способ квантификации социологических и психологических данных, основанный на применении при оценке какого-то явления, вопроса экспертами 5-балльной шкалы:
5 – полностью согласен;
4 – согласен в принципе;
3 – нейтрален;
2 – не согласен в принципе;
1 – полностью не согласен.
Данный метод может быть использован при тестировании с целью изучения личностных свойств испытуемых. Применение шкалы Лайкерта допускает суммирование баллов одного исследуемого, их ранжирование в зависимости от количества набранных баллов, поиск корреляций между общей суммой баллов и баллом, поставленным испытуемым по тому или иному вопросу. Так отбираются наиболее значимые вопросы.
Метод тестирования
один из методов исследования личности, заключающийся в диагностике (психопрогностике) личности, ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания с заранее определенной надежностью и валидностью.
Метод трудовой
сущность метода заключается в том,что при изучении профессиональной деятельности психолог совмещает в одном лице исследователя и рабочего,осуществляя самонаблюдение.
Метод угадывания
способ исследования памяти человека. Его механизм заключается в предьявлении испытуемому ряда попарно ассоциированных слов и в последующем воспроизведении им недостающего члена каждой пары при назывании экспериментатором другого ее элемента.
Метод установки
способ исследования личности, ее отдельных психических функций путем замеров психических реакций до выработки установки и после нее.
Метод Фолькельта
способ исследования особенностей тактильных и зрительных восприятий путем предъявления испытуемому в течение одной минуты какой-либо фигуры для ощупывания и для дальнейшего ее воспроизведения на бумаге. Затем полученный рисунок убирается. Испытуемый в течение одной минуты осматривает фигуру и рисует ее вновь. После сравнения результатов делаются выводы о преимущественном развитии у испытуемого того или иного типа восприятия. Данный метод дает возможность выявить лиц с более развитым тактильно-моторным или зрительным восприятием, что имеет значение в профориентации, профотборе и т.д.