Не всякий тяжкий грех, совершенный после крещения, является грехом против Святого Духа, и потому непростительным. По этой причине дар покаяния не следует отнимать у тех, кто впал в грех после крещения. После того как мы получили Святого Духа, мы можем отдалиться от дарован ной благодати и впасть в грех, но, по милости Божьей, мы имеем возможность возродиться и изменить свою жизнь к лучшему. Поэтому заслуживают осуждения те, кто говорит, что не сможет согрешить до конца своих дней, и отрицает значение прощения тех, кто искрение раскаивается.
:-.у. /.. XVII. О предопределении и избрании
Предопределение есть предвечный замысел Бога, в соответствии с которым (до того, как были заложены основания мира) Он постановил Своим тайным советом спасти от проклятия и осуждения тех, кого Он избрал во Христе из всего человечества, и привести их через Христа к вечному спасению, как сосуды, предназначенные для славы. По этой причине, те, кого Бог наделил столь высокой привилегией, призываются, согласно Божьему замыслу, Его Духом, действующим в надлежащее время. Они, по благодати, откликаются на призвание; получают оправдание; становятся чадами Божьими через усыновление; уподобляются Его единородному Сыну Иисусу Христу; праведно ходят в добрых делах и, в конце концов, по благодати Божьей, получают вечное блаженство.
Но если благочестивое размышление о предопределении и нашем избрании во Христе приносит неизъяснимое утешение праведникам, которые ощущают в себе работу Христова Духа, умерщвляющего дела плоти, направляющего мысли на высокие и небесные предметы, укрепляющего веру в вечное спасение через Христа и пробуждающего все большую любовь к Богу, то для любопытных и плотских людей, лишенных Христова Духа и постоянно имеющих перед глазами приговор Божьего предопределения, это самая опасная западня, используя которую дьявол толкает их либо в безрассудство, либо в беззаботность крайней нечестивости, не менее опасную, чем безрассудство.
Приложения
Кроме того, мы должны принимать Божьи обетования в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, и подчиняться в своих делах Божьей воле, отчетливо явленной нам в Божьем Слове.
.■'<",-■/ -■.-Г!-ft...■l(OM11'f!hjl"JldOOTIJ
wjH а(&ш&Н ■; XV11L Обобретении вечного спасения ■•--,—■ -■-■■■■-.,
-:Mq,' только именем Христа
.ил'- Осуждению также подлежат те, кто берет на себя смелость утверждать, будто каждый человек будет спасен законом или сектой, которой он привержен, и потомулюди должны стараться строить свою жизнь по этому закону и по велению природы. Ибо Священное Писание говорит нам, что люди могут быть спасены только именем Иисуса Христа.
,. Х1Х.Оцеркви '".".,?■
Видимая церковь Христа — это община верующих, в которой проповедуется Слово Божье и должным образом совершаются таинства, заповеданные Христом.
Подобно тому, как заблуждались церкви Иерусалима, Александрии и Антиохии, заблуждается и церковь Рима, причем не только в своем образе жизни и церемониях, но и в вопросах веры.
ив Д
... '. XX. О полномочиях церкви
Церковь имеет право учреждать ритуалы, или церемонии, и является высшим авторитетом в спорах о рерс. Вместе с тем церковь не имеет законного права учреждать что-либо, противоречащее Божьему слову, равно как и толковать какое-либо место Писания столь произвольно, что оно становится несовместимым с остальными. Таким образом, несмотря на то что церковь является свидетелем и хранителем Священного Писания, она не должна предписывать что-либо противоречащее ему, а также принуждать верить в то, что
несодержитсявПи.сании,ноякобынеобходимодляспассния.,.
;5йг--аком
XXI. О полномочиях генеральных советов
Генеральные советы не могуг созываться без распоряжения и помимо золи князей. Нои собравшись, они могут заблуждаться (поскольку это всего лишь собрание людей, среди которых далеко не все руководствуются Святым Духом и Словом Божьим), и иногда действительно заблуждаются, даже в вопросах, касающихся Бога. Поэтому их предписания, объявляемые обязательными для спасения, не имеют никакой законной силы, если о них нельзя сказать, что они взяты из Священного Писания.
. О чистилище RLtl™n R^— -r- Римское учение о чистилище, индульгенциях, богослужении и почитании статуй и реликвий является нелепостью и пустым измышлением, не толь-
Приложение 1. Исторические символы веры
гом виде, в каком ■их делах Божьей
ко не имеющим никакого подтверждения в Писании, но и противоречащим Божьему Слову. --;->...' 4,-1-:-.^' -.ОС!. ■■.->. ',-- '"'■;.'.- '-*<■-,:
хть утверждать, орой он привер-о этому закону и > что люди могут
■рой лроповеду-|, заповеданные
Александрии и в своем образе
и является высеет законного звнокакитсыь становится нс-то церковь яв- '- должна пред-*срить в то, что
и помимо воли >то всегол ишь ;я Святым Ду-даже в вопро-обязатсльны-IX нельзя ска-
ши и почитанием, не толь-
ХХШ. О служении в общине
Всякий человек поступает незаконно, присваивая право на публичную проповедь или отправление таинств, если он не был призван и утвержден на этом посту законным образом. Ате, кого мы можем считать законно призванными и посланными, избираются на этот пост людьми, облеченными властью, и являются служителями в винограднике Господа.
ё-у>- 1.-....... :
XXIV. Об обращении к пастве на понятном языке ■
Совершение общей молитвы в церкви или отправление таинств на непонятном языке явно противоречит Божьему Слову и обычаю первоначальной
■пЬ:*\л,,- -■,г.г..||'Йчли,-.. I-.;1,-.,,
церкви. !
'■>■ "!:,УГ'С'.- '№ШПТ-Л\ \M\\\-iU
,[:.(,•;..,.,..___,......... XXV. Отаинствах „„,«,,,,ч
Таинства, заповеданные Христом, яатяются не просто символами вероисповедания христиан, а верными свидетельствами и действенным и признаками благодати и доброй воли Бога по отношению к нам, благодаря чему в нас совершается невидимая внутренняя работа, укрепляющая нашу веру в Бога.
Христом, нашим Господом, установлено в Евангелии только два таинства, а именно крещение и евхаристия.
Пять обрядов, обычно именуемых таинствами, а именно конфирмация, покаяние, рукоположение, брак и соборование, нельзя рассматривать как таинства Евангелия, ибо они вырастают либо из неправильного следования апостолам, либо из жизненных ситуаций, допускаемых Писанием, но не имеют ничего общего с природой истинных таинств — крещением и Вечерей Господней, поскольку не имеют никаких видимых признаков обряда, учрежденного Богом.
Таинства были заповеданы Христом не для того, чтобы мы были их безучастными наблюдателями, а для того, чтобы мы использовали их надлежащим образом. Их действенность проявляется только тогда, когда мы принимаем их достойно; те же, кто принимает их неподобающе, покупают себе осуждение, как сказал святой Павел.
XXVI. О неспособности недостойных служителей
и'-н помешать действенности таинств
'" Несмотря на то что в видимой церкви зло всегда смешано с добром и иногда зло получает высокое право на проповедование Слова и отправление таинств, тот факт, что нечестивые служители совершают это не своим именем,
Приложения
а именем Христа, и служат по Его поручению, мы можем принимать их служение, слушая Слово Божье и участвуя в таинствах. Ни благие последствия Христовых установлений, ни щедрость Божьих даров не отнимаются вследствие их нечестивости у тех, кто с верой и надлежащим образом принимает таинства, которые остаются действенными благодаря Христову установлению и обетованию, несмотря на то что отправляются грешными людьми.
Тем не менее церковная дисциплина предусматривает возможность расследования поведения недостойных служителей и их обвинения теми, кому известно об их прегрешениях; в случае доказательства их вины справедливым судом они подлежат смещению.