Но даже если мы верно поняли опыт учеников вдень Пятидесятницы, описанный в Деян. 2, разве нет здесь других примеров «вторичного опыта» обре-
24 Мой студент Джеймз Ренеган (James Renehan) в длинном письменном докладе стремился доказать, что крещение Святым Духом, хотя и происходит одновременно с обращением, должно быть рассмотрено как отдельный пункт «порядка спасения» (см. гл. 31). Он отмечает, что крещение Святым Духом не совпадает в точности ни с одним из элементов порядка спасения (таких, как рождение свыше или обращение) и может быть названо «принятием Святого Духа» (см.: Деян. 8:15; 19:2,6; Рим. 8:9,11; Гал. 3:2). Идея Ренегана явно отличается от харизматического учения о крещении Святым Духом, которое, по их мнению, происходит после обращения. Он утверждает, что крещение Святым Духом сопровождает истинное обращение и всегда происходит во время обращения. Такое предположение, безусловно, заслуживает внимания. И хотя я и не учитываю его в этой главе, считаю, что следует рассмотреть его более детально. Оно не будет противоречить той точке зрения, которая изложена в этой главе.
|
|
__________ Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом __________ 873
тения силы Святого Духа после обращения? Например, в гл. 8 (в Самарии), в гл. 10 (в доме Корнилия) и в гл. 19 (ученики в Эфесе)?
Эти примеры также не могут быть убедительными аргументами в пользу пятидесятнического учения о крещении Святым Духом. Во-первых, выражение «крещение Святым Духом» обычно не употребляется в отношении ни одного из этих событий25. Однако еще более важно то, что только тщательное исследование показывает нам, что же собственно произошло в каждом из этих случаев.
В Деян. 8:4—25 самаряне «когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12). Есть мнение, что самаряне тогда не обрели истинной спасительной веры26. Однако в тексте нет никаких указаний на то, что Филипп не обладал достаточным пониманием Евангелия (он был заметной фигурой в иерусалимской церкви). Нигде не сказано, что сам Филипп считал их веру в Христа в каком-либо смысле неадекватной, поскольку он позволил им принять крещение (Деян. 8:12).
Гораздо правильнее было бы объяснить это так: Бог, в провидении Своем, решил даровать самарянам новозаветную силу Святого Духа непосредственно через руки апостолов (Деян. 8:14—17)27, чтобы показать руководителям иерусалимской церкви, что самаряне не граждане второго сорта, а полноправные члены церкви. Это было важно из-за исторически сложившейся вражды между иудеями и самарянами («Иудеи с Самарянами не сообщаются», Ин. 4:9) и потому, что Иисус дал указание о том, что распространение Евангелия в Самарии должно стать следующим главным шагом после проповеди в Иерусалиме и в прилегающем к нему районе Иудеи: «Будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Таким образом, событие, описанное в Деян. 8, было своего рода «самаритянской Пятидесятницей», особым излиянием Святого Духа на народ Самарии, где были потомки как иудеев, так и язычников, чтобы всем стало очевидно, что полное новозаветное благословение и полная сила Святого Духа пришла также и к этой общности людей, что она не была предназначена исключительно
|
|
25 Единственное исключение — Деян. 11:15—17. Хотя в этом месте нисхождение
Святого Духа на домочадцев Корнилия и не названо «крещением Святым Духом», тем
не менее когда Петр говорит: «Сошел на них Дух Святый, как и на нас в начале», а
затем вспоминает слова Иисуса о крещении Святым Духом, он явно имеет в виду,
что домочадцы Корнилия были крешены Духом Святым, когда он им проповедовал
(ср.: Деян. 10:44-48).
26 Такой точки зрения придерживается Джеймз Данн: James Dunn, Baptism in the Holy
Spirit (London: SCM.1970), pp. 55-72.
27 В этой части мои рассуждения весьма соответствуют выводам Джона Стотта: John
Stott, Baptism and Fulness, 2d ed. (Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1976),
pp. 31-34.
Часть V. Учение об искуплении
иудеям. И поскольку это было особое событие в истории спасения, в наши дни мы не должны стремиться повторить этот опыт в том виде, как мы находим его в Деян. 8. Это лишь часть перехода от ветхозаветного опыта действия Святого Духа к новозаветному опыту действия Святого Духа.
Ситуация, описанная в Деян. 10, менее сложна, поскольку нам даже не ясно, был ли Корнилий истинным верующим до того, как Петр пришел к нему с проповедью. Нет никакого сомнения в том, что он не верил в Христа ради спасения. Он, скорее всего, язычник, и его обращение — один из первых примеров того, как Евангелие распространялось «даже до края земли» (Деян. 1:8)28. Безусловно, нельзя думать, что Корнилий сперва уверовал в смерть и воскресение Христа ради своего спасения, а лишь только потом пережил некий вторичный опыт, уже после обращения.
В Деян. 19 мы снова встречаемся с ситуацией, в которой люди, в общем-то, не слышали Евангелия спасения через Христа. Они, вероятно, слышали проповедь Иоанна Крестителя или беседовали с теми, кто слышал Его проповедь, а затем были крещены «во Иоанново крещение» (Деян. 19:3) в знак того, что они раскаиваются в своих грехах и готовятся к пришествию Мессии. Они совершенно точно не слышали о смерти и воскресении Христа, поскольку даже не слышали о существовании Святого Духа (Деян. 19:2)! Тогда как те, кто присутствовал при событиях, происшедших в Пятидесятницу, или слышал проповедь в день Пятидесятницы, просто не могли не знать о существовании Святого Духа. Очень похоже на то, что крещенные в Иоанново крещение даже не слышали, что Иисус пришел, жил и умер, поскольку Павлу пришлось объяснять им: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» (Деян. 19:4, курсив мой. — У. Г.). Таким образом, эти «ученики» в Эфесе не обладали ни новозаветным пониманием, ни новозаветной верой, и они совершенно точно не обладали новозаветным опытом действия Святого Духа — они были «учениками» лишь в том смысле, что были последователями Иоанна Крестителя и все еще продолжали ожидать Мессию. Когда они услышали о Нем, то уверовали в Него, а затем получили силу Святого Духа, которая и соответствовала Евангелию воскресшего Господа Иисуса Христа.
Следовательно, эти эфесские ученики также не могут быть примером для нас, поскольку мы не проходили такой путь, как они: сначала они верили в приход Мессии, ожидали Его и только впоследствии узнали, что Иисус уже пришел, жил, умер, а затем воскрес. Мы обрели осознание Евангелия Христа
|
|
28 Даже если мы будем рассматривать его как человека, обладавшего ветхозаветной верой в Мессию, Которому должно было явиться, это лишь покажет, как человек от определенного опыта ветхозаветного действия Святого Духа приходит к новозаветному опыту.
Глава 38. Крещение Святым Духом и исполнение Святым Духом __________ 875
сразу же и, подобно коринфянам, сразу же вошли в новозаветный опыт силы Святого Духа29.
Итак, похоже, что в Новом Завете нет текстов, которые давали бы нам основание искать вторичного опыта «крещения Святым Духом», который имел бы место после обращения.