/. Души верующих немедленно отправляются к Господу. Смерть есть временное прекращение телесной жизни и отделение души от тела. Когда верующий умирает, его физическое тело предается земле, а душа (или дух) этого верующего в момент смерти немедленно, с радостью, отправляется к Богу. Когда Павел размышляет о смерти, он говорит: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8, курсив мой. — У. Г.). Выйти из тела означает водвориться у Господа. Он также говорит, что имеет желание «разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно луч-
4 Совершенно правильно благодарить Бога за преимущества общей благодати в
жизни неверующих; см. об общей благодати в гл. 30.
5 Однако это требует честности и зрелого суждения. Если нас приглашают для со
вершения погребальной церемонии над умершим человеком, который был широко из
вестен своей злобой и стремлением к разрушению, мы не должны создавать у людей
такого впечатления, будто поступки, совершаемые человеком в этой жизни, не имеют
никакого значения или будто мы не знаем о весьма дурных качествах этого человека, в
противном случае, наши слушатели просто перестанут нам доверять. Как пример неиз
бежной реакции людей на смерть дурного человека — такого, напр., как Ацольф Гитлер —
отметим Прит. 11:10: «При погибели нечестивых бывает торжество».
________________ Глава 40. Смерть и промежуточное состояние _______________ 923
ше» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). А Иисус сказал разбойнику, который умирал на кресте рядом с ним: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, курсив мой. — У. Г.)6. Автор Послания к Евреям говорит, что когда христиане собираются вместе для поклонения, они входят не только в присутствие Бога на небесах, но также и «к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23)7. Тем не менее, как мы рассмотрим это более подробно в следующей главе, Бог не оставит наши мертвые тела в земле навечно. Когда возвратится Христос, души верующих воссоединятся с их телами, тела их будут воскрешены из мертвых, и они вечно будут жить с Христом.
1) В Библии нет учения о чистилище. Тот факт, что души верующих немедленно отправляются к Богу, означает, что не существует ничего подобного чистилищу. В римско-католическом учении чистилище — это то место, где души верующих еще в большей степени очищаются от греха до тех пор, пока они не будут готовы к жизни на небесах. В соответствии с этой точкой зрения, страдания, претерпеваемые в чистилище, отдаются Богу взамен наказания за грехи, которое верующие должны были получить в свое время, но не получили.
Однако в Писании нет такого учения, и оно даже противоречит тем стихам, которые были только что процитированы. Римско-католическая церковь нашла подтверждение этому учению не на страницах канонического Писания, как мы определили его выше и как его приняли протестанты со времен Реформации, а в апокрифах8, в особенности во 2 Мак. 12:43—45:
Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он [Иуда Маккавей] послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться за мертвых. Но он помышлял, что
6 Рай — это лишь другое название для небес; см. гл. 26.
7 Однако тот факт, что мы, когда умираем, немедленно отправляемся к Христу, не дол
жен восприниматься как призыв к самоубийству. Бог говорит: «Не убивай» (Исх. 20:13), и
это означает, что мы не должны убивать сами себя, точно так же, как не должны убивать
других.
С другой стороны, многие верные христиане во время войны и кораблекрушений или в других тяжелых обстоятельствах отдали свои жизни ради других, исполнив таким образом учение Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
8 более широком понимании это означает, что в этой жизни мы должны оставаться
верными Христу в служении Ему и в молитве, ибо Он призывает нас быть «верными до
смерти» (Отк. 2:10). И хотя Павел, размышляя о своих собственных желаниях, хотел от
правиться к Христу, он понимал, что ради филиппийцев и других людей, которым он
служил, «нужнее» было остаться (Флп. 1:24).
8 См. гл. 2, где говорится, почему мы не должны принимать апокрифы как часть Писания.
924 _______________________ Часть V. Учение об искуплении
скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! — Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (курсив мой. — У. Г.).
В этом тексте одобряется молитва за умерших, а также жертва Богу ради освобождения умерших от их грехов. Однако в ответ следует сказать, что эта литература не равна по своему авторитету Писанию и не может быть принята как авторитетное основание для учения. Более того, здесь содержится явное противоречие ясному утверждению о том, что умершие верующие отправляются к Христу, которое было процитировано выше, а потому противоречит ясному учению Нового Завета. Кроме того, когда здесь говорится о том, что Иуда совершает «заумерших умилостивительную жертву [греч. ё!;\Лао/юд]», то это противоречит конкретному учению Нового Завета о том, что Христос совершил эту жертву за нас. И наконец, этот отрывоктрудно согласовать даже сучением Римско-католической церкви, поскольку здесь сказано, что за воинов, погибших в смертном грехе идолослужения (который не может быть прощен, в соответствии с учением католиков), следует возносить молитвы и приносить жертвы, и что это предполагает возможность избавления их от страданий.
Римско-католическое богословие находит подтверждение учению о чистилище прежде всего в отрывке из 2 Мак., процитированном выше, и в церковном предании9. Приводят и другие отрывки в поддержку учения о чистилище: 2 Тим. 1:18; Мф. 5:26; 1 Кор. 3:15 и Мф. 12:32. Во 2 Тим. 1:17,18 Павел говорит об Онисифоре: «Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь». Те, кто придерживается учения о чистилище, утверждают: «Онисифор... явно не был в числе живых во время написания Второго послания к Тимофею»10. Похоже, это утверждение основано на том, что Павел говорит не о самом Онисифоре, а о «доме Онисифора» (2 Тим. 1:16). Однако это выражение не доказывает, что Онисифор умер; оно лишь свидетельствует о том, что Павел желал благословения не только ему, но и всему его дому. В этом нет ничего удивительного, поскольку Онисифор служил в Эфесе, где Павел трудился в течение трех лет (2 Тим. 1:18; ср.: 4:19). Основывать учение о чистилище на мысли о том, что Онисифор уже умер, — означает строить его на предположении, которое не имеет ясных доказательств. (Для Павла нет ничего необычного в том, чтобы желать христианам получить благословение в Судный день; см.: 1 Фес. 5:23.)
8 Мф. 12:32 Иисус говорит: «Если же кто скажет на Духа Святого, не про
стится ему ни в сем веке, ни в будущем». Отт говорит, что это утверждение «пред
полагает возможность прощения грехов не только в этом мире, но и в будущем»''.
9 Ludwig Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, pp. 321, 322,482-485.
10 Ibid., p. 321.
" Ibid., p. 483.
Глава 40. Смерть и промежуточное состояние
Однако это не более чем логическая ошибка: сказать, что нечто не произойдет в будущем веке, вовсе не предполагает, что это может произойти в будущем веке!12 Для доказательства учения очистилище необходимо не отрицательное суждение, подобное этому, а утверждение, которое гласило бы, что люди, после того какумирают, страдают ради продолжения очищения. Однако нигде в Писании об этом не говорится.
В1 Кор. 3:15 Павел говорит, что в Судный день всякое дело будет оценено и испытано огнем, а затем добавляет: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня». Однако здесь не говорится о том, что человек сгорит или будет терпеть какое-либо наказание, здесь говорится, что лишь его дело будет подвергнуто испытанию огнем — доброе будет подобно золоту, серебру и драгоценным камням, которые не увидят тления (ст. 12). Кроме того, сам Отт допускает, что здесь говорится не о том, что произойдет в веке сем, а о том, что случится в день «общего суда»|3, а потому этот отрывок трудно использовать в качестве убедительного аргумента в пользу чистилища. Наконец, в Мф. 5:26, после призыва мириться со своими противниками еще по дороге в суд, чтобы обвинитель не отдал их судье, а судья не отдал бы слуге и чтобы таким образом не попасть в тюрьму, И исус говорит: «Ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта». Отт понимает это как притчу, которая учит об «ограниченном по времени наказании в другом мире»14. Однако в контексте нет никакого указания на то, что это притча. Иисус дает здесь практическое учение о разрешении человеческих конфликтов, чтобы избегать ситуаций, которые ведут к злобе и личным оскорблениям (см.: Мф. 5:21—26). В других отрывках из Писания, которые иногда приводят как аргументы в пользу учения о чистилище15, напрямую не говорится об этом. Скорее всего, здесь говорится о наказании и освобождении от тягот в этом мире или о жизни вечного благословения с Богом на небесах в жизни будущей.
Гораздо более серьезная проблема заключается в том, что это учение предлагает нам что-то прибавить к искупительной работе Христа, подчеркивая тем самым, что Его искупительный труд не был достаточен в качестве наказания за наши грехи. Но это, безусловно, противоречит учению Писания16. Кроме того, учение о чистилище отнимает у верующих великое утешение,
12 Подобную же ошибку совершают те, кто утверждает: Иисус говорит, что не изгла
дит чьего-либо имени из книги жизни (Отк. 3:5), следовательно, можно предположить,
что Он может изгладить из нее имена других людей (см.: гл. 39).
13 Ott, Fundamentals of Catholic Dogma, p. 483.
14 Ibid., p. 484.
15 Беркхоф упоминает о том, что католики иногда ссылаются на Ис. 4:4; Мих. 7:8;
Зах. 9:11; Мал. 3:2,3; 1 Кор. 15:29.
16 См. гл. 26, где говорится о том, что Своей смертью Христос понес наказание за
наши грехи и полностью искупил нас.
926 _______________________ Часть V. Учение об искуплении _________________________
которое приносит им мысль о том, что умершие немедленно отправляются к Господу и что они также, когда умрут, отправятся, чтобы «быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23).
2) В Библии нет учения о «сне души». Тот факт, что души верующих немедленно отправляются к Богу, означает также, что учение о сне души неверно. Эта доктрина учит, что когда верующие умирают, они переходят в состояние бессознательного существования, и сознание они обретут только тогда, когда вернется Христос и воскресит их к вечной жизни. В ходе истории церкви это учение распространялось то одним лицом, то другим, в том числе некоторыми анабаптистами в период Реформации и некоторыми ирвингитами в Англии в XIX в. Одно из первых сочинений Жана Кальвина было направлено против этого учения, которое никогда не было широко принято в церкви.
Подтверждение этому учению часто усматривали в том, что Писание многократно говорит о мертвых как о «спящих» или «засыпающих» (Мф. 9:24; 27:52; Ин. 11:11;Деян. 7:60; 13:36; 1 Кор. 15:6,18,20,51; 1 Фес. 4:13; 5:10). Кроме того, похоже, что в некоторых текстах содержится указание на бессознательное состояние мертвых (см.: Пс. 6:5; 113:25 [однако см. ст. 26!]; Еккл. 9:10; Ис. 38:19). Но когда Писание представляет смерть как «сон», это лишь метафорическое выражение, которое показывает, что смерть для христиан — это не более чем временное явление, подобно тому, как сон является чем-то временным. Это очевидно, например, когда Иисус разговаривает со своими учениками о смерти Лазаря. Он говорит: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Мы должны отметить, что Иисус не говорит: «Душа Лазаря спит», и ни в каком другом месте Писания не говорится, что душа человека спит или находится в бессознательном состоянии (такое утверждение необходимо для доказательства учения о сне души). Иисус просто говорит, что Лазарь уснул. Затем Иоанн поясняет: «Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11:13,14). Другие отрывки, в которых говорится о том, что люди спят, когда умирают, следует также понимать в смысле метафорического упоминания о том, что смерть временна.
Что же касается тех мест, где говорится, что мертвые не славят Бога или о том, что сознательная деятельность прекращается после смерти, то их все нужно относить к жизни в этом мире. Нам кажется, что когда люди умирают, они больше не участвуют в сознательной деятельности. Однако Псалом 113 полностью представляет библейскую точку зрения. В нем говорится: «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу», а те, кто верит в Бога: «Но мы будем благословлять Господа отныне и вовек. Аллилуйя» (Пс. 113:25,26).
И наконец, во всех отрывках, процитированных выше, где говорится, что верующие сразу же отправляются к Господу и наслаждаются там общением
________________ Глава 40. Смерть и промежуточное состояние _______________ 927
с Ним (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; Лк. 23:42 и Евр. 12:23), есть свидетельства, что после смерти для верующих существует сознательное бытие и общение с Богом. Иисус не сказал: «Сегодня ты не будешь более осознавать, что с тобой происходит». Нет, Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43, курсив мой. — У. Г.). Нет никакого сомнения в том, что в то время рай понимался не как бессознательное состояние, а как одно из великих благословений и как радость в присутствии Бога17. Павел не говорит: «Имею желание разрешиться и быть в бессознательном состоянии в течение длительного периода времени», напротив, он говорит: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23, курсив мой. — У. Г.). Он, безусловно, знал, что Христос — это не бессознательный, спящий Спаситель, что Он живет и царствует на небесах. Быть с Христом — значит наслаждаться благословением общения с Ним, и именно поэтому разрешиться и быть с Ним — «несравненно лучше» (Флп. 1:23). Вот почему Павел говорит: «Мы... желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8).
В Евр. 12:1, сразу же после целой главы, посвященной вере умерших ветхозаветных святых (Евр. 11), говорится: «Имея вокруг себя такое облако свидетелей...» Автор призывает нас проходить поприще нашей жизни с терпением, поскольку мы окружены таким облаком свидетелей, т. е. подразумевается, что умершие имеют определенное представление о том, что происходит на земле. Писание сообщает нам об этом очень немногое, возможно потому, что оно не хочет, чтобы мы общались с умершими, или молились за них, или входили с ними в контакт каким-либо иным образом (отметим великий грех Саула, связанный с общением с умершим, 1 Цар. 28:7—25). Тем не менее в Евр. 12:1,2 все же дается нам этот слабый намек, возможно, в качестве ободрения, чтобы мы оставались верными Богу, как и те, кто умер и отправился на небеса прежде нас. Также и в конце гл. 12 Послания к Евреям автор говорит, что, когда мы поклоняемся Богу, мы входим в присутствие Бога на небесах и приходим не просто к «духам праведников, которые спят в бессознательном состоянии», а к «тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета» (Евр. 12:22-24)18.
17 См. другие употребления слова «рай» во 2 Кор. 12:3 и Отк. 2:7; здесь это слово явно
означает небо, где Бог живет и царствует; проблематика, связанная с этим словом, рас
сматривается в гл. 26.
18 Выражение «общение святых» в Апостольском символе веры означает тот факт,
что мы в определенном смысле имеем единство в общении с теми, кто умер и прежде
нас отправился на небеса, что подтверждается в Евр. 12:23. Это не значит, что мы можем
ощущать это общение, просто когда мы поклоняемся Богу, мы присоединяемся к тому
богослужению, которое уже происходит на небесах (см. гл. 50 о том, что наше поклоне
ние сейчас — это также и поклонение на небесах).
Часть V. Учение об искуплении
Откровение Иоанна (6:9—11 и 7:9,10) также ясно показывает нам души или духи умерших, которые отправились на небеса в молитве и поклонении, ибо они громко восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живушим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Мы видим их, стоящих «пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9,10). Все эти отрывки опровергают учение о сне души, поскольку они ясно показывают, что души верующих испытывают осознанное общение с Богом на небесах сразу же после смерти.
3) Отправлялись ли ветхозаветные верующие к Богу немедленно? Некоторые утверждают, что души верующих с момента воскресения Христова немедленно отправляются к Богу на небеса, а души тех верующих, которые умерли до воскресения Христова, не наслаждались благословениями небес, а отправлялись в место, где ожидали завершения искупительной работы Христа. Иногда это место называли limbus patrum, или просто лимбом19. В особенности данная точка зрения характерна для римско-католического богословия, однако ее поддерживали и некоторые лютеране. В определенной степени это учение опирается на представление о сошествии Христа в ад, которое мы уже рассмотрели20.
Не многие места в Писании говорят о состоянии ветхозаветных верующих после смерти, однако все, что об этом говорится, указывает на то, что они немедленно и осознанно радовались присутствию Бога, а не на то, что они ждали где-то вдали от Бога. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Богвзял его» (Быт. 5:24; ср.: Евр. 11:5, курсив мой. — У.Г.). Илия был взят не в какое-то место на краю ада, нет, «понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11, курсив мой. — У. Г.; ср.: Мф. 17:3, где появляются Моисей и Илия, беседующие с Иисусом). А вот в чем уверен псалмопевец Давид: «Я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6; ср.: 15:10,11; 16:15, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, когда Иисус отвечает саддукеям, Он напоминает им, что Бог говорит: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», а затем говорит: «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). В притче о богаче и Лазаре Иисус не говорит, что Лазарь находится в бессознательном состоянии, Он упоминает о том,
19 Строго говоря, римско-католические богословы утверждают, что существует два
лимба: место, куда отправляются некрещеные младенцы, называется limbus infantum, a
место, куда отправились ветхозаветные верующие после смерти, называется limbus patrum.
Латинское слово limbus означает «кайма, оторочка»; лимб представляли себе распо
ложенным на краю ада, где люди отстранялись от присутствия Бога, однако при этом
не испытывали осознанных страданий. В Писании нет конкретного подтверждения это
му учению.
20 Вопрос о том, сходил ли Христос в ад, после того как умер, рассматривается в гл. 26.
Глава 40. Смерть и промежуточное состояние
что Авраам говорит о Лазаре: «Ныне же он здесь утешается» (Лк. 16:25). Авраам сам осознанно пребывает в некоем прекрасном месте (куда богач хотел бы попасть) — и речь явно идет не об окраине ада. Важно отметить, что поскольку все это происходит до воскресения Иисуса, то Лазарь находится в том же положении, что и ветхозаветные святые.
Поэтому ветхозаветные святые также, судя по всему, немедленно отправлялись на небеса и наслаждались там общением с Богом после своей смерти. Однако вполне может быть и так, что, когда Христос возвратился на небо при Своем вознесении, они получили дополнительные благословения и еще большую радость. Тем не менее это не означает, что они были тогда перенесены на небо впервые или что они тогда впервые насладились благословением Божьего присутствия.
4) Следует ли нам молиться о мертвых? И наконец, тот факт, что души верующих немедленно отправляются к Богу, означает, что нам не следует молиться за умерших. Учение об этом мы находим во 2 Мак. 12:42—45 (см. выше), но в самой Библии нигде этого нет. Более того, нигде не говорится, что так поступали новозаветные христиане, и нет указаний на то, что им следовало поступать таким образом. Когда верующие умирают, они отправляются к Богу и пребывают с Ним в состоянии совершенного счастья. Какой смысл тогда продолжать молиться за них? Окончательное небесное вознаграждение будет основано на том, что произошло в этой жизни, как о том неоднократно свидетельствует Писание (1 Кор. 3:12—15; 2 Кор. 5:10 и др.)21. Души умерших неверующих отправляются в место наказания и вечного отделения от Бога. Молиться за них также бессмысленно, поскольку их окончательная судьба была определена на основании их греха и их противления Богу в этой жизни. Молиться за умерших означает молиться о том, что, как нам говорит Бог, уже определено22. Учить о том, что нам следует молиться за умерших или призывать других поступать таким образом — значит давать ложную надежду на то, что участь человека может быть изменена после того, как он умер, а Писание нигде не дает нам оснований считать, что это так. Это приведет к тому, что люди будут без пользы волноваться и тратить время на молитвы, которые не принесут никакого результата и отвлекут внимание от молитв о том, что
21 См. гл. 55 о степени вознаграждения на небесах.
22 Еще одним указанием на то, что нам не следует молиться за мертвых, является тот
факт, что Давид весьма много молился о своем сыне, но только до тех пор, пока тот
не умер, а после смерти сына Давид поднялся, умылся, сменил одежду и «пошел в дом
Господень, и молился... и он ел» (2 Цар. 12:20). Давид понимал, что, как только его сын
умер, долг молитвы за него был исполнен. Когда в этом разделе я говорю о «молитве за
умерших», я имею в виду молитву о том, чтобы Бог изменил их состояние или участь. Но,
безусловно, нет ничего неверного в благодарении Бога за жизнь людей, после того как
они умерли.
30 Зак. 3605
Часть V. Учение об искуплении
происходит в этой жизни и что могло бы значительно ускорить работу Царства. Мы должны использовать наше время на такие молитвы, которые согласуются с волей Божьей.
2. Души неверующих немедленно отправляются на вечное наказание. Писание не дает нам оснований полагать, что люди могут получить второй шанс уверовать в Христа, после того как умрут. На самом деле, все обстоит наоборот. Притча Иисуса о богаче и Лазаре не оставляет надежды на то, что люди могут перейти из ада на небеса, после того как они умерли. Хотя богач и взывал из ада: «Отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем», Авраам ответил ему: «...Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:24—26, курсив мой. — У. Г.).
В Послании к Евреям смерть и последующий суд тесно связаны: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд...» (Евр. 9:27). Кроме того, Писание никогда не представляет последний суд как нечто зависящее от событий, происходящих после нашей смерти, а л ишь от того, что происходит в этой жизни (Мф. 25:31—46; Рим. 2:5—10; ср.: 2 Кор. 5:10). Некоторые говорят, что есть второй шанс уверовать в Евангелие. Это утверждение основано на проповеди Христа о духах в темнице (1 Пет. 3:18—20) и на благовествовании «и мертвым» (1 Пет. 4:6). Однако такая интерпретация данных стихов неверна, и если более тщательно рассмотреть эти тексты, то можно убедиться, что здесь нет подтверждения упомянутой точки зрения23.
Мы также должны понимать, что утверждение о том, что после смерти есть второй шанс принять Христа, основано на представлении, что все заслуживают шанса принять Христа и что вечное наказание постигает только тех, кто сознательно решает отречься от Него. Однако такая мысль, несомненно, не находит подтверждения в Писании: мы все — грешники по нашей природе и по нашему выбору; на самом деле никто из нас не заслуживает Божьей благодати или возможности услышать Евангелие Христа — все это мы получаем лишь по незаслуженной нами благосклонности Божьей. Проклятие постигает не только за то, что кто-то сознательно отрекается от Христа, но также и за совершенные кем-либо грехи и за непокорность Богу, чем, собственно говоря, и являются наши грехи (см.: Ин. 3:18).
Положение о том, что люди имеют второй шанс принять Христа после своей смерти, лишает смысла благовествование и дискредитирует миссионерскую деятельность в наши дни; непонятен тогда смысл миссионерского рве-
24 Разбор этих стихов см. в гл. 26; см. также: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 155-162, 170-172, 203-239.
______________ Глава 40. Смерть и промежуточное состояние _______ 931
ния, которое столь сильно ощущалось в новозаветной церкви в целом и в частности проявилось в миссионерских путешествиях апостола Павла.
Безусловно, учение о том, что существует осознаваемое наказание неверующих после того, как они умирают, и что это наказание длится вечно, вызывает в нас внутреннее сопротивление. Однако те места в Писании, которые учат об этом, столь ясны, что, похоже, мы должны принять это учение, если только принимаем все, чему учит Писание. Иисус говорит, что в день последнего суда Он скажет тем, кто встанет от Него полевую руку: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его», и «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41,46, курсив мой. — У. Г.)25.
Эти отрывки показывают нам, что учение аннигиляционизма не соответствует Писанию. Это учение говорит, что неверующие просто перестанут существовать либо сразуже после смерти, либо после страданий в течение определенного периода времени — Бог «уничтожит» их. Такая мысль на первый взгляд кажется привлекательной и дает нам возможность избежать эмоциональных трудностей, связанных с утверждением о вечных осознаваемых мучениях тех, кто будет проклят. Но подобная идея нигде открыто не высказана в Писании и противоречит тем отрывкам, в которых говорится о вечном благословении праведников в связи с вечным наказанием проклятых (Мф. 25:46), и тем отрывкам, в которых говорится о том, что проклятые будут подвергаться мучениям во веки веков, день и ночь (Отк. 14:11; 20:10)26.
Хотя неверующие и переходят в состояние вечных мук сразу после смерти, их тела не будут воскрешены до Судного дня. В этот день их тела будут воскрешены и воссоединены с душами, и они предстанут перед престолом Бога для того, чтобы окончательный суд был свершен над ними втеле (см.: Мф. 25:31-46; Ин. 5:28,29; Деян. 24:15; и Отк. 20:12,15)27.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Много ли вы размышляли о вашей смерти? Вы испытывали страх в связи с этим? Как вы полагаете, этот страх обусловлен влиянием мира или Писанием? Как учение Писания велит вам относиться к этим страхам?
2. Изменилось ваше отношение к смерти после прочтения этой главы? Можете ли вы теперь к ней относиться как к чему-то, что приблизит вас к Христу и усилит вашу веру в Бога и вашу верность Ему? Как бы вы могли выразить ваши надежды относительно смерти?
25 Учение о последнем суде и об аде рассматривается в гл. 56.
26 См. гл. 55, где аннигиляционизм рассматривается более подробно.
27 См. гл. 55.
Часть V. Учение об искуплении
3. Как вы полагаете, хватило бы у вас храбрости отречься от греха, даже если бы вам грозила смерть в римском Колизее, или сожжение на костре в эпоху Реформации, или тюрьма на долгие годы в каком-нибудь иностранном государстве в наши дни? Как вы полагаете, почему христианские мученики считали, что у них хватит на это храбрости? Что помогло им подготовиться к такому страданию (прочтите 1 Кор. 10:13)? Возможно, у вас возникнет желание прочесть рассказ о мученичестве Поликарпа — волнующее исповедание веры в Бога и в Его верность. Поликарп умер во II в. н. э.28 Твердо ли вы помните о том, что послушание Христу важнее, чем сохранение жизни? Что могло бы заставить вас сомневаться в этом или вести себя не в соответствии с этой истиной?
4. Если кто-то из ваших близких христиан умер, вы испытывали при этом горечь, смешанную с радостью? Как повлияло прочтение этой главы на ваше отношение к этому событию, если действительно повлияло?
5. Вы верили прежде в учение о чистилище? Если теперь вы в это больше не верите, можете ли вы описать, какие чувства порождало в вас это учение и какие эмоции вы испытываете теперь, когда осознаете, что это учение неверно и что чистилище не существует?
6. Если смерть рассматривается как часть процесса освящения, то каким образом мы должны относиться к процессу старения в этом мире? Так ли к старению относится мир? Как вы сами относитесь к старости?