Почему Маяковский?

И действительно, а насколько актуальна тема Маяковского сегодня, когда наступление постмодернизма, вызывая активный и цепной распад оставшихся форм былой советской универсальности, приводит к разрушению именно перспективных отношений в культуре и способствует расширению господства превращенных форм? Совершенно понятно, что искусственно остановить этот процесс невозможно, даже если сегодня появилась бы новая - мировая КПСС. Во избежание пессимизма, здесь хочется напомнить слова одного из западных исследователей: «Но не кто иной, как Берлин 3, заставил меня четко осознать, что дело вовсе не в крахе социализма. Главная проблема - это верить или не верить в Историю с большой буквы».

И именно с позиции «Истории с большой буквы» встал вопрос об актуальности Маяковского сегодня.

Во-первых, историческое прошлое СССР сегодня для каждого из нас без исключения стало вопросом и испытанием на нравственную и гражданскую (а для кого-то научную и художественную) состоятельность. И здесь никакой капитал и никакие чины не могут спасти от исторической презренности, на которую уже и навсегда обречены, мелкие и жалкие в своем падении, те, кто являет сегодняшнюю российскую власть или служит ей опорой. Во-вторых, в науке до сих пор остается незакрытым вопрос, который так полно выразил в своей книге « Русская культура на перекресте Парадоксы пост-коммунистического сознания» Брюс Мазлиш:

«Мы должны спросить, почему так много талантливых мыслителей, писателей и художников примкнуло к революционному движению? Как Блок, Маяковский и другие смогли создать выдающиеся произведения искусства, не обращая внимания на идеологически ослепляющие моменты? Что было в тоталитарном окружении, что способствовало развитию дружбы и творчества? И в чем состоят неожиданные, искаженные и, тем не менее, значимые завоевания, которыми было вынуждено пожертвовать более свободное, рыночно ориентированное общество в будущем?

Чтобы задавать эти вопросы, нужно быть не «попутчиком», вспоминающим старые обиды, но смотреть реалистично на реальный исторический пейзаж, через который мы проходим. «Попутчики» переоценивали советские достижения. Были ужасные вещи, но были и достижения. Если мы будет отрицать такие достижения, то мы не поймем русскую культуру и ее попытки прийти в согласие с собой» 4.

Разделяя этот взгляд, и уже хотя бы поэтому, автор данной работы считает, что феномен Маяковского не только интересен своим культурологическим содержанием, но сегодня он важен еще и тем, что является едва ли не единственно реальным вызовом современной действительности. Для такого взгляда есть несколько оснований.

Во-первых, данный вызов идет из той части мира культуры, которая связана с идеей Нового человека и, более того, - адресована каждому, для кого актуальна проблема персонификации своей личности (в этом феномен Маяковского тождественен миру культуры).

Во-вторых, этот вызов несет в себе импульс творческой энергии, обретающей силу посыла (здесь феномен Маяковского - уже больше, чем культура), и потому он адресован не просто человеку, а уже человеку действия.

В-третьих, вызов Маяковского обращен ко всем тем (к субъектам действия - из мира культуры, а к субъектам мира культуры - из практики социального творчества), для кого актуальна проблема собственной субъективизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: