Г. Замечания о практическом применении учения о браке

Если наш анализ верен, то у него должно быть и практическое примене­ние, особенно в рамках брака, а также в отношениях между мужчинами и жен­щинами в целом.

Когда мужья начинают вести себя эгоистично, резко, властно или даже жестоко, они должны помнить, что все это происходит в результате греха, в результате падения человека, что это действует разрушительно и противоре­чит целям Божьим. Такое поведение ведет к сложностям в жизни, и особенно в браке. Мужья должны исполнять новозаветные повеления о том, что им сле­дует любить своих жен, относиться к ним с почтением, уважать их и считать это своей самой главной ответственностью.

Точно также и жены, когда они чувствуют возмущение, связанное с ав­торитетом мужа в семье, или когда они пытаются оспорить руководящую роль мужчины, должны помнить, что это результат греха и падения. Им не следует вести себя подобным образом, так как это приведет к печальным последстви­ям. Жена, которая стремится вести себя в соответствии с установлениями Бога, должна подчиняться мужу, соглашаться с его руководящей ролью в семье и радоваться этому26.

Говоря об этом, нам не следует забывать, что есть и два других, почти про­тивоположных типа искажения библейского установления. Если тирания мужа и присвоение власти женой — это агрессивные заблуждения, то два дру­гих заблуждения связаны с пассивностью или ленью. Для мужа другой край­ностью будет полная пассивность или нежелание взять на себя инициативу в семье — т. е. быть, как говорится, просто «тряпкой». В рамках этого искаже­ния библейского установления муж становится настолько «внимательным» к своей жене, что позволяет ей принимать все решения и соглашается с ней, даже когда она подталкивает его к неверным поступкам (отметим такое поведение, среди прочих, у Адама, Ахава и Соломона). Часто такие мужья отсутствуют (физически или эмоционально) — дома их просто нет, — и все их время по­священо каким-то другим заботам.

Соответствующая ошибка со стороны жены, противоположная попыткам присвоить себе власть мужа, — это полная пассивность, нежелание участво­вать в принятии решений, нежелание давать оценку поступкам мужа, даже

26 О том, что означает подчинение и чего оно не означает, см.: W. Grudem, "Wives Like Sarah, and the Husbands Who Honor Them: 1 Peter 3:1—7", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, pp. 194—205.



Часть III. Учение о человеке


если он поступает неправильно. Подчинение авторитету не означает полную пассивность и согласие со всем тем, что говорит или делает человек, наделен­ный властью, — мы вовсе не в таком смысле подчиняемся власти работодате­ля или чиновника (мы, безусловно, можем быть не согласны с правительством, но при этом подчиняться ему), или даже власти служителей церкви (мы мо­жем подчиняться им, даже если мы не согласны с какими-то их решениями). Жена, безусловно, может подчиняться авторитету мужа и при этом принимать активное участие в решениях, значимых для семьи.

Итак, мужьям следует стремиться к внимательному, любовному и забот­ливому главенству в семье. Женам надлежит стремиться к активному, созна­тельному и радостному подчинению авторитету своих мужей. Избегая оши­бочных крайностей и следуя библейским установлениям, мужья и жены смо­гут открыть для себя подлинное библейское содержание мужественности и женственности, во всем их благородном достоинстве и дополняющей друг дру­га необходимости, какими и сотворил их Бог, и будут отражать образ Божий в своей жизни более полно.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Скажите искренне, кем лучше родиться — мужчиной или женщиной? Вы рады, что принадлежите именно к тому полу, с которым родились, или вы хотели бы принадлежать к противоположному полу? Как вы считаете, чего Бог желает от вас в этих чувствах?

2. Вы можете искренне сказать, что люди противоположного пола настолько же ценны для Бога?

3. До того как вы прочитали эту главу, вы думали о том, что отношения в семье отражают отношения личностей Троицы? Как вы считаете, такой взгляд полезен для темы семейных взаимоотношений? Вы можете сделать что-либо для того, чтобы ваша семья отражала природу Бога более полно?

4. Как соотносится учение о различиях по роли между мужчинами и женщи­нами, изложенное в этой главе, с современными социальными учениями? Если между мнением большей части общества и учением Писания есть различия, то трудно ли, по вашему мнению, следовать учению Писания? Что может ваша цер­ковь сделать для того, чтобы помочь вам в этом?

5. Вне связи с вопросами о браке и романтических отношениях, считаете ли вы, что Бог желает, чтобы вы наслаждались общением в группах других христиан, состоящих из мужчин и женщин? Как вы считаете, почему Бог помещает в наше сердце стремление наслаждаться таким общением? Является ли это одним из отражений множественности в Троице, существующей наряду с единством Бога? Помогает ли это вам понять, почему незамужние и неженатые люди также долж­ны принимать активное участие в делах церкви? Считаете ли вы, что религиоз­ные группы в прошлом недооценивали или даже неправомерно запрещали по-


Глава 21. Человек: мужчина и женщина



добное общение мужчин и женщин в христианской среде? И все же, каких опас­ностей следует остерегаться в таких ситуациях?

6. Если вы женаты, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке? Если вы замужем, довольны ли вы той ролью, которую Бог дал вам в браке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: