Тема 9 Политические и правовые учения России и Казахстана в 19 – начале 20 века

Цель: – Охарактеризовать и проанализировать политические и правовые учения России и Казахстана в 19 – начале 20 века. Ознакомить студентов с терминологией по данной тематике.

План:

1. Основные направления политической и правовой мысли в России в 19-нач. 20 вв. и ее особенности.

2. Общая характеристика самобытной политико-правовой мысли Казахстана 19 – начала 20 века.

1.Основные направления политической и правовой мысли в России в 19-нач. 20 вв. и ее особенности.

Сложный и противоречивый процесс капиталистической эволюции России породил мощные политические катаклизмы, которые потрясли страну в первые десятилетия XX в. На внутрироссийской политической арене выступали три основные силы - самодержавие, либеральная оппозиция и революционный лагерь. В острой борьбе этих сил решалась дальнейшая судьба страны.

С самого начала нового столетия явственно обозначились симптомы назревания в стране революционного кризиса. Недовольство существующими порядками охватывало широкие слои населения. Экономический спад 1900-1903 гг., разразившаяся в 1904 г. русско-японская война, ухудшив положение народных масс, способствовали росту их политической активности.

С конца XIX в. важнейшую роль в революционном движении начинает играть российский пролетариат. Выступления рабочего класса (забастовки, демонстрации) становятся постоянным и существеннейшим фактором внутриполитического развития страны. "Промышленная война" в Петербурге (массовые стачки рабочих столицы в 1896-1897 гг.) показали силу рабочего движения. Начало XX в. ознаменовалось дальнейшим ростом выступлений российского пролетариата, повышением уровня их организованности. Стачки и демонстрации все более приобретали политический характер.

В феврале - марте 1903 г. в Петербурге, Москве, Харькове прошли студенческие и рабочие манифестации. Первомайская стачка рабочих Обуховского завода вылилась в прямое столкновение с войсками и полицией (Обуховская оборона). В мае 1902 г. прошли забастовка и политическая демонстрация в Сормово и крупная стачка-демонстрация в Ростове-на-Дону.

Широкомасштабный характер приобрела всеобщая стачка на юге России в 1903 г., охватившая Баку, Одессу, Киев и другие города.

Серьезную опасность для самодержавия представляло и крестьянское движение. В 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях прошли массовые выступления, в ходе которых крестьяне громили помещичьи усадьбы, захватывали хлеб и корм для скота, самочинно распахивали помещичьи земли. На подавление волнений было брошено более 10 тысяч солдат. В той или иной степени движение распространилось на Киевскую, Пензенскую, Орловскую, Саратовскую, Новгородскую и Черниговскую губернии, на Кубань и Кавказ.

Рост недовольства широких слоев населения создавал благоприятные условия для выхода на политическую арену радикально настроенных революционных партий. Конец XIX - начало XX в. стал важнейшим этапом в развитии российского социал-демократического движения. К концу 90-х годов, социал-демократические кружки и группы существовали более чем в 50 городах России. Моделью для создания общероссийской социал-демократической партии стал Союз борьбы за освобождение рабочего класса, основанный в 1895 г. в Петербурге В.И.Лениным. В 1898 г. в Минске собрался I съезд российской социал-демократии, положивший начало РСДРП. Становление организационных структур партии, разработка ее программы, однако, затянулись, будучи объектами острой полемики между различными течениями в социал-демократическом движении. Так называемые "экономисты" (Е.Д.Кускова, С.М.Прокопович, А.С.Мартынов и др.), находясь под влиянием идей Э.Бернштейна, представляли реформистское крыло российской социал-демократии и выступали против лозунга диктатуры пролетариата. Противоположную позицию в этих вопросах занимало радикальное течение, взгляды которого наиболее последовательно отражал В.И.Ленин. Рупором его идей стала газета "Искра", которая выходила за рубежом с 1900 г. Партию В.И.Ленин мыслил как организацию сознательного революционного меньшинства, призванную покончить со стихийностью в рабочем движении и построенную на принципах строгой централизации и жесткой дисциплины. Эти взгляды В.И.Ленина нашли наиболее полное отражение в его книге "Что делать?" (1902).

II съезд РСДРП (1903) принял после острых дискуссий программу, провозгласившую конечной целью партии осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (программа-максимум) и ближайшими задачами (программа-минимум) - свержение самодержавия и завоевание демократических свобод, введение 8-часового рабочего дня, возвращение крестьянам отрезков и т.п. Съезд принял также устав, первый параграф которого вопреки позиции В.И.Ленина не предусматривал непременного участия членов партии в работе партийных организаций, и сформировал руководящие органы РСДРП. Наметившийся на съезде раскол между сторонниками В.И.Ленина и их оппонентами окончательно оформился в ходе выборов ЦК и редакции "Искры". Приверженцы В.И.Ленина, одержавшие на выборах победу, стали именоваться большевиками, а их противники - меньшевиками. Если, по наблюдению Н.А.Бердяева, "русские революционеры и в прошлом всегда были тотальны" и "революция была для них религией и философией, а не только борьбой...", то в лице большевизма возникло марксистское течение, соответствующее "этому революционному типу и этому тоталитарному инстинкту", воспринявшее в отличие от меньшевизма и западноевропейской социал-демократии, "прежде всего не... эволюционную, научную сторону марксизма, а его... мифотворческую религиозную сторону... выдвигающую на первый план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством...".

Весьма влиятельной силой на левом фланге российского политического спектра была партия социалистов-революционеров (эсеров). Еще в 90-е годы XIX в. возник ряд организаций, ставивших своей задачей возрождение традиций революционного народничества (Северный Союз социалистов-революционеров, Южная партия социалистов-революционеров и др.). В 1902 г. на базе этих организаций и была создана партия социалистов-революционеров. Программа эсеров являла собой сочетание марксистских и народнических установок. Эсеры выступали за реорганизацию общества на социалистических началах и уничтожение частной собственности. Ближайшие требования их программы совпадали с программой-минимум РСДРП, однако в отличие от социал-демократов они выступали за национализацию земли и уравнительное землепользование. Движущими силами революционных преобразований эсеры считали пролетариат, трудовое крестьянство и революционную интеллигенцию.

К числу важнейших средств политической борьбы эсеры относили террор. Еще в 1901 г., т.е. до оформления партии, один из ее основателей Г.А.Гершуни приступил к созданию боевой организации. Под руководством Г.А.Гершуни, а после его ареста - Е.Ф.Азефа, являвшегося, впрочем, провокатором и ведшего двойную игру, эсеры осуществили накануне первой русской революции ряд успешных террористических актов (убийство в 1902 г. министра внутренних дел Д.С.Сипягина, а в 1904 г. - его преемника В.К.Плеве и др.).

В основе возникновения либеральной оппозиции лежало постепенно дававшее себя знать несоответствие во многих аспектах существующей формы организации власти в лице самодержавия требованиям времени. Самодержавие активно "насаждало" капитализм, но вместе с тем и препятствовало складыванию в России нормального буржуазного общества, для функционирования которого необходимы были демократические свободы, гарантии прав личности. В этих условиях формируется либеральная оппозиция власти, стремившейся жестко контролировать все и вся, не допускать никаких проявлений общественной самодеятельности. Либералы выступили за проведение преобразований, призванных покончить с бюрократическим произволом и превратить Россию в правовое государство.

2 .Общая характеристика самобытной политико-правовой мысли Казахстана 19 – начала 20 века.

19 век составляет сложный период развития права, столкновения и утверждения различных правовых систем в Казахстане. Это столетие, отставившее значительное коли­чество юридических, исторических, литературных памятни­ков, явилось как бы переходной эпохой восстановления прямых связей с Россией и непосредственных контактов о Европой, менее интенсивных примерно со второй половины 15 века, со времени откочевки султанов Керея и Жанибека с берегов Едиля (Волги) и Жаика (Урала) на территорию Моголистана (Западного Семиречья) и образования собствен­но казахского ханства в 1470 году.

В первой половине 19 века со стороны царской России были предприняты шаги по изменению государственности «киргиз-кайсаков». С этого времени началась длительная эпоха почти беспрерывных «перестроек» государственной системы, уклада экономики, национального состава народа Казахстана, правовых норм и отношений, которая продол­жается и сейчас, в конце 20 века.

Наряду с правовыми реформами, проводимыми Рос­сийской империей, было значительным влияние российского (татарского) духовенства на приграничное с Россией казах­ское население, а также мусульманских государств на ка­захские племена южного Казахстана. В Бухаре, Хиве, Коканде последователи ислама жили по законам шариата внедряли их в повседневную жизнь и правовые отношения жителей Ташкента, Туркестана, Шымкента.

Русские чиновники со своей стороны пытались изме­нить нормы казахского обычного права в целях приспособ­ления их к интересам колонизаторской политики. При подготовке так и не изданного сборника казахского обычного пра­ва в середине 19 века обычаи и правовые нормы казахского народа отбирались сообразно с интересами колониальной политики. Царские чиновники часто выдавали древние обы­чаи за современные правила адата, отбирали сведения у мусульманских мулл, у казиев, судивших только по шариату и выдавали нормы шариата за правила казахского обычного права.

Причем наименее консервативным оказалось обычное право, которое к началу 20 века представляло собой свое­образное смешение норм древнейшего и современного за­конодательства, религиозных и языческих требований. Об­разцом народного судьи (бия) середины и второй половины 19 века является Кунанбай Ускенбаев, отец Абая Кунанбаева, «сын простого киргиза, одаренный природой здравым рассудком, удивительной памятью и даром речи, дельный, заботливый о благе своих соплеменников, большой знаток степного права и предписаний алкорана, прекрасно знаю­щий все российские уставы, касающиеся киргизов, судья неподкупной честности и примерный мусульманин, плебей Кунанбай стяжал себе славу пророка, к которому из самых дальних аулов спешат за советом молодые и старые, бед­ные и богатые...».

Обзор теоретических работ и изучение документальных записей норм обычного права, предписаний шариата и за­конов Российской империи, регулирующих административ­ные, гражданские, уголовные правоотношения, а также су­допроизводство в казахском обществе 19 века, убедительно показывает, что, начиная с первой трети 19 века и до 1917 года в Казахстане удивительным образом сочеталось при­менение этих разнородных правовых систем.

Бий Кунанбай (род тобыкты племени аргын), один из виднейших деятелей 19 века, разбирал тяжбы в основном по нормам казахского обычного права, при необходимости обращался к шариату, а своих врагов привлекал к ответст­венности по законам Российской империи, по которым он отправил в Сибирь 17 человек.

Присоединение Казахстана к России было исторически неизбежным, поэтому можно говорить скорее не о присое­динении, а о воссоединении двух этносов.

К 19 веку влияние России на Казахстан возрастало на всех уровнях - политическом, военном, экономическом, что подготовило почву для правовых реформ 1822 и последую­щих годов, которые осуществляются практически до сего­дняшнего дня.

Таким образом, можно с достаточной степенью досто­верности установить, что казахский народ убежденно считал себя принадлежащим мусульманскому вероисповеданию, но на значительной части территории Казахстана предписа­ния Корана и Сунны соблюдались в основном только свя­щеннослужителями. Требования шариата, а их насчитыва­ется сотни тысяч, не вытеснили норм обычного права, хотя с 9 века ханифитская юридическая школа пыталась приспо­собить их к смыслу мусульманской религии. В древних городских культурных оазисах Казахстана - Туркестане, Таразе, Шымкенте позиции шариата были зна­чительно сильнее. Но говорить о том, что казахское населе­ние этих регионов было сплошь глубоко верующим, у нас нет никаких документальных оснований. Ислам у казахского народа в рассматриваемый период и практически до сих пор остается скорее всего как символ веры, как одна из основ единения с другими тюркоязычными народами и «народами Священных Писаний» - исповедую­щими традиционные мировые религии.

Это является залогом того, что народ Казахстана все­гда был и будет открыт для разносторонних контактов с на­родами, представляющими весь спектр человеческой циви­лизации.

Освободительная борьба казахского народа в 1916 году. Политическое бесправие казахского народа, двойной гнет - местных эксплуататоров и царской администрации толкал народные массы к сопротивлению. Оно проявилось как в беспрестанных локальных выступлениях масс, так и в упорном отстаивании, сохранении и развитии векового на­ционального образа жизни на уровне веры, обрядов, ревно­стного сохранения обычного права и народного бийского суда, авторитета аксакалов, торе и кажы. Стремление к не­зависимому существованию толкало казахов к уходу от го­родских центров, ставших опорой царизма, вглубь террито­рий пустынь и полупустынь - фактических резерваций для коренного населения.

"Народное недовольство росло. Традиционные казах­ские идеологи - поэты, к которым прислушивался весь на­род, в открытую призывали словами знаменитого Миржакыпа Дулатова «Оян, казак!» - «Проснись, казах!». Начавшая­ся в 1914 году первая мировая война принесла народам России, в том числе и казахскому, новые бедствия. Нача­лась реквизиция скота, продуктов животноводства и фуража для нужд российской армии. Увеличены существовавшие налоги и введены новые Царский указ 1916 года, когда бы­ла объявлена мобилизация наиболее дееспособной части мужского казахского населения в возрасте с 18 до 43 лет на тыловые работы, окончательно довел массы до отчаяния, которое вылилось в стихийное выступление. Население вы­ражало протест в связи с нарушением царского правитель­ства прежней договоренности; в связи с тем, что казахские мужчины привлекались к несвойственной им работе; часть народа требовало отправки на фронт, чтобы воевать с ору­жием в руках; многие лишались своих кормильцев и защит­ников,

В это тяжелое время значительно возрастает произвол царских властей и местной управленческой верхушки: махи­нации со списками призываемых на тыловые работы, скры­тое, а вскоре и узаконенное взяточничество и освобожде­ние «некоторых инородцев от реквизиции по должности, ро­ду занятий и образованию» по официальному правительст­венному разъяснению от 11 июля 1916 года. По этому доку­менту богатые и находящиеся у власти казахи могли нанять на тыловые работы вместо себя любого своего сородича.

Начавшиеся в народе волнения вначале развивались как протест против призыва на тыловые работы, затем пе­реросли в национально-освободительное восстание 1916 года.

В это время деятели «Алаш Орды» Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов опубликовали в газете «Казах» (1916, №192) обращение «К сыновьям Апа­ша», в котором призвали не противиться указу, т.к. сопро­тивление грозило народу массовыми карательными дейст­виями царских властей против мирного населения, послед­ствия которых стали бы более жестокими, чем работа муж­чин в тылу фронта.

Но восстание стихийно развивалось. В нем принимали участие широкие массы народа, в том числе и казахская аристократия. Наиболее организованным и масштабным было выступление народа в Тургайской области под руко­водством Амангельды Иманов. Его армия насчитывала не менее 50 тысяч воинов, поддерживаемых народом. Аман­гельды Иманов свое войско разбил на десятки, сотни и тысячи. Административная власть была сосредоточена в сек­ретариате. Хозяйственные и судебные вопросы решали специальные органы.

Восстание было подавлено с чудовищной жестокостью: «Резали и стреляли без числа женщин, детей, стариков. По­токи крови смешивались с грязью разрушаемых глинобит­ных стен». Многие казахи, спасаясь от репрессий, бежали в Китай, Монголию.

Несмотря на поражение, восстание встряхнуло, разбу­дило народ, который увидел, что с всесильными властями можно бороться и наголову разбивать карательные войска. По существу, это была генеральная репетиция еще более грандиозных событий Октября 1917 года.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте основные направления российской политико-правовой мысли 19-начала 20 века.

2. Назовите деятелей «Алаш-Орды» и их основные политико-правовые представления.

Литература:

1. Дьячкова Н.Н., Доля В.Е. История правовых и политических учений, учебное пособие, Москва 2003 г., 821 с.

2. Халин К.Е. История правовых и политических учений. Учебник. Москва 2004 г, 826 с.

3. История правовых и политических учений под редакцией Лейста О.Э, Москва, 1997г, 933с.

4. История правовых и политических учений. В.С. Нерсесянц, Москва, 1996г, 934с.

5. Хрестоматия по истории политических учений. Москва 1972 г, 531 с.

6. История политических учений под редакцией Мокичевой К.А, Москва, 1972г, 420 с.

7. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых и политических учений, Москва, 1983

Тема 10 Политические и правовые учения в странах Европы и США 20 века. Политические и правовые идеи национально-освободительных движений в Китае, Индии и новых независимых государствах 20 века.

Цель: – Охарактеризовать и проанализировать политические и правовые учения в странах Европы и США 20 века. Проанализировать политические и правовые идеи национально-освободительных движений в Китае, Индии и новых независимых государствах 20 века. Ознакомить студентов с терминологией по данной тематике.

План:

1. Политические и правовые учения в странах Европы и США 20 века

2.Общая характеристика политико-правовой идеологии национально-освободительных движений.

3.Политические и правовые идеи в Казахстане в период возникновения и становления суверенного государства, их отражение в конституциях 1990-х годов. Концепция Евразийского Союза (ЕАС). Политико-правовые идеи концепции развития Казахстана до 2030 г.

1 Политические и правовые учения в странах Европы и США 20 века

Теория солидаризма.

Распространилась - в конце XIX - первой половине XX века. Ее обосновали: Леон Дю­ги и французские социологи. Она остро критикует марксизм, решает задачи, стоящие перед общест­вом с позиций ненасилия.

Согласно этой теории связи, объединяющие людей в обществе, являются социальной солидарности или взаимозависимости. Каждый класс выполняет свою миссию в обеспечении солидарности и гармонии общества. Все классы должны стремиться к сотрудничеству и консолидации интересов. Таким обра­зом, мирно, без революций, можно избегать народного волнения, вызванного классовыми противоречиями. Основная задача всех классов — не нарушать социальную солидарность, не делать ничего, что вызовет возмущение другого класса.

Сущность права заключается в социальной солидарности: основу объек­тивного права составляет социальная норма, а ее самой значимой частью явля­ется юридическая норма. Все нормы права значимы лишь тогда, когда ведут к социальной солидарности.

Теория конвергенции.

Возникла примерно в 50-60-е годы. нашего столетия. Ее обосновали Дж. Гэлбрейт, Арон, П. Сорокин, Я. Тинберген.

Слово "конвергенция" в переводе с латыни означает синтез. В данном случае имеется в виду синтез 2 систем: капиталистической и социалистической, которые несмотря на их противоположность будут все более и более сближать­ся, теряя отличительные черты пока полностью не сольются - в некое "постин­дустриальное общество". Итак будущее будет принадлежать не капитализму или социализму, а "гибридной системе".

Результатом конвергенции становиться создание "единого индустриаль­ного, а затем и постиндустриального общества", "государства всеобщей роско­ши, государства "всеобщего благоденствия".

Главной ошибкой теории конвергенции считается то, что все проблемы общества и государства анализируются с технических или технологических ас­пектов, все остальное игнорируется.

Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

Ганс Кельзен (1881-1973) - автор труда "Чистая теория права". Это одна из теорий позитивного права, которая для сохранения так называемой чистоты отказывается анализировать и признавать все чуждое позитивному праву.

Чистая теория права выделяется в самостоятельную науку, ту, что в принципе представляет собой теорию государства и права.

Чистая теория права должна быть лишена идеологии, предвзятости, ан­тинаучности. Она должна, только описывать какие либо правовые институты, а не ставить перед собой вопрос - какими они должны быть, (этим должна зани­маться наука политика).

Теория элит.

В условиях кризиса буржуазной демократии широкое распространение получила давняя аристократическая идея о неспособности народных масс к управлению. Эта идея нашла свое выражение в теории элит Ее основателями были итальянские политологи Г. Моска (1856-1941) и В. Парето (1848-1923).

Согласно данной теории политика есть сфера борьбы двух противопо­ложных "классов": властвующего меньшинства (элита) и подвластного боль­шинства (народ, трудящиеся)

С позиции элитизма авторы враждебно относятся к демократии. Они счи­тют демократию утопией, миражом, в погоне за которым "некомпетентные" массы становятся объектом манипуляций со стороны "демагогов" и проклады­вают путь "диктатуре", к современным разновидностям которой он относил та­кие полярные явления как социализм и фашизм. Не с последовательной демо­кратией и социализмом а с "компетентной" элитой капиталистического обще­ства связывал Моска свободу человечества.

Железный Закон олигархии Роберт Михельс.

Роберт Михельс (1876-1936) применил элитистские концепции Моски и Парето к исследованию политических партий. В книге "Социология политических партий в условиях современной демократии" Михельс утвер­ждал, что во всех партиях, независимо от их типа (как буржуазных, так и со­циалистических) "демократия ведет к олигархии". Это закономерность развития любой организации, так называемый "железный закон олигархии". Рядовые партийные массы, заявляет Михельс не способны к управлению, и выдвигают своих руководителей. Однако, даже самые демократические вожди со временем "депролетаризуются" и "антидемократизируются". В процессе функционирова­ния партии ее аппарат отрывается от рядовых членов приобретает самодов­леющее значение, превращается в "партийную элиту". Так что на определенном этапе демократия неизбежно оборачивается олигархией. И чем крупнее органи­зация, тем более отчетливо проявляется закон. Демократия, следовательно, превращается в арену "циркуляции партийных элит".

Неоэлитисты или "новые элитисты".

Представители: Лассуэл, Сартори, Дай, Зейглер

Неоэлитисты разделяя взгляды Моски и Парето полагают, что букваль­ная демократия, правление народа, народный суверенитет и т. п. являются уто­пической мечтой и никогда не осуществимы на практике, в том числе в совре­менных условиях. Человек "масс", "омассовленный экземпляр", утверждают они мыслит и действует иррационально, имеет низкий уровень знаний, не спо­собен разбираться в политике и поэтому становится объектом манипуляций. Для обеспечения свободы и прогресса необходима элита. Всякая попытка устранить ее и установить действительное народоправство обречена на неудачу, ведет к господству "серости", демагогии и в конечном счете диктатуры (фа­шизм и пр.). Задача заключается в том, чтобы правила "компетентная" элита, способная как "правый", так и "левый" радикализм и обеспечить стабильное развитие капитализма буржуазно-либерального режима. С этой целью представители рассматриваемого направления предлагают совместить элитизм с элементами "плюралистической демократии". Отсюда концепция "плюралистического элитизма", или "демократического элитариз­ма", "элистического плюрализма" и т. п.

Испытывая глубокую неприязнь к трудящимся массам неоэлитисты ут­верждают, что настоящим гарантом свободы и демократии является "управляе­мое большинство", а "правящее меньшинство". В борьбе против последова­тельной демократии, полновластия трудящихся, против социализма и револю­ционного движения рабочего класса и его союзников неоэлитисты заявляют, будто "плюрализм", "равновесие", "конкуренция" и "взаимосдерживание" элит оказывается "единственно возможным видом демократии".

Теория бюрократии: Макс Вебер. Макс Вебер (1864-1920)

-усматривает главную особенность парламентской демократии в спосо­бах отбора политических лидеров и контроля над технически ориентированной административной бюрократии.

Бюрократия - "власть конторских служащих" это тип господства, осно­ванный на строгих и рациональных правилах законного характера и назначе­ния.

Вебер прогнозировал, что перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизне­деятельности, поэтому на смену капитализму придет не социальная бюрократи­зированное (в целях рационального управления) общество.

Теория технократии.

В основе технократических концепций властвования (от древне грече­ского techne - ремесло искусство и kratos - власть, господство, правление) ле­жит древняя идея особой роли людей знания в делах властвования и управле­ния.

Мыслители разного времени вложили свой вклад в идею технократии такие как: Бэкон, Кондорсе, Сен-Симон.

Они зая­вили, что технократия в лице управляющих (менеджеров, организаторов) стала социальной и политической реальностью в ряде крупнейших современ­ных государств, и, таким образом, намечена тенденция к замене капитализма и социализма "обществом управ­ляющих", в котором государственные функции станут функциями специально изобретенного менеджерами политического механизма.

Менеджеры (управляющие) - это главные контролеры средств произ­водства, и в этой своей роли они одновременно выступают и как новые сособственники этих средств производства.

Теория фашизма.

В начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей пораже­ние в Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и со­циальных трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал-социалистическое движение. Движение выступило с собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за переустрой­ство Германии на принципах национал-социализма. С 1933 по 1945 год немецкие национал-социалисты стояли у власти непо­средственно внедряя в государственно-правовую практику, в науку о государ­стве и праве исповедуемые ими принципы

Фашизм — это открытая террористическая диктатура наиболее реакцион­ных наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов фи­нансового капитала, устанавливаемая в условиях чрезвычайно, кризисной си­туации, когда традиционные буржуазно-демократические институты власти дают осечку.

Фашистская политическая идеология, защищающая эту диктатуру, представляет собой квинтэссенцию реакционных политических идей. Ее со­ставными частями являются: антикоммунизм и псевдосоциализм ("националь­ный социализм"), расизм, шовинизм и национализм, геополитика, концепция тоталитарного государства, антидемократизм, правовой нигилизм, элитаризм и вождизм.

Фашизм ставил своей целью мировое господство арийцев, германцев. Таким образом, расистская концепция фашистов ориентировала немецкий на­род на захватническую войну.

Основное орудие фашистской диктатуры - террористической тотали­тарное государство. Оно согласно фашистской идеологии охватывает и регла­ментирует все стороны жизни граждан.

Важная черта политической идеологии и практики фашизма - правовой нигилизм, попрание законности и прав личности. Правовая концепция фашиз­ма исходит из старого для всех диктаторских режимов трюизма: право - это то, чего хочет народ, а волю последнего выражает вождь, черпающий свою силу и вдохновение непосредственно в мистической душе расы.

Фашизм считал, что действия не подпадающие под состав преступления можно наказать если нужно. Судьям предписывалось при вынесении решения меньше всего исходить из закона. Самый крайний национал-социализм - фа­шизм был в Германии.

Психологическая теория права.

Основателем и наиболее ярким представителем психологической теории права в первой трети XX века был Л. И. Петражицкий (1867-1931).

Психологическая теория безбрежно расширяет область права. Петра­жицкий рассматривал право в двух аспектах.

Во-первых, как право официальное и неофициальное. Официальное пра­во подлежит применению государственной власти и поддерживается с ее сто­роны. Неофициальное право лишено такого значения, однако оно все же дейст­вует в качестве права. Отсюда правовой плюрализм: каждая социальная группа создает свое собственное право независимо от государства.

Во-вторых, как позитивное (гетерономное) и интуитивное (автономное) право. Позитивное предполагает соответствующие "нормативные факты", т. е. внешние источники, на которые оно опирается (кодексы, законы, обычаи и т. д.) В интуитивном праве отсутствует какая-либо ссылка на такие внешние источ­ники. Это право есть результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида. Отсюда следует, что существует столько систем интуитивного права, сколько самих индивидов. В результате утрачивается различие между правом и индивидуальным правосознанием. В данной теории правом являются и такие императивно-атрибутивные переживания, которые имеются лишь у одного ин­дивида, находящегося вне всякого общения с другими людьми и даже оставше­гося единственным человеческим существом на земле.

В конечном счете, Петражицкий пришел к правовому солипсизму. В право он включал бред душевнобольного, идеи фикс, договоры с дьяволом (колдовское право), представления о правах и обязанностях животных, духов усопших, святых, богов и т. д. Идея правового плюрализма здесь доводится до абсурда.

В разделе между официальным и неофициальным, а также интуитивным и позитивным правом, по мнению Петражицкого заключается главная причина социальных потрясений.

2. Общая характеристика политико-правовой идеологии национально-освободительных движений.

В преддверии двадцатого века усиливается движе­ние китайского народа против феодальной эксплуатации, де­спотического господства маньчжур и гнета иностранных импе­риалистов. В Китае назревала революция, возглавить которую в тех условиях могла лишь национальная буржуазия, ибо рабо­чий класс страны был тогда еще очень слаб. К этому времени терпят крах реформистские иллюзии национальной буржуазии, оказываются подорванными монар­хические традиции. Неудачи реформистов заставили наиболее прогрессивные слои китайской буржуазии искать новые, рево­люционные методы борьбы. Против ига маньчжурской динас­тии и кабалы иностранного империализма поднялись все пат­риотические силы: крестьяне, рабочие, интеллигенция, нацио­нальная буржуазия. Это объединение народа выдвинуло на авансцену истории выдающегося общественного деятеля и по­литического мыслителя Китая Сунь Ятсена (1866-1925).

Сунь Ятсен стал выразителем интересов искренней, боевой и последовательной крестьянской демократии Китая первой четверти двадцатого века. Идеи ликвидации монархии и утверждения наиболее совершенных принципов республиканского строя, идеи революционной тактики и социальной справедливости, равно как и идеи национального суверенитета и борьбы с импе­риализмом, находились в центре внимания Сунь Ятсена. Кон­центрированное воплощение все они получают в разработан­ных им «трех народных принципах», которые с развитием китайской революции наполнялись все более глубоким револю­ционным содержанием, подвергались существенным уточнени­ям на протяжении 1905-1925 годов.. Собственно, государственно-правовые взгляды Сунь Ятсен изложил в своем учении «о конституции пяти властей», непосредственно примыкающем к этим «трем народным принципам» и ориентирующемся на них.

При формулировании «трех народных принципов» (первая редакция относится к 1905-1906 годам) Сунь Ятсен исходил из представления об их универсальном характере. Он писал, в ча­стности, что вся история стран Европы и Америки есть история претворения в жизнь таких великих принципов, как национа­лизм, народовластие и народное благосостояние. Эти же самые принципы должны быть осуществлены в Китае.

Принцип национализма применительно к китайским услови­ям первоначально предполагал, по словам Сунь Ятсена, «поло­жить предел захвату чужеземцами власти, принадлежащей нашей нации... Причины национальной революции в том, что мы не желаем, чтобы маньчжуры уничтожали нашу государст­венность и управляли нами. Мы стремимся свергнуть их прави­тельство и возродить наше национальное государство...». Сле­довательно, принцип национализма означал необходимость уничтожения маньчжурской монархической власти и воссозда­ния подлинно китайской национальной государственности.

Принцип народовластия, который Сунь Ятсен считал и осно­вой политической революции, ее сердцевиной, означал требова­ние уничтожения императорской власти и учреждения демок­ратического конституционного режима. Сунь Ятсен указывал, что политическая революция была бы для Китая обязательной даже и тогда, когда императорский трон занимал бы ханец (то есть китаец), ибо старая прогнившая система управления под­лежала полной замене республиканскими порядками. Револю­ция виделась Сунь Ятсену делом народа «... мы должны осуще­ствить революцию силами простого народа». В этом он усматри­вал залог ее успеха.

Принцип народного благосостояния Сунь Ятсен связывал с проведением ряда социально-экономических реформ, объек­тивно не выходивших, однако, за рамки капиталистического строя. С его точки зрения, проблемы социальной революции на семьдесят-восемьдесят процентов могли быть решены уравнением прав на землю и установлением твердой цены на нее. Ему казалось, что такие меры сокрушат монопольное право кучки богатых, пре­доставят всему населению свободу в области производства и поднимут благосостояние народа.

В 1924 году I съезд Гоминдана принял «Манифест» (составил его Сунь Ятсен при участии коммунистов). «Манифест» содер­жал обновленную и наиболее радикальную редакцию «трех народных принципов», выражавших программу китайской бур­жуазно-демократической революции нового типа.

Принцип национализма теперь означал борьбу за нацио­нальную независимость китайского государства, освобождение от какого бы то ни было подчинения его империалистическим державам и полное равенство всех национальностей, населяю­щих Китай. Под равенством всех национальностей Сунь Ятсен разумел их право на самоопределение и образование суверен­ной Китайской Республики — добровольного союза этих нацио­нальностей; угнетение одной нацией другой ни в коей мере не допускалось. Одновременно Сунь Ятсен выступил за мир меж­ду народами. Борьбу за него он провозгласил основной линией внешней политики китайского правительства. Антиимпериалис­тическая направленность принципа национализма отчетливо сказалась также и в том, что Сунь Ятсеном был подвергнут кри­тике космополитизм, который вуалировал агрессии и разбой империалистов

Перечисленные положительные моменты не исчерпывают, однако, всей совокупности взглядов Сунь Ятсена на националь­ный вопрос. Отягощенный определенным грузом буржуазно-националистических предрассудков, он отдавал известную дань шовинистическим идеям.

Анализ «социализма» Сунь Ятсена легко обнаруживает в нем один из вариантов абстрактного, «идеального» государст­венного капитализма. Если еще напомнить, что Сунь Ятсен апеллировал прежде всего к крестьянству, призывал рабочих к классовому миру с предпринимателями (пытаясь полюбовно уладить конфликт между эксплуатируемыми и эксплуататора­ми), явно преувеличивал регулирующую роль законодательст­ва, то станут очевидными утопичность пропагандируемой им «социалистической» цели и отсутствие сколько-нибудь весо­мых шансов на достижение народного благоденствия посредс­твом осуществления его программы.

Политические идеи индийского гандизма.

Английский колониальный гнет, усугубленный тяжкими последствиями первой мировой войны, вызвал в Индии к началу двадцатых годов громадный прилив народного недовольства. Волна забастовок захлестнула круп­ные зоны промышленности. В индустриальных центрах созда­ются первые коммунистические кружки, нелегально распрост­раняется марксистская литература. В 1920 году был основан Всеиндийский конгресс профсоюзов; он высказывался за предо­ставление Индии независимости и приветствовал молодое Со­ветское социалистическое государство. В Индии назревала ре­волюционная ситуация. В такой накаленной атмосфере к руко­водству национально-освободительным движением приходит Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948) — лидер партии Индийский национальный конгресс.

На разных этапах деятельности Ганди по-разному формули­ровал цели освободительного движения и понимал независи­мость своей родины. Вначале он полагал возможным прирав­нять независимость к предоставлению Индии самоуправления (свараджа) в рамках Британской империи. С усилением нацио­нально-освободительного движения все ярче разгорается борь­ба масс, и Ганди выставляет лозунг полного самоуправления («пурна сварадж»).

Ганди хотел создания политически и экономически самос­тоятельной индийской государственности, суверенной респуб­лики, которая смогла бы выступать как равноправный с дру­гими государствами субъект международного общения. «Сва­радж» предполагал существенную либерализацию государст­венного строя и политического режима, т. е. он имел и внеш­нюю и внутреннюю стороны. Ганди, в частности, настаивал на необходимости ввести всеобщее избирательное право (от­менив имущественный и образовательный цензы). Намеча­лось сделать должности в государственном аппарате доступ­ными для лиц, которые «окажутся для них пригодными»; предлагалось снизить жалованье на военной и гражданской службе, дабы покончить с карьеризмом и погоней за «теплыми местечками». В числе прочих мер Ганди считал нуж­ным перестроить отправление правосудия: упростить и уде­шевить его, отказаться от сложной и запутанной системы английского судопроизводства. Ганди был за пересмотр меха­нического административного деления страны — дела рук англичан — и выступал за разделение государства на провин­ции «на лингвистической основе» с предоставлением каждой провинции автономии, опирающейся на широкое местное са­моуправление.

Верный сторонник лозунга «пурна сварадж», Ганди тем не менее многократно шел на уступки английской короне и согла­шался на скромный статут доминиона для Индии в качестве первого шага на пути к независимости. Колебания Ганди в этом кардинальном вопросе освободительной борьбы отражали влияние на него правого крыла партии Индийский националь­ный конгресс и отчетливо выявляли компромиссный, буржуаз­но-реформистский характер некоторых аспектов политической идеологии гандизма.

«Сатьяграха» имела две формы. В зависимости от конкрет­ной обстановки Ганди призывал или к несотрудничеству, или к гражданскому неповиновению. Несотрудничество - это бойкот деятельности государства: уклонение от государствен­ной и военной службы, неучастие в правительственных парти­ях, отказ от почетных титулов и должностей, игнорирование правительственных займов, воздержание от учебы в государст­венных учебных заведениях и т. п. Гражданское неповиновение в отличие от легальных приемов несотрудничества представля­ет собой открытое, демонстративное нарушение несправедли­вых законов колониальных властей, невыполнение предписа­ний официальных учреждений.

Посредством «сатьяграхи» Ганди надеялся произвести «ре­волюцию в сердцах людей» и на этой основе реорганизовать, обновить общество. Он думал одной нравственной силой сопро­тивляющихся заставить врага подвергнуться «самоочищению». Ему мнилось, что религиозное непротивление индийской нации «облагородит» ее противников, превратит их в единомышлен­ников и союзников Индии, содействующих ее благу.

Ганди мечтал о тесном единении труда и капитала, предо­стерегая трудящихся против насильственного ниспровержения капитализма. Общество неизбежно обречено на распад, коль в нем бушует стихия насилия и ненависти, в каких бы формах они ни проявлялись. Ганди верил в вероятность словом, пропо­ведью гуманизма убедить капиталистов и помещиков в том, что их состояния — результат труда народа и что поэтому они должны, обязаны использовать свои богатства в интересах народа. Так мыслил себе Ганди преодоление пропасти между трудом и капиталом.

В утопической сельской республике, воскрешавшей черты старой индийской общины, Ганди усматривал «полную демок­ратию, основанную на индивидуальной свободе» и создающую условия для всестороннего развития личности. «Общинный коммунизм» Ганди отражал патриархальные настроения индий­ских крестьян и ремесленников. Размышляя о далеком безгосударственном «золотом веке», о времени «просвещенного анар­хизма», когда каждый человек «станет своим собственным правителем» и будет управлять собой, не причиняя вреда окру­жающим, Ганди с горечью отмечает, что полностью его идеал в жизни недостижим.

Ганди ратовал за мирное сотрудничество государств, за дружбу Индии со своими соседями и со всеми иными странами. Он категорически осуждал войны. В отдаленном будущем па­цифисту Ганди грезилась всемирная федерация государств, по­строенная на принципах ненасилия. Взятая в целом позиция Ганди по кардинальным вопросам внешней политики играла в международной жизни положительную роль.

Идеи Ганди оказали ощутимое влияние на полити­ческую мысль и практику ряда политических движений Европы и Америки, Азии и Африки.

3.Политические и правовые идеи в Казахстане в период возникновения и становления суверенного государства, их отражение в конституциях 1990-х годов. Концепция Евразийского Союза (ЕАС). Политико-правовые идеи концепции развития Казахстана до 2030 г.

Общий кризис советской экономической и политической системы привел к осознанию властями в середине 80-х годов необходимости коренных реформ. Они были направлены на устранение идеологического диктата партии и либерализацию политического режима. Однако процесс этот был неоднозначен и характеризовался принципиальной невозможностью осуществления Руководство КПСС и СССР не собиралось коренным образом реформировать ни политические, ни экономические отношения, стремясь ограничиться лишь "обновлением" социализма. Вместе с тем, изменения стиля руководства, большая открытость правящей верхушки, постоянные призывы Генерального секретаря ЦК КПСС М. Горбачева к демократизации системы, выборному началу, вызвали огромный энтузиазм у народа, уставшего от бесконечного правления пар­тийной олигархии. Однако события 1986 года показали, что все декларируе­мые изменения мало касались стиля и методов управления, по-прежнему основанных на терроре и репрессиях.

Процессы, проходившие в Москве, вели к ослаблению партийной власти и росту политической активности населения. ВС СССР 1 декабря 1988 года внес изменения в Конституцию, по которым в качестве высшего органа государственной власти создавался Съезд народных депутатов. Верховный Совет превратился в постоянно действующий законодательный, представительный и исполнительный орган, избираемый съездом и подотчетный ему. Таким образом, воссоздавались основные прин­ципы организации высших органов управления, существовавшие в первые десятилетия советской эпохи и отрицающие принцип разделения влас­тей. Появился принципиально новый орган - Комитет конституционного надзора, призванный выявлять несоответствия в Конституции, законах и других нормативно-правовых актов.

После ослабления партийного диктата начинается закономерный процесс усиления самостоятельности республик, тем более, что провозглашенный курс на построение рыночной экономики вел к децентрализации управления хозяйством. В то же время, московские власти пытались сохранить единство Союза. Нерешенность вопросов государственного устройства, разграничения полномочий Союза и республик, половинчатость экономических реформ и откровенно антидемократический стиль руководства Колбина привели Казахстан к общему кризису, выход из которого был в расширении самодеятельности.

Приход к власти в 1989 году Н. Назарбаева привел к пересмотру союзного договора. Активные переговоры с центром и другими союзными республиками сопро­вождались самостоятельными шагами по реформированию политической системы. 24 апреля 1990 года был принят Закон "Об учреждении поста Президента", по которому в Казахстане появилась должность главы государства и начинают формироваться независимые ветви власти. [20, 305 с.]

Важнейшим нормативно-правовым актом стала "Декларация о государственном суверенитете", принятая 25 октября 1990 года. Она провозгласила право Казахстана приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающие его суверенные права и Конституцию. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволило Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Кроме того, в документе содержались положения, закрепляющие необходимость осуществления принципа разделения властей и международной правосубъектности Казахстана.

Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон "О совершенствовании структуры государственной власти и управления" от 20 ноября 1990 года. Согласно Закону, Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.

Суверенитет республики и союзный договор противоречили друг другу, и поэтому руководство Казахстана вело активные переговоры с целью; заключить новый союзный договор, учитывающий новые реалии. 24 июля 1991 года руководители девяти республик подписали "Договор о Союзе Суверенных государств", предусматривавший сохранение единого управления только в двух сферах - военной и экономической. Данный договор факти­чески превращал Союз в конфедерацию. На август-сентябрь 1991 года было запланировано подписание договора об образовании Союза Советских Суверенных Республик, окончательно реорганизующего союзное государ­ство, но часть руководства СССР пыталась сорвать это и захватить власть силовым путем, образовав неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). После провала попытки переворота в августе 1991 года общесоюзные структуры начали распадаться и терять контроль над страной. В этих условиях Казахстан начал готовиться к провоз­глашению государственной независимости.

1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря Казахстан перестал быть социалистическим. В этот день был принят Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", утвердивший новое название - Респуб­лика Казахстан.

16 декабря 1991 года Закон "О государственной независимости" про­возгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха неза­висимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.

На начальном этапе обретения независимости развитие конституцион­ного законодательства Республики Казахстан выражалось в основном во внесении изменений и дополнений в социалистическую Конституцию. Со­зданная конституционная комиссия и рабочая группа приступили к разра­ботке проекта новой Конституции, и она была принята 28 января 1993 г. Верховным Советом республики. В соответствии с Конституцией 1993 г. был установлен новый государственный и общественный строй, закрепле­ны независимость государства, народный суверенитет, принцип разделения власти, казахский язык объявлен государственным, были введены инсти­тут президентства, органы суда - Верховный, Конституционный и Высший арбитражный суды, Прокуратура. Естественно, все это привело к формиро­ванию конституционного права как самостоятельной отрасли национально­го права Республики Казахстан. Процесс ее развития продолжался с приня­тием последующих конституционных и иных законов, содержащих консти­туционно-правовые нормы. В настоящее время конституционное право обогащено Конституцией 1995 г. и соответствует се системе. В ней закреплены независимость и суверенитет Казахстана, неотчуждаемость прав и свобод граждан, определены механизм разделения власти и курс на пост­роение демократического, правового государства. Конституция стала не­зыблемой основой для формирования новой конституционной системы.

Конституционное развитие Республики Казахстан - это непрерывный процесс,обусловленный экономическими, политическими, социальными и иными изменениями общества.

Контрольные вопросы:

1.. Охарактеризуйте теорию конвергенции.

2. Укажите основные противоречия психологической теории права Петражицкого.

Литература:

1. Дьячкова Н.Н., Доля В.Е. История правовых и политических учений, учебное пособие, Москва 2003 г., 821 с.

2. Халин К.Е. История правовых и политических учений. Учебник. Москва 2004 г, 826 с.

3. История правовых и политических учений под редакцией Лейста О.Э, Москва, 1997г, 933с.

4. История правовых и политических учений. В.С. Нерсесянц, Москва, 1996г, 934с.

5. Хрестоматия по истории политических учений. Москва 1972 г, 531 с.

6. История политических учений под редакцией Мокичевой К.А, Москва, 1972г, 420 с.

7. Нерсесянц В.С. Право и закон. Из истории правовых и политических учений, Москва, 1983


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: