К гимнастическим выступлениям независимо от их масштаба предъявляются определенные требования:
1. Выступление должно быть зрелищным. Это достигается оригинальностью, логическим сочетанием упражнений, четкостью перестроений, музыкальным сопровождением, художественным оформлением и, естественно, безупречным исполнением упражнений. Высокое исполнительское мастерство участников, согласованность движений, контрастные переходы, легкость, изящество, эмоциональность украшают выступление, делают его впечатляющим и запоминающимся.
2. Выступление должно быть спортивным, пропагандирующим физическую культуру и спорт. Демонстрируя умение владеть своим телом, красиво и легко выполнять движения, участники выступления наглядно убеждают зрителей в пользе занятий физическими упражнениями.
3. Программу выступления необходимо составлять с учетом пола, возраста и подготовленности участников. Программа содержит обычно упражнения типа зарядки, вольные упражнения (без предметов и с предметами), упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (парные, на батуте, пирамиды, на мотоциклах и др.), различные сольные выступления, массовые смысловые построения (слова-лозунги, портреты, спортивные фигуры-значки или эмблемы ДСО) и т. п.
|
|
Массовое выступление может включать следующие части: 1. Выход. Участники выходят на исходное положение во время окончания выступления предшествующей организации, сохраняя установленный строй, и ждут своего выхода на поле.
В процессе совершенствования массовых гимнастических выступлений определились следующие основные способы выхода
удастников на поле:
а) фронтальный выход шеренгами (последователь
но, с дистанциями 2—4 м);
б) выход колонной (или колоннами). Возможны упро
щенные варианты такого выхода: из колонн у своих разметок с дви
жением только вперед.
При выступлении детских коллективов используется выбегание
колонн на поле;
в) проходы в колоннах («прочес»), проводимые с флан
гов: группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбега
ются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выхо
дит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов ухо
дящих и входящих участников такой выход представляет собою яр
кое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров
программы одной и той же выступающей организации. Например,
уход мужчин сменяется выходом женщин;
г) комбинированный выход — сочетание движения ше
ренг с выходом колонн из глубины площадки или с флангов, а так
же расхождения на определенные точки площадки с фигурным вы
ходом новых групп участников. Например, уход женщин и выход
мужчин, получивший название «клина», применили в своем выступ
лении студенты ГЦОЛИФКа, а колонна ДСО «Трудовые резервы»
закрепила за собой традиционно выход дроблением колонн.
|
|
2. Смысловое построение. Смысловые и массовые построения включаются как в начале, так и в конце выступления. Они придают ему монументальность, осмысленность, выразительность, усиливают зрелищность и подчеркивают направленность всего выступления. Форма, характер построения выбираются в зависимости от темы (девиза) выступления (например, цифра «VI» на открытии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве или
изображение эмблемы выступающей организации — буквы «Д» в начале выступления динамовцев, «ТР»— трудовых резервов). Смысловые построения в начале или в конце выступления могут иметь и самостоятельное значение. К таким можно отнести традиционные поточные упражнения на специальной конструкции типа пирамид (белорусская «ваза», Кремлевская башня и др.), плоскостные построений изображений (Герб СССР, знак ГТО, звезда, слова «мир», «Ленин»), лозунги (Слава КПСС и др.).
3. Массовые упражнения. Они могут быть представлены упраж
нениями типа* зарядки (детскими группами, смешанной группой и
др.) без предметов и с различными предметами (палками, флажка
ми, полотенцами и др.) или же разнообразными вольными упраж
нениями (мужскими, женскими, смешанными и др.). Вольные
упражнения выбираются с учетом темы выступления, состава участ
ников, а также условий подготовки и проведения выступления. Ши
роко применяются поточные упражнения типа волн, винтообразных
и других движений, а также упражнений со сменой построения и
расположения участников на поле (с передвижениями исполнителей,
а также массовые упражнения типа «геометрии»: участники обра
зуют контрастные построения отдельных геометрических фигур,
таких как ромб, квадрат, треугольник и т. п.).
Зрелищность массовых упражнений во многом зависит от расположения участников на поле. С этой целью, а также для обеспечения четкости и синхронности перемещений и действий исполнителей с сохранением равнения в глубину, по фронту и по диагоналям делается специальная разметка с интервалами 1,8—2 м. Для разметки применяются особые шпильки (стержни) с плашками, которые втыкаются в грунт поля.
Размещение участников может быть обычным (каждый участник стоит у своей плашки), плотным (между участниками в глубину и по фронту становятся еще по одному человеку или только в глубину, только по фронту); разреженным (участники становятся через одну плашку, а иногда больше). Возможно самое различное сочетание размещения исполнителей: плотно по фронту и обычно или разреженно в глубину; плотно в колоннах, но с интервалами через одну-две плашки; плотно по диагоналям и т. п.
Хорошо продуманные четкие перестроения с изменением рисунка отдельных частей упражнения и построений представляют интересное зрелище и украшают выступление в целом.
4. Упражнения на гимнастических снарядах и на специальных
конструкциях. В этой части выступления используются гимнасти
ческие стенки из шестов или сами шесты, гимнастические скамейки,
щиты, кубики, гимнастические снаряды облегченного типа, а так
же специальные конструкции, включающие сооружения для смыс
ловых пирамид, а также устройства — конструкции, содержащие па
2—3 снаряда, мгновенно трансформирующиеся из одного в другой.
Для показа высокой спортивной техники применяются снаряды вы
сотой 3—5 м (перекладины, брусья, кони, кольца и др.), на которых
выполняют сольные произвольные упражнения чемпионы, а также
синхронные упражнения, например круги двумя на конях, большие обороты и «мельницы» на перекладинах.
|
|
5. Массовые поточные упражнения. Они применяются в самых разнообразных построениях и имеют различный характер. Это волнообразные упражнения в шеренгах с шестами, металлическими поясами, обручами, цветами и другими предметами; поточные упражнения в кругах («солнце»), квадратах («корзиночки»), колоннах и т. п.
6. Акробатические упражнения. Их включают в программу выступлений как сольные прыжковые номера (чаще всего на переднем крае, вблизи от зрителя), парные упражнения (силовые, смешанные пары) и групповые (пирамиды, имеющие как вспомогательное, так и самостоятельное значение). Все чаще стали применять прыжки на батуте (как сольные и как синхронные упражнения на 2—3 и более батутах одновременно).
7. Показ отдельных видов спорта (или отдельных видов упраж
нений). К ним следует отнести соревнования на число кругов на
коне, соревнования по отдельным видам (типичные для того или
иного вида спорта), на установление рекорда и т. п. Демонстриру
ют также штыковой бой, военизированные эстафеты, подчеркиваю
щие прикладную направленность выступления, отражающие специ
фику, выступающей организации (например, колонны Советской
Армии, динамовцев). Этому нередко сопутствуют так называемые
«фоновые упражнения» — построения и действия участников, не за
нятых в основных упражнениях, но находящихся на поле. Их на
значение — сконцентрировать внимание зрителей на выступлении
солистов. Обычно это простые, плавные движения, оттеняющие вы
ступления солиста, группы участников-спортсменов.
8. Заключительная часть (финал), как правило, наиболее зрелищна. Обычно она имеет смысловую направленность. В ней заняты все участники выступающей организации. Чаще всего это какие-либо монументальные построения выступающей организации с применением конструкции, пирамид, с соответствующим оформлением флагами и другими средствами. Нередко в таком построении произносится здравица Коммунистической партии, Советскому правительству, Родине и др..
|
|
9. Уход участников определяется с учетом расположения участников в финальной части выступления. Если требуется специальное перестроение для ухода, то оно должно быть сделано быстро, четко, так как совершается на глазах зрителей. Если в финальной части построена пирамида, то чаще всего она с соответствующим обрамлением сохраняется и во время ухода выступающей колонны. Иногда делегации делятся на две части и отходят на фланги, освобождая место для выхода новых участников, или движутся к передней линии поля, а затем расходятся веером вправо и влево и т. д.
Программа гимнастических выступлений небольшого масштаба составляется с учетом содержания занятий гимнастикой в данной организации, а также особенностей выступающей колонны. Рекомендуется осваивать упражнения для предстоящего выступления
заблаговременно на занятиях гимнастикой, экономя время на подготовку.
Если на выступлении, проводимом в конце полугодия или года, подводятся итоги учебно-тренировочной работы за этот период (отчетное выступление), то в нем следует показать уровень подготовленности занимающихся. Это выступление, следовательно, будет спортивным. Его участники покажут, какими ловкими, сильными, собранными, координированными, организованнными они стали в результате систематических занятий гимнастикой.
Программа выступления (на сцене, в зале, на площадке) может включать такие номера:
1. Вольное упражнение (группа девочек, девушек).
2. Упражнение типа зарядки (группа мальчиков, юношей, мужчин).
3. Сольное или групповое вольное упражнение с предметом (с мячом,скакалкой, палкой).
4. Упражнения на брусьях разной высоты (девочки, девушки).
5. Пирамиды или упражнения смешанных групп (мальчики и девочки).
6. Упражнения на брусьях (мальчики, юноши).
7. Групповые (парные) упражнения акробатов или акробатические прыжки.
8. Прыжки на батуте или упражнения на ренском колесе и др. -
9. Финальная пирамида (или несколько пирамид, сменяющихся на определенный счет).
Если в программу выступления входит много номеров, ее лучше разделить на 2 или 3 отделения. Номера выступления следует располагать так, чтобы интерес зрителей нарастал. Необходимо предусмотреть, чтобы групповые вольные упражнения чередовались с упражнениями на снарядах, акробатическими, сольными и т. п.
В программу выступлений могут войти упражнения гигиенической, основной или производственной гимнастики (с диктором). Хорошо выполненные, ярко оформленные, они могут представлять собой красивое зрелище. Именно такие упражнения помогают вовлекать зрителей в число активных физкультурников.
Если выступление является составной частью общественно-политического мероприятия или празднества, то упражнения должны иметь определенную направленность (1 Мая — имитация трудовых движений, 7 Ноября или в День Победы — четкие, боевые движения). Отдельные номера и все выступление в целом необходимо оформлять так, чтобы чувствовалась определенная связь с мероприятием. Средств для этого, помимо самих упражнений, много: дикторский текст, музыка, художественное формление и т. п.
При выступлениях на сцене или на эстраде важное значение имеет расположение снарядов по отношению к зрителю. На мужских брусьях, перекладине, кольцах и прыжковых снарядах исполнитель лучше смотрится в профиль; брусья разной высоты целесообразно устанавливать по диагонали.
Выступление на отдельных снарядах выглядит эффектнее, если каждый участник выходит из-за занавеса и после упражнения снова уходит со сцены.
Для того или иного номера программы необходимо правильно определить время. Короткое упражнение может промелькнуть, не оставив у зрителя желаемого впечатления, а излишне длинное надоест. Вот ориентировочное время для отдельных групп гимнастических упражнений: упражнения типа зарядки следует выполнять 40—50 сек.; вольные—! —1,5 мин. мужчинами и 1,8—2,5 женщинами; смешанные упражнения— 1—2 мин.; упражнения на снарядах — 2—4 мин.