1. Вымойте квачи, щётки вначале холодной, затем тёплой водой с мылом.
2. Вымойте посуду и используемые ёмкости.
3. Уберите рабочее место. Положите на установленное место приспособления.
4. Приведите себя в порядок, снимите спецодежду, защитную повязку, перчатки.
5. Вымойте руки и лицо тёплой водой с мылом.
6. Не оставляйте квачи, щётки, ветошь в оставшемся дезрастворе, краске.
Психотравмирующие факторы ЧС:
1. Воздействия низких и высоких температур
2. Ионизирующее излучение
3. Чрезмерные физические нагрузки
4. Иммобилизация
5. Боль
6. Действие химических агентов
Особенности развития:
В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно-психические нарушения проявляются в диапазоне от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраст, пол, уровень исходной социальной адаптации, индивидуальные характерологические особенности, дополнительные факторы к моменту катастрофы (одиночество, наличие на попечении детей, больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.). Особое место в период чрезвычайной ситуации занимает угроза развития состояний паники. Индивидуальные панические расстройства определяются аффективно-шоковыми реакциями. При их развитии, особенно одновременно у нескольких пострадавших, возможно их влияние друг на друга и на окружающих, приводящее к массовым индуцированным эмоциональным расстройствам, сопровождающимся «животным» страхом. Прекращение паники возможно при наличии сильной личности, которая способна внести элементы рациональности в ситуацию, захватить «руководство», предложить образец поведения, способствующий восстановлению нормального эмоционального состояния толпы и прекращению паники. Главная опасность острых и, особенно, затяжных психотравмирующих ситуаций в том, что обусловленные ими психические расстройства имеют часто хроническое или отставленное развитие. Такие факторы, как потеря социальной поддержки, изменение образа жизни, потеря родных и близких в результате ЧС не только способствуют переходу психических нарушений на более глубокий уровень, но и приводят к тому, что медико-социальные последствия по своим масштабам значительно превосходят прямые эффекты катастрофы (поражение ССС, ЖКТ, эндокринной системы, иммунодефицитные состояния).
|
|
Мероприятия психопрофилактики:
а) в период действия психотравмирующих экстремальных факторов:
1. Организация четкой работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим с психогениями.
2. Объективная информация населения о медицинских аспектах стихийного бедствия (катастрофы).
|
|
3. Помощь руководителям в пресечении панических настроений, высказываний и поступков.
4. Привлечение легко пострадавших к спасательным и неотложным аварийно-восстановительным работам.
б) по окончании действия психотравмирующих факторов:
1. Объективную информацию населения о последствиях стихийного бедствия, катастрофы, их влиянии на нервно-психическое здоровье людей.
2. Доведение до сведения населения данных о возможностях науки в отношении оказания медицинской помощи на современном уровне.
3. Профилактику возникновения рецидивов психических расстройств (т.н. вторичная профилактика) или развития соматических нарушений в результате нервно-психических расстройств.
4. Медикаментозную профилактику отсроченных психогенных реакций.
60??????
КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АФФЕКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ, ВЫЗВАННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИЕЙ
В связи с увеличением числа террористических актов и локальных военных конфликтов в
России, сопровождающихся ростом числа больных ПТСР и особенно его хронических
вариантов, впервые предложена оригинальная типология, основанная па принципе
доминирующего депрессивного аффекта и его синдромообразующей роли в процессе
формирования хронического ПТСР.
С целью изучения клинической структуры и психопатологических особенностей аффективных нарушений при посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) обследована разнородная по половым и возрастным факторам группа численностью 226 человек с диагнозом «ПТСР, возникшее вследствие массивного психогенного воздействия». Диагноз был установлен в соответствии с критериями МКБ-10. При исследовании использовались: клинико-психонатологический метод, катамнестический метод с анализом историй болезни пациентов, психодиагностический метод, который включает шкалу депрессии по Зунгу, шкалу тревоги по Тейлору, статистический метод.
На материале обследования лиц, перенесших антропо-социогенную катастрофу, проведена систематика ПТСР и найдена зависимость клинико-психопатологической картины от доминирующего депрессивного аффекта.
В результате исследования была выявлена разнородная по половым и возрастным факторам группа из 150 человек (66,4 % из 226 обратившихся), у которых преобладала депрессивная симптоматика, в том числе и разнообразные соматические «маски» депрессии. Установлено, что депрессия при ПТСР имела свои характерные особенности, а именно:
1) депрессия не достигала психотического уровня (При обследовании по шкале депрессии Зунга у 25 человек из 50 (50 %) была диагностирована легкая депрессия ситуационного или невротического характера, у 6 из 50 (12 %) - отсутствовали признаки депрессии, и только у 19 из 50 (38 %) - было выявлено субдепрсссивиое состояние, или маскированная депрессия.);
2) депрессия коморбидна тревоге (Уровень тревоги достаточно высок, зачастую выше уровня депрессии. У 43 пациентов из 50 (86 %) был выявлен очень высокий уровень тревожности (40-50 баллов, по Тейлору), у 5 человек из 50 (10 %) наблюдался высокий уровень тревожности (25-40 баллов, по Тейлору), и только у 2 из 50 (4 %) - средний уровень тревожности с тенденцией к высокому (15-25 баллов, но Тейлору.);
3) тревога носит постоянный характер вне зависимости от возраста и пола;
4) депрессивные состояния были лишены аффекта тоски, витального оттенка. Суточные
колебания настроения либо отсутствуют, либо инвертированы с ухудшением состояния
к вечеру;
5) по мере увеличения уровня тревоги нарастает тяжесть депрессии. Это соответствует
гипотезе (Н.М. van Praaq), связывающей аффективные нарушения с тревогой, в которой
постулируется существование биологического механизма, опосредующего связь между
сложным психотравмирующим опытом, с одной стороны, и психопатологическими симптомами (тревогой, депрессией), с другой. При этом нарушения функции серотонин-зависимых нейромедиаторных систем сочетаются с дисфункцией гипоталамо-гипофизарно-адренокортикалыюй системы, а также согласуются с выводами Brcslau о том, что тревога и депрессия вызываются одними и теми же причинными факторами;
структура депрессии в разные возрастные периоды неоднородна (В первой возрастной группе (15-22 года) -соматоформный тип; во второй (23-45 лет) -тревожный тип; в третьей (46-70 лет) - апатический тип.).
Результаты исследования аффективного компонента ПТСР имеют большое практическое
значение, поскольку это позволит индивидуализировать и оптимизировать лечение данного полисиндромального образования, учитывая, что проблема ранее в России не
разрабатывалась и является клинически и социально значимой, особенно в свете недавних
террористических событий в России и военных действий в Чечне.
|
|
61 – тетрадь
???
Направления психотерапии:
1) со здоровой частью населения в виде профилактики острых панических реакций и/или отсроченных «отставленных» нервно-психических нарушений.
2) у лиц с развившимися нервно-психическими нарушениями. Характерной особенностью терапии в таких ситуациях является то, что она проводится в экстремальных условиях: на месте происшествия, в приспособленных помещениях, палатках.
1)Псих. защита пострадавших:
1)на первом этапе является информационная психотерапия. Она применяется в экстренном порядке. Ее целью является психологическое поддержание жизнеспособности тех, кто жив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения, разрушения жилищ). Сеансы информационной терапии реализуются через систему звукоусилителей. Информация должна поступать непрерывно, сведения должны быть полными, объективными, правдивыми, но и успокаивающими. С ранних этапов стрессовой ситуации важно, чтобы каждый занимался своим делом. Оправдан принцип демократического единоначалия, когда распоряжения ответственного лица подлежат безусловному выполнению, тем самым предотвращается возникновение паники среди населения.
|
|
2)на стационарном этапе: психотерапия в сочетании с релаксантами и антидепрессантами.
2) Псих. защита родственников пострадавших:
Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий: поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций; экзистенциальные приемы и методы, направленные на принятие ситуации утраты, устранения душевной боли, поиск ресурсных психологических возможностей для дальнейшей жизни. На госпитальном этапе может подключаться психоаналитически ориентированная психотерапия.
3)Псих. защита сотрудников аварийно-спасательных формирований:
Проведение работ в экстремальных условиях требует от спасателя полной мобилизации его физиологических резервов, сопряжено с большой физической и эмоциональной нагрузкой. Физиологические резервы организма не безграничны и, рано или поздно, наступает их истощение. Существуют две категории спасателей: Первая категория спасателей характеризуется высокой эффективностью деятельности с первых же минут пребывания в экстремальных условиях. Спасатели, относящиеся к этой группе, работают с полной отдачей, нередко используя нестандартные решения с просчитанным и оправданным риском для жизни. Через несколько дней у них резко снижаются функциональные резервы организма и способность прогнозирования реальной опасности. После непродолжительного пребывания в опасной зоне они должны быть отправлены на отдых для психологической разгрузки и фармакологической коррекции состояния.
Вторая категория спасателей характеризуется меньшей эффективностью деятельности, но продолжительность их работы в экстремальных условиях существенно выше (до нескольких десятков дней).
Распространенность психических нарушений у спасателей, снижение их трудоспособности определяют необходимость оказания им ранней психиатрической помощи непосредственно после выхода из зоны ЧС, что позволит предотвратить терапевтическую резистентность, выработать адекватные формы профилактики и лечения психических расстройств и сохранить работоспособность специалистов.
62-67 тетрадь
68??????