Отборочный конкурс: дать как можно больше определений слову «Земля» (например, Земля – это планета, небесное тело, место обитания людей и т.п.)
Участники получают карточки с отрывками из философских текстов. Задание – изобразить на бумаге их содержание в любой форме, графической, художественной, символической и т.п. и пояснить свой рисунок.
Тексты:
1). «Солнце, Луна и все звезды суть горящие камни, охваченные круговоротом эфира» (Анаксагор)
2). «Небо представляется нам в виде чаши, опрокинутой вверх дном, поэтому и кажется, что когда солнце восходит и заходит, оно будто выходит из земли и заходит в землю» (Ван Чун).
3). «Огонь живет смертью Земли, воздух живет смертью огня, огонь живет смертью воздуха, а земля – смертью воды» (Гераклит).
4). «Земля будучи плоской парит в воздухе и точно так же как Солнце, Луна и другие небесные тела, благодаря плоской форме держится в воздухе» (Анаксимен).
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
Во время подготовки, ведущий продолжает беседу с залом об основах мироздания, просит их нарисовать словесный портрет Вселенной. Из зала выбираются два художника, которые воплощают этот портрет на бумаге (лили доске), у всех на глазах, для чего на специальном стенде должны быть подготовлены листы, или может использоваться классная доска.
|
|
Аукцион идей, предложенное для определения понятие – «Вселенная».
Магазин
***
ИГРА «Человек» или «Познай самого себя»
Вводная беседа: «Человек – это животное?» (Почему да или нет?), что означает выражение «настоящий человек»?», «Что значит, быть человеком?» и др.
Тур 1. «Что такое «человек»?
Отборочный конкурс: Назвать как можно больше пословиц, поговорок со словом «человек», «люди».
Участники получают карточки с отрывками из философских текстов, в которых пропущены слова. Задание – восстановить по смыслу пропущенные слова и объяснить, почему именно это слово (или слова) они сочли нужным вставить.
Тексты:
1). Человек – это существо _______, двуногое, с плоскими ________, восприимчивое к знанию, основанному на ________». (Платон)
2). «… человек по своей природе существо ____; кто живет в силу своей природы, а не вследствие _______ обстоятельств, вне государства, тот или ____, или существо недоразвитое». (Аристотель)
3). «… человек – это некое странное животное, состоящее их двух чрезвычайно разных частей: _______, как бы некоего божества, и ______, вроде бессловесной скотины». (Эразм Ротердамский).
4). «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся _________, живое олицетворение беспрерывного ________…, все способности души настолько зависят от устройства ________ и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной». (Ламетри)
|
|
Полные фразы:
1). «Человек – это существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждении». (Платон)
2). «… человек по своей природе существо политическое; кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или бог, или существо недоразвитое». (Аристотель)
3). «… человек – это некое странное животное, состоящее их двух чрезвычайно разных частей: души, как бы некоего божества, и тела, вроде бессловесной скотины». (Эразм Ротердамский).
4). «Человеческое тело – это самостоятельно заводящаяся машина, живое олицетворение беспрерывного движения…, все способности души настолько зависят от устройства мозга и всего тела, что человека можно считать весьма просвещенной машиной». (Ламетри)
В помощь игрокам дается набор слов, среди которых есть нужные и не нужные, с тем, чтобы облегчить поиск нужных слов.
Время на подготовку – 5, высший балл – 7 флясиков
Во время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «Кукла». Он показывает куклу, с вопросом: «Человек ли это?», далее просит найти аргументы в пользу того, что кукла – не человек, равно как и в доказательство того, что она – человек.
Тур. 2.«Происхождение человека»
Отборочный конкурс: перечислить свойства и качества, которые могут принадлежать только человеку.
Участники получают карточки с 4-мя отрывками из философских текстов, по-разному описывающих происхождение человека, карточки у всех одинаковые Задание – выбрать ту точку зрения, которая кажется им более близкой и обосновать свой выбор.
Тексты:
1). "Человек образован из чувства и разума, связанных посредством рассудка, служащего для них посредником" (Николай Кузанский).
2). "И сотворил Бог человека по образу и подобию своему, по образу Божию сотворил его мужчину и женщину, сотворил их... и сказал Бог им: Плодитесь и размножайтесь, населяйте Землю и обладайте ею". (Библия. Бытие).
3. "Всем законам предшествуют законы природы, названные так потому, что они вытекают единственно из устройства нашего естества. Чтобы основательно познакомиться с ними, надо рассмотреть человека во время, предшествующее образованию общества, закон, по которым жил он в этом состоянии, и будут законы природы". (Ж.-Ж. Руссо),
4. "Тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий ПУРУША. Он закрыл собою всю Землю. Боги, совершая жертвоприношение, принесли ПУРУШУ в жертву... Брахманом стали уста, руки кшатрием, его бедра - вайшьей, из ног возник шудра". (Веды. Священные книги. Др. Индия). Примечание: индийское общество всегда строго делилось на касты: брахманы - высшая каста, жрецы, священники; кшатрии - воины, управители; вайшьи ремесленники, земледельцы; шудры - низшая каста, чернорабочие, бродяги.
Время на подготовку – 5 минут, высший балл- 6 флясиков.
Во время подготовки ведущий беседует с залом на тему «Что ждет человека через тысячу лет?». Вопросы: Каким будет человек? Чем он будет отличаться от нынешних людей? Сможет ли он понять наших современников? Далее просит всех присутствующих в зале нарисовать словесный образ человека будущего, а двух добровольцев воплотить его в рисунке (на доске или стенде)
Тур 3. «Братья по разуму»
Отборочный конкурс – назвать как можно больше имен писателей-фантастов.
Участники получают карточки с текстами их литературных произведений с описанием разумных существ, не являющихся людьми. Задание – представив себя этими существами, с их позиций описать «впервые» увиденный ими на планете Земля мир людей, придумать и разыграть сценку их встречи с человеком.
Тексты:
1). "Агент Дзок, скрючившись в ярде от меня, держал на холеных коленях сумку. Из-под не очень свежих белых манжет виднелись короткие и толстые, покрытые рыжеватой шерстью руки. Дзок моргал своими желтоватыми, глубоко посаженными глазками, обнажив ровные зубы. - Вы, кажется, испуганы немного, - с недоумением произнес Дзок, - Вы вероятно никогда не встречались с представителями моей расы гуманоидов?.. Дзок показался мне вполне миролюбивым созданием, но уж очень он волосат, но он больше походил на мартышку, чем на гориллу ", (Кэйт Лаумер. "Обратная сторона времени")..
|
|
2). «…сначала мне показалось, что перед нами стоит неуклюжее четвероногое с опущенной головой, но потом я разглядел, что это была тщедушная фигурка селенита на коротких, тонких ножках, с головой, вдавленной между плечами. Селенит сделал три шага вперед. Ходил он, ставя одну ногу перед другой, по-птичьи. Казалось, что у него какая-то страшная маска, не поддающаяся описанию, без носа, с двумя выпуклыми глазами по бокам, сначала я принял их за уши, которых вообще не было. Рот был искривлен, как у человека в припадке ярости" (Герберт Уэллс. "Первые люди на Земле").
3). "На значительном расстоянии и при слабом освещении сначала показалось, что внизу на лошади сидит человек. Но в крупном плане он увидел нечто другое. Это была лошадь или во всяком случае что-то похожее на лошадь, но там, где у нее полагалось быть шее и голове, возвышался человеческий торс. Торс принадлежал мужчине среднего возраста, который, уперев руки в бока:, неотрывно смотрел ввысь. Длинные волосы трепал ветер в глазах светился затаенный разум". (Сам Люндваль. «Мир Алисы»).
4 «Хоккинс, Бойль и Фенет расположились на влажном полу и разглядывали сквозь толстое стекло тюремщиков –диковинных тварей - а те, в свою очередь глазели на них. - Если бы они были гуманоидами! - сокрушался Бойль. - Если бы наши тела были похожи! Можно было бы попытаться убедить их, ч то мы тоже разумные существа. - Да, форма тела у нас разная, - констатировал Хоккинс. – Ну а мы на их месте смогли бы поверить, что три пивных бочонка о шести ногах – братья по разуму». (Бертран Чендлер. «Клетка»).
|
|
Время на подготовку – 10 минут, высший балл – 10 флясиков
В время подготовки ведущий играет со зрителями в игру «в прогноз». Зал делится на две команды: одни должны перечислить все плохое, что инопланетяне могут увидеть в людях, другие – все хорошее. Высказывания записываются, в конце подводится итого -– чего же больше, по мнению присутствующих в человеке – плохого или хорошего?
Аукцион идей. Понятие для определения «ЧЕЛОВЕК».
Магазин
***