Дети используют психологические защиты либо в силу идентификации с родительским поведением, либо как помощь от деструктивного влияния, обусловленного защитными стратегиями родителей (Чумакова Е.В.).
Для защитного поведения детей характерны следующие особенности:
1. Психологическая защита как результат негативного воздействия со стороны родителей.
2. Как результат усвоения демонстрируемых родителями форм поведения.
Как результат негативного воздействия психологическая защита проявляется в двух формах: как стимуляция страхов и тревог и как фрустрация базовых потребностей.
Куттер выделяет пять типов страхов у детей:
· страх наказания
· страх повреждения
· страх утратить расположение важнейшего участника отношений
· страх быть пристыженным
· страх потери важных для ребенка лиц
Ложь ребенка- это следствие страха наказания.
Особенности формирования механизмов защиты в детском возрасте:
Защитная агрессия и замещение – если родители наказывают ребенка с целью пресечь агрессию. Тогда усваивается допустимость агрессии, но в отношении слабого.
|
|
Избежание – как естественный способ удалиться от стресса.
Изоляция – (отделение чувств от ситуации)
Формирование реакции – у детей, если пытаются сопротивляться наказанию или справиться со страхом. Наказанный ребенок смеется в лицо родителям, если его шлепают.
Вытеснение – если наказание слишком расстраивает детей.
Рационализация – тем сильнее, если ребенок чаще будет испытывать субъективное ощущение несправедливости наказания.
Проекции возникают у детей, которые часто испытывают на себе агрессивные действия родителей
Высокий уровень тревоги ребенка обусловлен:
· гиперопекой
· эмоциональным отвержением ребенка
· блокированием свободного выражения эмоций
· непоследовательностью в воспитании
· конфликтами между взрослыми
· конфликтами в сфере воспитания
Родители как источник фрустрации потребностей выступают в результате ошибочно выбранного стиля взаимодействия. Базовым здесь являются различные формы психологической депривации ребенка. Основной из них является разлука с матерью. Могут проявляться:
– защитная агрессия как неосознаваемая попытка наказать мать за разлуку и снизить вероятность новой.
– Регрессия как отказ взрослеть и уйти от матери.
– Избегание родителей как змщита.
– Формирование реакции в виде сопротивления ребенка ласкам матери после разлуки с тем, чтобы она их усилила.
– «Компенсированное» воровство – после более чем шестимесячной месячной разлуки с матерью.
Такую ситуацию можно изменить, это подтверждают исследования Барсуковой О.В., целенаправленным и активным осознанием и изменением родителями их влияния, оказываемого на ребенка.