БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677). Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства - это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии.
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) Рационалист. Его философия-переход от материализма к объективному идеализму. Внутренняя активность – энтопикия - душа свойственная каждой монаде. Каждая монада - соединение прошлого и будущего - живое зеркало Вселенной.
Философия 18 века.
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753)Переход от субъективного идеализма к объективному идеализму. Вещи вокруг нас - это комплексы наших ощущений. Существовать значит быть воспринимаемым.
29. Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Новое время (XVII-XIX) – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум. В это время появляется наука как синтез математики и эксперимента. Наука – удивительное изобретение человеческой мысли. Она предоставляет возможность не случайным, а гарантированным образом получить истину, тогда как в Средние века – путем откровения, в античности – интуиция.
Это приводит к тому, что начинают анализироваться познавательные способности человека. На первом плане проблемы гносеологии. Познаваем ли мир? Какое знание является объективным?
Основные направления философии:
1. Эмпиризм – направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) Идеалистический (Дж. Беркли, Д. Юм). Эмпирический опыт – совокупность ощущений и представлений, величина мира равна величине опыта.
б) Материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта – существующий внешний мир.
2. Рационализм (Р. Декарт, Б. Паскаль, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант). На первый план выдвигается логическое основание науки, разум признается источником познания и критерием его истинности.
3. Сенсуализм (Дж. Локк, Т. Гоббс). Чувственность – основная форма познания.