Глава 1. ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.................. fes№......................... ■.■„%.- 12
1. Психологическая готовность к школе и зона ближайшего развития. 12
2. Определяющая роль мотивации в психологической готовности
к школьному обучению................................................................................... 21
Внутренняя позиция школьника и мотивы учения............................. 21
Произвольность как компонент психологической готовности
к школе и мотивация................................................................................. 27
3. Произвольность — функция мотивации...................................................... 32
Импульсивное и произвольное поведение.....................;.'ДШ.:............... 32
Волевое поведение...................................................................................... 36
Организующая функция намерения....................................................... 41
Волевое и полевое поведение в теории К. Левина............................. 47
Глава 2. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ЙШКОЛЕ........................................... 52
1. Тесты школьной зрелости................................................................................ 53
Тест первичной успеваемости для определения готовности
|
|
ребенка к школе (А. Кегп)........................................................................ 54
Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека........ 54
Тест школьной зрелости (П. Я. Кеэс)...................................................... 57
2. Тесты достижений и тесты способностей................................................... 59
Американский национальный тест готовности к школе
(Metropolitan Readiness Test).................................................................. 60
Шкалы детских способностей Маккарти
(McCarthy Scales of Children's Abilities)................................................ 61
Диагностико-коррекционная программа (G. Witzlack)...................... 64
Диагностико-коррекционная программа
(H. Breuer, М. Weuffen)......,т,.................................................................... 70
3. Диагностика сформированности психологических предпосылок
овладения учебной деятельностью.............................................................. 81
Методика «Узор» (Л. И. Цеханская)........................................................ 82
Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин)......................... 84
Методика «Рисование по точкам», или «Образец и правило»
(А. Л. Венгер)............................................................................................... 86
Методика «Почтальон» (А. 3. Зак)........................................................... 88
Методика определения готовности к школьному обучению
(М. Н. Костикова)....................................................................................... 89
4. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической
готовности к школе........................................................................................... 91
Оглавление ____________________________________________ 207
Тест мотивации достижений «Различение животных»
(D. С. Adkins, В. L. Ballif)............................................................................ 94
Методика по определению мотивов учения (М. Р. Гинзбург).................... 94
|
|
Методика «Мотивационные предпочтения» (Д. В. Солдатов).................... 94
Методики по определению отношения детей к ситуации
«ребенок—взрослый—задача»......................,,,.v......................................... 95
Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
(Н. И. Гуткина)........................................................................................... 102
5. Методические рекомендации к диагностике психологической
готовности к школе............................................................................................ 116