Цель: исследование роли апперцепции методом узнавания.
Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей личности, от прошлого опыта.
Материалы для проведения опытов: набор из 10-и предметов известных испытуемому и незнакомых, не встречавшихся в повседневной жизни испытуемого (катушка с нитками, наперсток, кассета для фотопленки, гвоздь, губная помада и др.), секундомер.
Порядок работы: экспериментатор заранее знакомится с набором предметов. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Экспериментатор фиксирует время, которые понадобилось испытуемому, чтобы правильно определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. Если в течение 5-и минут испытуемый не дает правильного названия предложенного предмета, то экспериментатор переходит к следующему предмету, при этом в протоколе отмечается, что испытуемый не справился с данным заданием. По окончании опытов в ходе беседы с испытуемым экспериментатор выясняется связь названных предметов с его прошлым опытом (часто ли испытуемый применяет тот или иной предложенный предмет, видел ли он раньше те предметы, название которых не смог определить в процессе осязания и т. п.).
Инструкция испытуемому: « Вам будут предъявлены по очереди различные предметы. Ваша задача при помощи ощупывания определить, что за предмет у вас в руках и назвать его. После этого вам для узнавания предлагается второй предмет и т. д. Старайтесь называть предмет после того, как удостоверитесь, что именно он у вас в руках. В случае ошибки экспериментатор предложит вам дополнительно ощупать предмет. Время, затраченное на узнавание каждого предмета, фиксируется экспериментатором и записывается в протокол. В случае если Вы не называете правильно предмет в течение 5-и минут, экспериментатор предлагает Вам следующий предмет».
ПРОТОКОЛ
Задание (тема) ……………………………………………………….. Дата …………..
Экспериментатор ………………………………………………………………………..
Испытуемый ……………………………………………………………………………..
Самочувствие испытуемого ……………………………………………………………
Измеряемая характеристика …………………………………………………………..
№ п/п | Название предмета | Ответы испытуемого | Время, понадобившееся испытуемому, для правильного определения предмета | Поведение испытуемого в процессе опыта (комментарии, эмоциональные реакции и т. д). |
1. | Помада | |||
2. | Гвоздь | |||
3. | Кассета | |||
4. | Катушка с нитками | |||
5. | ||||
… | ||||
Обработка результатов. Результаты опытов заносятся в таблицу, на основании результатов опытов и беседы с испытуемым выясняется роль прошлого опыта (т.е. апперцепция) в осязательном восприятии и правильном определении предметов. На основании результатов экспериментатор пишет заключение.
Критерии оценивания выполненной работы: самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.