Г. 1рехи, которые мы совершаем в течение нашей жизни

1. Все люди грешны перед Богом. Писание во многих местах свидетель­ствует о всеобщей греховности человека. «Все уклонились, сделались равно

Вопрос о свободе воли рассматривается в гл. 15.


____________________________ Глава 23. Грех __________________________ 563

непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:3). Давид говорит: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2). Также и Соло­мон говорит: «Нетчеловека, который не грешил бы» (3 Цар. 8:46; ср.: Прит. 20:9). В Новом Завете, в Рим. 1:18 — 3:20, сказано, что все люди виновны пе­ред Богом. Павел говорит: «Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: „нет праведного ни одного"» (Рим. 3:9,10). Он уверен, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Иаков, брат Господа, пи­шет: «Все мы много согрешаем» (Иак. 3:2). Но если он, лидер и апостол13 ранней церкви, признается, что совершает много грехов, то что же говорить о нас самих. Иоанн, возлюбленный ученик, который был особенно близок Иисусу, говорил:

Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и ис­тины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и пра­веден, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин. 1:8-10)14.

Однако это объяснение звучит неубедительно, так как Иоанн пишет пер­вое предложение (ст. 8) в настоящем времени, следовательно, это утверждение справедливо в отношении всех христиан во все времена. Иоанн не пишет: «Если говорим, будучи все еще незрелыми христианами, что не имеем греха, — обманываем самих себя». Не формулирует он свою мысль и таким образом (чего требовала бы указанная точка зрения): «Если говорим, прежде чем мы достигли состояния безгрешной праведности, что не имеем греха, — обманы­ваем самих себя». Напротив, почти в конце своей жизни, обращаясь с посла­нием ко всем христианам, в том числе к тем, кто возрастал в зрелости в тече­ние десятилетий, Иоанн ясно говорит о той истине, которая, как он считает, относится ко всем христианам: «Если говорим, что не имеем греха, — обма­нываем самих себя, и истины нет в нас». Это недвусмысленное утверждение

13 О том, был ли Иаков, брат Господень, апостолом, см. в гл. 15.

14 В некоторых популярных комментариях этого отрывка отрицается, что ст. 8 отно­
сится ко всем христианам. Это делается с целью доказать, что некоторые христиане спо­
собны быть совершенно свободными от греха в этой жизни, если они достигают состоя­
ния совершенного освящения. В соответствии с этой точкой зрения, ст. 8 («Если гово­
рим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас») относится к
христианам до тех пор, пока они не достигают стадии безгрешного совершенства. В
следующем предложении, повествующем о нашем исповедании и об очищении нас
Богом от «всякой неправды», говорится о разрешении ситуации, связанной с этим про­
шлым грехом и с его прощением. Тогда последнее предложение (ст. 10) относится к
тем, кто достиг состояния безгрешного совершенства — они уже не говорят, что грех
присутствует в их жизни, они признают лишь, что грешили в прошлом. Для их случая
справедливо высказывание: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его
лживым» (1 Ин. 1:10).



Часть III. Учение о человеке


относится ко всем христианам, пока они не покинули этой жизни. И если мы утверждаем, что это не так, — «обманываем самих себя».

2. Ограничивает ли наша способность нашу ответственность?Пепатй,
популярный христианский учитель, проповедовавший в Риме ок. 383—410 гг.
н. э., а потом позднее (до 424 г. н. э.) в Палестине, учил, что Бог считает чело­
века ответственным только за то, что человек способен сделать. Поскольку Бог
повелевает нам делать добро, то мы должны обладать способностью делать то
добро, к которому призывает нас Бог. Пелагианство отвергает учение об «уна­
следованном грехе» (или «первородном грехе») и утверждает, что грех состоит
лишь из отдельных греховных поступков15.

Однако идея о том, что мы ответственны перед Богом только за то, что мы способны совершить, противоречит свидетельству Писания, которое говорит о нас, как о «мертвых по преступлениям и грехам» (курсив мой. — У. Г.) на­шим, в которых мы некогда жили (Еф. 2:1). Мы не способны совершить ни­какого духовного блага и при этом полностью виновны перед Богом. Более того, если бы наша ответственность перед Богом была ограничена нашей спо­собностью, то крайне ожесточенные грешники, которые пребывают у греха в полном рабстве, могли бы быть менее виновными перед Богом, чем зрелые хри­стиане, которые служат Ему в послушании ежедневно. И сам сатана, кото­рый вечно способен совершать только зло, мог бы быть совершенно невинов­ным, — атакой вывод очевидно неправилен.

Истинная мера нашей ответственности и вины — это не наша способ­ность повиноваться Богу, а, скорее, абсолютное совершенство Божьего мо­рального закона и Его святости (которая отражена в этом законе). «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

3. Виновны ли дети до того, как они совершат грехи в своей жизни? Мно­
гие полагают, что Писание учит нас представлению о «возрасте ответственно­
сти» (age of accountability), до которого маленькие дети не отвечают за грех и
не считаются виновными перед Богом16. Однако отрывки, приведенные выше,
в связи с «унаследованным грехом», указывают, что даже до своего рождения
дети виновны перед Богом и наделены греховной природой, которая не только
предрасполагает их к греху, но в связи с которой и Бог рассматривает их как
«грешников». «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя»

15 В более значительной степени пелагианство было озабочено вопросом спасения,
утвержцая, что человек способен совершать первые и наиболее значительные шаги к
спасению самостоятельно, вне вмешательства Божественной благодати. Пелагианство
было осуждено как ересь на Карфагенском соборе 1 мая 418 г. н. э.

16 Так считает, напр., Миллард Эриксон, см. его книгу: Christian Theology, p. 639. Од­
нако он использует термин «age of responsibility», а не «age of accountability».


Глава 23. Грех



(Пс. 50:7). Тексты, в которых говорится о последнем суде в связи с совершен­ными вжизни греховными поступками (напр.: Рим. 2:6—11), никак не прояс­няют, будет ли основание для суда в том случае, если не было совершено ни­каких индивидуальных поступков — благих или дурных, как, например, если ребенок умер в раннем детстве. В этой ситуации мы должны принять тексты Писания, которые говорят о том, что мы наделены греховной природой уже с периода, предшествующего рождению. Более того, нам следует осознавать, что греховная природа ребенка проявляет себя очень рано, во всяком случае, в течение первых двух лет его жизни, как это может подтвердить любой человек, вырастивший детей. (В другом месте Давид говорит: «С самого рождения от­ступили нечестивые; от утробы матери заблуждают, говоря ложь», Пс. 57:4.)

Но что, в таком случае, мы можем сказать о детях, которые умирают до достижения того возраста, в котором они были бы способны понять Еванге­лие и уверовать в него? Могут ли они быть спасены?

Здесь мы должны сказать, что если такие дети спасены, то не по их соб­ственным заслугам и не на основании их праведности или невинности, а це­ликом на основании искупительного труда Христа и перерождения по дейст­вию Святого Духа внутри них. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). «Если кто не родится свы­ше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

Однако Бог, безусловно, может произвести перерождение (т. е. дать новую духовную жизнь) в ребенке, который еще не родился. Так случилось с Иоан­ном Крестителем, ибо ангел Гавриил, еще до рождения Иоанна, сказал: «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15, курсив мой. — У. Г.). Можно сказать, что Иоанн Креститель был «рожден свыше» еще до того, как он был рожден! Схожий пример находим в Пс. 21:11: Давид говорит: «От чрева матери моей Ты — Бог мой». Таким образом, очевидно, что Бог может спасать детей необычным путем, вне процесса слышания и понимания Евангелия, производя в них перерождение очень рано, иногда еще до рождения. За этим перерождением, вероятно, следует нарождающееся, интуитивное осознание Бога и вера в Него в очень раннем возрасте, но этого мы просто не можем по­нять17.

Мы должны утверждать, однако, что такой способ не является обычным путем, которым Бог чаще всего спасает людей. Спасение обычно происходит тогда, когда человек слышит и понимает Евангелие, а затем начинает дове­рять Христу. Но в необычных случаях, как, например, с Иоанном Крестителем, Бог даровал спасение до наступления подобного понимания. И это приводит

17 Однако мы все знаем, что дети почти с момента рождения проявляют инстинк­тивное доверие к матери и осознание себя самих, как личности, отдельной от матери. Поэтому мы не можем настаивать на том, что дети не могут интуитивно осознавать Бога и, если Бог позволяет, интуитивно доверять также и Богу.



Часть III. Учение о человеке


нас к выводу о том, что Бог, безусловно, может действовать таким же образом в том случае, когда Он знает, что ребенокумретдо того, как услышит Евангелие.

Как много детей Бог спасает этим путем? Писание не открывает нам это­го, поэтому мы просто не можем об этом знать. Там, где Писание молчит, с нашей стороны немудро было бы выступать с уверенными заявлениями. И все же, мы должны признать, что Бог в Писании часто спасает детей тех людей, которые верят в Него (см.: Быт. 7:1; ср.: Евр. 11:7; Нав. 2:18; Пс. 102:17; Ин. 4:53; Деян. 2:39; 11:14; 16:31; 18:8; 1 Кор. 1:16; 7:14; Тит. 1:6). В этих текстах нет доказательств, что Бог автоматически спасает детей всех верующих (все мы знаем детей благочестивых родителей, которые выросли и отвергли Господа, и Писание дает нам такие примеры, как Исав и Авессалом), но они все же по­казывают, что обычный способ действия, «нормальный» или ожидаемый ход событий, — это ситуация, в которой Бог приводит к Себе детей верующих. Что же касается детей верующих, которые умирают маленькими, то нет ника­ких оснований считать, что в данном случае происходит что-то иное.

В этой связи особенно важен случай с первым ребенком, которого Вирса-вия родила царю Давиду. Когда младенец умер, Давид сказал: «Япойду к нему, а оно [дитя] не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23, курсив мой. — У. Г.). Давид, который в течение всей своей жизни был твердо уверен, что он будет жить веч­но в присутствии Господа (см.: Пс. 22:6 и многие другие псалмы Давида), уве­рен также, что он увидит своего ребенка вновь, когда умрет. Эта уверенность может подразумевать только одно: Давид считал, что он пребудет вместе с сы­ном в присутствии Господа вовек18. Этот отрывок вместе с другими, упомя­нутыми выше, должен придавать уверенность всем верующим, потерявшим своих детей, когда те были еще совсем маленькими, в том, что они снова уви­дятся с ними в славе Царства Небесного.

Относительно детей неверующих, которые умирают в младенчестве, Пи­сание ничего нам не сообщает. Мы просто должны доверить этот вопрос Богу и верить, что Он будет справедливым и милосердным. Если такие дети будут спасены, то это произойдет не на основе их заслуг, или невинности, которой, как мы могли бы предположить, они обладают. Если они будут спасены, то лишь на основании искупительного труда Христа; а их перерождение, так же как в случае Иоанна Крестителя, до того как он родился, совершится по Божьей благодати и милости. Спасение всегда обусловлено Его милостью, а не нашими заслугами (см.: Рим. 9:14— 18). Писание не позволяет нам гово­рить больше, чем уже сказано.

18 Кто-то может возразить, что Давид здесь просто говорит, что он перейдет в состо­яние смерти, так же как его сын. Но такое толкование не согласуется с тем, что букваль­но говорится в этом стихе — Давид не говорит: «Я пойду туда, где от, а: «Я пойду к нему». Здесь ясно обозначено личное воссоединение, и эти слова указывают на то, что Давид ожидал встречи со своим сыном.


____________________________ Глава 23. Грех __________________________ 567

4. Существуют ли степени греха?Есгъли такие грехи, о которых можно сказать, что они хуже других грехов? На этот вопрос можно ответить как утвердительно, так и отрицательно, в зависимости оттого, что мы подразуме­ваем под этими словами.

1) Состояние виновности перед Богом. В смысле наших «юридических»
отношений с Богом, любой грех, даже такой, который может показаться очень
маленьким, делает нас виновными перед Богом и потому достойными вечного
наказания. Адам и Ева узнали об этом в Эдемском саду, где Бог сказал им, что
один акт неповиновения приведет к наказанию смертью (Быт. 2:17). А Павел
говорит, что «суд за одно преступление к осуждению» (Рим. 5:16). Один этот
грех сделал Адама и Еву грешниками перед Богом, и они уже больше не могли
находиться в Его святом присутствии.

Эта истина остается действенной в ходе всей человеческой истории. Па­вел (цитируя Втор. 27:26) говорит об этом следующее: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10). Иаков заявляет:

Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот ста­новится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодей­ствуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2:10,11)".

Таким образом, в том, что касается состояния нашей виновности перед Богом, все грехи одинаковы, они делают нас виновными и обусловливают нашу греховность.

2) Влияние на жизнь и на взаимоотношения с Богом. С другой стороны, не­
которые грехи гораздо хуже, чем другие, потому что они влекут за собой нега­
тивные последствия как в нашей жизни, так и в жизни других людей. А что

19 Мы сможем яснее понять этот принцип, если осознаем, что разнообразные моральные законы Бога — это просто различные аспекты Его совершенной мораль­ной сущности, которой, как Он ожидает, мы должны уподобляться. Нарушить любую часть этого закона — значит перестать быть подобным Ему. Напр., если бы я украл, я бы не только нарушил заповедь, запрещающую красть (8-я заповедь), но также обесчес­тил бы имя Божье (3-я заповедь, см.: Прит. 30:9), обесчестил бы моих родителей и их доброе имя (5-я заповедь), пожелал бы того, что мне не принадлежит (10-я заповедь), поставил бы некое материальное обладание на более важное место, чем Бог (1-я запо­ведь; см.: Еф. 5:5), и совершил бы поступок, который наносит ущерб другому человечес­кому существу или вредит его жизни (6-я заповедь; ср.: Мф. 5:22). Если мы немного подумаем, мы сможем увидеть, что практически любой грех нарушает какие-то прин­ципы, воплощенные во всех десяти заповедях. Это лишь подтверждает тот факт, что за­коны Бога — единое целое и что они отражают моральную чистоту и совершенство Са­мого Бога в абсолютном единстве Его личности.



Часть III. Учение о человеке


касается наших взаимоотношений с Богом как с Отцом, то эти грехи в боль­шей степени возбуждают Его гнев и более серьезно изменяют наше с Ним об­щение.

Писание иногда говорит о степени серьезности греха. Когда Иисус стоял перед Понтием Пилатом, Он сказал: «Посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:11, курсив мой. — У. Г.). Судя по всему, речь здесь идет об Иуде Искариоте, который близко знал Иисуса в течение трех лет и все же со­знательно предал Его на смерть. Хотя Пилат обладал властью над Иисусом в силу своих полномочий и совершил несправедливость, позволив приговорить к смерти невинного человека, на Иуде было «более греха». Возможно, потому, что он больше понимал происходящее, и поэтому его поступок характеризо­вался большей низостью.

Когда Бог показал Иезекиилю видение грехов в Иерусалимском храме, Он сперва показал ему нечто, а затем сказал: «Ты увидишь еще большие мер­зости» (Иез. 8:6). Затем Он показал Иезекиилю тайные грехи старейшин Из-раилевых и сказал: «И увидишь еще большие мерзости, какие они делают» (Иез. 8:13). Потом Господь показал Иезекиилю, как женщины плакали о ва­вилонском божестве, и сказал: «Видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости» (Иез. 8:15). И наконец, он показал Иезеки­илю двадцать пять мужей в храме, которые повернулись спиной к Господу и поклонялись солнцу. Здесь ясно прослеживаются степени греха и мерзости перед Богом.

Когда Иисус говорит в Нагорной проповеди: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Цар­стве Небесном» (Мф. 5:19, курсив мой. — У Г.), Он подразумевает, что суще­ствуют заповеди меньшие и большие. Точно так же Он гневно обрушивается на фарисеев за то, что они «оставили важнейшее в законе, суд, милость и веру» (Мф. 23:23, курсив мой. — У Г.). В обоих случаях Иисус проводит различие между менее значительными и более значительными заповедями, тем самым имея в виду, что есть грехи хуже, чем другие, в зависимости от того, как их оценивает Сам Бог.

В целом мы можем сказать, что одни грехи приводят к более серьезным последствиям, чем другие, если они приносят больше бесчестия Богу или если они наносят больший вред нам самим, другим людям или церкви. Более того, те грехи, которые совершены по нашей собственной воле, неоднократно и со­знательно, в ожесточении сердца, — в большей степени неугодны Богу, чем те, которые совершены по незнанию и не повторяются или совершены как из нечистых, так и отчасти из благих побуждений и за которыми следуют угры­зения совести и раскаяние. Таким образом, в законах, которые Бог дал Мои­сею, предусматриваются грехи «по ошибке» (Лев. 4:2,13,22). Грех, совершен­ный по неведению, все же остается грехом: «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать... по неведению


Глава 23. Грех



сделается виновным и понесет на себе грех» (Лев. 5:17). Тем не менее наказа­ние и степень гнева Божьего, который возникает в результате греха, совер­шенного по неведению, — меньше, чем в случае намеренного греха.

С другой стороны, грехи, совершенные «дерзкою рукою», т. е. нагло и с пре­зрением к заповедям Божьим, рассматривались как тяжелый проступок: «Если же кто из туземцев или из пришельцев сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего» (Чис. 15:30; ср.: ст. 27—29).

Мы можем легко увидеть, как некоторые грехи могут нести за собой го­раздо более разрушительные последствия для нас самих, для других людей и для наших взаимоотношений с Богом. Если бы я хотел получить машину мо­его соседа, это был бы грех перед Богом. Но если бы моя зависть подтолкнула меня на угон автомобиля, это был бы более серьезный грех. Если бы я, кроме того, избил соседа и ранил его или сбил кого-то на дороге, то это был бы еще более серьезный грех.

Точно также, если новообращенный христианин, который прежде скло­нен был терять контроль над собой и ввязываться в драку, начинает свиде­тельствовать своим неверующим друзьям и если при этом его кто-то прово­цирует, а он выходит из себя и бьет этого человека, то это, несомненно, грех перед Богом. Но если бы зрелый пастор или другой выдающийся христиан­ский руководитель публично потерял бы контроль над своими действиями и ударил бы кого-нибудь, то этот грех был бы еще более серьезным в очах Божь­их как по причине вреда, который был бы нанесен Евангелию, так и потому, что Бог налагает большую ответственность на тех, кто занимает руководящее положение: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы под­вергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1; ср.: Лк. 12:48). Итак, наш вывод таков, что по результатам и степени гнева Божьего одни грехи несомненно хуже, чем другие.

Однако различие в степени серьезности греха не подразумевает приня­тия римско-католического учения о том, что грехи можно разделить на две категории: «прощаемых» и «смертных»20. По римско-католическому учению,

20 Может показаться, что различие между смертными и прощаемыми грехами под­тверждается текстом 1 Ин. 5:16,17: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти». Греческий текст ясно говорит о «грехе к смерти», а не о «смерт­ном грехе». В контексте послания, где Иоанн борется против ереси, последователи кото­рой не исповедовали Иисуса как Бога, пришедшего во плоти (см.: 1 Ин. 4:2,3), грех «к смерти» — это серьезная ересь, которая заключается в отрицании Христа, а потому неспо­собная обрести спасение через Христа. В этом случае Иоанн просто говорит нам не мо­литься о том, чтобы Бог простил отрицание Христа и распространение еретического уче­ния о Нем. Иоанн говорит здесь об одном грехе «к смерти» (отрицание Христа), а в даль­нейшем была установлена целая категория грехов, которые не могут быть прощены.



Часть III. Учение о человеке


прощаемый грех может быть отпущен, но часто — после наказаний в этой жизни или в чистилище (после смерти, но перед восшествием на небеса). Смертный грех — это такой грех, который производит духовную смерть и не может быть прощен; он исключает человека из Царства Божьего.

Однако, в соответствии с Писанием, все грехи являются «смертными», так как даже самый маленький грех делает нас виновными перед Богом и достойными вечного наказания. Но даже самые серьезные грехи нам про­щаются, если мы приходим к Христу ради спасения (обратим внимание на перечисление грехов жителей Коринфа, исключавших их из Царства Божь­его, и на утверждение о том, что люди, которые их совершили, спасены Хри­стом: 1 Кор. 6:9—11). Таким образом, в этом смысле все грехи являются «про­щаемыми»21. Разделение грехов в Римско-католической церкви на «смертные» (такие, как самоубийство) и «прощаемые» (такие, как бесчестность, злоба или похоть) может привести к легкому отношению к одним грехам, хотя они очень мешают освящению и труду ради Господа, или к сильному страху, от­чаянию и неспособности обрести уверенность в прощении в отношении дру­гих грехов. Мы также должны понимать, что одно и то же действие (напр., как в приведенном выше примере, когда человек выходит из себя и вступает в драку) может быть как более, так и менее серьезным грехом, в зависимос­ти от обстоятельств и от того, о ком идет речь. Гораздо правильнее было бы просто признать, что последствия грехов могут быть различными и что они в разной степени влияют на наши взаимоотношения с Богом и навлекают на нас Его гнев. В этом случае мы не выйдем за пределы общего учения Писа­ния по данному вопросу.

Различие между грехами, проводимое Писанием, обладает позитивной ценностью. Во-первых, это помогает понять, когда нам следует приложить больше усилий в нашем стремлении возрастать в личной святости. Во-вто­рых, это помогает решить, в каком случае нам не следует обращать внимания на небольшой проступок члена семьи или друга, а в каком случае с человеком следует поговорить о явном грехе (см.: Иак. 5:19,20). В-третьих, это может помочь решить, в каком случае уместно применение церковных дисципли­нарных мер, и дает ответ на часто выдвигаемое возражение против примене­ния дисциплины. Очень часто говорят, что «мы все виновны в грехе и поэтому нам не следует вмешиваться в чужую жизнь». Хотя это и так, все же есть та­кие грехи, которые настолько явно приносят вред церкви и отношениям меж­ду членами церкви, что необходимо принимать меры. В-четвертых, это разли­чие помогает нам понять, что власти не случайно устанавливают законы, по которым определенные проступки (напр., убийство или кража) заслуживают

21 О «непростительном грехе», который является исключением из этого утвержде­ния, см. ниже.


Глава 23. Грех



наказания, а другие нет (такие, как злоба, зависть, алчность, эгоистичное использование собственности).

5. Что происходит, когда христианин совершает грех? 1) Наши формаль­ные отношения с Богом остаются без изменения. Хотя этот вопрос можно было бы рассмотреть позднее, в связи с усыновлением или освящением, все же уместно будет разобрать его и здесь.

Когда христианин совершает грех, его формальные отношения с Богом не изменяются. Он остается человеком прощенным, так как «нет ныне ника­кого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут» (Рим. 8:1). Спасение дается не по заслугам, это безвозмездный дар Бога (Рим. 6:23), и смерть Хри­ста, безусловно, искупила все наши грехи — прошлые, настоящие и будущие. Христос умер «за грехи наши» (1 Кор. 15:3), т. е. за грехи всех нас, без исклю­чения. Оправдание по-прежнему распространяется на нас22.

Кроме того, мы по-прежнему являемся чадами Божьими, и за нами со­храняется членство в семье Божьей. В том же послании, в котором Иоанн утверждает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8), он также напоминает своим читателям: «Воз­любленные! мы теперь дети Божий» (1 Ин. 3:2). Тот факт, что в нашей жизни остается грех, не означает, что мы теряем статус чад Божьих. Усыновление так­же по-прежнему распространяется на нас23.

2) Наше общение с Богом нарушается, а наша христианская жизнь бесчес­тится. Если мы совершаем грех, Бог не перестает любить нас, но Он гневается на нас. (Даже люди могут любить кого-то и в то же время гневаться на него, как это могут подтвердить родители, мужья и жены.) Павел говорит о том, что можно «оскорбить Святого Духа Божия» (Еф. 4:30; точнее, «огорчить», греч. Ххжёсй — Примеч. пер.); когда мы совершаем грех, мы огорчаем Духа, и Он гневается на нас. Автор Послания к Евреям напоминает нам, что «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6, цитата из Прит. 3:11,12) и что «Отецдухов» наказыва­ет нас «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:9,10). Когда мы проявляем неповиновение, это печалит Бога-Отца (также как зем­ные отцы бывают опечалены непослушанием своих детей), и Он наказывает нас. Та же тема возникает в гл. 3 Откровения, где воскресший Христос гово­рит лаодикийской церкви: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19, курсив мой. — У. Г.). Здесь снова любовь и обличение греха соединены в одном предложении. Таким образом, Новый За­вет говорит о недовольстве всех трех лиц Троицы, вызванном грехом христи­ан. (См. также: Ис. 59:1,2; 1 Ин. 3:20.)

Об оправдании см. в гл. 35. Об усыновлении см. в гл. 36.



Часть III. Учение о человеке


Вестминстерское исповедание веры мудро говорит о христианах:

Хотя они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания, все же по причине своих грехов они могут впасть в отеческую Божью неми­лость и не иметь возможности пребывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не исповедают свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят свою веру и покаяние (гл. 11, пункт 5).

В гл. 12 Послания к Евреям, как и во многих других примерах Писания, показано, что Божья отеческая немилость часто исправляет нашу христиан­скую жизнь: «Сей [наказывает нас] для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10). Что же касается необходимости регулярного испо­ведания наших грехов и покаяния, то Иисус говорит нам о том, что мы еже­дневно должны молиться: «Прости нам наши грехи, как и мы простили тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г.; ср.: 1 Ин. 1:9).

Если мы, христиане, грешим, то не только прерывается наше личное об­щение с Богом. Тем самым мы наносим вред нашей христианской жизни и нашему служению. Иисус предостерегает нас: «Как ветвь не может прино­сить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Когда мы из-за греха перестаем общаться с Христом, то уменьша­ется степень нашего пребывания во Христе.

Новозаветные авторы часто говорят о разрушительных последствиях греха в жизни верующих. Многие разделы посланий посвящены обличению гре­хов, совершаемых христианами. Павел говорит, что чем больше христиане предают себя греху, тем больше они порабощаются ему (Рим. 6:16), тогда как Бог желает, чтобы христиане все больше возрастали в праведности. Если наша цель — возрастать в полноте жизни, до тех пор пока мы не умрем и не отпра­вимся в присутствие Божье, то согрешить — значит совершить полный обо­рот и отправиться обратно, под гору, прочь от уподобления Богу; это значит пойти в направлении, которое ведет «ксмерти» (Рим. 6:16) и вечному отделе­нию от Бога; в том направлении, от которого мы были спасены, когда стали христианами24.

Петр говорит, что греховные желания «восстают» (букв.: «идут войной», греч. aipaiebew. — Примеч. пер.) на нашу душу (1 Пет. 2:11). Этот военный термин точно передает мысль Петра, когда он сравнивает греховные желания с солдатами в битве, цена которой — наше духовное благополучие. Сдаться таким желаниям, питать их и лелеять в своем сердце — значит давать пищу и кров вражеской армии. Если мы уступаем желаниям, которые «идут войной»

24 В Рим. 6:16 Павел не говорит, что христиане могут на самом деле деградировать до такой степени, что попадут под вечное осуждение. Он, судя по всему, утверждает, что, когда мы поддаемся греху, мы (в духовном и моральном смысле) движемся именно в этом направлении.


Глава 23. Грех



на нашу душу, то мы неизбежно ощущаем ослабление духовной силы, умень­шение действенности труда Царства Божьего.

Более того, когда мы грешим, мы теряем небесное вознаграждение. Тот, кто строит из «дерева, сена, соломы» (1 Кор. 3:12), в судный день увидит, как дело его сгорит, и сам он «потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3:15). Павел осознает, что «всем нам должно явиться пред су­дилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он де­лал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Павел имеет в виду, что на небесах существуют разные степени вознаграждения25 и что грех влечет за со­бой негативные последствия в том смысле, что он приводит к утрате этого воз­награждения.

3) Опасность существования «необращенных евангельских христиан». Да, подлинный христианин, совершающий грех, не теряет своего оправдания и усыновления (см. выше), но все же следует помнить, что простая принадлеж­ность к евангельской церкви и внешнее подчинение общепринятым «христи­анским» моделям поведения не гарантирует спасения. Существует реальная возможность (особенно в тех странах, где исповедовать христианскую веру не­сложно или даже похвально), что некоторые не рожденные свыше люди будут в Церкви. Если такие люди перестанут быть послушными Христу, им не следует утешать себя мыслью, что они оправданы Богом или усыновлены Им. Длитель­ное неповиновение Христу в сочетании с отсутствием плодов Духа, таких, как любовь, радость, мир и т. д. (см.: Гал. 5:22,23), показывает, что, возможно, чело­век внутренне не является истинным христианином и что с самого начала у него не было подлинной веры и он не испытал перерождающего воздействия Свято­го Духа. Иисус предостерегает о том, что некоторым людям, которые пророче­ствовали, изгоняли бесов и совершали знамения Его именем, Он скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23). Иоанн пишет: «Кто говорит: „я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4; здесь Иоанн говорит о постоянной модели поведения). Если человек оказывает все большее неповиновение Хри­сту, то едва ли этот человек в действительности является христианином.

6. Что такое непрощаемый грех? Несколько конкретных мест в Писа­нии повествуют о грехе, который не будет прошен. Иисус говорит:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Челове­ческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простит­ся ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:31,32).

О степени вознаграждения на небесах см. в гл. 55.



Часть III. Учение о человеке


Сходное утверждение встречается в Мк. 3:29,30, где Иисус говорит: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29; ср.: Лк. 12:10). Также в Послании к Евреям, в гл. 6, говорится:

Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара не­бесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обнов­лять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и руга­ются Ему (Евр. 6:4-6; ср.: 10:26,27; см. также рассуждение о грехе «к смерти» в 1 Ин. 5:16,17).

В этих отрывках речь может идти как об одном и том же грехе, так и о разных. Принять определенное решение можно лишь изучив контекст. По этому вопросу были высказаны различные точки зрения26.

1. Одни утверждают, что речь идет о грехе, который мог быть совершен толь­ко во время пребывания Христа на земле. Но утверждение Иисуса о том, что «всякий грех и хула простятся человекам» (Мф. 12:31), носит такой общий ха­рактер, что едва ли можно соотнести Его слова лишь с действиями, совершен­ными в период Его земной жизни; тексты, о которых идет речь, не дают основа­ний для подобного ограничения. Кроме того, в Евр. 6:4—6 говорится о тех, кто «отпал» спустя несколько лет после того, как Иисус возвратился на небеса.

2. Многие считают, что здесь говорится о неверии, которое продолжается до самой смерти человека; поэтому все, кто умирает в неверии (или, по край­ней мере, те, кто слышал о Христе, но не поверил), совершают этот грех. Бе­зусловно верно, что упорствующие в неверии до самой смерти не будут про­щены, но действительно ли речь в приведенных выше стихах идет именно об этом? При более внимательном изучении становится очевидным, что язык про­цитированных текстов едва ли соответствует такому объяснению, так как в них говорится не о неверии в целом, а о неверии тех, «кто будет хулить Духа Святого» (Мф. 12:32; Мк. 3:29), и об «отпадших» (Евр. 6:6). Здесь имеется в виду конкретный грех — осознанное отрицание работы Святого Духа и хула на Него или осознанный отказ от истины Христовой, когда «ругаются Ему» (Евр. 6:6; букв.: «выставляют на посмешище», греч. napaSeiyixari^eiv.При­меч. пер.). Кроме того, представление о том, что этот грех заключается в неве­рии до самой смерти, плохо согласуется с контекстом, в котором Иисус (как в Евангелии от Матфея, так и в Евангелии от Марка) обличает фарисеев за их речи (контекст рассматривается ниже).

3. Утверждают также, что этот грех совершают истинные верующие, «от-падшие» от Христа, и что лишь подлинно рожденные свыше могут его совер-

26 Кто именно придерживается той или иной точки зрения, можно уточнить в рабо­те: Berkhof, Systematic Theology, pp. 252,253.


____________________________ Глава 23. Грех __________________________ 575

шить. Эта точка зрения основывается на особом толковании природы «отпа­дения», о котором говорится в Евр. 6:4—6 (подразумевается, что это отрицание истинным христианином Христа и, как следствие, утрата спасения). Но та­кое понимание Евр. 4—6 звучит неубедительно27. Более того, если такая точка зрения может быть обоснована Евр. 6, она не объясняет хулы на Духа Святого, о которой говорится в Евангелиях, где Иисус отвечает на осознанное отрица­ние фарисеями труда Святого Духа, совершенного через Христа.

4. Есть мнение, что этот грех состоит в необычайно злонамеренном, осо­знанном отрицании и злословии труда Святого Духа, свидетельствующего о Христе, когда плоды этого труда приписываются сатане. Изучение контекста Евангелий от Матфея и Марка показывает, что Иисус давал ответ на обвине­ния фарисеев, которые говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою ве-ельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24). Фарисеи неоднократно были сви­детелями труда Иисуса. Незадолго до этого Он исцелил слепого и немого одер­жимого, так что он снова стал видеть и говорить (Мф. 12:22). Народ был поражен и следовал за Иисусом. Сами фарисеи много раз видели ясные сви­детельства поразительной силы Святого Духа, действовавшего через Иису­са и приносившего жизнь и здоровье многим людям. Но фарисеи, несмотря на эти очевидные проявления действия Святого Духа, осознанно отвергали власть Иисуса и Его учение и считали их бесовскими. Иисус ясно сказал им: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоня­ет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф. 12:25,26). Поэтому со стороны фарисеев было безумно и иррационально утверждать, что Иисус изгонял бесов властью сатаны, — это была осознанная, злонамерен­ная ложь.

Сказав: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28), Иисус произносит следующее предосте­режение: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Он говорит о том, что нейтралитет здесь невозможен и что те, кто, подобно фарисеям, противится Ему, конечно же, против Него. За­тем Он сразу же добавляет: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простят­ся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Мф. 12:31). Фарисеи, которые осознанно злословили действие Святого Духа через Иисуса, утверж­дая, что это действие сатаны, не получат прощения.

Контекст показывает, что Иисус говорит не о грехе, который заключает­ся просто в неверии или отрицании Христа, а о грехе, который подразумевает: 1) ясное понимание, Кто такой Иисус и какая сила (Святой Дух) действует через Него; 2) осознанное отрицание фактов, связанных с личностью Христа, о которых Его противникам было известно, что они истинны; 3) злонамеренную

Подробно Евр. 6:4—6 рассматривается в гл. 39.



Часть III. Учение о человеке


попытку приписать сатане результаты труда Святого Духа через Христа. В этом случае жестокосердие было настолько велико, что любые обычные средства, способные привести грешника к покаянию, были бы отвергнуты. Убеждение истиной не принесло бы результатов, ибо эти люди уже знали истину и созна­тельно отвергали ее. Проявления силы Духа Святого в исцелении и в дарова­нии жизни не были бы действенны, так как фарисеи видели такие проявления и отвергали их. В данном случае не стоит говорить, что грех сам по себе на­столько ужасен, что не может быть покрыт искупительным трудом Христа; скорее всего, ожесточенное сердце грешника не дает возможности даровать ему прощение через покаяние и веру в Христа ради спасения. Этот грех не мо­жет быть прощен, потому что он отсекает грешника от покаяния и спаситель­ной веры через принятие истины.

Беркхоф определяет такой грех следующим образом:

Этот грех состоит в сознательном, злоумышленном, вопреки оче­видности, и преднамеренном отрицании и злословии свидетельства Святого Духа в отношении благодати Бога во Христе, когда эту благо­дать из ненависти и враждебности приписывают князю тьмы... Совер­шая этот грех, человек преднамеренно, злоумышленно и осознанно при­писывает сатане то, что очевидно является трудом Бога28.

Беркхоф поясняет, что этот грех состоит «не в сомнении по поводу исти­ны, не в ее греховном отрицании, а в противоречии этой истины, которое про­исходит вопреки убеждению разума, просвещению совести и даже решению сердца»29.

Непрощаемый грех подразумевает крайнее ожесточение сердца и отсут­ствие раскаяния. Следовательно, люди, которые боятся совершить подобный грех и в сердце своем сожалеют о грехе и ищут Бога, не попадают в категорию виновных в непрощаемом грехе. Беркхоф говорит: «Мы можем быть уверены, что если люди опасаются, что они совершили такой грех, тревожатся об этом и просят молиться о них, то они не совершали ничего подобного»30.

Такое понимание непрощаемого греха согласуется и с Евр. 6:4—6. Там «от­ладите» знали истину и были убеждены в ней: они были «просвещены» и «вкусили дара небесного»; они в определенной степени участвовали в труде Святого Духа и вкусили «благого глагола Божия и сил будущего века», и все же они осознанно отвернулись от Христа и «ругаются Ему» (Евр. 6:6). На них не действуют обычные Божьи средства, с помощью которых Он приводит людей к покаянию и вере. Зная истину и будучи убежденными в ней, они со­знательно отвергли ее.

28 Berkhof, Systematic Theology, p. 253.

29 Ibid.

30 Ibid., p. 254.


Глава 23. Грех



Однако 1 Ин. 5:16,17, судя по всему, относится к другой категории. В этом тексте говорится не о грехе, который никогда не будет прощен, а скорее о грехе, который ведет к смерти, если в нем упорствовать. Вероятно, этот грех подразу­мевает учения, содержащие серьезные доктринальные ошибки о Христе. В кон­тексте, посвященном прошению с верой того, что согласуется с волей Божьей (1 Ин. 5:14,15), Иоанн просто говорит нам, что мы можем с верой молиться Богу о том, чтобы Он простил этот грех, если человек не раскаивается, — но он, бе­зусловно, не запрещает молиться о том, чтобы еретические учители отвратились от своей ереси, покаялись и тем самым обрели прощение. Многие люди, пропо­ведующие серьезные доктринальные заблуждения, еще не зашли настолько далеко, чтобы можно было говорить, что они совершили непрощаемый грех и не могут покаяться из-за своего же собственного жестокосердия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: