Ветхозаветные пророки возвещали народу Божье слово. Первым великим пророком был Моисей, который написал первые пять книг Библии, Пятикнижие. После Моисея появился целый ряд других пророков, которые произносили и записывали слова Бога2. Но Моисей предсказал, что однажды придет пророк, подобный ему самому.
Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте; так как ты просил у Господа, Бога твоего... И сказал мне Господь... Я воздвигну им Пророка из среды бра-
1 Жан Кальвин (1509—1564) был первым крупным богословом, применившим эти
категории к работе Христа (см. его Institutes of the Christian Religion, Book 2, Chapter 15).
Эти категории были восприняты многими последующими богословами как полезный
инструмент, содействующий пониманию различных аспектов работы Христа.
2 См. обсуждение письменной фиксации книг ветхозаветного канона в гл. 2.
Глава 28. Должности Христа
тьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор. 18:15—18).
|
|
Однако, читая Евангелие, мы видим, что Иисус не рассматривается в первую очередь как обычный пророк или пророк, подобный Моисею, хотя некоторые упоминания действительно создают такое впечатление. Те, кто называл Иисуса «пророком», обычно очень мало о Нем знали. Например, одни принимали Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16:14; ср.: Лк. 9:8). Когда Иисус воскресил из мертвых сына вдовы из Наина, люди в страхе говорили: «Великий пророк восстал между нами» (Л к. 7:16). Когда Иисус рассказал самарянке у колодца кое-что о ее прошлом, она ответила: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19). Но тогда она еще ничего о Нем не знала. Такой же была реакция слепого, исцеленного в храме: «Это пророк» (Ин. 9:17; заметьте, что он поверил в мессианство и божественность Иисуса только после беседы с Иисусом, ст. 35—38)3. Таким образом, слово «пророк» не является основным или часто употребляемым по отношению к Иисусу определением.
Тем не менее еще была жива надежда на появление Пророка, подобного Моисею (Втор. 18:15,18). После того как Иисус насытил множество людей пятью хлебами и двумя рыбами, некоторые воскликнули: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6:14; ср.: 7:40). Петр также называет Христа пророком, предсказанным Моисеем (см.: Деян. 3:22—24, где цитируется Втор. 18:15).Такимобразом, Иисус—действительно пророк, предсказанный Моисеем.
Следует, однако, отметить, что в посланиях Иисус никогда не именуется пророком. Это особенно бросается в глаза в начале Послания к Евреям, поскольку, если бы автор хотел определить Иисуса как пророка, для этого там была прекрасная возможность. Он начинает словами «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1,2). Затем, заканчивая раздел, посвященный превосходству Сына (гл. 1,2), автор не призывает считать Иисуса величайшим из всех пророков, а говорит: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).
|
|
Почему новозаветные послания избегают называть Иисуса пророком? Очевидно потому, что, хотя Иисус действительно является пророком, предсказанным Моисеем, Он значительно превосходит любого из ветхозаветных пророков в двух отношениях:
3 В Лк. 24:19 два путника на дороге в Эммаус также называют Иисуса «пророком», причисляя Его к широкой категории религиозных лидеров, посланных Богом, — вероятно, ради незнакомца, который, как они полагали, ничего не знал о событиях, связанных с жизнью Иисуса.
Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе
1. Он — Тот, Кому были посвящены ветхозаветные пророчества. Беседуя с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус разъяснил им весь Ветхий Завет, показав, каким образом пророчества указывали на Него: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Он сказал этим ученикам, что они «медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки», и показал, что «надлежало пострадать Христу и войти в славу» (Лк. 24:25,26; ср.: 1 Пет. 1:11, где говорится о том, что ветхозаветные пророки предвозвещали «Христовы страдания и последующую за ними славу»). Таким образом, ветхозаветные пророки предвещали Христа в своих писаниях, а новозаветные апостолы вспоминали Христа и истолковывали Его жизнь на благо церкви.
2. Иисус был не просто вестником, передающим послание от Бога (как все остальные пророки), а Самим источником Божьего откровения. Вместо того чтобы, подобно всем остальным ветхозаветным пророкам, говорить «Было ко мне слово Господне», Иисус начинает Свое божественное учение удивительными словами: «Я говорю вам» (Мф. 5:22 и др.). Слово Господне посещало ветхозаветных пророков, тогда как Иисус говорил от Своего имени, как предвечное Слово Бога (Ин. 1:1), в совершенстве являющее нам Отца (Ин. 14:9; Евр. 1:1,2).
Принимая во внимание, что в широком смысле понятие «пророк» обозначает того, кто открывает нам Бога и произносит Его слово, Христос, несомненно, является истинным Пророком. По существ^, Он Тот, Кого все ветхозаветные пророки предвосхищали своими речами и действиями.