Д. Писание и современная наука

В различные периоды истории христиане часто были не согласны с обще­принятыми научными представлениями. В подавляющем большинстве случа­ев искренняя христианская вера и убежденность в истинности Библии приво­дили ученых к открытию новых фактов о Божьем мире, и эти открытия часто в корне изменяли научные представления. Жизнь Исаака Ньютона, Галилео Га­лилея, Иоганна Кеплера, Блеза Паскаля, Роберта Бойля, Майкла Фарадея, Джеймса Клерка Максвелла и многих других — яркий тому пример16.

С другой стороны, случалось и так, что общепринятые научные воззре­ния входили в противоречие с тем, как люди понимали Библию. Например,

16 Краткий обзор биографий многих из этих ученых см.: August J. Kling, "Men of Science/Men of Faith", HIS, May 1976, pp. 26-31.


Глава 14. Творение



когда итальянский астроном Галилео (1564—1642) стал учить тому, что земля не является центром мира и что земля и другие планеты вращаются вокруг солнца (следуя теории польского астронома Коперника [ 1472— 1543]), его на­чали критиковать, и впоследствии его книги были осуждены Римско-като­лической церковью. Это было обусловлено тем, что многие люди считали, что Библия учит, будто бы солнце вращается вокруг земли. На самом деле Библия вовсе не учит этому, а астрономические взгляды Коперника заставили людей вновь изучить Библию и пересмотреть ее толкование. На самом деле описа­ния восхода и захода солнца (Еккл. 1:5 и др.) просто показывают явления та­кими, какими они представляются наблюдателю, и, с этой точки зрения, здесь все верно. Однако здесь не содержится утверждений о движении земли вокруг солнца, и нигде в Библии не говорится о том, какая сила заставляет солнце «заходить» (с человеческой точки зрения). Писание ничего не говорит о том, является ли земля, солнце или другое космическое тело «центром» мира или солнечной системы, — Писание не занимается подобными вопросами. Одна­ко урок Галилео, которого заставили отречься от своего учения и поместили под домашний арест на всю его оставшуюся недолгую жизнь, должен напо­минать нам о том, что внимательное наблюдение естественного мира может побудить нас вернуться к Писанию и уточнить, действительно ли оно учит нас тому, чему мы думали? Иногда более внимательное исследование текста может показать, что прежнее толкование было неверным.

Научные исследования помогли христианам переоценить, например, представления о возрасте земли, которые были свойственны прошлым поко­лениям, так что ни один евангельский исследователь сейчас не скажет, что мир был сотворен в 4004 г. до н. э. Однако прежде очень многие были совер­шенно уверены в точности этой даты, прочтя труды ирландского архиеписко­па Джеймса Асшера (Ussher; 1581—1656), одного из величайших ученых сво­его времени, который тщательно вычислил все даты в генеалогиях Библии, чтобы определить, когда точно был сотворен Адам. Сейчас широко признан тот факт, что Библия не говорит нам, когда именно была сотворена земля и человечество (см. ниже).

С другой стороны, многие христиане упорно отказывались принять пред­ставление современных ученых об эволюции. Многие верующие вновь и вновь изучали Библию, чтобы прояснить этот вопрос, и многие из них пришли к за­ключению, что Писание все же говорит о процессе появления живых орга­низмов. Более того, тщательное исследование фактов сотворенного мира по­родило значительные разногласия относительно эволюционной теории (как среди ученых-христиан, так и среди ученых-нехристиан)17. Таким образом,

17 Анализ все возрастающего количества фактов, которые свидетельствуют против эволюции, см. в книгах Майкла Дентона и Филиппа Е. Джонсона, которые приведены в библиографии в конце этой главы и рассмотрены ниже.



Часть П. Учение о Боге


различные теории эволюции подвергались христианами критике как с биб­лейских, так и с научных позиций.

Нам также следует помнить, что вопрос о сотворении мира сильно отли­чается от многих других научных вопросов, поскольку творение невозможно повторить в лабораторных условиях и никто из людей его не наблюдал. По­этому уверенные заявления ученых о творении и о ранней истории земли — в лучшем случае спекуляции образованных людей. Однако если мы убеждены, что единственный наблюдатель этих событий (Бог) рассказал нам об этом в Библии и что Его слова заслуживают доверия, то нам нужно очень вниматель­но отнестись к библейскому повествованию.

В следующем разделе мы рассмотрим некоторые принципы, которые по­могут нам понять соотношение между творением и открытиями современной науки.

1. Если все факты истолкованы верно, то между Писанием и естествен­ными науками не может быть «никакого окончательного противоречия». Вы­ражение «никакого окончательного противоречия» взято из прекрасной кни­ги Фрэнсиса Шеффера18. Шеффер приводит ряд предположений, которые мо­гут вызвать разногласия среди христиан, верящих в истинность Писания:

1. Возможно, Бог сотворил «развившийся» мир.

2. Возможно, есть временной промежуток между событиями, описанны­ми в Быт 1:1 и 1:2 или 1:2 и 1:3.

3. Возможно, чтов Быт. 1 речь идет о долгом дне.

4. Возможно, что потоп повлиял на геологические данные.

5. Возможно, в Быт. 1 слово «род» используется в широком значении.

6. Возможно, животные вымирали до грехопадения.

7. Там, где не используется евр. слово К*]Э («творить». — Примеч. пер.), возможно, речь идет о чем-то прежде существовавшем19.

Шеффер говорит о том, что сам он не поддерживает ни одно из приведен­ных предположений; он просто говорит, что теоретически это возможно. Ос­новная мысль Шеффера состоит в том, что ни наше понимание окружающего мира, ни наше понимание Писания не является совершенным. Но мы можем приступить к научному и библейскому исследованию с уверенностью в том, что если все факты поняты верно и если мы правильно истолковываем Писа­ние, то наши выводы никогда не будут противоречивыми, другими словами, не будет «никакого окончательного противоречия». Бог, Который говорит в Писании, знает все факты, и то, что Он говорит, не противоречит ни одному истинному факту.

18 Francis Schaeffer, No Final Conflict. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1975.

19 Ibid., pp. 25-33.


Глава 14. Творение



Именно с этих позиций христианам следует рассматривать вопрос отво-рении и о современной науке. Мы не должны бояться научно исследовать фак­ты сотворенного мира, напротив, нам следует охотно браться за это и прово­дить подобные исследования, будучи уверенными в том, что если факты по­няты правильно, то они никогда не войдут в противоречие с непогрешимыми словами Бога в Писании. Точно также мы должны подходить и к изучению Писания — с уверенностью в том, что если Писание истолковано верно, то оно не будет противоречить фактам природы20.

Кто-то может возразить, что вся эта дискуссия в целом неуместна, по­скольку Библия дана нам для того, чтобы научить нас религиозным и этичес­ким нормам; Писание — это не учебник «науки». Тем не менее, как было от­мечено в гл. 4, само Писание не налагает подобных ограничений на тема­тику учений, которые могут в нем содержаться. Хотя Библия — это, конечно, не «учебник» в формальном смысле, тем не менее в ней содержится множество утверждений о мире и о природе — об их происхождении, цели их сотворения и их будущей судьбе — и множество утверждений о том, как они функциони­руют изо дня вдень. Если мы всерьез воспринимаем мысль отом, что Сам Бог (наряду с человеческими авторами) говорит нам через Писание, то мы долж­ны принимать всерьез и эти утверждения; нам следует верить им. Ведь Писа­ние говорит нам, что наше понимание некоторых «научных» фактов — это вопрос нашей веры! В Евр. 11:3 сказано: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: