Социально-культурного сервиса

Понятие «возвышение потребностей». Закон возвышения потребностей. Факторы, воздействующие на возвышение потребностей. Влияние организаторов социально-культурного сервиса на возвышение потребностей.

Введение понятия «возвышение потребностей» обусловлено спецификой удовлетворения социально-культурных потребностей.

Удовлетворение элементарной физиологической потребности может представить следующим образом:

появление объективной нужды;

отражение ее в сознании субъекта;

возникновение ощущения (голод, жажда и т.д.);

взаимодействие со средой (восполнение, удовлетворение этой нужды);

снятие потребности (она удовлетворена, перестала существовать).

Удовлетворение социально-культурной потребности идет по той же схеме, но снятие выглядит совсем иначе: удовлетворение социально-культурной потребности оказывается толчком, побудительной силой, рождающей новые, качественно высшие потребности.

В процессе удовлетворения социально-культурных потребностей:

происходит расширение, рост разнообразия и структурной полноты, интеллектуализация их;

используются все более сложные и совершенные в техническом отношении социально-культурные услуги;

совершенствуется структура социально-культурных потребностей;

изменяется сам потребитель, становясь сознательнее, убежденнее, духовно богаче.

Возвышение социально-культурных потребностей – движение в направлении их гармонизации, активизации, индивидуализации, переход к более сложной и богатой по содержанию формы их существования.

Переход от существующего уровня потребностей к более развитым характеризуется воздействием на всю совокупность потребностей человека. Социально-культурные потребности человека взаимозависимы. Невозможно достичь позитивного результата, возвышая только одну группу потребностей.

Гипертрофированное развитие социально-культурных потребностей в одном направлении может сочетаться с их неразвитостью в другом, порождая своеобразную «узкую специализацию» при отсутствии общей культуры. Поэтому говорят о «потребностных структурах» - взаимосвязанных комплексах потребностей, соединенных с определенными средствами и способами их удовлетворения.

Существует закон возвышения потребностей, действующий во всех социально-культурных ситуациях и общественных формациях. Закон проявляется в непрерывном обогащении и росте производства товаров и социально-культурных услуг в целях более полного удовлетворения социально-культурных потребностей, развития всех членов общества. По сути, это закон взаимосвязи «производство – потребление».

ПРI ↔ ПI ↔ ПII ↔ ПРII

Возвышаются потребности (П) – видоизменяется производство социально-культурных услуг (ПР), удовлетворяющих эти потребности, и, соответственно, количество и разнообразие произведенных и доставленных на рынок благ и предложений услуг создают условия для удовлетворения и возвышения потребностей

В современных условиях имеют место несоответствия между изменениями в сфере экономических отношений и сфере культуры, общественного сознания. Качественный уровень социально-культурных потребностей общества, отдельных социальных групп и личностей определяется во многом новой системой ценностей, которые современная эпоха выдвигает как основу для формирования потребностей. Все большее значение в структуре потребностей приобретают материальные, а не социально-культурные потребности, хотя сохраняется и даже повышается приоритет некоторых культурных потребностей (например, образовательных, познавательных).

Стремление к повышению жизненного уровня, расширение материальных возможностей и материального потребления, не сопровождающееся развитием социально-культурных интересов и запросов, порождает потребительские ориентации, вещизм, возможность навязывать свои неразвитые вкусы другим.

С другой стороны, государство заявляет о своей ответственности за доступность культурных ценностей для своих граждан, но недостаточно подкрепляет декларируемое культурное равенство соответствующими материальными условиями. В результате происходит девальвация культурных ценностей в сознании значительной части населения, что негативно отражается на формировании и тем более возвышении социально-культурных потребностей.

Процесс возвышения социально-культурных потребностей под воздействием общественных условий протекает постепенно, но вовсе не стихийно. Невозможно, к примеру, представить этот процесс без разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере самой личности (борьба между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного поведения и т.д.). Этот процесс невозможен также без самовоспитания, своеобразного «самостроения» человека, когда он сознательно, по внутренней потребности избирает социально-культурные услуги, дающие импульс дополнительному развитию и гармоническому соотношению различных способностей, интересов и соответствующих им социально-культурных занятий.

Многофакторность, многоликость процессов формирования и возвышения социально-культурных потребностей определяет необходимость творческого подхода со стороны организаторов социально-культурного сервиса.

Можно выделить следующие направления воздействия организаторов социально-культурного сервиса на изменение, возвышение круга социально-культурных потребностей личности:

участие в культурной политике государственных и общественных структур;

работа с семьей как социально-культурным институтом;

повышение творческого и культурного содержания проводимых акций, формирование интереса к культуре в целом.

Как уже было отмечено, материальное благосостояние как провозглашаемая основная ценность может в соединении с неразвитыми потребностями и обедненными подлинной культурой формами жизни привести лишь к экстенсивному распространению примитивных потребностей. Поэтому необходимы социальная регуляция, целенаправленная культурная политика, организованная социальная поддержка образцов подлинно культурного поведения.

Организатор социально-культурного сервиса, не ограничиваясь лишь экономическими соображениями, обязательно участвует в соответствующих действиях органов власти, СМИ, общественных организаций, формируя общественное мнение и культурный климат.

Организатор социально-культурного сервиса обязательно учитывает в своей деятельности своеобразие и особенности семьи как социально-культурного института. Именно в семье формируются социально-культурные потребности, закладываются основы их возвышения в будущем. Замечено, например, что дети, путешествовавшие с родителями, обязательно обращаются к туристскому отдыху, став взрослыми. Создавая возможности для совместного семейного культурного досуга, организатор социально-культурного сервиса вносит существенны вклад в формирование культуры семейных отношений.

Обогащение мероприятий, акций социально-культурного сервиса элементами творчества, просвещения, праздника способствует расширению и углублению интереса человека к культуре.

Таким образом, воздействие организаторов социально-культурного сервиса на возвышение социально-культурных потребностей связано с количественным расширением, ростом разнообразия, потребления людьми существующих социально-культурных услуг, с более эффективным воздействием их на формирование и возвышение потребностей, с производством новых социально-культурных услуг, порождающих и удовлетворяющих новые социально-культурные потребности.

Подводя итог изложенному выше, можно утверждать, что процесс возвышения социально-культурных потребностей зависит от:

конкретно-исторического типа, характера общественных отношений;

реально существующей инфрастуктуры социально-культурного сервиса, дающей возможность удовлетворять социально-культурные потребности и заряжающей стимулом возвышения потребностей;

готовности субъекта к удовлетворению и возвышению социально-культурных потребностей, от его личностных характеристик;

способов включения индивида в желаемую социально-культурную деятельность.

Вывод: Необходимо целенаправленное воздействие организаторов социально-культурного сервиса на человека и общественно-культурная политика, способствующая возвышению СК потребностей, в результате чего развивается человек, культура и общество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

Какие изменения в социально-культурных потребностях позволяют говорить об их возвышении?

Какова связь возвышения потребностей с производством социально-культурных услуг?

Как система социальных ценностей воздействует на социально-культурные потребности человека?

В чем социально-культурная опасность потребительства?

Почему отсутствие материальной поддержки со стороны государства, девальвирует культурные ценности?

Какова роль личности, общества и организатора социально-культурного сервиса в процессе возвышения социально-культурных потребностей?

3.7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАТОРУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА.

Особенности профессиональной деятельности и функции организатора социально-культурного сервиса. Требования к специалисту по сервису туризму согласно Государственному стандарту. Комплекс качеств организатора социально-культурного сервиса. Нравственный кодекс деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса.

Социально-культурный сервис является универсальным видом деятельности, целью которой является удовлетворение социально-культурных потребностей личностей, социальных групп и общества в целом. Это деятельность протекает в сфере культуры, экономики, права, психологии личности и социальной группы, поэтому она требует от специалиста по социально-культурному сервису глубоких знаний в различных областях и умения применять их на практике.

Деятельность специалиста по социально-культурному сервису в условиях рыночной экономики предполагает действия в нестандартных, непредсказуемых, вероятностных ситуациях, часто в условиях недостаточности или противоречивости данных для решения возникающих задач. Единый алгоритм для их решения, как правило, отсутствует. Накопленные знания, приобретенный опыт используются каждый раз иначе, вынужденно видоизменяясь в том или другом соотношении. Организатору социально-культурного сервиса необходимы нестандартность мышления, готовность к восприятию нового и творческому поиску. Существенно, что принимать решения в сложных ситуациях приходится не единолично, а в тесном контакте с коллегами своей «команды» и других групп. Поэтому, специалисту необходимо обладать коммуникабельностью, навыками культуры спора и дискуссии.

Основные функции, выполняемые специалистом по социально-культурному сервису и туризму:

диагностическая (выявление особенностей групп и отдельных людей, их социально-культурных потребностей и запросов);

психологическая (помощь в осознании социально-культурных потребностей и консультирование в отношении возможных вариантов их удовлетворения;

коммуникативная (установление контактов с потребителями социально-культурных услуг, коллегами, партнерами по бизнесу, органами управления и т.д.);

организационно-управленческая (управление собой, рабочим коллективом, управление организацией, делом, включая вопросы экономической эффективности);

социально-педагогическая (формирование и возвышение социально-культурных потребностей).

Выпускник по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен отвечать следующим требованиям:

знает возможности современных научных методов познания природы и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

знаетосновы современных дисциплин о человеке, его потребностях;

знает методы удовлетворении социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;

знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;

знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;

знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий услуг;

имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурной сфере и туризме;

принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности;

принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;

понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

внедряет современные научные знания, передовые технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта; анализу своих возможностей;

умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;

способен обеспечить деятельность предприятий и организаций представляющих услуги по рекреации и туризму;

умеет разработать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;

использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;

обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;

владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения;

обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;

владеет знаниями организации контроля качества по оказанию услуг социально-культурного сервиса и туризма;

обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;

владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста по сервису и туризму, изложена в Государственном стандарте высшего и специального образования, утвержденном Министерством образования РФ в 2000 г.

Требования к образованности специалиста, к его знаниям и умениям даны по отдельным циклам дисциплин:

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

общих математических и естественно-научных дисциплин;

общепрофессиональных дисциплин;

специальных дисциплин направления «Социально-культурный сервис и туризм»;

В рамках данной темы наиболее значимы требования к специалисту по двум последним циклам.

Организатору социально-культурного сервиса необходимы не только соответствующие знания, но и комплекс личностных качеств и умений, обеспечивающих успешную деятельность в социально-культурной сфере. Этот комплекс можно разделить на 3 группы:

качества, ориентированные на управление собой;

качества, ориентированные на взаимодействие с окружающими;

качества, ориентированные на организацию, на дело в целом.

Качества, ориентированные на управление собой, предполагают:

умение владеть собой, сдержанность, стрессоустойчивость;

умение распределять время, деловитость, пунктуальность;

установку на профессиональное и личностное саморазвитие;

работу над собой на основе самооценки, осмысления опыта, целей, ценностей, преодоление недостатков;

преодоление недостатков, самооценка (осмысление опыта, целей, ценностей);

умение поддерживать здоровье и работоспособность;

умение совмещать работу и частную жизнь.

Качества, ориентированные на взаимодействие с окружающими (коллеги, партнеры по бизнесу, потребители услуг) предполагают:

умение влиять на окружающих (внешность, уверенность в себе, такт, вежливость, обаяние, юмор)

умение работать с персоналом, руководить;

способность обучать и развивать подчиненных;

владение навыками делового общения (умение выступать перед аудиторией, вести переговоры и деловые беседы, проводить совещания и т.д.);

умение сплачивать людей, организовывать совместную работу, побуждать к активности и сотрудничеству.

Качества, ориентированные на организацию, на дело в целом предполагают:

знание современных управленческих подходов, работы «по вертикали»;

целеустремленность, увлеченность делом, ответственность, законопослушность;

навык решать проблемы;

изобретательность, предприимчивость, инициативу, творческое начало в деятельности;

компетентность, как результат специального образования, постоянное обновление знаний, знание иностранных языков, умение использовать технику и работать с информацией.

Указанные качества предусмотрены профессиональными функциям специалиста по социально-культурному сервису. Но немаловажное значение имеет этика трудовой деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса, которая может быть объединена в своеобразный кодекс профессионального поведения.

Организатор социально-культурного сервиса:

всегда помнит, что его работу оплачивают потребители услуг; главная обязанность его – в соответствии с этикетом встречать и удовлетворять нужды потребителей, заботиться об их интересах и безопасности;

ощущает ответственность за организацию в целом, реагирует и принимает должные меры при малейшем недостатке в работе персонала или организации;

должен обеспечить качество услуг; поэтому любое замечание, пожелание потребителя – подсказка, как улучшить сервис;

использует любую возможность для повышения своей компетентности, обогащения навыков и пополнения знаний;

работает в команде, всегда готов заменить коллегу или помочь любому сотруднику, используя все имеющиеся для этого возможности;

категорически воздерживается от участия в противоправном деле, предпринимает все меры, чтобы не допустить его;

строго соблюдает правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину;

не принимает пищу, не пьет, не курит на рабочем месте на глазах у посетителей, пользуется служебным телефоном в рабочее время для личных надобностей только в исключительных случаях;

понимает значение внешнего облика, культуры сервисного взаимодействия, принимает необходимые меры для обеспечения благоприятного впечатления при непосредственном общении.

Очевидно, что в данном разделе изложены лишь основные требования к профессиональным и личностным качествам организатора социально-культурного сервиса. В практической деятельности в сфере социально-культурного сервиса необходимо учитывать множество факторов: это и социальная эффективность, и экономическая целесообразность, и национальные традиции. Но наиболее значимые – благо человека, культуры, благо для России.

Вывод: Профессиональные и личностные качества организатора социально-культурного сервиса исключительно важны для обеспечения эффективной организации социально-культурного сервиса. Наиболее важными качествами организатора СКС и туризма являются установка на профессиональное и личностное саморазвитие, владение навыками делового общения, творческое начало, соблюдение этических норм профессиональной поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: