а) Новая идентичность укрепляется; от старой идентичности избав
ляются:
—отделение от прошлого; сокращение или полное прекращение контактов с друзьями и семьей;
—отказ от жизненно важной собственности и передача в дар денежных средств;
—переход к деятельности собственно культа: вербовке, сбору пожертвований (фандрайзингу), сближению с другими адептами.
б) Новое имя, новая одежда, новая прическа, новый язык, новая
«семья».
в) Образование пар с новыми ролевыми моделями, система «при
ятельства».
г) Индоктринация продолжается: практикумы, семинары в уедине
нии от общества.
Когда я попытался проанализировать мое мунистское прошлое, упомянутые три стадии Левина — размораживание, изменение, замораживание — задели во мне какую-то струну. Будучи только что завербованным, я пережил распад собственной индивидуальности. В ходе индоктринации я подвергся радикальному изменению личности, в результате которого я стал двойником нашего лидера, Сан Мьюнг Муна.
Этот аспект культовой индоктринации был продемонстрирован с научной точки зрения доктором Флэвилом Йикли, весьма уважаемым психологом и членом магистральной Церкви Христа. С помощью теста-опросника типов личности Майерс—Бриггс (Myers — Briggs Personality Type Inventory Test) было опрошено 800 членов Бостонской Церкви Христа, культовой группы во главе с Кипом Мак-Кином. В то время этот культ пытался вербовать членов общепризнанной Церкви Христа. Я предполагаю, что лидеры Бостонской Церкви Христа согласились участвовать потому, что надеялись добиться доверия двух миллионов адептов магистральной Церкви Христа.
|
|
Опросник Майерса — Бриггса описывает шестнадцать основных типов индивидуальности; Каким бы ни был ваш тип, он должен оставаться одним и тем же на протяжении всей жизни. Главные категории — экстраверт/интроверт, интуитивный/ощущающий (сенсорный), думающий/чувствующий и рассудочный/воспринимающий. Заполненный опросник предоставляет сведения о предпочтениях человека и особенностях его характера. Например, экстраверты общительны, комфортно чувствуют себя с другими. Интроверты предпочитают пребывать с книгами, компьютерами или наедине с собой. Преимущественные сенсорики более практичны (реалистичны), в то время как интуитивистов можно описать как более творческих (действующих по наитию). К другим категориям относятся размышляющие (выносящие объективные, безличные оценки) и чувствующие (чьи оценки эмоциональны, личностны). Те, кого считают воспринимающими, тяготеют к неполному завершению действий, поступков, событий, что всегда позволяет внести изменения. Они ждут до последней минуты, прежде чем принять решение, в то время как считающиеся рассудочными предпочитают быстро завершить начатое, сделать выбор как можно скорее.
|
|
Йикли подошел к проблеме творчески. Он заставил участников заполнить тест-опросник типов личности три раза. Им было предложено:
1. Ответить на каждый вопрос так, как они сделали бы это до присоединения к группе.
104 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
2. Заполнить анкету в качестве нынешних членоц группы.
3. Заполнить ее, прогнозируя на пять лет вперед.
Когда Йикли скоррелировал данные первого теста, он обнаружил, что до присоединения к группе типы индивидуальности значительно варьировались1. Во втором тесте все члены группы смещались к одному и тому же типу индивидуальности. Они начинали соответствовать типу личности, который был присущ лидеру Бостонской Церкви Христа2. Третий тест показал почти всеобщий переход к этому типу. В качестве контрольной группы Йикли дал этот тест католикам, баптистам, лютеранам, методистам, пресвитерианам и членам магистральной Церкви Христа. Здесь ни до, ни в течение, ни после того, как они присоединились к своим церквям, никакого изменения не было. Йикли издал результаты своего исследования в книге «Дилемма ученичества», которой можно воспользоваться бесплатно через Интернет3.
У каждого есть свое подлинное «я». Тип индивидуальности у здорового индивидуума не меняется, несмотря на возрастные изменения. Смена типа личности часто указывает на нездоровое социальное давление, вынуждающее человека действовать так, будто он является кем-то другим. Результаты исследования Йикли показали, что культы создают именно такой вид давления. Это исследование также подтвердило существование культовой личности, связывающей и затыкающей рот подлинному «я» подобно смирительной рубашке. Мне представляется, что Йикли удалось статистически продемонстрировать последствия деструктивных методов контроля сознания.
При взаимодействии с близким необходимо признавать различия между личностью до вербовки, культовой личностью (период членства в культе) и подлинным «я» человека, которое остается с ним навсегда. Даже люди, рожденные в культе, имеют подлинное «я», подавленное при рождении. Именно сила подлинного «я» делает возможным спасение людей от культов спустя годы и даже десятилетия после присоединения к группе. Когда информированная семья и друзья начинают работать как команда, чтобы преподать близкому знания о контроле сознания, стены, возведенные культом, рушатся.
1 С точки зрения статистики, они демонстрируют нормальное распределение
типов личности.
2 Интересно, что этим типом является экстраверт, ощущающий, чувствую
щий, рассудочный — тип, который часто рассматривается как «супер-продавец».
3 Yeakley Flavil R., Norton Howard W. & Vmzfint Gene & Don E., eds. The Disci pling
Dilemma. Nashville, TN: Gospel Advocate Press, 1988.