Сколь много мыслей

Влечет познанье!

Истина, что добродетель –

Есть лучшая из сути.

Клоню главу!

Коль середина – добродетель,

То нет желания открыть

Все тайны бытия.

Но ты измучил сердце

В догадках о моей природе.

Познай!

Материя и форма –

Есть два начала,

Сущего источник.

Сущность – единица,

Есть бытие само,

«Что вещь есть?»

Форма же – активное начало,

Начало жизни,

Форма чистоты

(есть высшая из сущностей)

Она содержит то,

Что должно появится,

Возникнуть!

Движенье в мире вечно,

Энергией наполнено,

Где переход потенциального.

А знаешь ты,

Что движет всем процессом бытия?

К активности тела стремит?

Я – вечная и невозникшая причина

Всех процессов!

Я – есть процесс!

Без перводвигателя

Нет движенья в мире, нет жизни.

Я – причина всех движений.

Активность разума

Есть созерцанье,

Где Я – вершина!

Я не «материя»,

Не костное бесплодство.

Я – форма чистая,

Я – чистый акт!

Материя – возможность,

Во мне осуществленность,

Универсум.

Но как же, спросишь ты,

Явился Я?

Как создан был?

Во мне причины три

В единое слились:

И движущая,

И формальная,

И целевая.

Субстанция сверхчувственная

«Жизнь, без сомнения, присуща» мне,

«Живое существо» во мне.

Но жизнь во мне

Не плоть и кровь.

Жизнь – разум.

Творец замысливший

И в жизни воплотивший

Свой замысел.

«Мыслящее себя мышление»

«И понимание и понимаемое»

«Мышление о мышлении»

Я отделен от мира чувств

Знакомого тебе,

Предметы в сущности меня уж недостойны.

«Лучше не видеть иные вещи, нежели видеть их»

Я – совершеннейший философ,

А мысль моя божественная и ценна,

Я мыслю формы бытия и формы мысли.

Во мне все неделимо, неизменно.

Мышление во мне есть неподвижный

Перводвигатель.

Я – энтелехиа.

Цель имеет место и в неподвижной области

Она движет…

Между тем все остальное движет,

Находясь в движении

Само.

К движению я побуждаю все

Как цель стремления

И предмет мысли.

Узнал меня ты?

Я – моральный образец.

Я – есть само начало!

Докуда слух, докуда глаз достиг,

Лишь сходное отображает лик,

И пусть твой дух как пламя вознесен,

Подобьями довольствуется он;

Они влекут, они его дивят,

Куда ни ступишь - расцветает сад.

Забыты числа, и утрачен срок,

И каждый шаг как вечности поток.

Любой, кто знаком с философией Аристотеля, увидит насколько точно здесь передано ее содержание, а на сколько оно совпадает с настроением Ксении Поплавской можно судить по стихам. Без сомнения автор этих слов – неординарно мыслящий человек, но это «шедевр» вряд ли родился бы без предложенной ему игры в философию, в противовес дидактическому заучиванию учебников.

А вот еще одно стихотворное осмысление идей великого мыслителя прошлого – Конфуция. Тема сочинения звучала так: «Если бы я был «благородным мужем»…» Понятие благородного мужа – центральная нравственная категория в мировоззрении Конфуция, это идеал, к которому следует стремиться. В представлении Виктории Березко (2 курс ф-т педагогики и психологии 2001/2002 уч. год) он выглядит так:

Что есть – быть благородным?

В чем здесь польза для блага

всей Поднебесной?

Рассудить: быть мне камнем –

Так тотчас нашлось бы свободное место

В строительстве дома.

Был бы ветвью –

Создал целый мир,

Бурной жизнью живущий.

Если каплей застыть –

Новый путь создает струящийся тигр,

С собою же равным…

Что есть – быть благородным?

Вопрос задает Бесконечное Небо.

Я ответа не знаю.

Справедливый как меч,

Он сечет руку вору,

Но боль ей дарует.

Неподкупный, как горе.

Оно продается,

Но нельзя откупиться.

Беспристрастный как море –

Отнимающее часть,

Но хранящее в целом.

Уважать все законы?

Создает их великий.

Не боится он кары.

Чту я предков закон –

Он хранится в тумане,

Что спускается с Неба на лист красной вишни.

Время тянется нитью.

Бесстрастная древность.

Вот, где суть наученья любви к человеку.

Говорю осторожно.

Есть всегда опасенье,

Что не выполню слова.

Естество – для природы,

А воспитанность – людям.

Вот залог моей жизни.

Долг Цзюн-цзы мне даруется –

в открытии Дао.

Я иду по дороге, ведущей к порядку.

Быть таким, как описан.

Стремление – лучшее.

Жэнь становится выше – и в том мне задача.

Что есть – быть благородным?

Вопрос задает Справедливое Небо?

Я ответа – не знаю…

Прекрасно справились с этим заданиями те, кто принял законы ролевой игры, на которые было ориентировано задание, к сожалению, таких было не много. Большинство работ, как правило, представляют собой пересказ учебника о том, что такое благородный муж у Конфуция, или Бог у Аристотеля, или совершенномудрый у Лоа-Цзы и т.п.

Благодаря игре, мы, как джина из бутылки «выпускаем» иногда спрятанный глубоко внутри творческий потенциал.

Тема игры и творчества требует специального осмысления и анализа. Позволю себе пока без специального обоснования сказать, что игра стимулирует творчество, а творческое отношение к действительности создает неповторимый уникальный образ личности. Именно творческого отношения к самой предлагаемой здесь игре я и прошу от каждого, кто решит воспользоваться моими советами и предложенной методикой. Это важно даже при работе с первоисточниками, ведь подбор текстов, цитат, отрывков – тоже творческий процесс, нужно представить себе, какие возможны ассоциации, деятельностное, предметное воплощение обсуждаемой идеи. Ведь именно на том и построена канва игрового действия, требующего представления абстрактной идеи в конкретных чувственных, художественных образах, будь то рисунок, или актерское исполнение роли, авторское создание прозаического или стихотворного произведения. Причем, как показывает опыт, – чем дальше ассоциативный ряд, тем интереснее ярче получается осмысление идеи через художественное творчество.

От автора сценарно-методических разработок требуется таким образом подобрать отрывки из философских текстов, чтобы они были по своей терминологии, стилю и т.п. доступны детскому восприятию, равно как и восприятию человека, не знакомого профессионально с философией, предоставив каждому право на собственную интерпретацию, а не «интерпретацию интерпретатора». Помимо собственно философских текстов активно используются, содержащие в себе философский смысл отрывки из художественных произведений, исторических текстов, публицистики и т.п., подбираемые также по принципу подлинности, с обязательным указанием автора. Например, в теме «Жизнь» очень хорошо работает отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет», знаменитый диалог Принца с Горацио, тот самый «Бедный Йорик…» (См. Сценарий). Как правило, преображение в Принца Датского, образ которого многим знаком, и воображение его продолжающим свой диалог не с Горацио, а с известным философом, дает немало интересных, оригинальных вариантов осмысления этой темы и откровенных актерских находок? Представьте себе, например, 10-летнего Принца, глубокомысленно рассуждающего о смысле жизни и смерти, завернувшись в плащ, в который легко превращается старая занавеска. Ни в одном школьном театре Вы такого не увидите, ведь там Гамлет будет повторять чужой текст, а здесь – он озвучивает свой!!!

Непосредственно с творчеством связывает нас и следующий принцип.

Принцип творческого решения задач реализуется через методику построения заданий, выполнение которых требует не демонстрации эрудиции, но самостоятельного анализа, собственного понимания проблемы. В этом существенное отличие предлагаемой здесь игры от других интеллектуальных игр, эрудиционный принцип заменяется на принцип творческого решения задач, где критерием успешности является не правильный ответ, а интересный. И ценятся оригинальность, глубина, соответствие требованиям задания, целостность и т.п. Успех в игре требует от человека творческого отношения к заданию и воспитывает, формирует творческий подход к действительности. КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ТВОРЧЕСТВО В САМООПРЕДЕЛНИИ ЛИЧНОСТИ и КУЛЬТУРЫ? Именно этим вопросом творчество может быть поставлено в ряд экзистенциальных феноменов бытия, а ответ на этот вопрос способен помочь нам понять, почему этот принцип становится основополагающим началом «Философских игр», нацеленных на стимуляцию личностного развития человека – ребенка или взрослого.

Мир не столько познаваемый, сколько переживаемый становится предметом осмысления философии. А мир переживаемый легко может быть представлен в художественных образах. Что есть человек без своих чувств и эмоций? Ничто. Что заставляет человека чувствовать, искать, страдать, любить и ненавидеть? Именно эти вопросы ставят в своих произведениях Камю, Сартр, Бердяев и другие авторы. Но только тогда, когда человек начинает страдать, любить, ненавидеть и т.п. он становится собственно человеком. Творческая компонента включается тогда, когда задействованы эмоции, а игра и есть механизм «включающий» их, эмоциональное же отношение к действительности – основа ценностного, которое составляет специфику философского знания. Однако, тогда и только тогда, человек через философствование приходит к личностному самоопределению, формированию мировоззренческой доминанты собственной жизни, когда он – свободен. Свобода и творчество неразделимы, о чем писал Н.А.Бердяев, но о чем он не писал – так это о том, что игра является одним из способов их бытийного слияния. Человек играющий – свободен, несмотря на строгие правила, которым он вынужден подчиняться в игре, игровая свобода экзистенциальна.

Для Сократа, например, познать, означало дать определение, а дать определение, значит – подвести понятие под более общее. Могут ли существовать более общие понятия, чем «свобода» и «творчество»? А это уже зависит от исходных посылок философствующего субъекта. Если за исходное принимается индивидуальное, субъективное, ощущающее себя бытие, что характеризует традицию сенсуализма, то и свободу необходимо искать в самом этом бытии, например, можно сказать, что человек свободен, тогда, когда чувствует себя свободным. Но когда же он творит? Когда, осознав себя свободным, создает нечто новое, ранее не бывшее. Человек, не постигший свою власть над вещами, будь то звуки для музыканта, или числа для математика, человек, не поверивший в свою способность преодолеть некие детерминанты бытия, т.е. не осознающий принадлежащую ему меру свободы, не может создать нечто новое. Не случайно, «оголтелые» сорванцы часто вырастают в великих художников, ученых, писателей, а послушные «пай-мальчики» – в заурядных клерков. На личностном уровне ощущение свободы, является непременным условием творчества, даже, если это свобода изъясняться «эзоповым языком», свобода с «фигой в кармане» и т.д. Поэтому мы и стараемся избегать всякого принуждения в игре, но когда ребенок или взрослый начинает создавать свою философию, он – «Демиург», он творит, он свободен, он – властелин. Игра способна дать нам это ощущение, а игра в философию – вдвойне.

Например, в игре по теме «Искусство» участникам давалось задание – прокомментировав предложенную цитату, придумать легенду и изобразить ее в рисунке. Вот как отреагировал на мысль В. Соловьева о том, что связь искусства и природы «состоит не в повторении, а в продолжении того художественного дела, которое начато природой», 10-летний Миша Зубок с помощью взрослых. Им была написана следующая легенда: «Давным-давно птицы не умели петь. Один волшебник узнал об этом и решил поучить их. Когда они стали петь лучше волшебника, то никто не помнил, что их научил волшебник, а все говорили: как прекрасно поют птицы. Люди слушали их, и так родилась музыка». И он же считает, что «Любовь – это когда чувствуешь что-то приятное», о чем и поведал миру в игре на тему «Любовь». Очевидно, что творческий потенциал человека раскрывается не сразу. Более того, для этого нужны специальные условия, которые, мы и пытаемся создать в рамках наших занятий. Сократовский метод принято называть маевтикой, что, как известно, означает искусство родовспоможения, великий афинянин полагал, что он помогает родиться Истине, использование его принципов в предлагаемой методике нацелено на то, чтобы помочь родиться Личности. Эту задачу решает и импровизационный характер творчества, который присущ Философским играм.

Принцип импровизации предполагает построение заданий таким образом, чтобы они стимулировали стремление к импровизационному самовыражению, что повышает эмоциональную наполненность самого события «игры». Импровизационный характер творчества снижает уровень тревожности и страха перед сложностью поставленной задачи, дает психологическую защиту, кроящуюся в уверенности, что даже, если что-то не очень хорошо получилось, то при более длительной подготовке могло бы быть гораздо лучше. Хотя на самом деле, импровизация очень часто дает более яркие всплески творческой активности, чем длительные усилия.

Попробую проиллюстрировать действие этих принципов на конкретном примере. Ниже будет подробно описана методика целиком, пока скажу, что существенным элементом игры являются специальные задания. Вот одно из них, из игры по теме «Знание».

Задание – прокомментировать полученную мысль, придумать и разыграть сценку спора Знания, Веры и Мнения – кто из них главнее, предложив в ней свое решение этого вопроса. В качестве исходного тезиса предлагалась одна из ниже приведенных цитат:

1. «Овсякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу и оба они истинны ». Протагор

2. «… различие понятий «знать» и «быть уверенным» вовсе не имеет сколько-нибудь серьезного значения, не считая тех случаев, когда «Я знаю», должно означать «я не могу ошибиться». Людвиг Витгенштейн

3. «…мысль о предмете вообще посредством чистого рассудочного понятия может превратиться у нас в знание только тогда, когда это знание относится к предметам чувств». Иммануил Кант.

4. «… Что я разумею, тому и верю, но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю, но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому тому, чего и не знаю». Августин Блаженный

И вот как выглядит выполнение этого задания в исполнении семьи Шмелевых, предложивших следующий рассказ.

Шмелевы Алексей (сын -12 лет) и Алексей (отец):

Знание: Я самое главное, я всегда истинно. Бывает ложное мнение, ложная вера, но не бывает ложного знания.

Мнение: Я – важнее. Мнение можно иметь о чем угодно, а знание и веру не обо всем. Например, хорошая ли книга. Одному нравится, другому – нет. Это их мнение, но никто не знает наверняка, что книга хорошая, да и верить в это невозможно.

Вера: Я – еще важнее. Когда речь идет самом важном в жизни человека, я вступаю в силу, и люди говорят: «Я верю, что все будет хорошо», хотя знать они ничего не могут и даже настоящего мнения у них нет, и быть не может. Только вера может вдохновлять человека, не случайно говорят – вера может двигать горы.

Мудрец: Каждое важно в своей области. Знание – когда мы исследуем внешний, воспринимаемый мир, мнение – когда люди интересуются нашими взглядами (поэтому плохо, когда нет у человека своего мнения), а вера лежит в основе и того, и другого: мы верим своим чувствам и получаем знания, мы доверяем себе и имеем свое мнение.

Этот диалог, кроме всего прочего, был блестяще разыгран, благодаря актерским способностям авторов, его смысл раскрывался еще и через интонационные и другие невербальные компоненты речи. Заметьте, что этот текст был написан за 10 минут, из которых часть времени ушла на прочтение цитат и их осмысление.

Попробуйте сами выполнить это задание, а еще лучше вместе с вашим ребенком, обсудите с ним содержание фразы, спросите его мнение, а потом проанализируйте результат, приняв во внимание, то, что время для подготовки должно быть ограниченно. Вам, конечно, будет не хватать духа соревнования и зрителей, доброжелательных, но требовательных, всегда готовых наградить аплодисментами удачную импровизацию.

Вышеперечисленные принципы составляют систематизирующее начало весьма разнообразных и многоразличных сценариев игр, каждый из которых индивидуален, и во многом его форма определяется его содержанием. Объектом философствования становятся не только и не столько идеи великих философов, сколько реалии жизни, герои любимых литературных произведений и т.п. Таким образом, обучая философствовать, мы так или иначе, учим жить, жить в соответствии с позитивными моральными установками, без страха перед будущим, с готовностью принять не только положительные, но и отрицательные стороны нашего бытия.

Можно смело сказать, что «Школа Сократа» – это школа жизни, где мы учимся слушать и слышать, думать и творить, осознавать самих себя и мир, а главное – мы учимся друг у друга. Не знаю, кто больше дети или взрослые, уверяю Вас, у детей всегда есть чему учиться. Иногда они видят в мире такие его стороны, а главное, умеют это высказать с удивительной точностью, что невольно задумываешься: а быть может, прав Платон, и Истина уже скрыта в нашей душе, ее нужно только увидеть, «припомнить», а коли так, то и дети, и взрослые – равноправные ее носители и хранители. Вот, например, идея Маши Райгородской (12 лет): «Искусство – объяснение человеком того, что он видит вокруг, выражающееся в предметах, окружающих человека».

Честно признаюсь, описать поэлементно методику оказалось гораздо труднее, чем ее придумать: то, что кажется ясным само по себе, при пересказе, нуждается в вербализации, где интуитивно очевидное и яркое превращается в схематичное, усредненное и мало понятное. Поэтому, вновь перечитывая изложение основных шагов организации игры, ловлю себя на том, что сама вряд ли поняла бы, прочитав все рекомендации методической части, что конкретно нужно делать, и почему меня убеждают в том, что это – очень интересно. Поэтому, как говориться, «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это в полной мере относится описанию методики, с который Вам предстоит познакомиться дальше.

Каждый раз, выступая на научных, методических и т.п. конференциях и семинарах, я стараюсь сначала продемонстрировать какой-то элемент игры, а затем объяснять, как, зачем и почему он возник, а заодно, как формируются все остальные элементы. Поэтому прошу Вас включить воображение и представить себе, как происходит все то, что описано ниже, или просто попробуйте поиграть вместе с Вашим ребенком, классом, друзьями, воспользовавшись любой из сценарно-методических разработок. И сразу формальность методического текста превратиться в живое воплощение игры, наполненное Вашими мыслями, эмоциями, действиями, и ту же станет «вашим собственным». Поэтому еще раз обращаю внимание на то, что, если Вы будете пользоваться этой методикой, сделайте ее своей, придумайте что-нибудь сами, и тогда Вы «обречены на успех»! Позитивное влияние предлагаемой игры подтверждено психологическим исследованием.

1.1. ЗАМЕТКИ ПСИХОЛОГА (Васильева Е.В.)

Членство в семейном клубе «Школа Сократа», конечно же, добровольное, это – не обычные школьные занятия, или скрупулезный труд по овладению теми или иными навыками в секциях и т.п. – это игра, а, следовательно, развлечение. Поэтому очень важно эмоциональное состояние участников, анализу которого и было посвящено психологическое исследование (тест самооценки психических состояний (модификация САН Н.Курганского и др.).

Очевидно, что в характеристике любой, в том числе и данной, интеллектуальной игры важны показатели психической активации, интереса, эмоционального тонуса, а также уровни напряжения и комфортности её участников. Полученная после опроса детей и взрослых картина позволила рассмотреть особенности каждого из указанных состояний в динамике. В процессе исследования испытуемым предлагалось самостоятельно оценить своё психическое состояние, определяя степень выраженности отдельных его признаков по семибалльной шкале. Учитывая динамичность психических состояний, опрос проводился в самом начале и в финале философской игры. Каждому испытуемому раздавалась анкета с просьбой указать возраст и игровой стаж, а так же с инструкцией: «Оцените своё состояние в данный момент по каждому из признаков, указанных в таблице. Обведите кружком соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или правой половине каждой строки в зависимости от её близости к Вашему состоянию». Принимая во внимание возраст испытуемых, инструкция зачитывалась вслух и разъяснялась на примере первой строки.

Первичный опрос проводился на заключительной, майской игре сезона 2000-2001 года. В опросе принимали участие 20 детей. Результаты представлены в Таблице №1. Постоянные члены клуба носят звание «ветеранов», а те, кто впервые пришёл на игру – «новичков».

Таблица №1

средних показателей динамики психических состояний

(Баллы: до 8 – высокий уровень, 9-15 – средний уровень, от 16 –низкий).

  «Новички» «Ветераны»
  До игры После игры До игры После игры
Эмоциональный тонус 10 баллов 5 баллов 7 баллов 3 балла
Психическая активация 12 баллов 6 баллов 9 баллов 6 баллов
Напряжение 10 баллов 11 баллов 12 баллов 10 баллов
Интерес 4 балла 4 балла 7 баллов 5 баллов
Комфортность 7 баллов 5 баллов 7 баллов 5 баллов

Стабильный рост психической активации характерен для обеих групп: средние показатели до начала игры и высокие непосредственно по её завершению. Налицо связь психической активации с сохранением уровня напряжения, поскольку включение в игру требует определённых умственных усилий, активизации творческого мышления, внимания и памяти. Умеренные показатели напряжения соответствуют атмосфере «мозгового штурма» и здоровой конкуренции команд в конкурсах. Низких показателей, свидетельствующих о пассивности, нет. Изначально довольно высок эмоциональный тонус, а в процессе игры очевидна тенденция к его дальнейшему росту: общение и совместная деятельность участников улучшает настроение и даже самочувствие. Интерес к игре отличается стабильностью на всём её протяжении. Данные показатели определяет степень увлечённости и внимания игроков. В сравнении результатов новичков и опытных игроков - «ветеранов» клуба последних отличает большая ровность показателей: им знакомы общие правила и сама ситуация философской игры, потому и уровень комфортности – выше среднего. Отрадно, что и новички, осваивающие этот непростой и незнакомый пока им процесс в реальном времени, ощущают себя вполне комфортно – по окончании игры у них высокие показатели данного психического состояния. Таким образом, наблюдается стабильно-положительная динамика рассмотренных психических состояний при достаточно высокой их выраженности у игроков.

Повторный опрос проводился в марте 2002 года (спустя 9 месяцев). Спустя сезон многие «новички» стали «ветеранами» и, как всегда, появились новые лица. Отсроченный опрос ставил целью получение на новой аудитории показателей динамики психических состояний в ситуации философской игры (Таблица №2) и сравнение полученных результатов с показателями Таблицы №1. В опросе принимали участие 25 детей.

Таблица №2

средних показателей динамики психических состояний.

(Баллы: до 8 – высокий уровень, 9-15 – средний уровень,

от 16 –низкий).

  «Новички» «Ветераны»
  До игры После игры До игры После игры
Эмоциональный тонус 6 баллов 4 балла 6 баллов 6 баллов
Психическая активация 9 баллов 8 баллов 10 баллов 8 баллов
Напряжение 8 баллов 10 баллов 10 баллов 9 баллов
Интерес 8 баллов 6 баллов 7 баллов 7 баллов
Комфортность 7 баллов 7 баллов 9 баллов 8 баллов

Данные повторного опроса свидетельствуют об умеренно высоком стабильном уровне эмоционального тонуса на протяжении игры. Рост психической активации незначителен, характерен для обеих групп и имеет слабо положительную динамику. Сохраняется практически без колебаний средний уровень напряжения и стабильность интереса к игре, так же, как и уровень комфортности. Показатели Таблицы №2 отличаются от показателей Таблицы №1 менее выраженной динамикой эмоционального тонуса и большей ровностью показателей до и после игры, что свидетельствует о стабильности психических состояний участников философской игры марта 2002 года.

Весьма интересны сравнения эмоциональных состояний по возрастным группам.

Таблица № 3

средних показателей динамики психических состояний

(Баллы: до 8 – высокий уровень, 9-15 – средний уровень, от 16 –низкий).

  Дети (9-15 лет) Взрослые (25-43)
  «Новички» «Ветераны» «Новички» «Ветераны»
Эмоциональный тонус до / после игры 10 / 5 баллов (+5!) 7 / 3 балла (+4!) 8 / 7 баллов 4 / 3 балла
Психическая активация до / после игры 12 / 6 баллов (+6!) 9 /6 баллов 12 / 9 баллов 8 / 4 балла (+4!)
Напряжение до / после игры 10 / 11 баллов 12 /10 баллов 9 / 9 баллов 12 / 12 баллов
Интерес до/ после игры 4 / 4 балла 7 / 5 баллов 10 / 9 баллов 7 / 5 баллов
Комфортность до / после игры 7 / 5 баллов 7 / 5 баллов 10 / 7 баллов 9 / 5 баллов

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: