Схема контент-анализа ранних воспоминаний состоит из четырех этапов.
1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез.
2. Проверка гипотез.
3. Инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора раннего воспоминания.
4. Исследование формулы вместе с автором раннего воспоминания.
На первом этапе фиксируются содержательные категории и выдвигаются гипотезы.
1. Присутствующие в воспоминании люди.
1. Мать.
2. Отец.
3. Братья и сестры.
4. Двоюродные братья и сестры.
5. Бабушки, дедушки и остальные родственники.
6. Посторонние, чужие люди: гости, друзья, соседи и др. 2. Тип события.
1. Опасности, несчастные случаи, телесные и другие наказания.
2. Болезни и смерть.
3. Проступки, кражи, сексуальный опыт и др.
4. Новые жизненные ситуации.
3. Способ восприятия ситуации субъектом.
1. Преобладающий вид чувствительности.
2. Ощущение принадлежности.
Важно учитывать, используется ли только местоимение «я» или (и) местоимение «мы».
В целом использование местоимения «мы» свидетельствует о большем развитии социального чувства и сотрудничества, но многое зависит от того, с кем «мы»: только с членами собственной семьи или с более широким кругом людей.
|
|
3. Чувства и эмоции.
Вначале кратко остановимся на взглядах Адлера на эмоциональную жизнь вообще. Речь идет по крайней мере о трех основных идеях:
A. Все чувства и эмоции имеют цель.
Б. Цель чувств и эмоций соответствует общей жизненной цели – избранному нами стилю жизни.
B. Чувства, которыми проникнуты ранние воспоминания, помогают нам удерживать эмоциональный тон, соответствующий избранному жизненному стилю.
Чувства и эмоции, описанные субъектом, или хотя бы вскользь упомянутые им воспоминания являются важным средством постижения его жизненного стиля. Именно поэтому многие исследователи специально обращают внимание испытуемых на необходимость и важность описания чувств, даже неясных, смешанных или кажущихся незначительными. С другой стороны, диагностично и то, включает ли субъект описания эмоций по собственной инициативе или нет. Это отражает его стиль в подходе к проблемам и задачам, выявляет его интерес к эмоциональной стороне жизни, к своим собственным чувствам и чувствам других людей. По этой причине важность описания чувств в предлагаемой мною инструкции специально не подчеркивается.
На этом завершается анализ по содержательным категориям – первый этап контент-анализа ранних воспоминаний.
На втором этапе предлагается прочитать все гипотезы, записанные на первом этапе, и вычеркнуть те из них, которые опровергаются какими-либо другими элементами воспоминания.
|
|
На третьем этапе предлагается сосредоточиться удобным для себя способом и попытаться постичь формулы жизненного стиля автора воспоминаний. Поначалу лучше работать в режиме мозгового штурма – продуцировать любые идеи и записывать их, не критикуя.
Затем на основе анализа этих идей должна быть выведена отточенная формула жизненного стиля, начинающаяся со слов, предложенных Адлером, например: «Жизнь – это…» или: «Жить – значит…».
Четвертый этап анализа – исследование вместе с автором ранних воспоминаний той жизненной формулы, которую составил консультант, то есть переход от диагностической задачи к психотерапевтической.
Следующие этапы тренинга проводятся в группе.