Объяснение и обоснование в Писании. А. Традиционное пятидесятническое понимание

А. Традиционное пятидесятническое понимание

Эта тема стала актуальной в наши дни. Многие христиане говорят, что они испытали «крещение Святым Духом», которое принесло в их жизнь вели­кое благословение. Они утверждают, что молитва и изучение Библии стали гораздо более осмысленными и эффективными, что они открыли новую ра­дость в богослужении и получили новые духовные дары (в особенности, и чаще всего, — говорение на языках).

В 1980-х гг возникло третье обновленческое движение, «третья волна», основате­лем которой стал профессор К. Питер Вагнер (С. Peter Wagner) из Фуллсровской семи­нарии (он говорил о пятидесятническом возрождении как о первой волне возрождающе­го действия Святого Духа в современной церкви, а о харизматическом движении — как о второй волне). Сторонники «третьей волны» призывают людей пользоваться новозавет­ными духовными дарами в наши дни и утверждают, что проповедь Евангелия должна сопровождаться «знамениями и чудесами» точно так же, как и в новозаветные времена. Однако они учат, что крещение Святым Духом происходит со всеми христианами во вре­мя обращения и что последующий опыт правильнее называть «исполнением» Святым Духом. Самым ярким представителем «третьей волны» является Джон Уимбер, старший пастор христианского содружества «Виноградник» в Анахайме, Калифорния (Vineyard Christian Fellowship in Anaheim, California), и лидер ассоциации церквей «Виноградник» (Association of Vineyard Churches). Широким признанием и авторитетом в качестве ис­точников «третьей волны» пользуются следующие книги Уимбера: Power Evangelism (San Francisco: Haiperand Row, 1986; rev. ed., 1992) и Power Healing {San Francisco; Harper and Row, 1987). В обеих книгах в качестве соавтора выступил Кевин Спрингер.

Основным источником по этим трем движениям является следующее издание:
Stanley M. Burgess and Gary В. McGce,eds., Dictionary of Pentecostal and Charismatic Movements
(Grand Rapids: Zondervan, 1988). ;., wr-'-'KyiUJ r*;hs*nriJ*;■ ""■'■■



Часть V. Учение об искуплении


Эта традиционная пятидесяти и ч ее кая или харизматическая позиция под­крепляется Писанием следующим образом:

1) Учениками Иисуса были верующие, рожденные заново задолго до дня
Пятидесятницы, вероятно во время жизни и служения Иисуса, но совершен­
но точно к тому времени, когда Иисус после Своего воскресения «дунул, и
говорит им: примите Духа Святого» (Ин. 20;22).

2) Тем не менее Иисус повелел Своим ученикам: «Не отлучайтесь из Иеру­
салима, но ждите обещанного от Отна» (Деян. 1:4); Он сказал: «Чрез несколь­
ко дней после сего будете крещены Духом Святым» (Деян. 1:5, курсив мой. —
У. Г.). Он также сказал им: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Свя-
тый» (Деян. 1:8). Тогда ученики исполнили это повеление и ждали в Иеруса­
лиме сошествия на них Святого Духа, чтобы получить новую силу для свиде­
тельства и служения.

3) Ученики прождали десять дней, наступил день Пятидесятницы, над их
головами явились языки пламени, «и исполнились все Духа Святого и нача­
ли говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян. 2:4). Это
ясно говорит о том, что они получили крещение Святым Духом (или в Святом
Духе)3. Хотя ученики были рождены заново задолго до Пятидесятницы, во вре­
мя Пятидесятницы они получили «крещение Духом Святым» (так об этом го­
ворится в Деян. 1:5 и 11:16), которое произошло уже после обращения и в ре­
зультате чего они обрели огромные силы к служению и говорение на языках4.

4) Христиане в наши дни, подобно апостолам, должны просить Иисуса о
«крещении Святым Духом» и следовать в этом примеру апостолов5. После
крещения Святым Духом мы получим гораздо больше сил для служения, как

5 Не имеет большого значения, какими словами мы переводим греческое выраже­ние tv nveviuxxi — «в Духе» или «Духом», поскольку оба перевода верны, и в этой дис­куссии обе стороны употребляют эти выражения примерно в одном и том же смысле. Б этой главе употребляется выражение «Святым Духом». Я не провожу различия между двумя этими выражениями. {Однако см. ниже об утверждении пятидесятников о ток, что крещение Святым Духом [как в I Кор. 12:13] не одно и тоже, что крещение во Сва­том Духе.)

4 Большинство пятидесятников, рассматривая вопрос о крещении Святым Духом,
утверждают, что говорение на языках есть «знак» того, что человек крещен Святым Ду­
хом, и что этот знак дается всем, кто был крещен Святым Духом, хотя и не все будут
иметь дар говорения на языках впоследствии.

5 Я сам лично, будучи студентом-первокурсником, услышал такое учение о креще­
нии Святым Духом в 1967 г. и затем уединенно молился, как мне это и рекомендовали.
сперва раскаявшись во всех известных мне грехах. А затем я еще раз передал контроль
над всеми сферами моей жизни Богу и попросил Иисуса крестить меня Святым Духом.
Конечно, сейчас я по-иному воспринимаю этот опыт, дай выразил бы это тогда другими
словами (см. ниже), но результат, несомненно, был положительным и длительным; он
выражался, в частности, в более глубокой любви к Христу и гораздо большей эффектив­
ности в личном служении..


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом






это произошло в жизни учеников Иисуса, и это часто (или даже всегда, как утверждают многие) также выражается в говорении на языках.

5) Подтверждение этой последовательности — в соответствии с которой люди сперва рождаются вновь, а затем получают крещение Святым Духом — находим во многих местах Деяний Апостолов. Например, в гл. 8, где жители Самарии сперва стали христианами, когда «поверили Филиппу, благовеству-ющему о Царствии Божисм и о имени Иисуса Христа» (Деян. 8:12), и лишь позже получили Духа Святого, когда апостолы Петр и Иоанн пришли из Иеру­салима и стали молиться о них {Деян. 8:14-17)6.

В Деян. 19 описывается, как Павел прибыл в Эфес и нашел там «некото­рых учеников» (Деян. 19:1), «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:6).

Все эти примеры {Деян. 2,8, иногда 10 и ] 9)7 цитируются пятидесятника­ми, чтобы показать, что «крещение Святым Духом» после обращения проис­ходило очень часто в новозаветные времена. А если, рассуждают они, для хри­стиан, о которых говорится в Деяниях Апостолов, было естественным пере­живать подобный вторичный опыт после обращения, то это должно быть естественным и для нас сегодня.

Мы можем проанализировать тему крещения Святым Духом, поставив три вопроса: 1) Что означает выражение «крещение Святым Духом» в Новом Завете? 2) Как нам следует понимать тот «вторичный on ыт» верующих, о ко­торых говорится в Книге Деяния Апостолов? 3) Есть ли другие библейские выражения, такие, как «исполнение Святым Духом», которые лучше подхо­дят для описания обретения силы Святого Духа после обращения?





Б. Что в Новом Завете означает выражение «крещение Святым Духом»?

В Новом Завете есть только семь мест, где говорится о крещении Святым Духом (в английских переводах в этих отрывках употребляется предлог with, a не in). Вот эти семь отрывков8:

6 Другой пример — это Корнилий (Деян. 10). Он был благочестивым человеком, по­стоянно молившимся Богу (Деян. 10:2), и когда Петр проповедовал ему и его домочад­цам, то произошло нечто необычное. Петр и бывшие с ним «изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников; ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деин. 10:45,46).

; Иногда также приводят в пример обращение Павла (Деян. 9:17). Однако поведе­ние Павла, его жестокое гонение на церковь, говорит о том, что он не был рожден заново до того, как пережил определенный опыт на дороге в Дамаск. Но многие видят похожую схему; обращение на дороге в Дамаск и затем обретение Святого Духа через Ананию гремя днями позже.

'Во всех этих отрывках курсив мой. — У. Г. V:«.*},." vi,. ■■■!■.■; -. -v.ir.^i... <



Часть V. Учение об искуплении




Четыре стиха, где Иоанн Креститель говоритоб Иисусе и предсказывает, что Он будет крестить людей Святым Духом: ■> Уло<.-л >;.>■ iun«uiuj-*4 *■..

Мф. 3:11: «Я крещу вас в воде r покаяние, но Идущий за мною силь­нее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Мк. 1:8: «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Свя­тым».

Лк. 3:16: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которо­го я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

Ин. 1:33: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «„на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым"».

Из этих четырех текстов оченьтрудно сделать вывод, что же такое в дейст­вительности крещение Святым Духом. Мы узнаем, что Иисус — это Тот, Кто будет производить такое крещение, и что крестить Он будет Своих последова­телей. Однако здесь не дается никаких дальнейших уточнений.

Следующие два отрывка говорят непосредственно о Пятидесятнице:

Деян. 1:5 [Иисус говорит|: «Иоанн крестил водою, а вы чрез несколь­ко дней после сего будете крещены Духом Святым».

Деян. 11:16 [Здесь Петр ссылается нате слова Иисуса, которые были процитированы выше. Он говорит]: «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Свя­тым».

Эти два отрывка показывают, что, какбы мы ни понимали крещение Свя­тым Духом, оно несомненно произошло в день Пятидесятницы, как это опи­сано в Дея н. 2, когда Святой Дух с великой силой снизошел на учеников и на тех, кто был с ними, и они стали говорить на иных языках, и около трех тысяч человек были обращены (Деян. 2:14).

Важно отдавать себе отчет в том, что все шесть стихов содержат в себе почти в точности одно и то же выражение на греческом, различия касаются только порядка слов и употребленного грамматического времени, а в одном примере это предложение скорее подразумевается, чем явно высказывается9.

Остается еще одно упоминание в Новом Завете — 1 Кор. 12:13: «Ибо все
мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свобод-
ные.ивсенапосныоднимДухом». ■ ' ;-, ■„ '. ■ ■

1 ■ (i'" P"W I!1!

9 Во всех шести отрывках употреблен глагол jlanx%w («крестить») и местоименное выражение kv nvevftati а/'щ («Святым Духом» или «в Святом Духе»), за исключением Евангелия от Марка, где опущен предлог kv. Но и в этом случае различия в значении нет никакого, поскольку сам по себе дательный падеж может иметь абсолютно тот же смысл, что и предлог ev плюс дательный падеж. Матфей и Лука добавляют: «и огнем».



Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом




Вопрос заключается в следующем: в 1 Кор. 12:13 идет речь о том же са­мом, что и в других шести отрывках? Во многих английских переводах чита­ем: «by one Spirit», т. е. грамматическая конструкция здесь иная10. Те, кто под­держивает пятидесятническую точку зрения о крещении Святым Духом пос­ле обращения (baptism in The Holy Spirit), склонны полагать, что здесь речь идет не о крещении Святым Духом, и часто подчеркивают различие, которое наблюдается в английском переводе. Во всех других шести отрывках Иисус — это Тот, Кто совершает крещение, а Святой Дух — это «стихия» (аналогичная воде в физическом крещении), в которой или которой Иисус совершает кре­щение. А в I Кор. 12:13, продолжают свое рассуждение пятидесятники, мы имеем дело с чем-то иным — здесь крещение совершается не Иисусом, а Свя­тым Духом. Поэтому, заключают они, 1 Кор. 12:13 не следует принимать в рас­чет, если есть желание понять, что в Новом Завете подразумевается под «кре­щением Святым Духом»11.

Этот момент очень важен в позиции пятидесятников, поскольку если мы признаем, что в 1 Кор. 12:13 речь все же идет именно о крещении Святым Ду­хом, то очень трудно говорить о том, что такой опыт происходит после обра­щения. Здесь Павел говорит, что это крещение сделало нас членами тела Хрис­това—«Все мы одним Духом крестились в одно тело» (] Кор. 12:13). Но если речь здесь идет о том же самом, что и в предыдущих шести отрывках, то Павел говорит о том, что это произошло с коринфянами тогда, когда они стали чле­нами тела Христова—т.е. когда они стали христианами. Итак, это было кре­щение, в результате которого они стали членами тела Христова — церкви. Та­кое заключение вызывает большое затруднение для тех, кто отстаивает пяти­десятническую позицию о том, что крещение Святым Духом происходит после обращения, а не во время обращения.

Могут ли пятидесятники настаивать, что предыдущие шесть стихов го­ворят о крещении, производимом Иисусом, которым Он крестит нас в Святом Духе (Святым Духом), а в I Кор. 12:13 говорится о чем-то другом: о крещении, производимом Святым Духом? Хотя на основании английских переводов и создается впечатление, что такое мнение обоснованно, исследование гречес­кого текста опровергает эго, поскольку здесь грамматическая конструкция практически идентична тем выражениям, которые мы находим в других шес­ти стихах. Павел говорит: kv evi nvstjiaxi... кралт'ктвщеи («одним Духом крестились»). За исключением небольшого различия (он говорит об «одном Духе», а не о «Святом Духе»)12, все прочие элементы '[еже самые: употребляется




10 В приведеннных выше шести отрывках английские переводы дают in ihe Spirit или with the Spin!. Русский синодальный перевод во всех семи случаях дает творительный падеж: «Духом». Разбор греческого текста автор приводит ниже. — Примеч. пер.

1' То есть «baplism in the Holy Spirit» есть явление, отличное от того, что английская версия называет «baptism with/by the Holy Spirit». — Примеч. пер.

12 В контексте, где он постоянно говорит о Святом Духе и духовных дарах, едва ли ложно сомневаться в том, что он имеет в виду Снятой Дух.



Часть V. Учение об искуплении

тлагол panvifa, а предложная конструкция содержит те же самые слова (if плюс существительное в дательном падеже ятщссп). Если мы переводим одно и то же греческое выражение как «крестить Святым Духом» (или «крестить во Святом Духе») в других шести местах Нового Завета, где имеется это выраже­ние, то совершенно уместным было бы перевести его таким же образом и в седьмом случае, поскольку слова везде одинаковые13.

Но почему же современные английские переводы отдали предпочтение варианту «By one Spirit we were all baptized into one body», позволив тем самым пятидесятникам отстаивать свою позицию? Прежде всего мы должны отме­тить, что NASB дает in в качестве атьтернативного варианта, а N1V — как in, так и with. В этих переводах предлог Ау введен, судя по всему, по той причине, что переводчик стремился избежать указания на два «места» крешения вод­ном и том же предложении. В этом предложении уже говорится, что крещение производится «в одно тело», и переводчик решил избежать конструкции «in one Spirit we were all baptized into one body». Однако в таком повторении пред­логов нет никакого затруднения, так как Павел говорит об израильтянах: «И вес крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10:2) — очень близкое по структуре высказывание, где облако и море — это «стихии», которые окружа­ли или охватывали израильский народ, а Моисей означает новую жизнь учас­тия в завете Моисея с Богом и единство народа Божьего (ведомого Моисеем), котороесталохарактеризоватьизраильтянпослетого.какони прошли сквозь облако и море. Не было двух мест одного крещения, но в одном случае гово­рится о стихии, в которой они были крещены, а в другом — о месте, в котором они оказались после крещения. Это очень похоже на 1 Кор. 12:13: Святой Дух был стихией, в которой они были крещены, а тело Христово, церковь, было местом, в котором они оказались после крещения14. Стольже уместным пред-

13 Что и сделано в русском синодальном переводе. — Примеч. пер.»'.'!".. '■

ы В пользу мнения, что греческое выражение в ] Кор. 12:13 означает то же самое
крещение Святым Духом, что и в других шести случаях, свидетельствуют также и дан­
ные грамматики: если бы Павел хотел сказать, что крещение в данном случае произво­
дит Святой Дух, он употребил бы другую грамматическую конструкцию. Если в Новом
Завете кто-либо принимает крещение от кого-либо, то используется предлог Ьпдс суще­
ствительным в родительном падеже. Именно таким образом новозаветные авторы гово­
рят о том. что люди были крещены Иоанном Крестителем (Мф. 3:6; Мк. 1:5; Лк. 3:7), или
о том, что Иисус был крещен Иоанном (Мф. 3:13; Мк. 1:9), или о том, что фарисеи небыли
крещены Иоанном (Лк. 7:30), или о том, как Иоанн Креститель сказал Иисусу: -Мне
надобно креститься от Тебя» (Мф. 3:14). Таким образом, если бы Павел хотел сказать,
что коринфяне были крещены Святым Духом, то он употребил бьт предлог 1ж6 с суще­
ствительным в родительном падеже, а не предлог hv с существительным в дательном
надеже. В Новом Заве1е логическое подлежащее, т. е. обозначение агента действия, вы­
ражается конструкцией Ьлд с родительным падежом при глаголе в страдательном зало­
ге. Более подробную аргументацию мнения, что в ] Кор. 12:13 речь идет О крещении
Святым Духом, см.: М. J. Harris, "Prepositions and Theology in the Greek New Testament".
In NfDNTT. vol. 3, p. 1210.;.,,.,..... „ -;,..,-.... -............„.,,,.,....■.<..^,,■*,*■-««-' ■- - .■:


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духам


В67




ставляется заключить, чтоб 1 Кор. 12:13 говоритсяо крещении «Духом» или «в Духе», но о том же самом, что и в шести других приведенных отрывках.

Однако выводы из этого утверждения имеют для нас очень большое зна­чение: это означает, что если уж речь идет об апостоле Павле, то крещение Святым Духом происходило во время обращения. Он говорит о том, что ко­ринфяне были крещены Святым Духом и в результате стали членами тела Христова: «Ибогссе мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13). Таким образом, выражение «крещение святым Духом» должно обозначать деятельность Святого Духа в начале христианской жизни, когда Он дает нам новую духовную жизнь (или рождение свыше), очищает нас и дарует нам силы порвать с грехом нелюбовью к греху (начальная стадия освящения). Таким образом, «крещение Святым Духом» — это все то, что Святой Дух про­изводит в самом начале христианской жизни. Но это выражение не может означать ничего из того, что происходит после обращения, как это утверж­дают пятидесятники15.

15 См.: Howard M. Ervin, Conversion-Initiation and the Baptism in the Holy Spirit (Peabody, Mass.: Hendrickson, 1984), pp. 98—102; здесь утверждается, что в 1 Кор. 12:13, независи­мо от того, как это место переводят, говорится о начале христианской жизни. Но затем автор замечает, что в следующем предложении — «все напоены одним Духом» — гово­рится об обретении силы к служению. Автор также говорит, что Павел употребляет вы­ражение «крещение Святым Духом» в ином значении, чем в других шести случаях упо­требления этого выражении в Новом Завете. Таким образом, автор явно допускает тол­кование 1 Кор. 12:13,которое отличается от пятидесятнического;он утверждает при этом, что Павел употребляет то же самое выражение в другом значении. Однако этот аргумент не выглядит убедительным. Маловероятно, чтобы Лука, который сопровождал Павла в его миссионерских путешествиях и который, вероятно, был вместе с Павлом в Риме, когда писал Деяния Апостолов (Деян. 28:30,31), употреблял это выражение в ином смыс­ле, чем Павел, или чтобы Павел употреблял это выражение в ином смысле, чем Мат­фей, Марк, Лука и Иоанн.

См. также: John P. Baker, Baptized in One Spirit (Plainfield, N. L: Logos Books, 1970),
pp. IS—25, где предпринимается еще одна попытка опровергнуть наши выводы по 1 Кор.
12.13. Автор утверждает, что 1 Кор. 12:13 не означает, что мы были крещены водно тело,
и предлагает вариант, что мы были крещены «ради одного тела Христа» (р. 24). Однако
аргументы Бейксра неубедительны, поскольку слово «ибо» в начале ст. 13 показывает,
что это подтверждение мысли, изложенной в ст. 12, где Павел говорит, что мы — многие
члены, но составляем одно тело. Но для того, чтобы ст. 13 показывал, что все христиане —
члены одного тела, необходимо, чтобы ст. 13 сообщал, что мы все—члены одного тела и
что Павел имеет в виду именно это, когда говорит, что мы все были крещены в одно тело.
Мнение Бейкераотом,чтоэто происходит только с теми людьми, «которые уже являют­
ся членами тела Христа, и для того, чтобы дать им силу эффективно служить» (р. 24),
выглядит неубедительно, если вспомнить утверждение Павла о том, что все христиане
были крещены в одно тело. Кроме того, крещение ради тела (именно такое значение
видит в этом Бейкер) предполагает очень необычное понимание предлога ei^— если бы
Павел имел в виду именно это, он сказал бы нечто вроде Svekcc, «ради», или Ья£рс роди­
тельным падежом, в смысле «ради, для». ■„,... _.. „,.,._.,-,._..,...„.-,,,...............


Часть V. Учение об искушении

Но как нам понимать упоминания о крещении Святым Духом в Деян. 1:5 и 11:6, которые повествуют о дне Пятидесятницы? Разве это не был момент, когда ученики, будучи уже перерожденными Святым Духом, теперь испытали новое обретение силы Святого Духа, которое дало им способность эффектив­но служить?

Верно: ученики были «рождены заново» задолго до Пятидесятницы, и даже, вероятно, задолго до того, как Иисус дунул на них и сказал им принять Святого Духа, как это описано в Ин. 20:22|6. Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин. 6:44), но ученики, несо­мненно, пришли к Иисусу и последовали за Ним (хотя осознание того, Кем Он был, появилосьлишь со временем). Безусловно, тот факт, что Петр сказал Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16), свидетельствует о перерождающем действии Святого Духавсго сердце. Иисус сказал ему: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, суший на небесах» (Мф. 16:17). А Своему Отцу Иисус сказал о Своих учениках: «Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли иуразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверо­вали, что Ты послал Меня. <...>... Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и ни­кто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» (Ин. 17:8,12, курсив мой. — У. Г.). Ученики иногда были «маловерны» (Мф. 8:26), но у них была вера! Нет никакого сомнения в том, что они были перерождены задолго до дня Пятидесятницы17.

Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что Пятидесятница есть нечто большее, чем индивидуальное событие в жизни учеников Иисуса и тех, кто был с ними. День Пятидесятницы был точкой перехода от старого труда завета и служения Святого Духа к новому труду завета и служению Святого Духа. Конечно же, Святой Дух действовал в течение всего ветхозаветного пе-

16 Когда Иисус дунул на своих учеников и сказал им: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22), видимо, это было пророчество, данное в форме действия, пророчество о том, что произошло в день Пятидесятницы. В этом контексте — буквально в предыдущем стихе — Иисус сказал им о том, что произойдет только в Пятидесятницу: «Как послал Меня Отец, так И Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Но, даже несмотря на то что Он сказал это до того, как вознесся на небеса, реально Он не посылал их на проповедь Евангелия до дня Пятидесятницы. Таким образом эти слова относились к будущему, к тому, что про­изошло в Пяти десяти и ну. Лучше всего понимать слова из следующего стиха («Примите Духа Святого») таким же образом — Он заранее говорил о том, что произошло позднее, в день Пятидесятницы. В тот день они получили силу Святого Духа во всей полноте нового завета, гораздо большую силу Святого Духа, чем ту, которой они обладали прежде.

" Я не хочу сказать, что опыт рождения свыше верующих ветхого завета был таким
же, как опыт верующих нового завета. Хотя дальнейшее рассмотрение показывает, что
действие Святого Духа при ветхом завете было менее мощным, различие определить
очень трудно, поскольку Писание дает мало информации об этом. Но тот факт, что в
ветхозаветных верующих не было спасительной веры, дает нам основания полагать, чю
в них происходила определенная перерождающая работа Святого Духа, которая и давала
им силу верить. (Вопрос о рождении свыше рассматривается в гл. 33.) -<i -ю"--..н


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом




\


риода. Он носился над водой в первый день творения (Быт. 1:2), давал людям силу служить Богу, быть вождем, пророчествовать (Исх. 31:3; 35:31; Втор. 34:9; Суд. 14:6; 1 Цар. 16:13; Пс. 50:11 и др.). Но в то время труд Святого Духа в индивидуальной жизни был, в целом, менее мощным.

Существует множество указаний на менее мощный и менее распростра­ненный труд Святого Духа в период ветхого завета. Святой Дух мощно явился с силой для служения лишь некоторым людям (см., напр.: Чис. 11:16,17), а Моисей.лишь мечтал о том дне, когда Святой Дух излился бы на весь народ Божий: «О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Гос­подь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29). Помощь Святого Духа в осо­бом служении можнобыло утратить, как этобыловжизниСаула(1 Цар. 16:14) и как того боялся Давид (Пс. 50:11). Если говорить о духовной силе в жизни людей Божьих, то против владычества сатаны сил было мало. Это привело к неэффективной проповеди народам, обитавшим по соседству с Израилем, и не было даже примера изгнания бесов18. Ветхозаветный труд Святого Духа практически полностью ограничивался пределами народа Израиля, но в пе­риод Нового Завета было устроено «жилище Божие» — церковь, которая объ­единила как язычников, так и иудеев в теле Христовом.

Более того, ветхозаветные люди Божьи надеялись на эру «нового завета», когда труд Святого Духа стал бы гораздо более мощным и распространенным (Чис. 11:29; Иер. 31:31-33; Иез. 36:26,27; Иоил. 2:28,29).

В начале Нового Завета мы видим Иоанна Крестителя, последнего ветхо­заветного пророка. Иисус сказал: «Из рожденных женами не восставал боль­ший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. <...>...Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11:11 — 14). Иоанн знал, что он кре­стил водой, а Иисус будет крестить Духом Святым (Ин. 3:16). А потому Иоанн Креститель жил все еще при ветхозаветном труде Святого Духа.

В жизни Иисуса мы впервые видим новозаветную силу Святого Духа в действии. Святой Дух сходит на Него во время крещения (Лк. 3:21,22), а по­сле искушения «возвратился Иисус в силе духа в Галилею» (Лк. 4:14). После этого мы увидели, как именно действует новозаветная сила Святого Духа, поскольку Иисус начал изгонять бесов словом, исцелять всех, кого к Нему

18 Пример в Ветхом Завете, наиболее близкий к изгнанию бесов, обнаруживаем лишь б истории о том, как злой дух отступал от Саула, когда Давид играл на лире (1 Цар. 16:23), но это едва ли можно сравнить с эффективным и бесповоротным изгнанием бесов, кото­рое мы видим в Новом Завете.

" Безусловно, в Ветхом Завете есть примеры, когда люди были одарены Богом и получали силу Святого Духа, — Моисей, Давид, Даниил, многие из пророков и даже Самсон получил необычайную силу от Святого Духа на особое служение. Но их опыт не был типичным для многочисленного народа Божьего, представители которого были спасены верой, поскольку верили в обещанный приход Мессии, но не испытывали та­кого новозаветного излияния Святого Духа, которое мы испытываем в наши дни.



Часть V. Учении об искуплении


приносили, и властно учить народ так, как прежде не слышали, чтобы кто-нибудь учил (см.: Лк. 4:16-44 и др.)

Тем не менее ученики не получают такой полной новозаветной силы для служения до дня Пятидесятницы — Иисус велит им ожидать в Иерусалиме и обещает: <■ Вы примете силу; когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. 1:8, кур­сив мой. — У. Г.). Это был также и перелом в жизни учеников (см.: Ин. 7:39; 14:17; 16:7; Деян. 2:16). Обещание Иоиля о том, что Святой Дух придет в ново­заветной полноте, исполнилось (Деян. 26:16), поскольку Иисус вернулся на небеса и получил власть излить Святой Дух в новой полноте и силе (Деян. 2:33).

К каким результатам в жизни учеников это привело? Верующие, которые прежде имели ветхозаветный опыт действия Святого Духа, получили вдень Пятидесятницы более мощный, новозаветный опыт действия Святого Духа20. Они получили гораздо большую «силу» (Деян. 1:8), силу жить христианской жизнью и нести христианское служение.

Этот переход от ветхозаветного опыта действия Святого Духа к новоза­ветному опыту действия Святого Духа можно увидеть на рис. 38.121.

На этом рисунке тонкая полоса внизу показывает менее мощное действие Святого Духа в индивидуальной жизни в эпоху Ветхого Завета. Широкая по­лоса показывает более мощную работу Сиятого Духа в индивидуальной жиз­ни, которая началась со дня Пятидесятницы. Линии «этот век» и «будущий век» теперь наложились друг на друга, поскольку силы будущего века про­рвались в нынешний век зла, так что христиане живут в «наложении веков». Пунктирные лин ии показывают, что еще прежде Пятидесятницы, во времена Иисуса, более мощная работа Святого Духа уже начала свое действие, таким образом предвосхищая (и даже превосходя) то, что еще только должно было произойти вдень Пятидесятницы32.

!0Эрвин (Conversion-Initiation, pp. 14, 15—19) говорит, что новозаветная эпоха нача­лась не в день Пятидесятницы, а ранее —во время смерти Иисуса. Это, безусловно, так, но пело не совсем в этом. Мы не стремимся доказать, что сама эра Нового Завета нача­лась в день Пятидесятницы, но тот факт, что новозаветный опыт действия Святого Духа получил начало в Пятидесятницу, потому что именно тогда Иисус излил Святой Дух в новозаветной силе и полноте (Деян. 2:33; ср.: 1:4,5).

Эриин также считает, что день Пятидесятницы — это не рубеж, перейдя который ученики вошли в период Нового Завета; в этот день они просто получили от Святого Духа «силу к служению» (pp. 17, 18). Но у Эрвина снова наблюдается неверное разделение. Здесь дело не в альтернативе «или/или», а в сочетании «и/и»: в день Пятидесятницы ученики и обрели новозаветный опыт действия Святого Духа, и (конечно же) получили новые силы к служению вместе с вновь обретенным опытом.

21 Я взял этот рисунок из книги: George Ladd, A Theology of the New Testament (Grand
Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 68, 69.

22 Из-за того, что ученики постоянно были с Иисусом, они также получили какую-
то часть силы Духа, которая должна была явиться в Пятидесятницу, что проявилось в
исцелении больных и изгнании бесов (ср.: Лк. 9:1; 10:1,8,17-20 и многие другие стихи).


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом




 
 

Новозаветный опыт действия Святого Духа

Будущий Пятидесятница век

I 1

Этот век Ветхозаветный опыт

действия Святого Духа


Пришествие Христа



\


Рис.

Эта новозаветная сила сделала более эффективным свидетельство и слу­жение учеников (Деян. 1:8; Еф. 4:8,11 — 13); дала им гораздо большую власть в борьбе с грехом, что произошло как в их собственной жизни, так и в жизни всех верующих (отметим, что Павел подчеркивает силу воскресшего Христа, которая действует в нас; см.: Рим. 6:11-14; 8:13,14; Гал. 2:20; Флп. 3:10); а также дала власть побеждать сатану и бесовские силы, которые нападают на верую­щих (2 Кор. 10:3,4; Еф. 1:19-21; 6:10-18; 1 Ин.4:4). Эта новозаветная сила Свя­того Духа проявилась также в широко распространенном, а потому мало извест­ном распределении даров к служению среди всех верующих (Деян. 2:16—18; 1 Кор. 12:7; 1 Пет. 4:10; ср.: 4ис. 11:17, 24-29). Эти дары носили коллектив­ный характер, потому что они распределялись не индивидуально, а для сози­дания тела Христова (1 Кор. 12:7; 14:12). Это также означало, что Евангелие уже действовало не только в отношении иудеев, теперь все народы и нацио­нальности должны были услышать Евангелие в силе и объединиться в одну церковь, к славе Божьей (Еф. 2:11 — 3:10)23. День Пятидесятницы, несомненно, был моментом выдающегося перехода во всей истории спасения, как мы видим в Писании. Это был выдающийся день в истории мира, потому что в этот день Святой Дух начал действовать в народе Божьем с новозаветной силой.

Этот факт помогает нам понять, что именно произошло с учениками вдень Пятидесятницы. Они получили эту удивительную новую силу Святого Духа. потому что жили в период перехода от ветхозаветного действия Святого Духа

21 Святой Дух обычно приходил в силе к группам людей, а не к отдельным личнос­тям (так в Деян. 2:4; 8:17; 10:44; 19:6, но иначе дело обстояло с обращением Савла, см.: Деян. 9:17,18). Новая община, скрепленная взаимной любовью, ясно показывала, что

Святой Дух излился именно таким образом (см.: Деян. 2:41—47).



Часть V. Учение об искуплении


к новозаветному действию Святого Духа. Потому это и стало «вторичным опы­том» действия Святого Духа, происшедшим спустя долгое время после их об­ращения. И нам не следует стремиться к тому же, поскольку мы живем не в период перехода, связанного с действием Святого Духа. Тогда верующие с ветхозаветной силой Святого Духа стали верующими с новозаветной силой Святого Духа. Но в наши дни мы не становимся сначала верующими с более слабым, ветхозаветным действием Святого Духа в наших сердцах и не ждем, что позднее получим новозаветную силу Святого Духа. Мы, напротив, нахо­димся в таком же положении, как и те люди, которые стали христианами в коринфской церкви. Став христианами, «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:13, курсив мой. — У. Г.) —точно так же, как и коринфя­не, и также, как и множество верующих во множестве церквей, которые были обращены во время миссионерских странствований Павла.

И в заключение следует отметить, что ученики действительно испытали «крещение Святым Духом», которое произошло в день Пятидесятницы, уже после их обращения. Но это произошло потому, что они жили в уникальном периоде истории, так что нам не следует стремиться получ ить опыт, который был бы подобен их опыту.

Что нам сказать о выражении «крещение Святым Духом»? Это выраже­ние новозаветные авторы употребляют для того, чтобы обозначить обретение новозаветной силы Святого Духа. Это случилось с учениками в день Пятиде­сятницы, но с нами и с коринфянами это случилось во время обращения34.

Это выражение не потреблялось новозаветными авторами для обозначе­ния обретения силы Святого Духа, которое происходило бы после обращения.

В. Как нам следует понимать «вторичный опыт», описанный в Деяниях Апостолов? '*', 1

Но даже если мы верно поняли опыт учеников в день Пятидесятницы, опи­санный в Дсян. 2, разве нет здесь других примеров «вторичного опыта» обре-

24 Мой студент Джсймз Ренеган (James Rcnehan) в длинном письменном докладе стремился доказать, что крещение Святым Духом, хотя и происходит одновременно с обращением, должно быть рассмотрено как отдельный пункг «порядка спасения» (см. гл. 31). Он отмечает, что крещение Святым Духом Fie совпадает в точности ни с одним из элементов порядка спасения (таких, как рождение свыше или обращение) и может быть названо «принятием Святого Духа» (см.: Деян. 8:15; 19:2,6; Рим. 8:9,11; Гал. 3:2). Идея Ренегана явно отличается от харизматического учения о крещении Снятым Духом, кото­рое, по их мнению, происходит после обращения. Он утверждает, что крещение Святым Духом сопровождает истинное обращение и всегда происходит во время обращения. Та­кое предположение, безусловно, заслуживает внимания. И хотя я и не учитываю его в этой главе, считаю, что следует рассмотреть его более детально. Оно не будет противоре­чить той точке зрения, которая изложена в этой главе.


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом




I


тения силы Святого Духа после обращения? Например, в гл. 8 (в Самарии), в гл. Ю(вдомеКорнилия)ивгл. 19 (ученики в Эфесе)?

Эти примеры также не могут быть убедительными аргументами в пользу пятедесятнического учения о крещении Святым Духом. Во-первых, выраже­ние «крещение Святым Духом» обычно не употребляется в отношении ни од­ного из этих событий35. Однако еще более важно то, что только тщательное исследование показывает нам, что же собственно произошло в каждом из этих случаев.

В Деян. 8:4-25 самаряне «когда поверили Филиппу, благовествующемуо Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и жен­щины» (Деян. 8:12). Есть мнение, что самаряне тогда не обрели истинной спа­сительной веры26. Однако в тексте нет никаких указаний на то, что Филипп не обладал достаточным пониманием Евангелия (он был заметной фигурой в иерусалимской церкви). Нигде не сказано, что сам Филипп считал их веру в Христа в каком-либо смысле неадекватной, поскольку он позволил им при­нять крещение (Деян. 8:12).

Гораздо правильнее было бы объяснить это так: Бог, в провидении Своем, решил даровать самаря нам новозаветную силу Святого Духа непосредствен­но через руки апостолов (Деян. 8:14-17)27, чтобы показать руководителям иерусалимской церкви, что самаряне не граждане второго сорта, а полно­правные члены церкви. Это было важно из-за исторически сложившейся вражды между иудеями и самарянами («Иудеи с Самарянами не сообщаются», Ин. 4:9) и потому, что Иисус дал указание о том, что распространение Еванге­лия в Самарии должно стать следующим глазным шагом после проповеди в Иерусалиме и в прилегающем к нему районе Иудеи: «Будете Мне свидетеля­ми в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Таким образом, событие, описанное в Деян. 8, было своего рода «самаритян­ской Пятидесятницей», особым излиянием Святого Духа на народ Самарии, где были потомки как иудеев, так и язычников, чтобы всем стало очевидно, чтополное новозаветное благословение и полная сила Святого Духа пришла также и кэтой общности людей, что она не была предназначена исключительно

!5 Единственное исключение — Деян. ] 1:15—17. Хотя в этом месте нисхождение Святого Духа на домочадцев Корнилия и не названо «крещением Святым Духом», тем не менее когда Петр говорит: «Сошел на них Дух Святый, как и на нас в начале», а затем вспоминает слова Иисуса о крещении Святым Духом, он явно имеет в виду, '[то домочадцы Корнилия были крещены Духом Святым, когда он им проповедовал (ср.: Деян. 10:44-48).

26 Такой точки зрения придерживается Джеймз Данн: James Dunn. Baptism in the Holy Spirit (London: SCM, 1970), pp. 55-72.

11 В этой части мои рассуждения весьма соответствуют выводам Джона Стотга: John Stott, Baptism and Fulness, 2d ed. (Leicester and Downers Grove, Ш.: InlerVarsiiy Press. 1976), pp. 31-34.



Часть V. Учение об искуплении


иудеям. И поскольку это было особое событие в истории спасения, в наши дни мы не должны стремиться повторить этот опыт в том виде, как мы нахо­дим его в Деян. 8. Это лишь часть перехода от ветхозаветного опыта действия Святого Духа к новозаветному опыту действия Святого Духа.

Ситуация, описанная в Деян. 10, менее сложна, поскольку нам даже не ясно, был ли Корнилий истинным верующим до того, как Петр пришел к нему с проповедью. Нет никакого сом нения в том. что он не верил в Христа ради спа­сения. Он, скорее всего, язычник, и его обращение — один из первых приме­ров того, как Евангелие распространялось «даже до края земли» (Деян. l:8);s. Безусловно, нельзя думать, что Корнилий сперва уверовал в смерть и воскре­сение Христа ради своего спасения, а л ишь только потом пережил некий вто­ричный опыт, уже после обращения.

В Деян. 19 мы снова встречаемся с ситуацией, в которой люди, в общем-то, не слышали Евангелия спасения через Христа. Они, вероятно, слышали проповедь Иоанна Крестителя или беседовали с теми, кто слышал Его пропо­ведь, а затем были крещены «во Иоанново крещение» (Деян. 19:3) в знак того, что они раскаиваются в своих грехах и готовятся к пришествию Мессии. Они совершенно точно не слышали о смерти и воскресении Христа, поскольку даже не слышали о существовании Святого Духа (Деян. 19:2)! Тогда какте, кто при­сутствовал при событиях, происшедших в Пятидесятницу, или слышал про­поведь в день Пятидесятницы, просто не могли не знать о существовании Свято го Духа. Очень похоже на то, что крещенные в Иоанново крещение даже не слышали, что Иисус пришел, жил и умер, поскольку Павлу пришлось объяс­нять им: «Иоанн крестил крещением, покаяния, говоря людям, чтобы всровачи в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4, курсив мой, — У. Г). Таким образом, эти «ученики» в Эфесе не обладали ни новозаветным понима­нием, ни новозаветной верой, и они совершенно точно не обладали новозавет­ным опытом действия Святого Духа — они были «учениками» лишь в том смысле, что были последователями Иоанна Крестителя и все еще продолжали ожидать Мессию. Когда они услышали о Нем, то уверовали в Него, а затем получили силу Святого Духа, которая и соответствовала Евангелию воскрес­шего Господа Иисуса Христа.

Следовательно, эти эфесские ученики также не могут быть примером для нас, поскольку мы не проходили такой путь, как они: сначала они верили в приход Мессии, ожидали Его и только впоследствии узнали, что Иисус уже пришел, жил, умер, а затем воскрес. Мы обрели осознание Евангелия Христа

:s Даже если мы будем рассматривать его как человека, обладавшего ветхозавет­ной верой в Мессию, Которому должно было явиться, это лишь покажет, как человек от определенного опыта ветхозаветного действия Святого Духа приходит к новозавет­ному опыту.


Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом



сразу же и, подобно коринфянам, сразу же вошли в новозаветный опыт силы Святого Духа29.

Итак, похоже, что в Новом Завете нет текстов, которые давали бы нам основание искать вторичного опыта «крещения Святым Духом», который имел бы место после обращения.

.. (; Г. Какие термины нам следует использовать. г.,,.,:

=■ ■*■- для описания обретения силы Святого Духа,..... -^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: