История образовательного сервиса за рубежом

Школы и образовательные услуги древности. Государственные и частные школы в античном мире как часть греческого и римского воспитания. Образовательный сервис в средневековой Европе. Возникновение университетов. Сословный характер образовательного сервиса в Европе 17-18 вв. Демократизация образовательного сервиса в конце 18-нач.19 вв. Система финансирования образовательных услуг в 19-нач. 20 вв. Учебные заведения интернатного типа («новые школы») в системе образовательного сервиса. Особенности образовательного сервиса за рубежом в современных условиях

Образовательный сервис – предоставление услуг образования всех видов и уровней, удовлетворяющих потребность в получении знаний, приобретении умений, навыков, в просвещении, в сохранении достигнутого знания для потомков.

Потребность в письме и счете, в измерении площадей земельных участков, проведении астрономических наблюдений уже в глубокой древности породила образовательные услуги, которые чаще всего предоставляли храмы. (Египет, Индия, Китай). Здесь учились будущие жрецы – служители при храмах.

Эти школы получили название храмовых. Наряду с ними существовали и школы писцов, готовивших государственных служащих. Такое разделение было характерно и для всего древнего мира. В Древнем Китае возникла и дифференциация школ по уровню образования: высшие и низшие школы.

Очевидно, что функционирование школ и наличие книгохранилищ было невозможно без персонала, работавшего в этой сфере услуг, и мастерских, изготовлявших книги и предметы, необходимые для школ.

Развитие потребностей общества в образованных людях, в образовательном сервисе проявилось в античный период. При этом различие общественных потребностей сказывается и на системе образовательных услуг: приоритет военной подготовки породил систему спартанского воспитания, установка на формирование гражданина, сочетающего физическое развитие и высокие нравственные начала, дала систему афинского воспитания и обучения. Спартанские школы были государственными, афинские - сочетали государственные и частные начала.

Именно в этот период были заложены многие принципы современной организации образовательного сервиса.

Говоря о спартанской системе воспитания, следует отметить ее жесткую подконтрольность государству – монопольному организатору образовательного сервиса.

В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в воспитательные учреждения – агеллы. Девочки воспитывались в семье. Воспитанием мальчиков в агеллах руководили специально назначаемые люди - педономы. Воспитание и обучение было четко организовано. Кроме педономов, воспитательные функции выполняли видные люди Спарты, проводившие занятия с юношами.

В агеллах мальчиков обучали письму, счету, умению кратко и точно отвечать на вопросы («лаконичная речь»), беспрекословному подчинению, умению управлять рабами. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. В 14-15 лет юноши участвовали в криптиях – в ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. Если не учитывать моральную сторону криптий, их можно отнести к учебным мероприятиям, практическим занятиям.

Завершали свое образование юные спартиаты в эфебиях (с 18 до 20 лет), где проходили военную подготовку.

Как видим, спектр услуг, предоставляемых образовательными учреждениями, был весьма ограничен, что было обусловлено государственным строем Спарты.

Афинские школы имели 3 ступени: начальная (школа грамматистов и кифаредов), среднее звено (палестра) и повышенный уровень (эфебия). На начальной ступени мальчики 7-12 лет учились письму, счету, музыке, пению, декламации. Школы были частными и платными, в них работали учителя – дидаскалы. Существовали специальные мастерские, изготовлявшие товары для образования (диптихи – соединенные между собой навощенные дощечки для письма, абаки - для счета и т.д.) Подростки 13-14 лет поступали в гимнастические школы (палестры). Здесь наряду с физической подготовкой (бег, прыжки, борьба, метание диска, копья, плавание) проходят занятия, имеющие целью политическое и нравственное воспитание.

В палестре большинство детей афинских граждан завершало свое образование. Богатые люди из «верхов» отдавали детей в гимназии. Здесь изучали литературу, философию, готовились к управлению государством.

Завершалось образование афинских юношей также в эфебиях, где они проходили военную подготовку с 18 до 20 лет.

Уделом афинских женщин было, в основном, лишь домашнее воспитание, хотя существовали школы гетер, где женщины получали образование и становились спутницами видных общественных деятелей.

Существовали в Афинах и крупные частные образовательные учреждения - философские школы Платона (Академия) и Аристотеля (Ликей) - для желающих повысить уровень знаний по этике, поэтике, философской теологии, натурфилософии, математике.

Таким образом, услуги, оказываемые образовательными учреждениями Афин, отличались большим разнообразием. В образовательных системах Древней Греции можно увидеть многие черты, присущие современному образовательному сервису.

Образовательная система античного Рима существенно отличалась от греческой системы образования. Дети римских граждан получали первоначальное образование дома. Те, кто обладали достаточным богатством, нанимали воспитателей – как для мальчиков, так и для девочек. Поэтому в Риме были широко распространены частнопрактикующие учителя и воспитатели, что составляет существенную отличительную черту образовательного сервиса Древнего Рима.

Роль государства в образовательном сервисе была довольно скромной. Дети небогатых граждан получали образование в элементарных школах, куда допускались и девочки. Эти школы были частными и платными. Состоятельные родители нанимали домашних учителей, обучавших их детей греческому языку, литературе, другим наукам.

Влияние Греции привело к возникновению грамматических школ, где обучались сыновья преимущественно богатых родителей с 12 до 16 лет. Здесь изучались греческий язык, риторика, литература и история.

В Риме периода республики больших успехов достигли юриспруденция и ораторское искусство. Эти успехи и потребность в знающих специалистах, способных управлять людьми и государством, привели к возникновению в последние годы Республики школ риторов, где изучались риторика, право, математика и философия.

Из сказанного ясно, что в Риме периода Республики существовал достаточно разнообразный, платный образовательный сервис.

С возникновением Римской империи школы риторов меняют свой статус, становятся государственными. Это объяснялось необходимостью подготовки чиновников для госаппарата и контроля содержания образования.

В последние годы Империи, когда христианство стало господствующей религией Рима, осуществление образовательного сервиса переходит к церкви. Учителями становятся представители духовенства, а само образование носит религиозный характер.

Как видим, образовательный сервис в Древнем Риме предоставляет разнообразные услуги, служит источником дохода для большого количества людей (учителя, воспитатели, организаторы учебных заведений). Однако из-за высокой цены образовательными услугами могли пользоваться немногие. В Риме имеет место широкая сеть частных учреждений, но с переходом образования в руки церкви частные школы светского направления постепенно перестают существовать.

В период с 5 по 15 вв. нашей эры, именуемый историками «средними веками», образовательный сервис в европейском образовательном пространстве дифференцируется в зависимости от социально-политических условий, складывавшихся на разных территориях, в разных странах.

В период с 5 по 10 вв. в условиях раннего средневековья в Византийской империи сохраняются в известной мере традиции античности. Наряду с церковными школами христианского направления, продолжают существовать высшие школы, опиравшиеся на традиции и знания древнегреческой и римской учености.

В Испании, захваченной арабами, с 8 в. существуют мусульманские школы, а в университет г. Кордовы стекаются студенты со всей Западной Европы, поскольку здесь сохранялась возможность изучать труды многих античных и арабских авторов.

На большей же части территории тогдашней Европы в 6-10 вв. монополию на образовательный сервис захватывает церковь.

Центрами науки, учености становятся монастыри. Здесь сохраняются и переписываются книги, в том числе и на заказ. Монахи занимаются врачеванием, составлением лекарств, сбором и выращиванием трав, из которых готовят отвары, смеси. Потребность в образовательных услугах начинают удовлетворять монастырские школы: внутренние (для будущих монахов) и внешние (для мирян). Содержание образования во многом заимствуется от античности. Сперва изучается тривиум - грамматика, риторика, диалектика, а затем квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

В 12-13 вв. Европа переживала культурный и экономический подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока стали стимулом для развития образовательного сервиса.

В средневековых городах с 11 в. монополия церкви на образовательный сервис оказалась нарушенной. Здесь наряду с соборными (при кафедральных соборах) и приходскими школами (при городских приходах) начинает действовать система ремесленного обучения при мастерских по профессиям средневековых цехов, а также гильдейские (для купцов), городские, муниципальные школы (при органах государственного самоуправления - магистратах).

Среди тех, кто предоставляет образовательные услуги – монахи, священники и светские лица – мастера цехов, купцы, учителя, знатоки наук и искусств. Престиж этих деятелей образовательного сервиса был велик, они были окружены способными учеными. Так, например, в Болонской юридической школе трудился знаток римского права Ириерия. Из кружка его последователей на основе юридической школы в 1088 г. и возникает Болонский университет как центр юридической науки и принципиально новый вариант образовательного сервиса периода Средневековья.

В 12-13 вв. университеты как высшие учебные заведения создаются в городах Европы: в Париже в 1160 г., в Оксфорде – 1167 г., в Кембридже – 1209 г., в Праге – 1348 г., в Кракове – 1364 г.

Университеты как центры образовательного сервиса имели свои особенности. Университет создавался, как правило, по инициативе ученых как союз преподавателей и студентов, обладающий административной, юридической и финансовой автономией (от лат. universitas – совокупность, общность).

Университеты обладали правом самоуправления, имели выборных руководителей (деканов, возглавляющих факультеты, ректора - главу университета) и имели даже свой суд.

Университет подразделялся на факультеты: общеобразовательный, медицинский, юридический, богословский (от лат. facultas– способность). Факультет понимался как объединение ученых, способных преподавать определенную отрасль знания.

Обучение велось на латинском языке, что делало образовательные услуги доступными для всех студентов независимо от национальности.

К концу 15 в. в Европе действовало 79 университетов, что говорит о широком распространении образовательного сервиса в европейских странах на исходе средневековья.

В рамках университетов работали мастерские по выделке пергамента, изготовлению чернил и т.п., обеспечивающие товары для обучения.

Университеты способствовали формированию европейской интеллигенции, развитию европейской культуры, поддерживали связь образования с культурной традицией средневековых городов.

Представление об образовательном сервисе в средние века было бы неполным, если не упомянуть об услугах, предоставляемых «верхам» общества: феодалам, рыцарям. Последние должны были владеть 7 рыцарскими добродетелями: умение ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Всему этому учили рыцаря частнопрактикующие учителя, чьи услуги оплачивал и сам рыцарь, и его сюзерен.

Дочери феодалов могли воспользоваться образовательными услугами женских монастырей, где их обучали чтению, письму, рукоделию.

Женское обучение проходило также на дому. Вспомним, как в «Укрощении строптивой» Шекспира отец нанимает дочерям учителей музыки и пения.

15-16 века в Европе называют эпохой Возрождения. Возрождение интереса к античному наследию, внимание к человеческой личности отразились и на образовательном сервисе. Возникает тип классического образования – гимназия, в которых изучают латынь, греческий, античную литературу и искусство.

Значительный прогресс в искусстве, культуре, науке приводит к возникновению художественного образования. Центрами такого образования в Италии становятся мастерские крупных художников.

В 16-17 вв. в странах Западной и Центральной Европы начинают складываться, с одной стороны, народная школа с обучением на родном для учащихся языке, а с другой – школы типа классических гимназий.

16-18 вв. в Европе характеризовались:

· усилением доли государства в предоставлении образовательных услуг (почти повсеместно вводятся всеобщее начальное образование);

· национальной дифференциацией образовательных систем (почти во всех европейских государствах система образовательных услуг имеет особенности, своеобразие);

· образовательные услуги представляются с учетом возрастных, профессиональных и иных запросов;

· образование остается сословным.

· зарождается интернатная форма предоставления образовательных услуг (школы взаимного обучения Э.Белла, Дж. Ланкастера).

В этот период впервые остро встает вопрос о качестве образовательных услуг. Зубрежка, игнорирование естественных наук не решали задачи подготовки с практической жизни. В интернатах появляются кабинеты естественных наук, мастерские. Большое внимание уделяется подготовке новых учебников (например, «Мир чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского, 1658).

В годы промышленного переворота 60-х годов 18 в. стали организовываться индустриальные школы, где обучали ремеслам и начаткам грамоты.

К концу 18 в. в ряде стран Европы (Пруссия, Италия, Франция) происходит переход к государственной образовательной системе: учебные заведения переходят под контроль государства. Хаотическое скопление разнородных учебных заведений перестраивается под эгидой государства. В системе предоставления образовательных услуг ослабевает влияние сословности и церкви. В экономическом обеспечении образования участвуют своими субсидиями городские власти, частные лица – своими пожертвованиями, и учащиеся - платой за обучение.

В 19 в. происходит быстрое развитие промышленности, возрастает потребность в профессиональных рабочих. Наряду с гимназиями (а также лицеями, колледжами) получают широкое распространение реальные училища и профессиональные школы, в которых доминировали предметы естественно-математического цикла. Они существуют с середины 18 в., но основное развитие получили в 19 веке.

19 в. – век демократизации образования. В связи с переходом к всеобщему образованию образовательные услуги оказываются доступны все большему числу людей.

В системе образовательного сервиса в начале 19 в. появляются детские дошкольные учреждения, возникает дифференцированная система подготовки педагогических кадров: учительская семинария, педагогический институт.

В США до 19 в. школы, в основном церковные, в 19 в. развивается сеть частных школ. В 1819 г. открыт независимый университет в штате Виргиния на основе финансирования негосударственными организациями и частными лицами.

В структуре образовательных услуг появляется национальный элемент, с помощью которого народы или этнонациональные группы с общим языком, культурой сохраняли свое своеобразие и единство.

Продолжается развитие художественного образования: возникают консерватории, Академии художеств. Высшее образование становится более доступным для женщин. В домах «верхов» общества продолжают работать домашние учителя.

В среде промышленных рабочих, отчужденных от высшего образования, сохраняется потребности в знаниях, культуре. Эту потребность удовлетворяют пролетарские просветительские центры – здесь проводятся лекции на научные и литературные темы.

В течение всего 19 века идет борьба за повышение качества образовательных услуг, за совершенствование методики обучения.

В центре внимания педагогов и деятелей образования оказались следующие проблемы: общественная роль и функции образования; создание национальных систем школы и связанные с этим принципы всеобщего, обязательного, светского обучения; организация общественных учебных заведений начального и среднего уровней; взаимоотношения между ступенями и типами учебных заведений.

В конце 19 в. наряду с массовой школой, находящейся под государственным контролем, возникают так называемые «новые школы» - частные учебные заведения интернатного типа, предназначенные для элиты.

«Новые школы» сыграли особую роль в повышении качества образовательных услуг, т.к. здесь работали наиболее квалифицированные преподаватели и использовались научные методики обучения: практические занятия, лабораторная и кабинетная система, самоуправление учащихся по типу парламента, эстетическое воспитание и самодеятельность.

В 20 в. в развитых странах мира система образовательного сервиса приобретает некоторые общие черты при сохранении своеобразия, обусловленного национальной традицией.

Среднее образование представлено 3 типами школ:

Массовая общедоступная.

Это грамматическая, средняя современная, объединенная, техническая школа в Англии. Это народные и реальные школы в ФРГ. Это общеобразовательные школы, колледжи и лицеи Франции. Это традиционные и экспериментальные, академические школы США.

Частные школы – для привилегированных учащихся, с высокой платой за обучение. Здесь лучшие педагогические кадры, набранные на конкурсной основе, хорошее материально-техническое обеспечение.

Государственные школы для одаренных детей.

В сфере высшего образования за рубежом интересное явление второй половины 20 в. – единый рынок высших школ в рамках Европейского Союза. Студенты и преподаватели могут выбрать для учебы или работы любой университет в любой стране Содружества.

Для материальной поддержки студентов существуют специальные программы «Эрасмус» (обмен студентами), «Коммет» (технологический обмен), «Лингва» (обмен преподавателями языков). Эти программы расширяют возможности образовательного сервиса в европейском образовательном пространстве.

Общественные потребности в новых профессиях определяет развитие профессионального образования. Необходимость в переквалификации, повышении квалификации породила краткосрочные формы образовательного сервиса: циклы, курсы, «креативные школы».

В конце 20 в. как часть образовательного сервиса создана целая система промышленного изготовления товаров в помощь образованию и самообразованию.

Вывод. Ориентация в мире образовательного сервиса, поиск того, что необходимо для удовлетворения образовательных потребностей конкретного человека – это сложная проблема и поле профессиональной деятельности для современного организатора социально-культурного сервиса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

В чем различие общественных потребностей, удовлетворяемых образовательными услугами, в древности и античности?

Какие отчетливо различные подходы к образовательному сервису можно усмотреть в Спарте и Афинах?

Как сказываются социальные потребности на характере образовательных услуг на протяжении истории античного Рима?

Какие образовательные услуги получают распространение в Средневековой Европе?

В чем новизна и значение образовательных услуг, предоставляемых университетами Западной Европы (12-16 вв.);

Какие общественные силы контролируют образовательные услуг в Европе 18-19 вв.?

Какова роль «новых школ» в изменении облика образовательного сервиса в 20 в.?

Каковы особенности образовательного сервиса за рубежом в конце 20-нач. 21 в.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: