И кто такой предприниматель

Быть предпринимателем -значит решиться исполнить новое дело.

В. И. Даль, русский писатель, лексикограф

Описание разработок тренинга деловых качеств начнем с рассмотрения вопроса о сущности предпринимательства. В специаль­ной литературе имеются различные точки зрения на предпринимательство: владение ка­питалом, соединение и комбинирование фак­торов производства, ориентация на извлече­ние прибыли и капитализацию доходов, ис­пользование рыночных и других возможно­стей, самостоятельность и принятие риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством и др.

Многими авторами справедливая дань ува­жения в этой области отдается таким эконо­мистам, как И. Шумпетер и Ф. фон Хайек, спе­циально изучавшим предпринимательство как явление и функцию.

Справка. Иозеф Шумпетер (1883-1950) - американский экономист авст­рийского происхождения. Фридрих фон Хайек (1899-1988) - выдающийся австро-американский экономист, лау­реат Нобелевской премии.

И. Шумпетер видел основное назначение предпринимательства в революционизирова­нии и реформировании производства путем использования разнообразных возможностей

для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источни­ков сырья, рынков сбыта и т. д. По его мне­нию, предпринимательство - это универсаль­ная общеэкономическая функция, присущая любому обществу.

Для Фридриха фон Хайека предпринима­тельство неразрывно связано, в первую оче­редь, со свободой человека, исключающей его подчинение воле других людей, но, безуслов­но, сообразующейся с законами гражданского общества. Это хотелось бы особо подчерк­нуть - свобода и уважение закона.

Ф. фон Хайек считает, что личная незави­симость позволяет человеку наиболее продук­тивно распорядиться своим экономическим потенциалом. Суть предпринимательства он видит в поиске и исследовании новых эконо­мических возможностей. Это характеристика поведения, а не вид деятельности.

По мнению проф. Б. А. Райзберга, исклю­чительно важными свойствами предпринима­тельства являются мобильность и динамич­ность, отличающие его от относительно усто­явшихся форм и методов экономической дея­тельности. Кроме того, предпринимательскую деятельность неизбежно приходится осуще­ствлять в условиях высокого уровня неопре­деленности, а это, в свою очередь, означает неизбежность риска, угрозу потерь.

Так кто же такой предприниматель? Вся­кий индивид, чье поведение отличается поис­ковым стилем, есть потенциальный предпри­ниматель.

Для И. Шумпетера предприниматель - это человек, отличающийся, во-первых, особым взглядом на вещи, волей и способностью вы­делять определенные моменты действитель­ности и видеть их в реальном свете, во-вто­рых, способностью идти вперед в одиночку,

не пугаясь связанных с этим неопределенно­стей и возможности сопротивления, в-треть­их, его воздействием на других людей, кото­рое И. Шумпетер определяет понятием «иметь вес, обладать авторитетом, уметь заставлять повиноваться.»

А.И. Агеев приводит данные специального исследования по выявлению «профиля пред­принимателя» и называет 10 самых важных качеств, демонстрируемых наиболее удачли­выми предпринимателями различных стран. Ориентируясь на этот «профиль предприни­мателя», мы и разрабатывали занятия специа­лизированного тренинга. В структуре каждо­го занятия есть возможность поработать с участниками сразу над несколькими качества­ми предпринимателя.

Любое занятие в определенной мере явля­ется и диагностическим, т. е. участник с помо­щью ведущего и самостоятельно может про­верить себя, свою готовность к предпринима­тельской деятельности, увидеть и прочувство­вать как свои слабые, так и сильные стороны, наметить и выполнить конкретную програм­му дальнейшего самосовершенствования в данном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: