Доктрина

В рамках подхода стратегического взаимодействия мы рассматри­ваем то, как группа ведет себя, а не то, во что она верит. Но даже в этом случае доктрину группы нужно принять во внимание для того, чтобы оценить ее деструктивность. Вообще, чем масштабнее притяза­ния, чем фанатичнее верования и чем глобальнее пророчества (Арма-


Глава 4. Оценка ситуации + 141

геддон, нашествие «пришельцев»), тем выше потенциал злоупотреб­лений. Наиболее опасные группы меняют доктрину по прихоти лиде­ра. Чем более доктрина разработана и систематизирована, тем более устойчивой оказывается группа.

В прошлом некоторые общепризнанные религиозные организации поддерживали культы, практикующие контроль сознания, в юриди­ческой борьбе, полагая, что они разделяют похожие верования. На­пример, если библейский культ говорит: «Иисус — Бог», или когда Сан Мыонг Мун утверждает, что выступает за «семейные ценности», религиозные лидеры основных направлений часто спешат приписать данной организации легитимный статус. Некоторые культы исполь­зуют свои глубокие карманы, чтобы помочь другим религиозным ли­дерам, вроде Джерри Фалвелла, а затем используют этого человека, чтобы узаконить себя1. Так создается мнимо респектабельный образ, могущий быть весьма убедительным для членов культа. Перепрове­ряйте факты, чтобы судить самим.

Вы можете столкнуться как с книжной, так и с электронной про­дукцией, создающей видимость того, что религиозные ученые и ос­новные религиозные организации поддерживают их, руководствуясь соображениями свободы религии. Культовые лидеры организуют свои выступления по телевидению, чтобы осудить тех, кто якобы за­нят «охотой на ведьм», то есть пытается на самом деле вывести де­структивные культы на чистую воду. Спор о доктрине часто затевается культом для отстаивания своих корыстных интересов. Нередко утвер­ждается, что преследование того или иного культа — проявление ре­лигиозной нетерпимости. Но деструктивные группы варьируют свою «истину» в зависимости от ситуативных потребностей. В обществе ими распространяется немало публикаций, ставящих под сомнение законность критики культов. Легитимным группам не требуется изме­нять доктрину, чтобы обманывать публику. Упомянем еще два важ­ных вопроса.

+ Существует ли доктрина для «посвященных» и доктрина для «по­сторонних», то есть идейное разделение на «избранных» и широ­кую публику? + Меняется ли истина на различных уровнях групповой иерархии?

Любые верования группы должны свободно открываться людям, которые хотят к ней присоединиться. В ходе процесса вербовки де-



1 Norman Geisler Lecture, «The Rise of the Cults». The New England Institute for Religious Research, November 2, 1991.


1 Parry Robert. The Dark Side of Reverend Moon: Buying the Right. Consortium News, 1997.


142 + Стивен Хассен. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

струкгивные культы используют обман, который предполагает как прямую ложь, так и утаивание или искажение жизненно важной ин­формации. Информированное согласие ими исключается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: