В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент испытывает воздействие двух других. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Благодаря своему опыту работы с бывшими членами культов я выделил четвертый, не менее важный компонент — контроль информации, который существенно ограничивает способность человека к независимому
86 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
мышлению. Эти четыре фактора, которые можно для простоты обозначить как BITE1 (Behavior — поведение, Information — информация, Thoughts — мысли, мышление и Emotions — эмоции)2, будут служить основой вашего понимания контроля сознания.
ВПЕ-модедь
I. Контроль поведения.
1. Регулирование физической реальности индивидуума:
а) Где, как, с кем живет и общается член группы.
б) Какую одежду, какую прическу носит человек, какие выбирает
цвета.
в) Какую пищу человек ест, что пьет, что именно предпочитает и
отвергает в своем питании.
|
|
г) Сколько времени дается человеку на сон.
д) Финансовая зависимость.
е) Минимум или полное отсутствие времени на досуг, развлечения,
отпуска и каникулы.
2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Для принятия важных решений нужно спрашивать позволения.
4. Необходимо сообщать старшим о мыслях, чувствах и действиях.
5. Поощрения и наказания (техники изменения поведения — позитивные и негативные подкрепления).
6. Индивидуализм не одобряется, преобладает «групповое мышление».
7. Жесткие правила и предписания.
//. Информационный контроль. 1. Использование обмана:
а) Преднамеренное утаивание информации.
б) Искажение информации в «нужном» направлении.
в) Чистая ложь.
Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 87
ВГГЕ-моделъ (продолжение)
2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму
или запрещен:
а) Книги, статьи, газеты, журналы, телевидение, радио.
б) Критическая информация.
в) Бывшие участники.
г) Поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не ос
тавалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.
3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними;
оппозиция аутсайдеров и посвященных1:
а) Нет свободного доступа к информации.
б) Информация варьируется на разных уровнях и в различных под
разделениях внутри пирамиды.
4. Поощряется слежка за другими членами группы:
а) Составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблю
дения и контроля.
б) Доносительство лидеру о «неправильных» мыслях, чувствах и
действиях.
|
|
в) Поведение личности контролируется всей группой.
г) Лидер решает, кому, что и когда «нужно знать».
5. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в
рамках культа:
а) Информационные бюллетени, журналы, газеты и дневники,
аудио- и видеозаписи, другие средства информации.
б) Искаженные цитаты, выхваченные из контекста формулировки
из некультовых источников.
6. Неэтичное использование исповеди:
а) Информация о «грехах» используется, чтобы стереть границы
личности.
б) Прошлые «грехи» служат средством манипуляции и контроля; нет
прощения или отпущения грехов.
7. Необходимость в повиновении и зависимости.
III. Контроль мышления
1. Необходимо усвоить доктрину группы как Истину:
а) Принятие групповой схемы реальности как непосредственной Реальности (Схема = Реальность).
1 Bite в английском языке может означать: «укус», «клев», «травление» (грави
ровка на металле), «шулер» и «жало» (в определенном контексте). (Прим. перев.)
2 Моя благодарность преподобному Баади Мартину за предложение акронима
ВГГЕ.
1 Речь идет как о «тайной» доктрине для всех участников группы в противовес посторонним, так и о более «глубоких», уровнях посвящения внутри группы. (Прим. перев.)
88 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
Глава 2. Что такое деструктивный контроль сознания? + 89
ВГГЕ-моделъ (продолжение)
б) Черно-белое мышление.
в) Добро против Зла.
г) Мы против Них (внутреннее против внешнего).
2. Использование «передернутого» языка (например, «мыслетормозя-щих клише»). Слова — это инструменты, которыми мы пользуемся для выражения своих мыслей. «Специальные» же слова скорее ограничивают, чем расширяют понимание и могут даже вовсе блокировать мышление. Их функция — урезать сложные переживания до тривиального «птичьего языка»1.
3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
4. Применение гипнотических техник, вызывающих измененные психические состояния.
5. Манипулирование воспоминаниями и культивация ложных воспоминаний.
6. Применение «мыслетормозящих» техник, которые препятствуют «проверке реальности», блокируя «отрицательные» мысли и допуская только «положительные»:
а) Отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого
за действительное.
б) Монотонное говорение (скандирование).
в) Медитация.
г) Моление.
д) Говорение «на языках» (глоссолалия).
е) Пение или гудение.
7. Отказ от разумного аналитического мышления и конструктивной критики. Никаких критических вопросов о лидере группы, ее доктрине и политике, которые признаются единственно правильными.
8. Никакие альтернативные системы верований не признаются законными, хорошими или полезными.
IV. Эмоциональный контроль.
1. Манипулирование эмоциональным спектром личности и его сужение.
2. Стремление заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа.