Эволюция теории лидерства не остановилась на изучении лидерского поведения.ситуационная модель лидерства Фреда Фидлера.
Модель состоит из 4 компонентов. Один компонент характеризует личность руководителя, а все другие – сложившуюся ситуацию.
Личностный фактор – это стиль поведения руководителя: инициативный и заботливый. Стиль лидерства определяется по тому, как руководитель относится к самому неопытному, неумелому, безответственному, а потому и непривилегированному своему сотруднику. Это отношение, разумеется, зависит от того, в чем заинтересован лидер, к чему он стремится. Если он во что бы то ни стало стремится к успеху, то его отношение к непривилегированному сотруднику будет плохим, поскольку руководитель будет опасаться, что неопытный работник помешает достижению желаемого успеха.
И наоборот, если руководитель старается прежде всего установить теплые, доверительные взаимоотношения в коллективе, то он станет хорошо относиться ко всем сотрудникам, в том числе и к самому непривилегированному.
|
|
Остальные компоненты ситуационной модели Ф. Фидлера характеризуют ситуацию. И прежде всего то, в какой мере руководитель может ее контролировать. Контроль зависит от трех следующих факторов:
1. Отношение «лидер – группа»;
2. Сложность задачи, которую решает группа;
3. Характер и сила власти, которой обладает лидер.
Групповые нормы
По мере становления группы наряду с процессом формирования ролей и возникновения статусов идет и другой процесс – нормообразование.
Нормы группы выступают, с одной стороны, правилами поведения для членов группы, а с другой – выражают их коллективное мировоззрение.
Нормы:
1. Помогают группе достичь стоящей перед ней цели.
2. Поддерживают жизнедеятельность группы, служат ее сохранению. Но не всегда, т.к. существующие нормы могут устареть и прийти в противоречие с изменившейся обстановкой.
3. Создают свою социальную реальность.
4. Определяют способы взаимоотношений с социальным окружением. Здесь могут быть нормы, запрещающие членам группы как-либо взаимодействовать с представителями других групп или организаций. Пример – некоторые религиозные секты.
Коммуникация в группе
Взаимоотношения в группе могут предопределяться либо личными симпатиями и антипатиями членов группы, либо предписаниями и правилами. Второй вариант, конечно, более характерен для формальных групп.