Если мы понимаем избрание как выбор Богом некоторых людей к спасению, то возникает вопрос и о другом аспекте этого выбора, а именно решение Бога не спасать прочих людей. Это решение Бога, имевшее место прежде вековых времен, называется осуждением. Осуждение — это решение Бога, принятое в печали и еще до творения, не избирать некоторых людей к спасению, наказать их за их грехи и таким образом явить Свою справедливость.
Из всех библейских доктрин учение об осуждении нам труднее всего осмыслить и принять. Ведь речь идет о столь ужасных и бесповоротных последствиях для людей, которые созданы по образу Божьему. Мы знаем, что Бог дарует любовь таким же людям, как и мы сами, и что Бог повелевает нам любить наших ближних, и это объясняет тот ужас, с которым мы воспринимаем учение об осуждении26. Это как раз то, во что мы не хотели бы верить, и не стали бы верить, если бы Писание ясно не учило нас об этом.
Но действительно ли есть в Писании слова, которые подтверждают такое решение Бога? Да, безусловно, есть. Иуда говорит о том, что существуют люди, «издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обрашающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4, курсив мой. — У. Г.). Также и Павел говорит о фараоне и других:
|
|
Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
25 См. гл. 14 и 20, где говорится о том, что Бог создал нас и вообще весь мир для
собственной славы. Арминиане могут сказать, что Бог гораздо больше прославляется,
когда мы предпочитаем Его, пользуясь абсолютно свободным выбором нашей воли. Од
нако это лишь сомнительное предположение, основанное на собственных ощущениях и
на аналогии с миром людей, и в Писании оно не находит подтверждения. Более того,
арминианам следовало бы быть последовательными и принять в расчет те миллионы
людей, которые не делают выбора в пользу Бога, и тогда пришлось бы признать, что Бог
также гораздо в большей степени прославляется свободным выбором этих миллионов,
которые свободно решили быть против Бога — иначе почему Бог позволил им упорство
вать в этом свободном выборе против Него?
26 Сам Жан Кальвин говорит об осуждении: «Я признаю, что мы должны ужасаться
Божьему решению» (Calvin, Institutes, Ъ.2ЪЛ [2:955]).
Глава 31. Избрание и осуждение
т
<...> Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?.. (Рим. 9:17-22).
|
|
Говоря о результатах того факта, что Бог избрал к спасению не всех людей, Павел отмечает: «Избранныеже получили, апрочие ожесточились» (Рим. 11:7). А вот что Петр говорит о тех, кто отвергает Евангелие: «Они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:8, курсив мой. — У. Г.)27.
Несмотря на то что мы испытываем ужас перед этим учением, мы должны быть осторожны в нашем отношении к Богу и к этим отрывкам из Писания. Мы не должны уступать желанию увидеть Библию иной, чем она есть, увидеть ее без этих стихов. Более того, если мы уверены, что эти стихи говорят об осуждении, то мы обязаны верить в это и принимать как нечто правильное и справедливое, даже если мы содрогаемся от ужаса, думая об этом. В таком контексте нас, возможно, удивит, что Иисус может благодарить Бога и зато, что Он скрывает знание о спасении от некоторых людей, и за то, что другим Он это открывает: «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25,26).
Кроме того, мы должны признать, что осуждение и вечное проклятие некоторых людей тем не менее показывают справедливость Бога, а также служат к его прославлению. Павел говорит: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим. 9:22, курсив мой. — У Г.). Павел также отмечает, что факт подобного наказания «сосудов гнева» показывает величие милости Бога по отношению к нам: Бог делает это, «дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия» (Рим. 9:23).
Мы также должны помнить, что в Библии избрание и осуждение представлены как совершенно разные процессы. Избрание к спасению рассматривается как причина для радости и восхваления Бога, Который достоин этого восхваления и является первопричиной нашего спасения (см.: Еф. 1:3—6; 1 Пет. 1:1—3). Бог показан активно избирающим нас к спасению, причем с любовью и радостью. Однако осуждение рассматривается как нечто, печалящее Бога, а вовсе не радующее (см.: Иез. 33:11), а вина за проклятие грешников всегда возлагается на непокорных людей или ангелов, и никогда — на Самого Бога (см.: Ин. 3:18,19; 5:40). Писание говорит, что причиной избрания является Бог, а причиной осуждения является грешник. Другим важным различием является
27 Исследование этого вопроса см.: Wayne Grudem, / Peter, pp. 107—110. Этот стих говорит не просто о том, что Бог предопределил сам факт преткновения непокорных, а именно о том, что Бог предопределил некоторых людей к тому, что они будут непокорны и преткнутся: «...на что они и оставлены» (греческая форма к%ёВцаау [«они были оставлены»] подразумевает полежащее во множественном числе).
Часть V. Учение об искуплении
то, что основой избрания является благодать Бога, тогда как основой осуждения является справедливость Бога. Поэтому термин «двойное предопределение» нельзя считать ни полезным, ни корректным, поскольку он игнорирует различия между избранием и осуждением.
Печаль Бога, которую Он испытывает из-за смерти грешника («Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был», Иез. 33:11), помогает нам понять, насколько уместна была печаль Павла, которая охватывала его, когда он размышлял о неверующих иудеях, отвергших Христа. Павел говорит:
Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян... (Рим. 9:1—4, курсив мой. — У. Г.).
Нам также следует испытывать великую печаль, когда мы думаем об участи неверующих.
Могут спросить, почему Бог, если Он испытывает подлинную печаль, наказывая грешников, допускает или даже утверждает их проклятие? Ответ заключается в том, что это в конечном счете служит к Его прославлению. В этом является Его гнев, Его справедливость и Его милость, и иным образом они не могут быть явлены. Ведь мы знаем, что в нашей земной человеческой жизни мы можем совершать поступки, о которых потом глубоко сожалеем, но которые впоследствии приносят большое благо. Эта аналогия относится к сфере человеческого, но все же помогает нам понять, что Бог может свершать то, что печалит Его, но тем не менее служит к Его прославлению.
|
|