Ошибок, которых можно избежать

Деструктивный способ общения чаще всего проявляет себя одним из пяти возможных вариантов. Задумайтесь, может быть, вам доводилось подмечать что-то подобное в собственном поведении?

И хотя недостатки проще видеть в окружающих, Жак Саломе настаивает: начать анализ нужно именно с себя.

Приказ

Мы говорим о другом, а не с другим, о нем, а не о себе: «Тебе пора заканчивать с компьютерными играми – надо заняться чем-то полезным», «Ты не должна встречаться с этим человеком – он тебе не пара». Подобного рода формулы: «тебе надо», «лучше бы ты…» – загоняют собеседника в тесные рамки и навешивают на него ярлык – однозначный и неточный, как все ярлыки. Постоянное «тыканье» лишает человека способности реагировать свободно и адекватно. Порой мы диктуем не только поведение, поступки, но чувства: «Будь внимателен к сестренке, ты должен ее любить...»

Унижение

«Ну не дурак ли ты?!», «Что за бред!», «Видела бы ты себя со стороны!» – кому из нас не доводилось в гневе произносить нечто подобное. Принижать другого – значит не принимать или не признавать его таким, каков он есть, по той единственной причине, что его внешний вид, поступки, манеры нас тревожат или раздражают.

Неприятие чувств

«Я боюсь чудовища», – говорит ребенок, проснувшись от страшного сна. «Вздор, никаких чудовищ не существует», – отвечает ему мать. На глубинном смысловом уровне это послание означает: «Мне лучше знать, что ты должен чувствовать». Произнося подобное, мы не признаем за другим права на истинность его чувств.

Шантаж

«Будешь продолжать в том же духе, берегись – я этого так не оставлю!» Прямая или косвенная угроза, содержащаяся в банальных на первый взгляд фразах, способна оставить в душе глубокие раны. Сообщая о возможной опасности, она открыто давит на психику того, кому адресована.

Внушение чувства вины

«После всего, что я для тебя сделал…» – порой говорим мы человеку, которого, как нам кажется, некогда облагодетельствовали. Внушая другому чувство вины, мы тем самым пытаемся убедить его в том, что именно он несет ответственность за наши проблемы и страдания. Подобное воздействие тем более безнравственно, что совершается оно во имя любви и в интересах нашего собеседника («Это все для твоего же блага!»). Мы словно возводим мощную преграду между человеком и его истинными желаниями. По степени жестокости эту форму отношений между людьми можно уподобить настоящему духовному терроризму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: