Д. Учение об осуждении

Если мы понимаем избрание как выбор Богом некоторых людей к спасе­нию, то возникает вопрос и о другом аспекте этого выбора, а именно решение Бога не спасать прочих людей. Это решение Бога, имевшее место прежде ве­ковых времен, называется осуждением. Осуждение — это решение Бога, при­нятое в печали и еще до творения, не избирать некоторых людей к спасению, наказать их за их грехи и таким образом явить Свою справедливость.

Из всех библейских доктрин учение об осуждении нам труднее всего осмыслить и принять. Ведь речь идет о столь ужасных и бесповоротных по­следствиях для людей, которые созданы по образу Божьему. Мы знаем, что Бог дарует любовь таким же людям, как и мы сами, и что Бог повелевает нам любить наших ближних, и это объясняет тот ужас, с которым мы восприни­маем учение об осуждении26. Это как раз то, во что мы не хотели бы верить, и не стали бы верить, если бы Писание ясно не учило нас об этом.

Но действительно ли есть в Писании слова, которые подтверждают такое решение Бога? Да, безусловно, есть. Иуда говорит о том, что существуют люди, «издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обрашающие бла­годать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4, курсив мой. — У. Г.). Также и Павел говорит о фараоне и других:

Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

25 См. гл. 14 и 20, где говорится о том, что Бог создал нас и вообще весь мир для
собственной славы. Арминиане могут сказать, что Бог гораздо больше прославляется,
когда мы предпочитаем Его, пользуясь абсолютно свободным выбором нашей воли. Од­
нако это лишь сомнительное предположение, основанное на собственных ощущениях и
на аналогии с миром людей, и в Писании оно не находит подтверждения. Более того,
арминианам следовало бы быть последовательными и принять в расчет те миллионы
людей, которые не делают выбора в пользу Бога, и тогда пришлось бы признать, что Бог
также гораздо в большей степени прославляется свободным выбором этих миллионов,
которые свободно решили быть против Бога — иначе почему Бог позволил им упорство­
вать в этом свободном выборе против Него?

26 Сам Жан Кальвин говорит об осуждении: «Я признаю, что мы должны ужасаться
Божьему решению» (Calvin, Institutes, Ъ.2ЪЛ [2:955]).


Глава 31. Избрание и осуждение


т


<...> Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?.. (Рим. 9:17-22).

Говоря о результатах того факта, что Бог избрал к спасению не всех людей, Павел отмечает: «Избранныеже получили, апрочие ожесточились» (Рим. 11:7). А вот что Петр говорит о тех, кто отвергает Евангелие: «Они претыкаются, не по­коряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:8, курсив мой. — У. Г.)27.

Несмотря на то что мы испытываем ужас перед этим учением, мы должны быть осторожны в нашем отношении к Богу и к этим отрывкам из Писания. Мы не должны уступать желанию увидеть Библию иной, чем она есть, уви­деть ее без этих стихов. Более того, если мы уверены, что эти стихи говорят об осуждении, то мы обязаны верить в это и принимать как нечто правильное и справедливое, даже если мы содрогаемся от ужаса, думая об этом. В таком контексте нас, возможно, удивит, что Иисус может благодарить Бога и зато, что Он скрывает знание о спасении от некоторых людей, и за то, что другим Он это открывает: «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25,26).

Кроме того, мы должны признать, что осуждение и вечное проклятие не­которых людей тем не менее показывают справедливость Бога, а также слу­жат к его прославлению. Павел говорит: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гне­ва, готовые к погибели» (Рим. 9:22, курсив мой. — У Г.). Павел также отмеча­ет, что факт подобного наказания «сосудов гнева» показывает величие милос­ти Бога по отношению к нам: Бог делает это, «дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия» (Рим. 9:23).

Мы также должны помнить, что в Библии избрание и осуждение представ­лены как совершенно разные процессы. Избрание к спасению рассматривается как причина для радости и восхваления Бога, Который достоин этого восхва­ления и является первопричиной нашего спасения (см.: Еф. 1:3—6; 1 Пет. 1:1—3). Бог показан активно избирающим нас к спасению, причем с любовью и ра­достью. Однако осуждение рассматривается как нечто, печалящее Бога, а вов­се не радующее (см.: Иез. 33:11), а вина за проклятие грешников всегда воз­лагается на непокорных людей или ангелов, и никогда — на Самого Бога (см.: Ин. 3:18,19; 5:40). Писание говорит, что причиной избрания является Бог, а причиной осуждения является грешник. Другим важным различием является

27 Исследование этого вопроса см.: Wayne Grudem, / Peter, pp. 107—110. Этот стих говорит не просто о том, что Бог предопределил сам факт преткновения непокорных, а именно о том, что Бог предопределил некоторых людей к тому, что они будут непокорны и преткнутся: «...на что они и оставлены» (греческая форма к%ёВцаау [«они были оставле­ны»] подразумевает полежащее во множественном числе).



Часть V. Учение об искуплении


то, что основой избрания является благодать Бога, тогда как основой осужде­ния является справедливость Бога. Поэтому термин «двойное предопределе­ние» нельзя считать ни полезным, ни корректным, поскольку он игнорирует различия между избранием и осуждением.

Печаль Бога, которую Он испытывает из-за смерти грешника («Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был», Иез. 33:11), помогает нам понять, насколько уместна была печаль Павла, ко­торая охватывала его, когда он размышлял о неверующих иудеях, отвергших Христа. Павел говорит:

Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу мое­му: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян... (Рим. 9:1—4, курсив мой. — У. Г.).

Нам также следует испытывать великую печаль, когда мы думаем об учас­ти неверующих.

Могут спросить, почему Бог, если Он испытывает подлинную печаль, наказывая грешников, допускает или даже утверждает их проклятие? Ответ заключается в том, что это в конечном счете служит к Его прославлению. В этом является Его гнев, Его справедливость и Его милость, и иным образом они не могут быть явлены. Ведь мы знаем, что в нашей земной человеческой жизни мы можем совершать поступки, о которых потом глубоко сожалеем, но которые впоследствии приносят большое благо. Эта аналогия относится к сфере человеческого, но все же помогает нам понять, что Бог может свершать то, что печалит Его, но тем не менее служит к Его прославлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: