Развитие bite-модели

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведе­ния, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испы­тывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элемента­ми, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвер­тый, не менее важный компонент — контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому


86 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обо­значить как BITE1 (Behavior — поведение, Information — информа­ция, Thoughts — мысли, мышление и Emotions — эмоции)2, будут служить основой вашего понимания контроля сознания.

ВПЕ-модедь

I. Контроль поведения.

1. Регулирование физической реальности индивидуума:

а) Где, как, с кем живет и общается член группы.

б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает
цвета.

в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и
отвергает в своем питании.

г) Сколько времени дается человеку на сон.

д) Финансовая зависимость.

е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения,
отпуска и каникулы.

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и группо­вым ритуалам.

3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.

4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.

5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения — позитив­ные и негативные подкрепления).

6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».

7. Жесткие правила и предписания.

//. Информационный контроль. 1. Использование обмана:

а) Преднамеренное утаивание информации.

б) Искажение информации в «нужном» направлении.

в) Чистая ложь.


Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 87

ВГГЕ-моделъ (продолжение)

2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму
или запрещен:

а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.

б) Критическая информация.

в) Бывшие участники.

г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не ос­
тавалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.

3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними;
оппозиция аутсайдеров и посвященных1:

а) Нет свободного доступа к информации.

б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под­
разделениях внутри пирамиды.

4. Поощряется слежка за другими членами группы:

а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблю­
дения и контроля.

б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и
действиях.

в) Поведение личности контролируется всей группой.

г) Лидер решает, кому, что и когда «нужно знать».

5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в
рамках культа:

а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники,
аудио- и видеозаписи, другие средства информации.

б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки
из некультовых источников.

6. Неэтичное использование исповеди:

а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы
личности.

б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет
прощения или отпущения грехов.

7. Необходимость в повиновении и зависимости.

III. Контроль мышления

1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:

а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность).



1 Bite в английском языке может означать: «укус», «клев», «травление» (грави­
ровка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (Прим. перев.)

2 Моя благодарность преподобному Баади Мартину за предложение акронима
ВГГЕ.


1 Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников группы в проти­вовес посторонним, так и о более «глубоких», уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)


88 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ


Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 89



ВГГЕ-моделъ (продолжение)

б) Черно-белое мышление.

в) Добро против Зла.

г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).

2. Использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозя-щих клише»). Слова — это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее огра­ничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокиро­вать мышление. Их функция — урезать сложные переживания до тривиального «птичьего языка»1.

3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.

4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные пси­хические состояния.

5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоми­наний.

6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют «проверке реальности», блокируя «отрицательные» мысли и допус­кая только «положительные»:

а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого
за действительное.

б) Монотонное говорение (скандирование).

в) Медитация.

г) Моление.

д) Говорение «на языках» (глоссолалия).

е) Пение или гудение.

7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее док­трине и политике, которые признаются единственно правильными.

8. Никакие альтернативные системы верований не признаются закон­ными, хорошими или полезными.

IV. Эмоциональный контроль.

1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.

2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и су­ществуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: