Я уже упоминал, что культы используют существенные элементы докультовой или подлинной личности для формирования ее искаженного культового двойника. В частности, предпочтение отдается элементам психики, сформированным в раннем детстве. Не случайно многие деструктивные культы предлагают своим членам стать «детьми Бога». Они подталкивают адептов к психологическому возвращению к тому периоду жизни, когда те едва проявляли критическое мышление (или не проявляли совсем) и когда независимо от того, что им говорили, все проникало прямо в сознание без осознанной оценки или протеста.
В ходе вербовки и приобщения к доктрине члены культа иногда действуют совместно: сидят у походного костра, разыгрывают скетчи, играют, занимаются спортом и поют песни. Искусственный коллективизм возвращает новичков в детское состояние. Лидеры групп побуждают остальных рассказывать о своих мыслях и чувствах, запомнившихся с детства. Некоторые религиозные группы часто используют понятие «новое рождение»1.
|
|
При «рибёфинге» (rebirthing), спорной методике, целью которой предполагается избавление от последствий детских травм, люди воз-
1 Многие христиане верят, что они «рождаются вновь», когда вверяют свою жизнь Иисусу. Однако имеется существенная разница между переживанием личного опыта преображения и пребыванием под влиянием других людей в условиях сильного социального давления, эмоционально и психологически изнурительного манипулирования.
Глава 8. Взаимодействие с двойной личностью + 217
вращаются назад к моменту рождения. Одна из бывших участниц культа индийского гуру рассказывала мне, как она извивалась и корчилась на полу от боли после того, как ее новые «целители» показали ей фотографию так называемого совершенного «мастера». Ей, как и всем остальным, говорили, что «мастер» был причиной их появления на свет,— чтобы они могли стать его учениками и полностью ему подчиняться.