Третий аспект нашего единения с Христом — это наше подражание Ему. «Будьте подражателями мне, как я Христу», — пишет Павел (1 Кор. 11:1). Иоанн напоминает нам: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6). Итак, единение с Христом подразумевает, что мы будем подражать Христу. Следовательно, наши жизни должны отражать Его жизнь, чтобы мы славили Его во всем, чтомыделаем (Флп. 1:20).
4 См. гл. 24, где говорится о том, что божественная сущность Христа вездесуща, а человеческая нет.
__________________________ Глава 42. Единение с Христом _______________________ 955
Новый Завет представляет христианскую жизнь как страстное желание подражать Христу во всех поступках. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас» (Рим. 15:7). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5:25). «Как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13; во всех приведенных отрывках курсив мой. — У. Г.). «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Мы должны жить, «взирая на начальника и совершителя веры» (Евр. 12:2; см. также: Еф. 5:2; Флп. 2:5—11; 1 Фес. 1:6; 1 Ин. 3:7; 4:17). Непослушание Христу означает, напротив, неуважительное к Нему отношение (Евр. 6:6).
|
|
Наше подражание Христу особенно явно проявляется в страдании. Христиане призваны страдать терпеливо, «потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21; курсив мой. — У. Г.). Цель Павла — «участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10; курсив мой. — У. Г.; см. также: 2 Кор. 1:5; 4:8—11; Евр. 12:3; 1 Пет. 4:13).
Кроме того, благодаря нашим страданиям мы впоследствии разделим славу с Христом при Его возвращении: «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Страдания и слава связаны, вероятно, потому, что именно через трудности и страдания Бог уподобляет Христу и побуждает нас возрастать в христианской зрелости (Иак. 1:2—4; Евр. 5:8,9). Нужно сказать также, что поскольку Христос совершенно повиновался Своему Отцу даже перед лицом величайшего страдания, то наше послушание, вера и долготерпение в страдании более полно отражают те качества, которыми обладает Христос, и таким образом прославляют Его еще больше. Понимая, что мы испытываем лишь то, что Он уже испытал, мы находим великое утешение для себя, ведь Он понимает, через что мы проходим, и с состраданием внимает нашим молитвам (Евр. 2:18; 4:15,16; 12:11). Итогом жизни, проведенной в послушании, является разделение славы с Христом: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21).
Тем не менее не следует думать, что подражание Христу — это просто повторение Его поступков. Нет, здесь заключен более глубокий смысл — мы становимся все более и более Ему подобны: когда мы действуем, как Христос, мы становимся такими, как Христос. Мы возрастаем в зрелости во Христе (Еф. 4:13,15), поскольку «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Окончательным результатом станет то, что мы в совершенстве уподобимся Христу, ибо Бог предопределил нас «(быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49), «когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2; курсив мой. — У. Г.). Когда это произойдет, Христос будет полностью прославлен в нас (2 Фес. 1:10,12; Ин. 17:10).
|
|
Но при этом мы все же никогда не потеряем нашей индивидуальности. Мы станем совершенно подобными Христу, но мы не станем Христом, мы не будем поглощены Христом или уничтожены как личности. Именно мы, как
956 ____________________ Часть V. Учение об искуплении _______________________
подлинные личности, познаем, подобнотому, как мы познаны (1 Кор. 13:12); именно мы узрим Его Таким, Каков Он есть (1 Ин. 3:2); именно мы будем служить Ему, и видеть Его лик, и имя Его будет написано на нашем челе; и именно мы будем править с ним во веки веков (Отк. 22:3—5).
Отец, Сын и Дух Святой совершенно сходны по сути (Ин. 14:7,9), но тем не менее остаются отдельными личностями, так и мы можем становиться все более подобными Христу и все же оставаться самостоятельными личностями с различными способностями и с различным предназначением (Еф. 4:15,16; 1 Кор. 12:4—27). Ведь чем больше мы уподобляемся Христу, тем в большей степени мы становимся самими собой (Мф. 10:39; Ин. 10:3; Отк. 2:17; Пс. 36:4). Если мы забудем об этом, то начнем пренебрегать учением о разнообразии даров в церкви и захотим всех сделать подобными нам самим. Мы также можем прийти к недооценке самих себя как индивидуальностей. Правильное библейское понимание позволяет верующему не только сказать: «Мы, христиане, важны для Христа», но также: «Я важен для Христа: Он знает мое имя, Он зовет меня по имени, Он дает мне новое имя, которое принадлежит только мне» (Ин. 10:3; Отк. 2:17).
Г. Мы — с Христом
1. Личное общение с Христом. Другой аспект нашего единения с Христом касается наших личных с Ним отношений. И не важно, говорим ли мы о том, что пребываем во Христе, или о том, что Христос пребывает в нас, поскольку оба эти выражения представляют одну и ту же истину. Христос дал нам обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) и «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20; курсив мой. — У. Г.). Поскольку человеческое тело Иисуса вознеслось на небеса (Ин. 16:7; 17:11; Деян. 1:9—11), то в этих стихах говорится о присутствии Его божественной природы среди нас. И тем не менее это очень личное присутствие, в котором мы трудимся вместе с Христом (2 Кор. 6:1; в синодальном переводе — «как споспешники». — Примеч. пер.), познаем Его (Флп. 3:8,10), утешаемся Им (2 Фес. 2:16,17), научаемсяот Него (Мф. 11:29), всю нашу жизнь живем в Его присутствии (2 Кор. 2:10; в синодальном переводе — «простил для вас от лица Христова». — Примеч. пер.); 1 Тим. 5:21; 6:13—14; 2 Тим. 4:1). Стать христианином означает быть призванным «в общение Сына Его [Бога] Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9). Тем не менее это общение может иметь разную степень интенсивности, поскольку благословение Павла коринфянам — «Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3:16; ср.: 2 Тим. 4:22) — может только выражать надежду на еще более близкое общение с Христом и более глубокое осознание Его присутствия.
Кроме того, в каком-то, недоступном нашему восприятию, смысле, приступая к богослужению, мы восходим на небеса, к «тьмам Ангелов, к торжест-
Глава 42. Единение с Христом
вующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр. 12:22—24). Апостольский символ веры называет такое небесное поклонение «общением святых», а известный гимн называет его «мистическим, чудным общением с теми, кто обрел покой»5. В Евр. 12 не подразумевается, что мы осознаем наше присутствие на небесном соборе. Однако это, возможно, означает, что те, кто живет на небесах, являются свидетелями нашего поклонения и радуются ему, и здесь, безусловно, подразумевается, что мы можем с радостью осознавать, что наша хвала услышана в храме Божьем на небесах.
|
|
Во всех наших молитвах мы общаемся с Иисусом, и Он слышит нас (1 Ин. 1:3), наш великий Первосвященник, вошедший «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24; 4:16). Наше общение с Ним станет более полным, когда мы умрем (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; 1 Фес. 5:10), и еще большим, когда Иисус возвратится (1 Фес. 4:17; 1 Ин. 3:1). Мы испытываем великую радость, зная, что Иисус хочет, чтобы мы были с Ним (Ин. 17:24).
Наше общение с Христом приводит нас также и к общению друг с другом. Иоанн пишет: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3; курсив мой. — У. Г.).
2. Единение с Отцом и со Святым Духом. Последний стих подразумевает еще один, заключительный, аспект единения с Христом. Поскольку мы пребываем в единении с Христом через многочисленные виды взаимоотношений, мы также воссоединяемся с Отцом и со Святым Духом. Мы — в Отце (Ин. 17:21; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1; 1 Ин. 2:24; 4:15,16; 5:20) и во Святом Духе (Рим. 8:9; 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Тим. 1:14). Отец — в нас (Ин. 14:23), также и Святой Дух — в нас (Рим. 8:9,11). Мы подобны Отцу (Мф. 5:44,45,48; Еф. 4:32; Кол. 3:10; 1 Пет. 1:15,16) иподобны Святому Духу (Рим. 8:4—6; Гал. 5:22,23; Ин. 16:13). Мы имеем общение с 0/щ<ш(1 Ин. 1:3; Мф. 6:9;2Кор. 6:16— 18)и со Святым Духом (Рим. 8:16; Деян. 15:28; 2 Кор. 13:14; Еф. 4:30).
Однако эти дополнительные виды взаимоотношений не смешаны в сумбурном мистическом экстазе. Как сейчас, так и в вечности, мы относимся к Отцу в Его отграниченной роли Отца нашего небесного, к Сыну — в Его отграниченной роли нашего Спасителя и Господа, а к Святому Духу — в Его отграниченной роли Духа, Который усиливает нас и постоянно применяет к нам преимущества нашего спасения.
|
|
5 Это выражение взято из гимна «Единое основание церкви» Самьюэла Дж. Стоуна ("The Church's One Foundation" by Samuel J. Stone), написанного в 1866 г.
Часть V. Учение об искуплении
Вопросы для самостоятельной работы
1. До того, как вы прочитали эту главу, считали вы, что пребываете в единении с Христом с того момента, как Бог избрал вас прежде основания мира, и до того времени, как вы отправитесь к Нему на небеса навечно? Каким образом эта мысль изменила ваше отношение к себе и к вашей жизни? Каким образом она повлияла на ваше отношение к тем трудностям, которые вам приходится испытывать в настоящее время? Каким образом мысль о том, что вы умерли с Христом и воскресли вместе с Ним, поддерживает вас в ваших усилиях по преодолению греха, который остается в вашей жизни?
2. Раньше вы осознавали, что все ваши ежедневные дела вы делаете «во Христе» (см.: Флп. 4:13)? Если бы вы осознавали, что и сейчас вы читаете «во Христе», то каким образом это изменило бы ваше отношение к прочитанному и ваш настрой в целом? Что изменилось бы, если бы люди мыслили обо всем, что они делают, как о совершаемом «во Христе»? В частности, как бы это повлияло на беседы с друзьями и членами семьи? На еду, и даже на сон?
3. Каким образом мысль о единении с Христом могла бы усилить вашу любовь к другим христианам и ваше общение с ними как в вашей собственной церкви, так и в других церквах?
4. Осознаете ли вы в вашей повседневной жизни, что в вас живет Христос (Гал. 2:20)? Каким образом изменилась бы ваша жизнь, если бы вы более ясно осознавали в течение всего дня, что Христос живет в вас?
5. В течение одного или двух дней попробуйте читать Евангелие и молиться о том, чтобы вам открылось, каким образом совершенствоваться в подражании Христу в своей собственной жизни. Каким образом мысль о следовании за Христом (1 Пет. 2:21) и о том, что мы должны поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2:6), влияет на вашу жизнь?
6. Вы можете назвать какие-либо периоды в вашей жизни или случаи, когда вы имели особенно близкое личное общение с Христом? Расскажите об этом подробнее. Как вы полагаете, что может привести человека к такому близкому общению с Христом? Что мы можем сделать для того, чтобы наше ежедневное общение с Христом стало интенсивнее?
7. Связан ли ваш личный опыт с различием в ваших отношениях с Богом-Отцом, с Иисусом Христом и со Святым Духом? Вы можете описать эти различия, если вы их действительно ощущаете?