Процедура выборов помогает участникам преодолеть внутренние барьеры, скованность, страх перед партнером. Кроме того, это своеобразная практика общения с различными партнерами.
8. Ролевая игра «Рыночная цена»
Охочий до золота не видит людей.
Афоризм древнего Китая
Цель игры. В рыночной экономике цена на тот или иной вид товара формируется под влиянием множества разнообразных факторов, всю совокупность которых можно свести к двум основным понятиям: «спрос» и «предложение». Игра проводится для того, чтобы ознакомить участников с механизмом формирования свободных рыночных цен на примере купли-продажи недвижимости
Задачи игры: закрепление навыков оформления деловой документации, формирование коммуникативных навыков, умения ориентироваться в быстро меняющейся рыночной конъюнктуре.
Общие сведения об игровой модели. Игра моделирует рыночную торговлю со свободными ценами, уровень которых зависит от соотношения спроса и предложения на конкретный товар.
|
|
Упрощения. В игре используются только несколько видов самых простых товаров, причем с ограничением объема реализации, а также ограниченные денежные суммы, которыми располагают участники. В игре не рассматриваются процессы производства, хранения товара, налогообложение и многое другое, что не помогает понять механизм формирования рыночной цены.
Регламент игры. Игра с группой от 20 до 40 человек занимает при предварительной подготовке всей необходимой документации и раздаточного материала до 20-25 минут, подсчет и анализ результатов - от 15 до 20 минут.
Планируемый результат. Понимание участниками сути рыночной цены, тех механизмов, которые воздействуют на ее формирование, изменение при определенных обстоятельствах; более прочные навыки заполнения деловых бланков.
Характеристика модели управляющей системы. В игре воспроизводится деятельность нескольких торговых точек, которые реализуют продовольственные товары в розничной торговле.
Состав и распределение ролей, включая различие ролевых целей. Для продажи
товара данного вида из числа участников выделяется два или три продавца, с тем чтобы между ними имела место конкуренция продавцов. Остальные участники игры выступают % в роли покупателей. Основными участниками \ игры являются именно покупатели. Представ л ение ролей осуществляется устно во время I вводного этапа игры.
Правила игры. Первоначальная целевая установка участникам: для продавцов - в стремлении продать побольше товара и получить как можно большую выручку в деньгах, а для покупателей - в стремлении закупить побольше товаров разнообразного ассортимента, приобретенных соответственно по невысоким ценам, с тем чтобы лучше использовать свои денежные средства.
|
|
Продавцы должны составлять в процессе игры расходную ведомость (ведомость продаж), в которой фиксируется количество товара на момент начала торговли и затем отмечается количество товара, проданного каждому покупателю, цена продажи и выручка, т. е. ведется учет реализации товара. Составление ведомостей необходимо, чтобы продавец не смог продать больше товаров, чем ему выдано для продажи, а также для учета и отслеживания уровня цен на рынке каждого товара.
Составление подобных ведомостей участниками игры полезно и с точки зрения приучения их к учету материальных ценностей и денежных средств.
Описание игровой обстановки. Участники взаимодействуют, вступая друг с другом в непосредственный контакт, стремясь продать или купить необходимый продукт.
Действия игроков (возможные альтернативы). У покупателя есть право выбора товара по наиболее подходящей цене, а также
право договариваться о снижении продажной цены. Продавец вправе повышать цену на свой товар, если число покупателей позволяет это сделать; он также может и снижать ее, если покупатель приобретает сразу большую партию товара.
База данных. Примерный ассортимент товаров и их количество на одного продавца (рассчитанный для группы в 30 человек) представлены в таблице.
Оснащение игры. Для игры необходимы два основных документа: ведомость продаж и покупной лист. Они приведены с примерами заполнения. Естественно, что для игры они готовятся чистыми.
Ведомость продаж - лист продавца (продавец Егоров)
Наименование товара - картофель. Получено товара - 50 кг.
Покупной лист - лист покупателя (покупатель Иванов)
Всего получено на покупку 450 монет.
Итого израсходовано: 440 монет Осталось не израсходованных: 10 монет
Подпись покупателя: Иванов
Последняя графа таблицы покупок «Стоимость покупки в средних ценах рынка» заполняется в конце игры.
Игра значительно обогащается и приближается к реальности, если в ней используются имитаторы товаров в виде любого их искусственного воспроизведения, т. е. применения «игровых товаров» или хотя бы карточек (желательно с соответствующими рисунками), на которых обозначается наименование товара и его количество. Каждая такая карточка служит имитатором определенного количества натурального товара. Карточки могут иметь следующий вид:
Необходимое количество таких карточек товаров можно изготовить с помощью пишущей машинки под копирку, или красиво оформить и ксерокопировать, либо поручить ученикам нарисовать заранее. Возможно использование макетов продаваемого товара, изготовленных из пластмассы, бумаги, папье-маше в виде отдельных весовых единиц -0,5 кг, 1 кг, 2 кг.
Проведение игры. Вводный этап. Руководитель игры выбирает от одного до пяти определенных видов разных товаров для продажи на рынке и сообщает список этих товаров участникам. Устанавливается количество каждого вида продаваемого товара (см. раздел «База данных»). Распределение ролей, выдача необходимой деловой документации или ее оформление. Каждому продавцу выдается определенное количество товара.
Каждому из покупателей выдается определенная сумма денежных знаков (игровых). Количество денег, выдаваемых покупателю, определяется следующим образом. Исходя из реальной рыночной цены (сложившейся на настоящем рынке), путем умножения количества выданного продавцам товара на эту цену, вычисляется количество денег, необходимых покупателям для закупки данного вида товара. Например, если трем продавцам выдано 150 кг картофеля (50 кг х 3), а средняя цена картофеля на рынке была равна 10 монетам за килограмм, то для покупки всего картофеля нужно было 1500 монет.
|
|
Такой расчет производится по каждому товару, и путем сложения определяется общая сумма денег, необходимых для покупок. Эта общая сумма делится на число участников, выступающих в роли покупателей, и тем определяется примерное количество денег, ко-
торые надо было выдать каждому покупателю. Сумма округляется до десятков монет, например, до 100 монет. Изменяя эту начальную сумму, координатор может создавать либо избыток денег, либо избыток товаров на рынке и тем самым затем продемонстрировать ученикам, что рыночная цена зависит от соотношения денежной и товарной массы.
Собственно игра. Продавцы начинают продавать свой товар, предлагая покупателям по определенной цене, с которой покупатель вправе согласиться или не согласиться. В результате происходит торг между продавцами и покупателями. В процессе торга покупатели вправе обращаться к разным продавцам, стремясь купить необходимый товар по более низкой цене. После завершения сделки купли-продажи продавец отдает покупателю карточку или макет товара в соответствии с тем количеством, которое купил последний, и получает от покупателя взамен деньги, плату за товар. На этом акт одной купли-продажи завершается.
Если торговля натурализована, т. е. у продавцов есть натуральные макеты продаваемых товаров, заполнение ведомостей продаж не является обязательным, так как возможен натуральный учет. Задача продавца состоит в получении максимально возможной выручки за счет продажи по выгодной цене и полной, без остатка. Продавец должен стремиться продать весь свой товар по максимальной цене с учетом спроса на рынке именно на этот товар и с учетом поведения конкурента, наблюдая за тем, как у последнего идет торговля, много ли у него покупателей этого товара. В то же время каждый продавец обладает правом на сохранение коммерческой тайны в отношении цены, по которой он реализует свой товар.
С другой стороны, объединение двух или нескольких продавцов одного и того же товара считается проявлением монополизации рынка и может быть запрещено либо подвергаться штрафу, размер которого определяется координатором игры.
|
|
Задача покупателя - купить как можно больше имеющихся на рынке товаров и обязательно в полном ассортименте, т. е. приобрести все виды товаров, представленных на рынке. Такую постановку задачи преподаватель объясняет учащимся необходимостью полноценного и качественного питания, т. е. естественным требованием не только приобретения большего количества купленного товара, но и достижением рациональной структуры покупки. Если игра не натурализована и продаваемые товары не представлены в виде карточек или макетов, то каждый покупатель оформляет покупной лист. Оформление покупных листов целесообразно для обучения участников игры с тем, чтобы они умели заполнять и вести отчетную документацию.
Итоги игры. Для каждого покупателя игра состоит в серии последовательных закупок товара у продавцов. Покупатель завершает игру после окончания закупки им товаров, а продавец - после окончания продаж. Завершение торгов на рынке вправе объявить координатор игры, исходя из ее продолжительности.
При подведении итогов игры подсчитывается сумма выручки каждого продавца и сумма закупок каждого покупателя. Эти показатели служат основными критериями выявления победителей среди продавцов и покупателей. Самым предприимчивым и квалифицированным продавцом считается получивший наибольшую выручку за проданный товар или сумевший продать его по наибольшей цене. Победитель определяется по каждому виду товаров и в целом по игре. Для этого каждый продавец подсчитывает свою общую выручку и рассчитывает среднюю цену 1 кг проданного им товара, которая сложилась в итоге всех его продаж.
Кроме того, координатор, получив данные о выручке каждого продавца, складывает показатели выручки и определяет общую выручку за данный товар. Это делается с целью последующего расчета средней цены товара на рынке. Предположим, что один из продавцов картофеля выручил 372 монеты, второй -400 монет, третий - 428 монет, тогда суммарная выручка составляет 372 + 400 + 428 = 1200 монет. Разделив эту выручку на общее количество проданного картофеля (150 кг), получаем среднюю цену 1 кг картофеля на рынке, равную 8 монетам за килограмм. Такая процедура проводится по каждому из видов продаваемых товаров, в результате чего мы и получим первый результат игры - набор рыночных цен.
Рассмотрим теперь, как подводятся итоги конкурса между покупателями и определяется победитель этого конкурса. После завершения покупок каждый покупатель подсчитывает объем своей покупки в денежном выражении и стоимость покупки в средних ценах рынка и заполняет последнюю графу покупного листа. Проиллюстрируем эту процедуру на примере. Предположим, что покупатель приобрел 3 кг картофеля, 2 кг яблок, 1 кг мяса, 2 л молока, 3 кг хлеба.
Средние цены на эти товары, установившиеся на рынке, предположим, соответственно составляют: 1 кг картофеля - 10 монет, 1 кг
яблок - 30 монет, 1 кг мяса - 150 монет, 1 л молока - 20 монет, 1 кг хлеба - 15 монет. Тогда общая стоимость покупки данного покупателя, исчисленная в средних ценах, будет равна: 3 кг х 10 монет + 2 кг х 30 монет + 1 кг х 150 монет + 2 л х 20 монет + 3 кг х 15 монет = 325 монет.
Сравнивая стоимость покупки каждого покупателя в средних ценах рынка, координатор игры выявляет участника, покупка которого обладает максимальной стоимостью.
При окончательном подведении итогов необходимо учитывать и ассортимент товаров, которые приобрел каждый покупатель.
Если отсутствует полный ассортимент, например, нет одного вида товара, то общая сумма покупок в средних ценах снижается на 20 процентов;
Если нет двух видов товаров, то общая сумма снижается на 25 процентов; если нет трех видов товаров - на 30 процентов; а если нет четырех видов, приобретен лишь один товар, то общая сумма покупки снижается на 50 процентов. Шкала штрафов за ограниченность ассортимента покупки может регулироваться координатором игры в зависимости от структуры покупок.
После окончательного расчета стоимости покупки в средних ценах определяется победитель среди покупателей. Целесообразно также подводить итоги торга среди покупателей не только по величине стоимости покупки в средних ценах, но и по показателю рентабельности покупки, определяемому в виде отношения разности между стоимостью покупки в средних ценах и количеством выданных покупателю денег.
Например, если участник приобрел покупку в средних ценах на 420 монет, а ему было
выдано в начале игры 350 монет, то рентабельность покупки равна:
Если стоимость покупки в средних ценах ниже количества выданных денег, то рентабельность будет отрицательной, т. е. покупка убыточна. Применение показателя рентабельности в качестве критерия рациональности покупки неизбежно в тех случаях, когда покупатели получают разное количество денег для осуществления покупок, скажем, получая дополнительные суммы в кредит. В последнем случае первое место устанавливается по максимальному показателю рентабельности покупки с учетом ассортимента товаров.