Понятие и природа политического лидерства

Лидерство возникает в любом сообществе, во всякой социальной группе. Сам термин "лидер" в переводе с английского означает "ведущий", "руководящий", "указывающий путь". Поэтому часто лидерство определяется, как способность организовывать усилия отдельных индивидов и групп на достижение определённых целей.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот важный социальный феномен возникли в глубокой древности. Многие века мыслители уделяли политическим лидерам главное внимание, считая, что монархи, полководцы и герои являются творцами истории общества. С этой многовековой традицией принципиально расходится марксизм. Его представители утверждают, что активность политических лидеров ограничивается исторической необходимостью и классовыми интересами. Отрицание исторической роли политических лидеров свойственно и некоторым немарксистским исследователям. В целом же современные теории политического лидерства, в той или иной степени, отражают обе эти противоположные позиции.

В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Все их можно свести к двум основным подходам к трактовке понятия "лидерство". Во-первых, лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений. Во-вторых, лидерство – это влияние на других субъектов, т.е. авторитет. Лидер – это символ и образец поведения группы. При втором подходе лидер отождествляется с моральным (или другим) идеалом, целью совершенствования для отдельных субъектов. Поэтому сущность политического лидерства, его общественной роли вскрывается в рамках первого подхода.

Феномен политического лидерства коренится в самой природе человека и общества. Лидерство основывается на определенных потребностях людей, живущих сообща. К ним относится, прежде всего, потребность в организации, упорядочении поведения индивидов. Такая упорядоченность осуществляется через распределение ролей и, прежде всего через выделение управленческой функции. Управленческая структура для своей эффективности требует, как правило, пирамидальной организации. Вершиной каждой управленческой пирамиды и выступает лидер.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, формальное закрепление лидирующих позиций может не происходить. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии), официальное закрепление лидирующих по­зиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательно. Именно к такому типу объединений относятся политические системы различных масштабов и уровней.

Наряду с формальным может иметь место неформальное лидерство. Оно характеризует субъективную способность организовывать активность других людей вне зависимости от наличия управляющей функции. Однако в политических отношениях формальная сторона является ведущей. В современном обществе масштаб политического лидерства зависит, в первую очередь, от размера материальных ресурсов, на которые может опереться данный лидер. С другой стороны, управленческий статус (должность) объективно придает политический "вес" формальному лидеру, не зависимо от его личных способностей.

Итак, политическое лидерство представляет собой легитимное управление использованием общественных ресурсов. Это функция ответственных представителей органов политической власти. Ответственными представителями являются те, кто обязан и способен обосновать необходимость принимаемых решений. А политический лидер, лидер сообщества – это авторитетный, обладающий правом, т.е. наделенный коллективной волей, распорядитель ресурсами сообщества. Здесь наличие права отражает формальную сторону лидерства, которое приобретается назначением или выборами. Авторитет представляет неформальную сторону лидерства. Эти стороны могут быть совмещены в одном лидере. Таким образом, политический лидер – это человек, имеющий в своем распоряжении подчиняющихся ему людей (формально или неформально).

Феномен политического лидерства представляет собой организационный аспект политических (коллективных) отношений. В этих отношениях происходит обмен и взаимное дополнение членов сообщества своими ресурсами. Лидерство на всех уровнях предполагает наличие у возможных лидеров, в первую очередь, духовных ресурсов. Остальные члены данного сообщества своими, в первую очередь, материальными (физическими и инструментальными) ресурсами обеспечивают решение проблем общественной жизни. Разумеется, излагаемая здесь схема – это теоретическая, идеальная форма политических отношений.

Здесь требуется еще одно уточнение. Необходимо различать понятия "политический лидер" и "политический деятель". Содержание понятия "политический деятель" приведено в теме 2 данного пособия. В соответствии с ним, всякий политический деятель является политическим лидером. Однако не всякий политический лидер есть политический деятель. Командир военного подразделения или руководитель подразделения в гражданской организации, например, являются для своих коллективов формальными лидерами. Но они не являются политическими деятелями, в том смысле, что от них не требуется и не ожидается активность, направленная на изменение существующего порядка отношений. А решения о назревших изменениях принимаются не на их уровне. В данном случае политический лидер организует и возглавляет исполнительскую активность социальной группы. А вот на высших уровнях политической системы общества исполнительство превращается в свою противоположность. Президент или премьер-министр (глава исполнительной власти) призваны исполнять волю своего народа на организацию благой жизни. Здесь от верховных исполнителей требуется и ожидается творчество и инициатива, в том числе законодательная. Они, а также другие исполнители данной социальной роли, являются политическими лидерами и политическими деятелями в одном лице. Для этого общество наделяет их политической властью, т.е. своим совокупным могуществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: