Коммуникативные барьеры

Название барьера Общая характеристика Причины возникновения
     
Смысловой   Недоразумения между людьми, которые являются следствием того, что одно сообщение имеет для них разный смысл - субъективное содержание, которое приобретает слово в конкретном контексте, в конкретной ситуации общения. Слово в разных ситуациях может иметь неодинаковый смысл, который всегда является индивидуально-личностным: он зарождается в сознании говорящего, но не обязательно понятен тому, кто слушает; - несовпадение смыслов высказываний, просьб, приказов и др.; - игнорирование мнений, ценностей, системы личностных смыслов собеседника; - различия в знаниях, информационном фонде собеседников и др.
Логический   Неадекватное понимание информации, порожденное особенностями мышления партнеров по общению. Неумение логически, последовательно выражать свои мысли – серьёзный барьер общения, лишающий собеседников возможности взаимопонимания. - неодинаковый вид мышления (например, у одного абстрактно-логическое, «научное», у другого - наглядно-образное, «художественное»); - использование операций мышления с разной степенью глубины: пока один углубляется в анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию, уже имеет готовый ответ;
Фонетический   Препятствие, созданное особенностями языка говорящего. Плохая техника речи, дефекты речи мешают эффективному общению.   - участники коммуникативного процесса говорят на разных языках и диалектах; - собеседники имеют существенные дефекты речи и дикции; - партнеры по общению искажают грамматическую структуру высказываний; - невнятная речь, обилие слов-паразитов, речь-скороговорка или очень громкая речь и др.
Семантический   Несовпадения в системах значений партнеров по коммуникации - тезаурусах, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией; - партнеры пользуются одинаковыми знаками (и словами) для определения разных вещей; - ограниченный лексикон у одного из собеседников; - социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие различия; - несоответствие между языковыми средствами, использующий коммуникатор и языковыми ресурсами реципиента; - индивидуальные особенности реципиента, прежде всего способность оперировать языком как средством мышления и др.
Стилистический   Несоответствие стиля речи и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния собеседников; - панибратская манера общения; - использование стиля общения, который может быть неуместным, не отвечать коммуникативной ситуации и намерениям партнера; - использование стиля, который имеет принудительные акценты (если человек использует речевые обороты "вам нужно", "вы обязаны", "ты должен "и подобные, у собеседника возникает явное или скрытое сопротивление); - форма и содержание коммуникации не соответствуют друг другу Например, приглашенный на разговор человек, вынужден выслушивать монолог. Это провоцирует не только недовольство, но и непонимание информации, поскольку негативные эмоции мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное; - информация передается научно-канцелярским стилем, который более понятен при чтении и затруднен при слуховом восприятии и др.

У каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента, характера, мировоззрения и формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии. Содержание стиля общения составляют

· преобладающий мотив общения

(взаимодействие, самоутверждение, эмоциональная поддержка собеседника и);

· отношение к другим людям

(мягкость, доброжелательность, терпимость, жестокость, рационализм, эгоцентризм, предубежденность);

· отношение к себе

(самолюбование, признание своих недостатков, отстаивание «чести мундира», навязывание своего мнения);

· характер воздействия на людей

(давление, принуждение, манипуляция, сотрудничество, личный пример, невмешательство).

Необходимо осознать, что стиль поведения человека – это проявление его глубинных сущностных характеристик, и если это не мешает делу, его следует принимать, каким бы ни было наше отношение.

Кроме того, к коммуникативным барьерам относят:

Неумение слушать - проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и вовсе не реагирует на ваши слова. Компенсировать неумение партнера слушать, можно только своим искусством говорить.

Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации (слуховой, визуальный, кинестетически). Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным. Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию в той модальности, в которой ее легче всего воспринимать партнеру, в той форме, в которой она ему понятна.

Барьер характера тоже создает сложности в общении. У каждого человека свой характер, но воспитанные люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента могут быть неудобными собеседниками.

Отсутствие вежливости – это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще.

Есть и другие способы успокоить возмущенного собеседника:

· прием «чужая роль»: если собеседник возмущается или кричит, попробуйте войти в его положение, посмотреть на ситуацию его глазами; стоит сказать человеку «Понимаю Вас» - и появляется возможность конструктивно повести разговор;

· сочувственное отношение к партнеру: помните, что признание правоты собеседника и сочувствие ему обычно гасят огонь возмущения;

· напряженную обстановку можно разрядить и шуткой, но она даст нужный эффект лишь тогда, когда вы уверены в том, что у вашего партнера есть чувство юмора;

· прием отстранения: можно ненавязчиво рассматривать кричащего, сосредоточившись на какой-нибудь мелочи в его костюме или прическе; можно размышлять о его возрасте, семейном положении, любимом занятии; полезно также анализировать речь: особенности произношения слов, богатство лексики, интонации, удачные речевые обороты, ошибки в произношении слов и построении фраз.

Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие без стресса. Разрядившись и не заведя вас, партнер обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком.

Чтобы не возникал барьер невежливости в общении с вами, будьте внимательны к партнеру с первой же минуты разговора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: