Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения

Нигде не найти покоя тому, кто не нашел его в себе самом.

Ф. Ларошфуко

Практика российской общеобразователь­ной школы в последние годы обогатилась но­выми методическими формами, которые по­зволяют активизировать учебный процесс, внести значительные изменения в учебную и воспитательную работу. В числе этих новых форм следует назвать и социально-психоло­гический тренинг, который все чаще исполь­зуют не только профессиональные психоло­ги, но и обычные учителя, не имеющие специа­льной психологической подготовки в данной области.

Возникает естественный вопрос: «А вправе ли педагог, воспитатель, социальный рабо­тник, не имеющий специального психологи­ческого образования, проводить тренинговые занятия?» Конечно, в каждом конкретном слу­чае следует учитывать степень готовности ве­дущего, его опыт проведения таких или по­добных тренингов. Нужно подумать и о соста­ве участников, и о многом другом. В основе широко распространенных рекомендаций по использованию социально-психологического тренинга в обычной школьной практике ле­жит предположение о том, что в перечне дис­циплин, изучаемых в любом педагогическом

вузе, есть предмет «Психология». Это означа­ет, что любой выпускник педагогического ву­за имеет минимальные знания в области об­щей психологии, психологии личности и т. д.

Предлагаемый материал является лишь од­ним из возможных вариантов проведения тренинговых занятий. Окончательное реше­ние о проведении тренинга, об использова­нии того или иного задания или упражнения принимает сам ведущий. Еще раз подчеркнем, что при этом он должен помнить об уровне своей подготовки и о мере профессиональ­ной ответственности за те результаты, кото­рые будут получены в ходе тренинга.

Учитывая именно эти обстоятельства, ав­тор решил обобщить свой опыт и познако­мить читателя с основами этой формы рабо­ты, а также в качестве примера привести ме­тодические разработки нескольких социаль­но-психологических тренингов.

Социально-психологический тренинг -это форма специально организованного об­щения, психологическое воздействие которо­го основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффек­тивнее решаются вопросы развития лично­сти, успешно формируются коммуникатив­ные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Разумеется, ведущему не следует рассчитывать на глубокие изменения в созна­нии членов группы после одного занятия. Но, как правило, в ходе тренинга у большинства из них происходит переосмысление или сме­на внутренних установок. Участники попол­няют свои психологические знания, у них по­является определенный опыт позитивного от­ношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

Участники социально-психологического тренинга во время занятий, овладевая различ­ными способами межличностного взаимо­действия, становятся более компетентными в сфере общения. Это особенно важно сегодня, так как произошел своеобразный коммуника­ционный «взрыв» - значительная интенсифи­кация отношений в сфере общения. Подоб­ное явление вызвано дальнейшим расшире­нием и углублением специализации практи­чески во всех областях человеческой деятель­ности. Все это вызывает необходимость в бо­лее эффективной координации усилий в раз­личных отраслях жизни, бурное развитие средств связи и транспорта, активизирует об­мен информацией разнообразного содержа­ния. Перечисленные изменения делают чело­веческие контакты легко и быстро воспроиз­водимыми, а главное - необходимыми и час­то просто неизбежными, и даже принудитель­ными. Каждый человек должен быть к этому готов.

Компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Причем это от­носится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, пе­дагог или социальный работник, где требует­ся уже специальная коммуникативная подго­товка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информацион­ный обмен, взаимодействует с людьми (кол­леги, клиенты и т. п.).

И в обычной жизни у человека, не понима­ющего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не уме­ющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Изме­нившиеся условия жизни заставляют его отказываться от многих привычек, ломают сфор­мированные ранее стереотипы, которые еще совсем недавно помогали успешно справлять­ся с различными затруднениями. Неподготов­ленному человеку очень трудно в этой ситуа­ции решать возникающие проблемы без «по­терь», нервных срывов и даже заболеваний. Часто это происходит из-за того, что он боит­ся обратиться за помощью к своим близким, знакомым, окружающим людям, так как про­сто не умеет общаться или боится широкого общения.

Одно из основных достоинств тренинга в том, что во время занятий человек чувствует себя принятым и активно принимающим дру­гих. Он испытывает полное доверие группы, и самое главное - не боится доверять свои мыс­ли и чувства, переживания и сомнения дру­гим. В правильно организованной группе со­здаются условия, когда каждый член группы окружен человеческим вниманием и душев­ным теплом, он имеет возможность искренне заботиться о других участниках тренинга, по­могать им в случае необходимости и вправе рассчитывать на их помощь и поддержку.

Работая в тренинговой группе, участник может активно экспериментировать с различ­ными стилями общения, осваивать и отраба­тывать совершенно иные, не использованные ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддерж­ку, комфорт и личностную защищенность. При этом он может не бояться сделать оче­редную ошибку, обидеть своего партнера по общению, выглядеть глупым или неопытным. В тренинговой группе можно быть самим со­бой без всяких оговорок (разумеется, в рам­ках установленных правил). С этой точки зре­ния тренинг следует рассматривать как целе­направленную и интенсивную подготовку к более активной и полноценной жизни в об­ществе.

Важнейшая задача социально-психологи­ческого тренинга - помочь участнику выра­зить себя своими индивидуальными средст­вами, именно своими, т. е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям.

Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком. Мы часто испо­льзуем другого человека в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа своих личностных особенностей. В этом случае мы смотрим на себя как бы со стороны, соотно­сим свои поступки с поведением другого че­ловека, про себя спрашивая: «А я так смог бы?» или утверждая: «А я могу лучше, выше, больше и так далее».

Тренинговые занятия дают участникам прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. При этом происходит коррекция самооценки в ту или иную сторону. Здесь принципиаль­ное значение имеет состав группы, т. е. люди, с которыми будут сравнивать себя участники.

Восприятие себя через восприятие се­бя другими людьми. Мы используем ин­формацию, передаваемую нам окружающими. В данном случае функционирует так называе­мый механизм «обратной связи», когда мы уз­наем, что же о нас думают другие люди.

Во время социально-психологического тре­нинга постоянно действует обратная связь, что позволяет участникам узнавать мнение членов группы о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди,' вступа­ющие с ними в контакт. Причем эта инфор-

мация может быть легко проверена прямым вопросом: «А как ты относишься к моим сло­вам?» или «Что ты думаешь о моем поступке?» Участники должны быть готовы к действен­ной и эффективной обратной связи. Это суть тренинга.

Восприятие себя через результаты собственной деятельности. Мы сами впра­ве оценивать то, что сделали. Это механизм самооценки, который может помогать разви­тию личности или мешать этому процессу. Прежде всего он влияет на самооценку, что особенно важно для формирующейся лично­сти школьника.

В группе тренинга осуществляется посто­янное определение уровня самооценки каж­дого участника и ее необходимая коррекция.

Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний. Мы в состоянии осмысливать, проговаривать, об­суждать с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли.

В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы - проник­новение в свое «Я», получение опыта понима­ния своего внутреннего мира. Подавляющее большинство тренинговых этюдов, упражне­ний и процедур направлены именно на реше­ние этой задачи - понять себя, свое «Я».

Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика. Мы принимаем свое тело, свое физическое «Я» как то, что у нас есть от рождения. В этом случае мы можем радоваться, глядя в зеркало; «Как здо­рово, что у меня такой нос (рот, уши, глаза и т. д.)», и огорчаться, спрашивая себя: «Ну поче­му у меня такой нос (рот, уши, глаза и т. д.)?»

В ходе тренинга участники учатся прини­мать свой внешний облик таким, какой он

есть, и, приняв его, развивать себя и свои воз­можности.

Основная гуманистическая идея любого из приведенных тренингов заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, при­нять и полюбить себя, преодолеть стереоти­пы, мешающие ему жить радостно и счастли­во, прежде всего в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

Для эффективного функционирования группы социально-психологического тренин­га руководителю, организующему и проводя­щему занятия, необходимо осознать общую цель тренинга, например:

• развитие личности;

• повышение социально-психологической компетентности участников;

• формирование активной социальной по­зиции участников;

• развитие способности производить значи­мые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

• развитие способности адекватного и наи­более полного познания себя и других лю­дей;

• коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

• изучение и овладение индивидуализиро­ванными приемами межличностного взаи­модействия для повышения его эффектив­ности.

Цели тренинга отрабатываются на разно­образном социальном материале, отражаю­щем основной замысел всей системы предла­гаемых заданий и упражнений. Естественно, что в зависимости от вида тренинговой груп­пы цель и задачи могут и должны быть отре-

дактированы самим ведущим, который в пер­вую очередь должен хорошо понимать, для чего он использует данную форму общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: