Зарубежная политико-правовая мысль 6 страница

были Джамбатиста Вико (1668-1744) и Чезаре Беккариа (1738—1794).

Вико – итальянский юрист, профессор Неаполитанского университета. Учение об обществе, государстве и праве изложено в трактате «Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов».

Уделял внимание историко-сравнительному анализу социальных, политических и правовых явлений. Главный фактор – географический, также – характер религии, степень развития народа.

Естественные причины социальных явлений – в природе вещей. Это возникновение их в определенные времена и условиях. Выделяет закономерности природы – леса-деревни-города-академии, необходимое-полезное-удобное-роскошь-безумие, природа народов – жестка-сурока-мягка-утонченна-распущенна (античный исторический материал). Меняется природа людей, меняются формы их общественной и политической жизни. Ахиллам нужна аристократия, Цезарям – монархия, Аристидам – демократия и т.п.

История проистекает циклично. У разных народов возникают общие идеи. Общее основание доступно человеку благодаря уму и добродетелям. Это вечная идеальная история и естественное право народов.

У всех народов естественное право по сути является единым. Оно внушено божественным провидением на основе человеческих обычаев. Зарождается самостоятельно у каждого народа.

Прогресс – первым обществом была семья, потом государство. Отцы семейств объединились в сословия, главы стали называться царями. Публичные власть и имущество образовались из семейного.

Всеобщая история – поступательное движение, совершаемое нациями, век богов – героев –людей. Выделяется три вида права – божественное (все от богов, теократическое правление), героическое (аристократическое правление, право – гражданская справедливость, государственный смысл, известный немногим), человеческое право – различные формы, милостивое право.

Высоко оценивал демократии, вместе с тем резко критиковал злоупотребление свободой и игнорирование законов. Возникают монархии, в которых преодолевается анархия. В развитых культурных монархиях монархи уравновешивают подданных своими законами.

Разные сословия, разное положение – плебеи и благородные, которые ведут в разных формах правления по-разному.

Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Австрии. Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер, Гельвеций, Дидро). Его основная работа — "О преступлениях и наказаниях" была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесточенные

нападки церковников, так и широкое признание просвещенных людей того времени, в том числе императрицы Марии-Терезии. Она претендовала на "просвещенный абсолютизм" и стала покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру в Милане, а затем ряд государственных должностей.

В теории Беккариа заметны следы идей Гроция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало французское Просвещение. Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гельвеции, Дидро, Руссо, точно так же, как многие из них высоко оценили его книгу "О преступлениях и наказаниях".

Трактовка естественного состояния и причин, побудивших людей перейти к политическому общежитию, мало что отличается от трактовок Гоббса. Для

общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них части. Из пожертвованной

людьми части свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства. Хранителем ее стал суверен как представитель всего общества. Он должен был обеспечить людям общее благо — безопасность и справедливость.

Беккариа различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две — основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства.

Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но невежественные представления о справедливости привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного меньшинства. Они, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного и связанные с ним произвол и насилие. Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки.

Причину этого Беккариа видел в утверждении частной собственности. Нужен просвещенный монарх (далее этого не идет).

Свобода гражданина — в его праве делать все, что не противоречит законам,

сами власти должны строго соблюдать законы. Без этого не может существовать "законное общество". Вот почему посягательство на безопасность и свободу граждан является одним из тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать наказания,

право их издания принадлежит только суверену. Он не может судить за их нарушения. Это задача суда, выясняющего факты. Наказание же не может выходить за пределы, установленные законом.

Исходя из изложенных теоретических посылок Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" обосновывает идеи, положенные в основу "классической теории" уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях

— нищете людей и столкновении их интересов, порождаемых человеческими страстями. Нужно отличать преступления действительные от преступлений мнимых и произвольных. И целью наказания должно являться предупреждение новых преступлений и

исправление преступников. Для этого наказание должно быть публичным, наименьшим из возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Протестовал против пыток и смертной казни. Он отстаивал равенство

всех перед законом и возможность наказания человека только за те деяния, которые определены законом как преступные.

  1. Учение Иммануила Канта о государстве и праве

Какие социально-политические условия Германии конца 18 – начала 19 века повлияли на ее политико-правовую идеологию? В чем заключались ее основные особенности?

В чем особенность ценностного подхода Канта к праву? Каково соотношение права и морали в учении Канта?
Что такое государство, по мнению Канта? В чем, по Канту, состоит идеал государства?

Каковы основные положения проекта «вечного мира» Канта?

  1. Политико-правовое учение Г.В.Ф.Гегеля

В чем суть методологии Гегеля в основе политико-правовых взглядов?
Что такое гражданское общество в отличие от государства, по его мнению?

Как можно объяснить разумность основных институтов частного права по Гегелю?

  1. Консерватизм и традиционализм Эдмунда Бёрка

Чем объясняется появление и формирование консерватизма как идейного направления и политико-правовой идеологии Западной Европы конца 18 – начала 19 века?

Почему Берка называют «духовным отцом» консерватизма? За что он критиковал французскую революцию и какого было его отношение к идее прав человека?

Консервативная традиция в политико-правовой мысли возникает в середине 18 века и представлена Дэвидом Юмом. Особенно четко она проявила себя в послереволюционной Франции и прочно ассоциировалась с именами Жозефа де Местра и де Бональда. Традиции были продолжены исторической школой права, в Англии – Бёрком, в России – ранними славянофилами и Победоносцевым и пр.

Наиболее характерные и общие идеи – моральная критика идей индивидуалистического либерализма и конституционного республиканизма с позиций религиозного провиденциализма и монархизма, а также критическое восприятия основных политических доводов рационализма. Сомневались в полезности радикальных перемен в сопоставлении с выводами о многовековом обычае, эволюционизме, порядке и морали.

Соединительное звено с античным традиционализмом (представления о золотом веке) и консерватизмом 20 века.

Дэвид Юм – шотландский философ, выступал основательным защитником опыта и традиции против претензий разума на лидерство, ставил под сомнение главный онтологический тезис естественного права. Подверг критике пуританство, которое поощряло индивидуальное изучение и истолкование Библии. Скептически относился к доктринам естественных прав и общественного договора как легитимного базиса для политического обязывания.

опыт бытия может быть доказан лишь аргументами, которые обоснованы на основе опыта. Человеческий разум слаб, и он не может быть фундаментом для построения нового общества. Необходимы опыт и традиция. Лишь они способны к выживанию.

Правила правосудия, законного порядка – результат исторических процессов, традиций п опытов, поэтому надо остерегаться проводить политические перемены.

Главные работы сабжа – «Трактат о человеческой природе» (1739), «Очерки моральные и политические» (1741-42)

С осуждением Французской революции и идей Просвещения выступал английский парламентарий и публицист ирландец Эдмунд Бёрк (1729—1797).

В 1790 г. Бёрк опубликовал книгу "Размышления о революции во Франции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения и одобрявших события во Франции. Книга была переведена на французский и на немецкий языки и вызвала много откликов, из которых наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека" (см. гл. 14).

Бёрк порицал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава, но и еще более за стремление отменить во Франции сразу весь старый порядок и "одним махом создать новую конституцию для огромного королевства и каждой его

части" на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками (или политическими литераторами)", как Бёрк называл философов Просвещения.

Он утверждал, что совершенствование государственного строя всегда должно осуществляться с учетом вековых обычаев, нравов, традиций, исторически сложившихся законов страны. Задача сильных политических умов — "сохранять и одновременно реформировать".

Однако французские революционеры склонны в полчаса разрушить то, что создавалось веками. Они смотрят на Францию как на завоеванную страну.

Особенные возражения Бёрка вызывали дискуссия о правах человека и само понятие "права человека".

Бёрк утверждал, что права людей нельзя определить априорно и абстрактно, поскольку такие преимущества всегда зависят от конкретных условий разных стран и народов, от исторически сложившихся традиций. К тому же реально существующие права людей включают как свободу, так и ее ограничения (для обеспечения прав других людей). "

Мысль Бёрка сводилась к тому, что и права человека, и государственный строй складываются исторически, в течение долгого времени, проверяются и подтверждаются опытом, практикой, получают опору в традициях.

Книга Бёрка стала одним из первых произведений консервативного историзма и традиционализма, противостоявшего рационализму и легисломании революционных политиков-идеалистов. Право каждой страны складывается в результате длительного исторического процесса. Он ссылался на конституцию Англии, которая создавалась несколько веков; по его мнению, "Славная революция" 1688 г. лишь закрепила государственный строй Англии, права и свободы англичан, существовавшие задолго до

этой революции, которая носила охранительный характер.

Основой английской цивилизации Бёрк называл "дух рыцарства и религию. Дворянство и духовенство сохраняли их даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и развивалось". Оправдывал пережитки феодализма.

Придерживался концепции христианского государства. Человек – существо религиозное. Атеизм возражает против этого и входит в оппозицию с инстинктами. Государство дано богом затем, чтобы натура была усовершенствована добродетелью. Человечество всегда почитало государство. Можно согласиться с договорной теорией, но при этом государство создано не ради временного существования, это постоянное партнерство во всех сферах. Это партнерство тех, кого нет еще или уже.

Существует лишь один закон для всех – закон бога. Именно он и есть естественный закон. Свободы без мудрости и доблести не бывает. Свобода накладывает и моральные ограничения.

С помощью законов достигается немногое – правильная организация госвласти, во многом же государство зависит от тех, кто власть осуществляет, кто исполняет законы.

Скорее Берк является консервативным либералом.

Жозеф де Местр, Луи де Бональд – консервативные мыслители времен Реставрации. Естественная политика – в истории. В мире три элемента – причина-орудия-следствия, годных и для семьи, и для государства. Индивиды существуют в обществе и ради общества. Общество конституирует индивидов, поэтому они обладают только обязанностями.

Государство священно, правительство оправдывается, повиновение на текратических началах. Оправдывали инквизицию, рабство.

Государство – целостный организм, воля которого не может быть воплощена в коллективном органе, а должна быть единой и направленной (монархия, преемственная путем наследства). Монарх – объединяющий нацию символ. Конституция может быть только неписаной.

Законы – заявления о правах. Это божественная воля (религиозный закон) и человеческое право – взаимоотношения человека с человеком.

Нужно учитывать интересы отдельных наций.

  1. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)

В чем суть критики договорной теории происхождения государства и теории естественного права представителями школы? Как следует оценить позицию ее представителей на проблему происхождения права?

  1. Особенности политико-правовой идеологии либерализма первой половины XIX века (Бенжамен Констан, Иеремия Бентам)

Чем с политико-правовой точки зрения характеризовался французский либерализм? Почему основное внимание его представителей уделялось обоснованию индивидуальных прав и свобод? С чем было связано становление либерализма в Западной Европе в первой половине 19 века? В чем своеобразие его основных политико-правовых постулатов?
В чем состояли особенности английского либерализма в вопросах государства и права? В чем связь идей Бентама с идеологией Просвещения? Каковы основные принципы утилитаризма в концепции Бентама?

Французская революция открыла дорогу развитию капитализма во Франции и ряде других стран континентальной Европы. К этому же времени ощутимо проявляются результаты промышленного переворота в Англии. Начальный период становления гражданского

общества принял форму дикого капитализма и сопровождался бурными социально-экономическими процессами. Массовое разорение мелких собственников и развитие пролетариата, с одной стороны, стремительное обогащение буржуазии — с другой, происходило в обществе, еще не имевшем ни систем социальной помощи, ни массовых и влиятельных организаций рабочего класса (профсоюзов, партий).

По социально обездоленным слоям общества больно били е кризисы и безработица. Росло относительное и абсолютное обнищание пролетариата. Его разрозненные выступления свирепо подавлялись вооруженной силой.

Во всех странах Западной Европы сохранялись монархии с сильными феодальными пережитками; после учреждения контрреволюционного Священного союза (1815 г.) решающее влияние в политике большинства стран Европы приобретает реакционное дворянство.

В своеобразных условиях первой половины XIX в. основным направлением буржуазной политической мысли становится либерализм. Либерализм делал основной упор на защиту и обоснование "гражданской свободы", понимаемой как свобода частной инициативы,

предпринимательства, договоров, свобода слова, совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на "гражданской свободе", отнюдь не

ограничивая последней.

Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. В буржуазной политэкономии того времени это выражалось известными формулами: "free trade" (свободная торговля) в Англии; "laissez faire, laissez passer" (предоставьте свободу действий, не мешайте) во Франции.

Великая французская революция (1789—1799 гг.), существенными вехами которой были якобинский террор и коррупция Директории, военный деспотизм Наполеона I подвели мыслящих людей к осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от произвола государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Констана, в рамках которого он стремится обосновать принципы конституционного государства, где свобода индивидов надежно ограждена от произвола государства.

Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) родился в Лозанне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Франции по религиозным причинам. Окончил Эдинбургский университет (Шотландия), в котором сформировались основы его представлений о свободе. Тема свободы будет занимать особое место во многих его работах: "О действиях террора", "О политических реакциях", "Об узурпации", "Принципы

политики, пригодные для всякого правления", "О свободе древних сравнительно со свободой новых народов", "Курс конституционной политики" (1816—1820) и др.

Мировоззрение Констана сформировалось под воздействием английской и французской культурных традиций. Он испытал сильное влияние идей А. Смита и доктрины британского конституционализма, идей французских мыслителей эпохи Реформации

(Ж. Воден, М. Монтень и др.) и эпохи Просвещения (Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).

В постреволюционную эпоху во Франции Констан предложил иначе, чем Монтескье и Руссо, осмыслить феномен индивидуальной свободы и решить проблему гарантий этой свободы.

В своих работах "Об узурпации" и "О свободе древних сравнительно со свободой новых народов" Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое уже соответствует запросам современного ему индустриального общества XIX в. До Констана многие публицисты ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, которая сводилась к праву участия граждан в политической деятельности:

фундаментом той политической свободы было рабство. Констан доказывает неприемлемость такого понимания свободы для современных народов. Свобода была обусловлена малой территорией,

Констан утверждал, что современные народы потеряли интерес к политической свободе. "Подлинная современная свобода" связана с личной свободой — независимостью от произвола государства. Политическая же свобода рассматривается Констаном лишь как гарантия личной свободы.

Быть свободным означает обладать следующими правами: подчиняться только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола, высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; полная свобода собственности; передвижения, совести, право на объединение, свобода вероисповедания, право представительства, участия в госвласти.

Свое понимание свободы Констан противопоставляет пониманию свободы Монтескье и Руссо. Констан не соглашается с определением свободы Монтескье: "Свобода — право делать все, что дозволено законом, поскольку законы включают и запреты. Закон есть гарантия личной свободы, он должен иметь справедливые границы, быть легитимным, такому закону нужно подчиняться. Не надо подчиняться закону с обратной силы и противоречащему морали.

Констан не согласен с Руссо, который вменял заботу о свободе индивида в обязанность коллективной воле, которая не может ошибаться. Для Констана существует часть человеческой жизни вне правомочий любой государственной власти. Народ, который может все, опасен для индивидуальной свободы так же, как и тиран.

"Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет

права помешать".

Гарантиями индивидуальной свободы выступают ограничение государственной власти через ее разделение, а также сила общественного мнения. В своем "Курсе конституционной политики" Констан обосновал необходимость создания шести конституционных властей: королевской, исполнительной, постоянной представительной

(палата пэров), выборной представительной власти (нижняя палата), судебной, муниципальной.

Королевская власть рассматривается Констаном как власть нейтральная и уравнивающая (le pouvoir modevoteur), способная разрешать конфликты между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Отсутствие королевской власти для Кон-

стана — порок почти всех существующих конституций. Исключительные полномочия – вето, смещение министров, роспуск палаты, помилование и т.п.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответственными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.

Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза. Только собственность дает возможность осуществлять политические права.

Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Этого можно добиться, если судьи будут назначаться королем пожизненно и будут несменяемы. Он — сторонник суда присяжны.

Обоснование Констаном муниципальной власти, призванной решать вопросы местного управления, построено на приеме аналогии: поскольку индивид имеет свободу сам заботиться о своих экономических и социальных интересах, постольку и общине также необходима полная самостоятельность в вопросах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан.

Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его концепция разделения властей нашла свое отражение в конституциях некоторых западных государств.

Констан выработал концепцию анахронизмов в политике – деспотизм и завоевание, узурпация власти.

§ 3. Либерализм в Англии.

На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных процессов, связанных с проходившей тогда промышленной революцией, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл английский правовед и моралист Джереми Бентам (1748—1832), один из крупнейших представителей философии утилитаризма.

Его правовые и политические взгляды наиболее полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государственном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и законодательства" (1789 г.).

Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, моральное содержание любых поступков, и в первую очередь действий правительства, определяется тем, насколько они согласуются с интересами других членов общества, т. е. способны приносить людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответствует рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная ценность,

— доказывали последователи учения о всеобщей пользе.

Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как опытной науки, призванной указать человечеству путь к достижению общественного блага. В качестве центрального постулата он выдвинул, подобно названным философам, принцип полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский юрист, польза служит единственным критерием добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее счастье наибольшего числа людей".

В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали весьма упрощенные представления о человеческих поступках. Каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего собственные интересы. Таковы неизменные свойства

природы человека, подчеркивал Бентам. Отдавал приоритет частным интересам, полагая, что общественный интерес представляет собой лишь совокупность последних.

Между частными и общественными интересами могут возникать коллизии. В

связи с этим Бентам развивал идеи "моральной арифметики", согласно которым добродетельные поступки людей увеличивают сумму общественного

счастья, а неправильные — уменьшают.

Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в том числе название теории пользы — "утилитаризм"

Своеобразие бентамовской концепции проявлялось в практико-идеологических

выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о максимизации общественного счастья для обоснования идеалов либерализма. Теория общей пользы в служила фундаментом, на котором выстраивалась аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а именно: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмешательства. Считая высшей целью государства достижение наибольшего

счастья для наибольшего числа людей, подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться воплотить какие-либо конкретные представления о счастье в общественной

жизни. Каждый индивид знает лучше, что ему выгодно и полезно. Представления граждан

о пользе к тому же меняются. Задачу государственной власти видел в том, чтобы гарантировать правопорядок и безопасность граждан. Нужно предоставить максимальную свободу, закон лишь ограждение от вреда.

Первостепенное значение в правовой концепции придавалось мерам охранительного

и превентивного характера, неотвратимости уголовных наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пенитенциарных учреждений.

Под правом Бентам понимал совокупность законов, установленных суверенной государственной властью. Подверг критике учения о естественном праве и договорном

происхождении государства. Естественные права человека представляют собой не более чем фикции или софизмы. Учение о естественном праве (в самых разных содержаниях) фактически призывает к анархии.

Это почва для позитивизма.

Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею проведения законодательных реформ на основе принципа максимизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы предполагалось путем полного обновления и кодификации законодательства.

Следует выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституционное

право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он обратился также к составлению кодекса международного права

В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последователей, способствовавших распространению его идей. Философия утилитаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основоположника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля

и другие направления социально-политической мысли.

  1. Возникновение юридического позитивизма и его особенности.

Что представлял собой юридический позитивизм как формально-догматическая юриспруденция? С чем связано его возникновение? Какую роль в его становлении сыграла философия позитивизма?

Под юридическим позитивизмом понимают направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением действующего права с формально-догматических позиций.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых

странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма, для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти.

Юридический позитивизм пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII—XVIII вв.

Начало теоретическому обоснованию принципов юридического позитивизма положил английский юрист Джон Остин (1790—1859), последователь утилитаризма Дж. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу "Определение сферы юриспруденции". Полностью его

"Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в 374 История политических и правовых учений

правовой науке Англии и США сформировалась представительная школа, получившая название аналитической юриспруденции.

Предметом изучения юридической науки, согласно взглядам теоретика, является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки правоведения.

Среди законов, определяющих поведение человека в обществе, Остин выделял следующие виды:

а) божественные законы (данный термин представлялся ему более предпочтительным и точным, чем естественное право);

б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: