах (нашей вере), означало бы спасение, основанное на заслугах. Существует и другое возражение против того, что Бог избрал нас именно потому, что Он знат заранее, что мы уверуем. Если решающим фактором в нашем спасении является наше решение принять Христа, то мы можем думать, что заслуживаем определенных похвал зато, что мы спасены,— в отличие от других людей, продолжающих отвергать Христа, мы были достаточно мудры или морально более совершенны, а возможно и более тонко духовно устроены, поскольку решили уверовать в Христа. Но, как только мы начинаем так рассуждать, мы уменьшаем ту славу, которую следует воздать Богу за наше спасение. Нам уже неприятно говорить, подобно Павлу, что Бог предопределил «усыновить нас... по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.), и мы начинаем думать, что Бог «предопределил усыновить нас, так как Он знал, что в нас достаточно склонности к тому, чтобы быть благими и веровать». Когда мы начинаем размышлять таким образом, это резко контрастируете Новым Заветом и со всем тем, что в нем говорится об избрании и предопределении. Напротив, если мы понимаем, что избрание основано исключительно на единовластном желании Бога и Его решении любить нас, несмотря на недостаток в нас добродетели, то в нас возникает глубокое чувство благодарности к Нему за наше спасение, которое мы никоим образом не заслужили, и мы непрестанно будем думать о «похвале славы благодати» Божьей
Часть У- Учение об искуплении
■ Разница между двумя воззрениями на избрание отчетливо видна в ответе на один очень простой вопрос. Если мы знаем, что некоторые люди примут решение принять Христа, а некоторые не придут к Нему, то спросим себя: «В чем заключается различие между этими людьми?» То есть каково главное различие между теми, кто верит, и теми, кто не верит? Если наш ответ заключается в том, что это различие основывается на чем-то, что в конечном счете совершается Богом (а именно на Его суверенном избрании тех, кто будет спасен), то мы видим, что спасение, на его самом фундаментальном уровне, основано исключительно на благодати. С другой стороны, если мы отвечаем, что разница между теми, кто спасен, и теми, кто не спасен, основывается на чем-то, что заключено в самом человеке (т. е. в его предрасположенности к вере или неверию), то спасение в конечном счете зависит от сочетания благодати и человеческих способностей13.
}
4) Предопределение, основанное на предузнании, вовсе не оставляет людям свободного выбора. Идея о том, что предопределение Бога о людях, которые уверуют, основано на предузнании их веры, ставит другую проблему. Мы приходим к выводу, что такая система также не оставляет человеку никакой реальной свободы. Поскольку Бог видит, что человек «А» придет к вере в Христа, а человек «В» не придет к вере в Христа, то эти факты уже установлены, они уже определены. Если мы считаем, что знание Бога о будущем истинно {а таковым оно и должно быть), то нет никакого сомнения в том, что человек «А» уверует, а человек «В» не уверует. Не существует никакой вероятности, что их жизни сложатся как-то иначе. Следовательно, справедливо будет утверждать, что их судьбы все же определены, поскольку они не могут сложиться никаким иным образом. Но кем определены их судьбы? Если они определены самим Богом, то избрание может быть основано не на предузнании, а лишь на суверенной воле Бога. Но если эти судьбы определены не Богом, то кто или что определяет их? Вне всякого сомнения, ни один христианин не скажет, что существует некое мощное существо, не являющееся Богом, которое контролирует судьбы людей. Следовательно, единственным другим возможным решением является предположение, что судьбы определяются некоторой безлич-
13 Арминиане определяющим фактором и спасении считают нечто, заключающееся в самом человеке; это ясно видно из утверждения И. Говарда Маршалла: «Призыв Бога заключается в том, что человек ставится перед выбором: сказать ли ему „да", или „нет" (чего он не может сделать до того, как Бог призовет его; до этих пор он непрерывно пребывает в состоянии „нет")» (I. Howard Marshall, "Predestination in the New Testament", in Grace Unlimited, p. 140). Из этого утверждения Маршалла видно, что главной причиной спасения человека является то, как отвечает человек на призыв Бога: согласием или отказом, а следовательно, спасение зависит от чего-то, что заключается в самом человеке, — от его способности или предрасположенности ответить именно «да», а не «нет».
Глава 31. Избрание и осуждение
ной силой, чем-то вроде рока, который действует во вселенной и определяет весь ход событий. Но чем оборачивается такое решение? Мы жертвуем избранием по любви Бога, Который является личностью, ради разновидности детерминизма, где решающую роль играет безличная сила, и мы уже не обязаны своим спасением Богу.
5) Заключение: избрание безусловно. Опираясь на четыре вышеприведенные соображения, следует отвергнуть мысль о том, что избрание основывается на предузнании Богом нашей судьбы. Мы приходим к выводу, что причиной избрания является суверенный выбор Бога — он предопределил усыновить нас «по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Бог избрал нас просто потому, что возлюбил нас. Не потому, что предвидел в нас веру или какие-то достоинства.
Такое понимание избрания традиционно определяется как «безусловное избрание»14. Оно «безусловно», потому что не обусловлено ничем из того, что Бог видит в нас и что делало бы нас достойными Его избрания|5.
н Безусловное избрание (Unconditional election) — это расшифровка буквы «U» в акрониме TULIP. (Сокращение TULIP — «тюльпан» — построено на заглавных букиах пяти основополагающих доктрин кальвинизма. Расшифровку остальных букв см. ниже. — Примеч. пер.) «Т» означает абсолютную греховность (Total depravity), см. гл. 23; «L» — ограниченное искупление (Limited atonement), см. гл. 26; «1» — непреодолимая благодать (Irresistible grace), см. гл. 33; -Р» — неотступность святых (Perseverance of the saints), см. гл. 39.
ls В реформатских кругах (т. е. среди тех, кто придерживается той формы учения об избрании, которая представлена здесь) имела место дискуссия между сторонниками двух точек зрения, известныхкаксу/7/?ол«лга;щанизл1и инфралапсарианизм. Различие касается предположения о том, что происходило в сознании Бога до сотворения мира. Речь идет не о временном порядке происходившего, а о логическом. В логическом порядке вопрос заключается в следующем: а) Бог сперва решил, что Он спасет некоторых людей, а затем позволил греху проникнуть в мир, чтобы Он мог спасти людей от него (позиция супралап-сариан), или же вес происходило наоборот: б) Бог сперва позволил греху проникнуть в мир, а затем решил, что Он спасет от него некоторых людей (позиция инфралапсариан). Слово «супралапсарианизм» означает «до падения», а линфралапсарианиэм» ~- «после падения». Дискуссия крайне сложна и умозрительна, поскольку прямых библейских сведений на этот счет практически нет. Достойные внимания аргументы выдвигались как в пользу первой, так и в пользу второй точек зрения, и, вероятно, доля истины содержится в каждой из них. Однако в конечном счете мудрее всего признать, что Писание не дает нам возможности проникнуть в эту тайну, и, следовательно, практически бесполезно пытаться сделать это.
Л решил упомянуть данную дискуссию в этом учебнике лишь потому, что слова «суп-ршпеарианизм* и «инфралапсарианизм» иногда используются в богословских кругах как синоним В высшей степени абстрактных и темных богословских дискуссий, и мне показалось необходимым просто проинформировать читателя о природе этого спора и о значении этих терминов. По этой проблематике см.: Berkhof, Systematic Tlieology, pp. 118—125.
Часть V. Учение об искуплении
В. Возражения, выдвигаемые против учения об избрании
Следует отмстить, что учение об избрании втой форме, в которой оно здесь
изложено, вовсе не является общепризнанным во всех христианских церк
вах, от католических до протестантских. Процесс принятия учения в этой фор
ме имеет долгую историю, многие выдвигали против него свои возражения. В
современных евангельских церквах — реформатских и кальвинистских (на
пример, в консервативных пресвитерианских) — такой взгляд принимается;
а также многими лютеранами и англиканами и большинством баптистов и
членов независимых церквей. С другой стороны, такая позиция решительно
отвергается практически всеми методистами, многими членами баптистских,
англиканских и независимых церквей16. Большинство возражений против
учения об избрании являются частными случаями и касаются учения о про
видении, изложенного в гл. 15 (там же содержится и ответ на эти возражения),
ноонекоторыхизнихследуетупомянутьтакжеиздесь..,........... ~,„,..„_.,.
1. Избрание означает, что у нас нет выбора, принять нам Христа или нет.
Если согласиться с этим возражением, то получится, что учение об избрании отрицает призыв Евангелия, обращенный к воле человека, призыв, который предлагает людям сделать выбор — ответить Христу или нет. В ответ на это мы должны сказать, что учение об избрании вполне согласуется с представлением о том, что у нас есть выбор: мы совершаем волевые действия, принимая или же отвергая Христа. Наш выбор является выбором воли, потому что он связан с тем, что мы хотим сделать, и с тем, что мы решаем сделать1'. Это не означает, что
16 Полный обзор возражений, касающихся учения об избрании, вы можете найти в
двух прекрасных, недавно вышедших сборниках статей, написанных с арминианской
позиции, которая отвергает взгляд на избрание, представленный в этой главе; см.: Clark
Н. Pinnock, ed., Grace Unlimited (Minneapolis: Bethany Fellowship, 1975); Clark H. Pinnock,
ed, The CraceofGod, the WlllofManiACaseforArmmianism. В ответ на эти сборники Том Шрай-
нер и Брюс Уэр издали основательный сборник статей реформатских исследователей;
Tom Schreiner, Bruce Ware, The Grace of God, the Bondage of the Will: A Case for Calvinism,
(Baker Book House, Grand Rapids, 1995).
17 Грант Р. Озборн неоднократно подчеркивает, что в текстах, в которых идет речь об
избрании и предопределении, постоянно упоминается человеческое волеизъявление и че
ловеческий выбор {Grant R. Osborne, "ExegeticalNotesonCalvinisI Texts", in Grace Unlimited,
pp. 167—189). Показательною, как Озборн разбирает стих из Деян. 13:48 — «... Уверовали все,
которые были предуставлены к вечной жизни». Он пишет: «Хотя мы и соглашаемся с тем.
что основой здесь является божественное избрание, это не отрицает присутствия человечес
кого волеизъявления, как это видно из контекста» (р. 175). Такое возражение, похоже, под
разумевает, что реформатская точка зрения отрицает человеческое волеизъявление или вы
бор, совершаемый человеком. Однако следует ответить, что, с реформатской позиции, ис
тинное человеческое волеизъявление и воля человека, проявляющаяся в выборе, полностью
признается. Просто реформаты утверждают, что Бог настолько мудр и могуществен, что пре
допределяет наш свободный ответ. Озборн не комментирует прямо эту точку зрения.
Глава 31. Избрание и осуждение
юй оно здесь неких церк-я вэтой фор-)зражения. В истских (на-ринимается; баптистов и [решительно баптистских,;ений против /чения о про-возражения).
шета или нет. е об избрании выв, который тветиаэтомы 1редставлсни-принимая или что он связан с ie означает, что
наш выбор абсолютно свободен, поскольку (как это показано в гл.! 5 о провидении) Бог может полновластно действовать через наши желания. Он гарантирует, что результат нашего выбора будет таков, каким Он его предопределил, и все же это можно рассматривать как реальный выбор, поскольку Бог создал нас и повелел, чтобы выбор человека был реален. Короче говоря, мы можем сказать, что Бог делает так, что мы избираем Христа добровольно. В разбираемом возражении кроется неверное положение о том, что выбор должен быть абсолютно свободен (т. е. что Бог никак не должен влиять на него), чтобы считать его истинным человеческим выбором.
2. Б соответствии с таким определением избрания, наш выбор не является истинным выбором. Продолжая возражение, изложенное в предыдущем параграфе, кто-то может заметить, что если выбор определяется Богом, то он только кажется нам свободным и мы думаем, что он зависит от нашей воли; такой выбор не является абсолютно свободным и поэтому не может быть истинным, реальным выбором. И вновь мы должны ответить, что это неверное определение: нельзя считать, что выбор обязан быть абсолютно свободным и только тогда он может быть истинным и действительным. Ведь если Господь создает нас определенным образом и затем говорит нам, что выбор нашей воли реален и подлинен, то мы должны согласиться, что этот выбор действительно таков. Только Бог может определить, что во Вселенной является подлинным и реальным. Кроме того, где в Писании говорится о том, что наш выбор должен быть свободен от влияния Бога или Его контроля, чтобы считаться реальным и истинным выбором? В Писании ничего подобного не сказано.
,[ можете найти в с ар ми и и ан с кой \ главе; см.: Clark Clark H. Pinnock, рникиТомШрай-t исследователей: Case for Calvinism.
орых идет речь об «изъявление и че-, in Grace Unlimited, -«...Уверовали все, соглашаемся с тем,;\ггстаия человечес-;ение, похоже, под-1зъявление или вы-тской позииии, ис-выборе, полностью яуществен, что пре- эчку зрения.
3. Учение об избрании делает из нас кукол или роботов, а не реальных лич
ностей. В соответствии с этим возражением, если Бог действительно предоп
ределяет наш выбор во всем, что касается спасения, то мы вовсе не являемся
реальными личностями. И вновь следует ответить, что мы созданы Богом и
должны предоставить Ему право решать, что значит быть реальной личнос
тью. Аналогия с «куклами» и «роботами» низводит нас к категории, ниже че
ловеческой, — к категории предметов, созданных людьми. Но истинные че
ловеческие существа стоят гораздо выше кукол и роботов, поскольку у нас
есть истинная воля и мы принимаем волевые решения, основанные па наших
собственных предпочтениях и желаниях. Именно способность принимать во
левые решения отличает нас от большей части творения, которое стоит на сту
пень ниже, чем человек. Мы — реальные люди, сотворенные по образу Божь
ему, и Бог позволил нам совершать подлинный выбор, который оказывает под
линное влияние на нашу жизнь.
4. Учение об избрании означает, что у неверующих никогда не было шан-
сауверовать. Это возражение означает, что если Бог от века положил, что
76S
Часть V. Учение об искуплении
некоторые люди не уверуют, то для них никогда не было истинного шанса уверовать, а это несправедливо. На это возражение есть два ответа. Во-первых, мы должны отметить, что Библия не позволяет нам говорить, что у неверующих нет шанса уверовать. Когда люди отвергали Иисуса, Он всегда возлагал вину за это на них, на их волевое решение, а не на что-либо, установленное Богом-Отцом. «Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:43,44). Он говорит Иерусалиму: «Сколько раз хотел Я собрать детей твоих... и вы не захотели!» (Мф. 23:37, курсив мой. — У. Г.). Он сказал иудеям, которые отвергали Его: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40, курсив мой. — У. Г.). В гл. 1 Послания к Римлянам открыто говорится, что всем людям дано явное откровение от Бога и «им нет прошения» (Рим. 1:20. Прилагательное Ы/акоХЬут\гос„ «не заслуживающий прошения», в синодальной русской версии переведено как «безответный». — Примеч. пер.). Это постоянная тема всего Писания: люди, пребывающие в безверии, остаются таковыми лишь потому, что они не хогят прийти к Богу, и вина за это неверие, всегда возлагается на самих неверующих, а вовсе не на Бога.
На следующем уровне ответом на этот вопрос будет просто ответ Павла на сходное замечание: «Аты кто, человек, что споришьс Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): „зачем ты меня так сделал?"» (Рим. 9:20). ■ ir '■<-.
5. Избрание несправедливо. Иногда люди рассматривают учение об избрании как несправедливое, поскольку оно говорит о том, что одних Бог избирает к спасению, а других решает не спасать. Разве это справедливо?
Наэтоможнодать два ответа. Во-первых, мы должны помнить, что <Эля Бога было бы абсолютной справедливостью вообще никого не спасать, как Он и поступил с ангелами: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4)". Что было бы действительно справедливо со стороны Бога — так это поступить с людьми так же, как и с ангелами, а именно не спасать никого из тех, кто согрешил и восстал против Него. Но если Он все же спасает некоторых, то это является благодатью с Его стороны и далеко выходит за рамки справедливости.
Однако рассуждение можно продолжить и сказать, что со стороны Бога было несправедливо создаватьтех людей, которые, как Он знал, согрешат и будут прокляты и которых Он не освободит. Павел рассматривает это возражение в гл. 9 Послания к Римлянам. Сказав, что Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесто-
18 См. гл. 18, где рассматривается вопрос о том, что со стороны Бога было бы сира-ведливо вообще никого не спасать.
Глава 31. Избрание и осуждение
чает» (Рим. 9:18)1Э, Павел какраз говорит об этом возражении: «Тыскажешьмне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?"* (Рим. 9:19). Вот самая суть возражения, которое обвиннет избрание в несправедливости. Если судьба каждого человека в конечном счете определяется Богом, а не самим человеком (т. е. даже когдалюди совершают выбор, определяющий, будут они спасены или нет, и если Бог так или иначе выступает в качестве причины их выбора, направлял их в ту или иную сторону), то как это может быть справедливым?
Ответ Павла взывает вовсе не к нашей гордости; он не пытается философски объяснить, почему это справедливо. Он просто обращает наше внимание на права Бога как всемогущего Творца: -ггу ж
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделав- ■ шему (его): «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного упо-требления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы имеете явить богатство славы Своей над сосу-дами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Рим. 9:20—24)20.
"Арминианское толкование этого стиха находим у Джека Котгрелла. Он утверждает, что Рим. 9:18 — «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» — говорит не о выборе Богом людей к спасению, а об избрании Им людей для тех или иных дел: «Он избирает кого хочет для служения, а не для спасения» (Jack Cotlrell, "The Nature of the Divine Sovereignly", in The Grace of God, ihe Will of Man, p. 114). Однако такая интерпретация неубедительна, поскольку весь контекст определенно говорит о спасении. Павел говорит: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:2,3), и говорит он это не потому, что иудеи не были избраны для какого-либо служения, а потому, что они не были спасены! В ст. 8 он говорит не о том, что кто-то был избран для служения, а кто-то нет; он говорит о тех, кто может сказать, что они «дети Божий», и кто не является таковым. А в ст. 22 — не о тех, кто упустил возможность принять на себя служение, а о «сосудах гнева, готовых к погибели». Очевидно, что речь здесь идет о спасении.
10 Джеймз Д. Стросс считает, что фразу «сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим. 9) следует понимать как «приготовившие себя» к гневу (James D. Strauss, "God's Promise and Universal History: The Theology of Romans 9", in Grace Unl/miled, p. 200). Но он не привозит ни одного примера употребления возвратной формы употребления глагола кахарх'^а), что было бы убедительным аргументом. В BAGDfpp. 417—418) говорится, что пассив может употребляться в непереходной конструкции (как в том случае, когда мы переводим: «готовые к погибели»), однако не приводится ни одного примера употребления этого глагола в действительном залоге без прямого дополнения. Более того, предположение Стросса о том, что сосуды сами «приготовили себя» к гневу, противоречит контексту: сосуды не делают сами себя, их изготовляет горшечник.
Другое возражение Стросса заключается в том, что, по его мнению, образы горшечника и глины в Рим. 9:20—23 опираются на ветхозаветные тексты, говорящие о призыве Бога свободно избрать покаяние и веру. Он говорит, что это исключает идею о суверенном предопределении со стороны Бога (р. 199). Но здесь Стросс просто неверно понимает позицию реформатов, которые никогда не отрицали ответственность человека за свой выбор.
Часть V. Учение об искуплении
Павел говорит, что есть предел, за которым мы не можем спорить с Богом или ставить под сом некие Его справедливость. Ом свершил то, что Он свершил, в соответствии со Свой высшей волей, Он —Творец; мы — творения, и у нас просто нет оснований обвинять Его в несправедливости или нечестности21. Читая эти слова Павла, мы встаем перед выбором: принять или не принять то, что говорит Бог и что Он делает, просто потому, что Он — Бог, а мы нет. Это тот вопрос, который затрагивает глубочайшие аспекты нашего самосознания как творений и наших отношений с Богом-Творцом.
Возражение о несправедливости принимает несколько иную форму, когда люди утверждают, что со стороны Бога несправедливо спасти некоторых, людей и не спасти всех. Это возражение основано на человеческом представлении о справедливости, которое мы ощущаем интуитивно. В человеческих делах мы признаем, что с равными людьми следует обращаться одинаково. Следовательно, нам кажется справедливым сказать, что если Бог спасет некоторых третняков, то Ему следовало бы спасти всех грешников. Ответить на это возражение можно, только сказав, что мы не в праве навязывать Богу наше внутреннее, человеческое ощущение справедливости. Когда в Писании поднимается эта тема, все сводится к верховной власти Бога как Творца и говорится, что Он в праве сделать со своим творением все, что Ему б