Г. Ар1ументы в пользу премилленаризма

Точка зрения, которая защищается автором этой книги, — это истори­ческий премилленаризм. Аргументы против премилленаристской точки зре­ния в основном были представлены в разделах, посвященных аргументам

32 Действительно, некоторые постмилленарии считают, что в коние миллениума будет
период отступления, — непосредственно перед возвращением Христа. Однако период
отступления в торжествующем царстве праведности, которое будет установлено в пери­
од миллениума, — это не то же самое, что период скорби, в который торжествует зло, а
христиане переживают великие гонения.

33 Об отрывках, повествующих о скором возврашении Христа, см. в гл. 54.


1274 ___________________ Часть VII. Учение о грядущем ________________________

в защиту амилленаризма и постмилленаризма, и поэтому не будут здесь еще раз рассмотрены отдельно, однако некоторые возражения будут приняты во внимание по ходу изложения.

1. Многие отрывки из Ветхого Завета, как представляется, не относятся ни к современной эпохе, ни к вечности. В этих отрывках говорится о некоем будущем этапе истории спасения, который будет более велик, чем современ­ная эпоха Церкви, однако тогда грех еще не будет уничтожен, не будет отступ­ления и смерти.

Исайя говорит об Иерусалиме в некоторый момент будущего:

Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столет­ний грешник будет проклинаем (Ис. 65:20).

Здесь мы читаем о том, что не будет больше детей, умирающих в младен­честве, и пожилых людей, умирающих преждевременно, т. е. о таком положе­нии, которое сильно отличается от современного. Однако грех и смерть все еще будут присутствовать, так столетний юноша умрет, а столетний грешник «будет проклинаем». Контекст этого отрывка, возможно, содержит в себе эле­менты описания миллениума и вечности (ст. 17,25), однако в самой природе ветхозаветного пророчества не видно будущих событий, точно так же как в них нет разделения первого и второго пришествия Христа. Итак, в более ши­роком контексте могут присутствовать подобные элементы, однако факт оста­ется фактом: данный отрывок (повествующий о детях и старцах, которые жи­вут долго, о столетнем юноше и о проклинаемом грешнике) указывает на кон­кретный период времени, который отличается от современной эпохи.

Похоже, Исайя предсказывает царство миллениума и в других стихах:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец бу­дет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:6—9).

В этом отрывке прямо говорится о важном перерождении природы, кото­рое уводит нас далеко от современности, во времена, когда «земля будет на­полнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). И все же бук­вально в следующем стихе Исайя говорит:

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: [Ъсподь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе ос­таток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса... (Ис. 11:10,11).


__________________________ Глава 54. Мимениум _______________________ 1275

Здесь говорится, что некоторые люди все еще ищут Мессию и, видимо, обретают спасение, а Господь, похоже, все еще собирает остаток Своего наро­да из различных племен земли. Поэтому, судя по всему, вечность еще не нача­лась, хотя перерождение природы далеко превосходит ее современное состоя­ние. Не указывает ли это на будущее царство миллениума?

Судя по всему, в Псалме 71 описывается не просто правление царя Соло­мона, а предсказывается слава правления Мессии:

Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Па­дут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Цари Фар-сиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он изба­вит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Бу­дет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс. 71:8-14)и.

Этот отрывок, безусловно, повествует о мессианском правлении, гораздо более великом, чем правление Давида или Соломона, так как царство Мессии простирается «до концов земли» и «все народы будут служить ему» (ст. 8,11; отметим, что в псалме также говорится: «И будут бояться Тебя, доколе пребу­дут солнце и луна, в роды родов», ст. 5). Это будет царство праведности и спра­ведливости — однако это, несомненно, еще не вечность. Там все еще будут «вопиющие нищие» и «угнетенные, у которых нет помощника» (ст. 12—14). Там все еще будут враги, которые «будут лизать прах» в правление этого пра­ведного Царя (ст. 9). Все это свидетельствует об эпохе, которая сильно отли­чается от современной, однако не является вечностью, так как в ней присут­ствует грех и страдание.

Захария также пророчествует о будущей эпохе, в которую произойдет ве­ликое изменение земли, Господь будет Царем всей земли, но все еще будет при­сутствовать отступление и грех, страдание и смерть:

...И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведо­мый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Гос­подь един, и имя Его — едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Га-ваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять

34 NASB и RSV передают эти слова не как предсказания, а как молитву («Да будет он править... Да преклонятся пред ним все враги его...» и т. д.). Однако в любом случае этот псалом показывает ожидание мессианского правителя, который будет править «до концов земли».



Часть VII. Учение о грядущем


на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых во­рот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим бе­зопасно. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку дру­гого, и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. <...> Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут при­ходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празд­нования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пой­дет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них (Зах. 14:5—17).

Здесь описание вновь не соответствует современной эпохе, так как Гос­подь в этом тексте — Царь всей земли. Однако не соответствует оно также и вечности, так как речь тут явно идет о неповиновении Господу и войне против Него. Могут возразить, что это типичное ветхозаветное пророчество, в кото­ром разные события совмещены в видении пророка, хотя по времени сверше­ния эти события могут быть разделены долгими веками. Однако трудно при­менить подобное разделение к разбираемому отрывку, поскольку в нем нака­зание бедами и засухой свершается именно за войну против Господа, Царя всей земли35.

2. В Новом Завете, помимо Отк. 20, есть также и другие отрывки, которые говорят о будущем миллениуме. Воскресший Господь Иисус говорит церкви в Фиатире: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27, кур­сив мой. — У. Г.). Используемые здесь образы («пасти жезлом железным»; «со­крушать глиняные сосуды») предполагают жесткое правление народом, пре­бывающим в неповиновении. Но когда это верующие, побеждая зло, могли бы участвовать в подобном правлении? Такое представление хорошо согласу­ется с будущим царством миллениума, когда прославленные святые будут править вместе с Христом на земле, но не согласуется ни с современной эпо­хой, ни с вечностью (представление об управлении народами «жезлом желез­ным» находим также в Отк. 12:5,6 и 19:15).

35 Тем не менее в этом отрывке говорится и о благословениях — в форме ветхозавет­ных жертв — и упоминается Праздник кущей. Людям того времени были доступны лишь описания и терминология подобного рода, однако Новый Завет позволяет говорить о боль­шем (духовном) исполнении того, что здесь перечислено.


Глава 54. Миллениум



Когда Павел говорит о воскресении, он утверждает, что каждый человек получит воскрешенное тело: «Первенец Христос, потом [ёлепхх] Христовы, в пришествие Его. А затем [еТта] конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:23—25). Слова, переведенные как «потом» и «затем» (ёпепа и еТта), оба имеют значе­ние «после этого», а не «в то же самое время». Между воскресением Христа и Его вторым пришествием, когда мы обретаем воскрешенные тела (ст. 23), есть определенный временной интервал. Так и между вторым пришествием Хрис­та и «концом» (ст. 24), когда Христос передает власть над Царством Богу по­сле управления этим Царством в течение некоторого времени, тоже есть опре­деленный промежуток времени36.

3. Основываясь на нескольких других отрывках, где содержится намек или прямое указание на определенный будущий период времени, более вели­кий, чем современная эпоха, но не совпадающий с вечностью, следует рас­смотреть Отк. 20 еще раз. Здесь многие утверждения правильнее всего истол­ковывать как повествующие о будущем земном Царстве Христа, предшеству­ющем суду.

а) Когда речь идет о связывании и заточении сатаны в бездне (ст. 2, 3),
предполагается гораздо большее ограничение его активности, чем то, которое
мы видим в современную эпоху.

б) Утверждение о том, что верные «ожили» (ст. 4), правильнее всего истол­
ковывать как повествование о телесном воскресении, поскольку в следую­
щем стихе говорится: «Это — первое воскресение». Глагол ^rjaav, «ожили», —
это та же самая форма глагола, которая употреблена в Отк. 2:8, где Иисус го­
ворит о Себе: «Был мертв, и се, жив», явно имея в виду воскресение37.

в) Как толкуют премилленарии, царствование с Христом (в Отк. 20:4) —
это нечто, что должно свершиться в будущем, а не то, что происходит сейчас
(как утверждают амилленарии). Это согласуется с прочими текстами Нового
Завета, где часто говорится о том, что верующие будут править с Христом и
получат от Него власть править на всей земле (см.: Лк. 19:17,19; 1 Кор. 6:3;
Отк. 2:26,27; 3:21). Однако нигде в Писании не говорится, что верующие во
время промежуточного состояния (между временем их смерти и временем
возвращения Христа) правят с Христом или разделяют с Ним власть. Ведь

36 Греческое слово elxa означает «после этого» (см.: Мк. 4:17,28; 1 Кор. 15:5,7; 1 Тим.
2:13). Оно не всегда обозначает последовательность во времени, поскольку может вво­
дить логическую часть той или иной последовательности, однако в рассказе об истори­
ческих событиях оно означает нечто, происходящее после чего-либо другого (см.: BAGD,
pp. 233,234; также LSJ, р. 498, где сказано: «Означало последовательность одного дейст­
вия или состояния за другим... затем, потом»).

37 Я понимаю аорист изъявительного наклонения ё^грир как инцептивный аорист,
т. е. обозначающий начало действия.


1278 _______________________ Часть VII. Учение о грядущем _________________________

в Откровении, немного раньше, говорится о том, что святые на небесах до воз­вращения Христа ожидают под жертвенником и вопиют к Господу, чтобы Он начал судить совершающих злодеяния на земле (Отк. 6:9,10). Нигде не гово­рится о том, что христиане уже правят с Христом.

Те, кто ожил и правит с Христом (Отк. 20), — это люди, «которые не по­клонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Речь здесь идет о тех, кто не был слом­лен преследованиями зверя, о которых говорится в Отк. 13:1—18. Однако если жестокость преследований, о которых говорится в Отк. 13, приводит нас к заключению, что зверь еще не появился в мире, а лишь явится в будущем, то гонения, которые развяжет этот зверь, также относятся к будущему. А если гонения относятся к будущему, то сцена, описанная в Отк. 20, где те, «которые не поклонились зверю... не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4), также относятся к будущему. Это означает, что в Отк. 20:1—6 го­ворится не о современной эпохе Церкви, и правильнее всего полагать, что здесь речь идет о будущем Царстве Христа во время миллениума.

Все эти соображения в совокупности свидетельствуют в пользу премилле-наризма. Если мы убеждены, что эта точка зрения верна, то можно считать вто­ростепенным вопрос о том, является ли тысячелетний период тысячелетним в буквальном смысле, или просто неопределенно длительным периодом времени. И хотя мы, возможно, и не знаем всехдеталей, касающихся природы миллени­ума, можно с полной уверенностью сказать, что в будущем нас ждет земное Царство Христа, которое будет значительно отличаться от нынешней эпохи.

Д. Время великой скорби

Если вас убедили аргументы в пользу премилленаризма, то следует решить еще один важный вопрос: когда возвратится Христос — до или после «вели­кой скорби»?

Само выражение «великая скорбь» взято из текста Мф. 24:21 (и парал­лельных мест), где Иисус говорит: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Исторический премилленаризм полагает, что Христос возвратится после этой скорби, так как далее в этом отрывке говорится: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племе­на земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29,30). Однако, как было сказано выше, в XIX и XX вв. стали популярными разновидности премилленаризма, привер­женцы которых утверждают, что Христос возвратится до скорби. Часто этот взгляд называют «восхищением до скорби», так как его сторонники полага­ют, что, когда Христос возвратится, Церковь будет «восхищена», или взята на небо, чтобы пребывать там с Ним.


__________________________ Глава 54. Миллениум _______________________ 1279

Аргументы в пользу этой точки зрения таковы38:

1. Весь период скорби будет временем излияния гнева Божьего на землю. Поэтому едва л и христиане окажутся в это время на земле.

2. Иисус дал обетование: «Ясохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле» (Отк. 3:10). Эти слова показывают нам, что Церковь будет взята из мира до того, как придет година искушения.

3. Если Христос возвратится после скорби и победит всех Своих врагов, тогда откуда возьмутся неверующие, которые должны жить в Царстве милле-ниума? Однако сторонники точки зрения, что Христос возвратится до перио­да скорби, принимают в расчет тысячи верующих-евреев, которые станут хри­стианами во время скорбей и войдут в миллениум в не прославленных телах.

4. Данная точка зрения позволяет верить, что Христос может возвратить­ся в любой момент (имеется в виду Его пришествие до скорби), однако следу­ет учитывать, что многие знамения еще должны исполниться (имеется в виду Его пришествие после скорби, когда знамения исполнятся).

Хотя это и не аргумент в пользу излагаемой точки зрения, все же следует отметить, что ее сторонники считают, что учение о скорби (Мф. 24) и предо­стережения, данные в связи с этим верующим, относятся к верующим-евре­ям периода скорби, а не ко всей Церкви39.

На все эти аргументы можно ответить так:

1. Утверждение о том, что все страдания этого периода будут результатом гнева Божьего, не согласуется с новозаветными описаниями скорби. Многие страдания произойдут «по причине умножения беззакония» (Мф. 24:12) и из-за того, что преследование Церкви и противодействие сатаны очень усилятся в этот период. Конечно, все верующие (как язычники, так и иудеи) не испы­тают гнева Божьего в любое время, но это не означает, что они избегнут всех страданий, даже в особенно трудные времена.

2. Иисус говорит верующим филадельфийской церкви (Отк. 3:10), что Он сохранит их от годины искушения, которая надвигается на весь мир, но этого свидетельства не достаточно для утверждения о том, что вся Церковь будет взята из мира до периода скорби. Во-первых, это утверждение относится

38 Большая часть аргументов в пользу данного подхода взята из очень подробного
исследования: Paul D. Feinberg, "The Case for Pretribulation Rapture Position" in The Rapture:
Pre-, Mid-, or Post-Tribulational
?pp. 45-86.

39 Файнберг приводит дополнительные аргументы, касающиеся различий между
теми отрывками, которые он рассматривает как повествование о восхищении (до скор­
би), и отрывками, которые он рассматривает как описание второго пришествия (после
скорби). Однако большинство этих различий не являются непреодолимыми противо­
речиями, это те случаи, в которых то или иное событие упомянуто в одном отрывке и
не упомянуто в другом (прекрасный анализ этой проблемы см.: Douglas Moo, "Response",
p. 99-101).



Часть VII. Учение о грядущем


лишь к одной конкретной церкви (филадельфийской) и его не следует приме­нять ко всей Церкви. Тем более что «година искушения, которая придет на всю вселенную», не обязательно является тем же самым периодом, что и скорбь. Гораздо более вероятно, что речь здесь идет о времени великих страданий и преследований, которые надвигались на Римскую империю и на весь обитае­мый мир. И наконец, обетование о том, что филадельфийская церковь будет сохранена, не подразумевает того факта, что она будет восхищена из мира, это значит, что она просто останется верной и будет сохранена от страданий и ис­пытаний.

3. Утверждение о том, что в миллениум должны войти люди в непрослав­ленных телах, — это вовсе не аргумент в пользу точки зрения, подразумеваю­щей возвращение Христа до скорби. Когда Христос возвратится после скор­би, Он победит все силы, собранные против Него, однако это не означает, что Он убьет всех этих людей или уничтожит их. Многие просто сдадутся, так и не уверовав в Христа, и, таким образом, войдут в миллениум как неверую­щие. А в течение миллениума многие, вне всякого сомнения, обратятся к Хри­сту и тоже станут верующими.

4. Это не единственная точка зрения, где подразумевается возвращение Христа до скорби. Есть и другие, которые считают, что Христос может воз­вратиться в любое время и что Его возвращению будут предшествовать зна­мения. Например, те, кто предполагает, что, возможно (хотя и маловероятно), знамения уже исполнились, — также допускают такую возможность40.

Однако следует сказать, что за всеми этими аргументами кроется, веро­ятно, желание сохранить различие между Церковью (которая, по мнению пред­ставителей данной точки зрения, будет восхищена на небо, чтобы пребывать с Христом) и Израилем (который, по их мнению, будет народом Божьим на зем­ле во время скорби, а затем в Царстве миллениума). Однако, как мы отметили ранее41, в Новом Завете не делается подобного разграничения между Израи­лем и Церковью. Поэтому нет никакой необходимости проводить различие между ними и в период скорби и миллениума.

Среди сторонников точки зрения, подразумевающей возвращение Хрис­та до скорби, есть течение, последователи которого считают, что Христос воз­вратится во время скорби. Эта точка зрения отстаивается Гл изоном Арчером42. Он считает, что период скорби будет разделен на две части. Первые три с половиной года будут характеризоваться человеческим гневом, и в этот пе­риод Церковь присутствует; вторые три с половиной года — гневом Бога, и в этот период Церкви на земле нет. Важнейший аргумент в пользу данной теории

40См. гл.53.

41 О разграничении Израиля и Церкви см. в гл. 43.

42 Gleason Archer, "The Case for the Mid-Seventies-Week Rapture Position", in The
Rapture,
pp. 113—145.


Глава 54. Миллениум



основан на Писании; отмечается, что в Дан. 7:25, 9:27 и 12:7 и 11, как и в Отк. 12:14, семь дней, или семь времен, разделены на два интервала. Упоми­нается интервал в три с половиной дня символической недели, что является указанием на период в три с половиной года, после которого народ Божий бу­дет спасен от скорби. Есть и другой аргумент: в этой теории огромное значе­ние придается ожиданию пришествия Христа, так как три с половиной года — это период более короткий, чем семь лет.

Но хотя в Книге Пророка Даниила и говорится о разрыве «седмины», ко­торую предсказывает Даниил, там нет никакого указания на то, что посреди недели веруюшие будут взяты с земли43. И почему в течение трех с половиной лет скорби ожидание пришествия должно быть напряженнее, чем в течение семи лет скорби.

И наконец, некоторые возражения против мнения о том, что Христос воз­вратится до скорби, можно выдвинуть, исходя из теории, предполагающей, что Христос возвратится после скорби (именно такого мнения придержива­ются сторонники исторического премилленаризма):

1. Нигде в Новом Завете не говорится прямо, что Церковь будет восхище­на из мира до периода скорби. Если это значительное событие действительно должно произойти, то о нем непременно было бы упомянуто в Новом Завете. Конечно, Иисус говорит о том, что Он придет вновь, чтобы забрать нас к Себе (Ин. 14:3), а Павел говорит, что мы будем восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4:17) и что мы изменимся в мгновение ока и обре­тем воскрешенные тела (1 Кор. 15:51,52). Но верующие в течение всей исто­рии полагали, что в этих отрывках говорится не о тайном восхищении Церк­ви перед периодом скорби, а о видимом, публичном восхищении (или «взятии») Церкви буквально за несколько мгновений до пришествия Христа на землю вместе с ними, для того чтобы править в Царстве миллениума (или, с амилле-наристской точки зрения, — в вечности)44.

Кроме того, крайне трудно истолковать 1 Фес. 4:17 — единственный от­рывок, в котором явно говорится о том, что Церковь будет «взята» (или

43 См.: Paul D. Feinberg, "Response", in The Rapture, pp. 147—150.

44 Когда Павел говорит, что «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены
будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17), для слова «сретение» он
использует греческое слово cawa'xrpiv. Это слово в греческой внебиблейской литературе
употребляется в отношении граждан, которые выходят за пределы города для встречи
прибывающего магистрата, а затем возвращаются в город вместе с ним. «Слово cmca/rqaiv
следует понимать как специальный термин для обозначения гражданского обычая ан­
тичного периода, когда город приветствовал важных посетителей» (Erik Peterson,
"camvxf\(jiq ", TDNT, 1:380). Моултон и Миллиган (Moulton and Milligan) говорят: «Похо­
же, это слово было своего рода специальным термином для обозначения официального
приветствия вновь прибывшего сановника — и это прекрасно согласуется с употребле­
нием данного слова в Новом Завете» (ММ, р. 53).

41 Зак. 3605



Часть VII. Учение о грядущем


«восхищена»), — в том смысле, что пришествие Иисуса будет тайным. Здесь говорится: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдете неба» (1 Фес. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Об этих словах Леон Моррис справедливо заметил: «Конечно, можно сказать, исходя из этого отрывка, что восхищение произойдет тайно и никто, кроме святых, не узнает, что происхо­дит. Однако очень трудно понять это именно таким образом. Напротив, здесь весьма ясно сказано, что все это произойдет открыто и публично»45.

Учение о восхищении Церкви до скорби основано на нескольких отрыв­ках, и все они спорны. Кроме того, это учение оставалось непонятым до XIX в.

2. В нескольких текстах скорбь достаточно явно связана с возвращением
Господа. Во-первых, громогласная труба, собирающая избранных (Мф. 24:31),
глас трубы Божьей (1 Фес. 4:16) и последняя труба, при гласе которой изме­
нятся наши тела (1 Кор. 15:51,52), судя по всему, являются упоминаниями об
одной и той же трубе — последней трубе, которая протрубит перед миллениу-
мом. Если это действительно «последняя труба» (1 Кор. 15:52), то не понятно,
как может протрубить еще одна труба (Мф. 24:31) семью годами позже.

Кроме того, трудно истолковать Мф. 24 как повествование не о Церкви, а о еврейском народе, который спасется во время скорби. Иисус обращается к Своим ученикам (Мф. 24:1—4) и предостерегает их о грядущих гонениях и стра­даниях. Он говорит им о будущей великой скорби, а затем предупреждает, что «после скорби дней тех» явятся космические знамения и «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках не­бесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Однако возможно ли, чтобы Иисус, говоря все это Своим ученикам, подразумевал, что описываемые Им явления имеют отношение не к Церкви, а только к будущему земному царству еврейского народа, который будет обращен во время скорби? Как ученики могли бы догадаться, что Он имел в виду именно это? Маловероятно, что уче­ники здесь — это представители будущего еврейского царства, а не предста­вители Церкви, с основанием которой они были столь тесно связаны, основа­нием которой они, собственно говоря, и были (Еф. 2:20).

3. И наконец, похоже, что Новый Завет не оправдывает представления о
двух разных возвращениях Христа (однажды за Своей Церковью—до скорби,
а затем, семь лет спустя, со Своей Церковью — чтобы судить неверующих). И
вновь следует отметить, что это учение прямо не излагается ни в одном месте
Писания, это лишь предположение, основанное на различиях, содержащихся в
нескольких отрывках, в которых возвращение Христа описывается с разных
точек зрения. Однако совсем не трудно рассматривать все эти отрывки как по­
вествование об одном событии, происходящем в одно время.

Правильнее будет сделать следующий вывод: Церковь пройдет через пе­риод скорби, предсказанный Иисусом. Возможно, сами мы предпочли бы из-

45 Leon Morris, The First and Second Epistles to the Thessalonians, p. 145.


Глава 54. Мимениум



бежать этого, но решение принимать не нам. И если Бог желает, чтобы кто-либо из нас жил на земле до времени великой скорби, то нам следует вспом­нить слова Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14). И еще: «Христос постра­дал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). Мысль о том, что христиане должны быть готовы пройти через страдания, видна также в словах Павла, когда он говорит, что мы — сонаследники Хри­сту, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Мы также можем вспомнить, что со времен Ноя и до времени мученичества апостолов Бог часто вел Свой народ через страдания к славе, ибо так Он по­ступил и со Своим собственным Сыном. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Ко­торого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спа­сения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10). Именно Спаситель, Который Сам страдал более, нежели любой из Его детей, сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жиз­ни» (Отк. 2:10).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какой точки зрения вы придерживались до того, как прочитали эту главу: амилленаристской, постмилленаристской или премилленаристской? Как вы по­лагали, Христос возвратится до или после скорби? Изменилось ли ваше мнение сейчас?

2. Расскажите, как ваш нынешний взгляд на миллениум и на период вели­кой скорби отражается на вашей христианской жизни.

3. Как, по вашему мнению, будет выглядеть жизнь людей в прославленных телах, когда Иисус Христос будут править как Царь мира? Вы можете описать бо­лее или менее подробно ваше эмоциональное состояние в различных ситуациях, которые могли бы сложиться в этом Царстве. Вы действительно жаждете наступ­ления подобного Царства? (Ваши ответы будут несколько различаться в зависи­мости от вашей точки зрения по вопросу о том, когда вы обретете воскрешенное тело, — в период миллениума или в вечности.)

4. Назовите позитивное и негативное отражение точек зрения о восхище­нии Церкви до периода скорби и после этого периода в повседневной жизни хри­стиан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: