Понятие «возвышение потребностей». Закон возвышения потребностей. Факторы, воздействующие на возвышение потребностей. Влияние организаторов социально-культурного сервиса на возвышение потребностей.
Введение понятия «возвышение потребностей» обусловлено спецификой удовлетворения социально-культурных потребностей.
Удовлетворение элементарной физиологической потребности может представить следующим образом:
появление объективной нужды;
отражение ее в сознании субъекта;
возникновение ощущения (голод, жажда и т.д.);
взаимодействие со средой (восполнение, удовлетворение этой нужды);
снятие потребности (она удовлетворена, перестала существовать).
Удовлетворение социально-культурной потребности идет по той же схеме, но снятие выглядит совсем иначе: удовлетворение социально-культурной потребности оказывается толчком, побудительной силой, рождающей новые, качественно высшие потребности.
В процессе удовлетворения социально-культурных потребностей:
происходит расширение, рост разнообразия и структурной полноты, интеллектуализация их;
|
|
используются все более сложные и совершенные в техническом отношении социально-культурные услуги;
совершенствуется структура социально-культурных потребностей;
изменяется сам потребитель, становясь сознательнее, убежденнее, духовно богаче.
Возвышение социально-культурных потребностей – движение в направлении их гармонизации, активизации, индивидуализации, переход к более сложной и богатой по содержанию формы их существования.
Переход от существующего уровня потребностей к более развитым характеризуется воздействием на всю совокупность потребностей человека. Социально-культурные потребности человека взаимозависимы. Невозможно достичь позитивного результата, возвышая только одну группу потребностей.
Гипертрофированное развитие социально-культурных потребностей в одном направлении может сочетаться с их неразвитостью в другом, порождая своеобразную «узкую специализацию» при отсутствии общей культуры. Поэтому говорят о «потребностных структурах» - взаимосвязанных комплексах потребностей, соединенных с определенными средствами и способами их удовлетворения.
Существует закон возвышения потребностей, действующий во всех социально-культурных ситуациях и общественных формациях. Закон проявляется в непрерывном обогащении и росте производства товаров и социально-культурных услуг в целях более полного удовлетворения социально-культурных потребностей, развития всех членов общества. По сути, это закон взаимосвязи «производство – потребление».
|
|
ПРI ↔ ПI ↔ ПII ↔ ПРII
Возвышаются потребности (П) – видоизменяется производство социально-культурных услуг (ПР), удовлетворяющих эти потребности, и, соответственно, количество и разнообразие произведенных и доставленных на рынок благ и предложений услуг создают условия для удовлетворения и возвышения потребностей
В современных условиях имеют место несоответствия между изменениями в сфере экономических отношений и сфере культуры, общественного сознания. Качественный уровень социально-культурных потребностей общества, отдельных социальных групп и личностей определяется во многом новой системой ценностей, которые современная эпоха выдвигает как основу для формирования потребностей. Все большее значение в структуре потребностей приобретают материальные, а не социально-культурные потребности, хотя сохраняется и даже повышается приоритет некоторых культурных потребностей (например, образовательных, познавательных).
Стремление к повышению жизненного уровня, расширение материальных возможностей и материального потребления, не сопровождающееся развитием социально-культурных интересов и запросов, порождает потребительские ориентации, вещизм, возможность навязывать свои неразвитые вкусы другим.
С другой стороны, государство заявляет о своей ответственности за доступность культурных ценностей для своих граждан, но недостаточно подкрепляет декларируемое культурное равенство соответствующими материальными условиями. В результате происходит девальвация культурных ценностей в сознании значительной части населения, что негативно отражается на формировании и тем более возвышении социально-культурных потребностей.
Процесс возвышения социально-культурных потребностей под воздействием общественных условий протекает постепенно, но вовсе не стихийно. Невозможно, к примеру, представить этот процесс без разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере самой личности (борьба между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного поведения и т.д.). Этот процесс невозможен также без самовоспитания, своеобразного «самостроения» человека, когда он сознательно, по внутренней потребности избирает социально-культурные услуги, дающие импульс дополнительному развитию и гармоническому соотношению различных способностей, интересов и соответствующих им социально-культурных занятий.
Многофакторность, многоликость процессов формирования и возвышения социально-культурных потребностей определяет необходимость творческого подхода со стороны организаторов социально-культурного сервиса.
Можно выделить следующие направления воздействия организаторов социально-культурного сервиса на изменение, возвышение круга социально-культурных потребностей личности:
участие в культурной политике государственных и общественных структур;
работа с семьей как социально-культурным институтом;
повышение творческого и культурного содержания проводимых акций, формирование интереса к культуре в целом.
Как уже было отмечено, материальное благосостояние как провозглашаемая основная ценность может в соединении с неразвитыми потребностями и обедненными подлинной культурой формами жизни привести лишь к экстенсивному распространению примитивных потребностей. Поэтому необходимы социальная регуляция, целенаправленная культурная политика, организованная социальная поддержка образцов подлинно культурного поведения.
Организатор социально-культурного сервиса, не ограничиваясь лишь экономическими соображениями, обязательно участвует в соответствующих действиях органов власти, СМИ, общественных организаций, формируя общественное мнение и культурный климат.
|
|
Организатор социально-культурного сервиса обязательно учитывает в своей деятельности своеобразие и особенности семьи как социально-культурного института. Именно в семье формируются социально-культурные потребности, закладываются основы их возвышения в будущем. Замечено, например, что дети, путешествовавшие с родителями, обязательно обращаются к туристскому отдыху, став взрослыми. Создавая возможности для совместного семейного культурного досуга, организатор социально-культурного сервиса вносит существенны вклад в формирование культуры семейных отношений.
Обогащение мероприятий, акций социально-культурного сервиса элементами творчества, просвещения, праздника способствует расширению и углублению интереса человека к культуре.
Таким образом, воздействие организаторов социально-культурного сервиса на возвышение социально-культурных потребностей связано с количественным расширением, ростом разнообразия, потребления людьми существующих социально-культурных услуг, с более эффективным воздействием их на формирование и возвышение потребностей, с производством новых социально-культурных услуг, порождающих и удовлетворяющих новые социально-культурные потребности.
Подводя итог изложенному выше, можно утверждать, что процесс возвышения социально-культурных потребностей зависит от:
конкретно-исторического типа, характера общественных отношений;
реально существующей инфрастуктуры социально-культурного сервиса, дающей возможность удовлетворять социально-культурные потребности и заряжающей стимулом возвышения потребностей;
готовности субъекта к удовлетворению и возвышению социально-культурных потребностей, от его личностных характеристик;
способов включения индивида в желаемую социально-культурную деятельность.
Вывод: Необходимо целенаправленное воздействие организаторов социально-культурного сервиса на человека и общественно-культурная политика, способствующая возвышению СК потребностей, в результате чего развивается человек, культура и общество.
|
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ
Какие изменения в социально-культурных потребностях позволяют говорить об их возвышении?
Какова связь возвышения потребностей с производством социально-культурных услуг?
Как система социальных ценностей воздействует на социально-культурные потребности человека?
В чем социально-культурная опасность потребительства?
Почему отсутствие материальной поддержки со стороны государства, девальвирует культурные ценности?
Какова роль личности, общества и организатора социально-культурного сервиса в процессе возвышения социально-культурных потребностей?
3.7. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАТОРУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА.
Особенности профессиональной деятельности и функции организатора социально-культурного сервиса. Требования к специалисту по сервису туризму согласно Государственному стандарту. Комплекс качеств организатора социально-культурного сервиса. Нравственный кодекс деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса.
Социально-культурный сервис является универсальным видом деятельности, целью которой является удовлетворение социально-культурных потребностей личностей, социальных групп и общества в целом. Это деятельность протекает в сфере культуры, экономики, права, психологии личности и социальной группы, поэтому она требует от специалиста по социально-культурному сервису глубоких знаний в различных областях и умения применять их на практике.
Деятельность специалиста по социально-культурному сервису в условиях рыночной экономики предполагает действия в нестандартных, непредсказуемых, вероятностных ситуациях, часто в условиях недостаточности или противоречивости данных для решения возникающих задач. Единый алгоритм для их решения, как правило, отсутствует. Накопленные знания, приобретенный опыт используются каждый раз иначе, вынужденно видоизменяясь в том или другом соотношении. Организатору социально-культурного сервиса необходимы нестандартность мышления, готовность к восприятию нового и творческому поиску. Существенно, что принимать решения в сложных ситуациях приходится не единолично, а в тесном контакте с коллегами своей «команды» и других групп. Поэтому, специалисту необходимо обладать коммуникабельностью, навыками культуры спора и дискуссии.
Основные функции, выполняемые специалистом по социально-культурному сервису и туризму:
диагностическая (выявление особенностей групп и отдельных людей, их социально-культурных потребностей и запросов);
психологическая (помощь в осознании социально-культурных потребностей и консультирование в отношении возможных вариантов их удовлетворения;
коммуникативная (установление контактов с потребителями социально-культурных услуг, коллегами, партнерами по бизнесу, органами управления и т.д.);
организационно-управленческая (управление собой, рабочим коллективом, управление организацией, делом, включая вопросы экономической эффективности);
социально-педагогическая (формирование и возвышение социально-культурных потребностей).
Выпускник по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» должен отвечать следующим требованиям:
знает возможности современных научных методов познания природы и владеет технологиями, необходимыми для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
знаетосновы современных дисциплин о человеке, его потребностях;
знает методы удовлетворении социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;
знает законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и семьей, обществом, окружающей средой;
знает эстетические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, человека к обществу и общества к человеку, умеет учитывать их при разработке экологических и социокультурных проектов;
знает нормы деловой письменной и устной речи, процессы организации эффективной речевой коммуникации в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;
обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий услуг;
имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурной сфере и туризме;
принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности;
принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;
понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
внедряет современные научные знания, передовые технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма;
способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта; анализу своих возможностей;
умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;
способен обеспечить деятельность предприятий и организаций представляющих услуги по рекреации и туризму;
умеет разработать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;
использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;
обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;
владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения;
обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;
владеет знаниями организации контроля качества по оказанию услуг социально-культурного сервиса и туризма;
обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;
владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста по сервису и туризму, изложена в Государственном стандарте высшего и специального образования, утвержденном Министерством образования РФ в 2000 г.
Требования к образованности специалиста, к его знаниям и умениям даны по отдельным циклам дисциплин:
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
общих математических и естественно-научных дисциплин;
общепрофессиональных дисциплин;
специальных дисциплин направления «Социально-культурный сервис и туризм»;
В рамках данной темы наиболее значимы требования к специалисту по двум последним циклам.
Организатору социально-культурного сервиса необходимы не только соответствующие знания, но и комплекс личностных качеств и умений, обеспечивающих успешную деятельность в социально-культурной сфере. Этот комплекс можно разделить на 3 группы:
качества, ориентированные на управление собой;
качества, ориентированные на взаимодействие с окружающими;
качества, ориентированные на организацию, на дело в целом.
Качества, ориентированные на управление собой, предполагают:
умение владеть собой, сдержанность, стрессоустойчивость;
умение распределять время, деловитость, пунктуальность;
установку на профессиональное и личностное саморазвитие;
работу над собой на основе самооценки, осмысления опыта, целей, ценностей, преодоление недостатков;
преодоление недостатков, самооценка (осмысление опыта, целей, ценностей);
умение поддерживать здоровье и работоспособность;
умение совмещать работу и частную жизнь.
Качества, ориентированные на взаимодействие с окружающими (коллеги, партнеры по бизнесу, потребители услуг) предполагают:
умение влиять на окружающих (внешность, уверенность в себе, такт, вежливость, обаяние, юмор)
умение работать с персоналом, руководить;
способность обучать и развивать подчиненных;
владение навыками делового общения (умение выступать перед аудиторией, вести переговоры и деловые беседы, проводить совещания и т.д.);
умение сплачивать людей, организовывать совместную работу, побуждать к активности и сотрудничеству.
Качества, ориентированные на организацию, на дело в целом предполагают:
знание современных управленческих подходов, работы «по вертикали»;
целеустремленность, увлеченность делом, ответственность, законопослушность;
навык решать проблемы;
изобретательность, предприимчивость, инициативу, творческое начало в деятельности;
компетентность, как результат специального образования, постоянное обновление знаний, знание иностранных языков, умение использовать технику и работать с информацией.
Указанные качества предусмотрены профессиональными функциям специалиста по социально-культурному сервису. Но немаловажное значение имеет этика трудовой деятельности специалиста в сфере социально-культурного сервиса, которая может быть объединена в своеобразный кодекс профессионального поведения.
Организатор социально-культурного сервиса:
всегда помнит, что его работу оплачивают потребители услуг; главная обязанность его – в соответствии с этикетом встречать и удовлетворять нужды потребителей, заботиться об их интересах и безопасности;
ощущает ответственность за организацию в целом, реагирует и принимает должные меры при малейшем недостатке в работе персонала или организации;
должен обеспечить качество услуг; поэтому любое замечание, пожелание потребителя – подсказка, как улучшить сервис;
использует любую возможность для повышения своей компетентности, обогащения навыков и пополнения знаний;
работает в команде, всегда готов заменить коллегу или помочь любому сотруднику, используя все имеющиеся для этого возможности;
категорически воздерживается от участия в противоправном деле, предпринимает все меры, чтобы не допустить его;
строго соблюдает правила внутреннего распорядка и трудовую дисциплину;
не принимает пищу, не пьет, не курит на рабочем месте на глазах у посетителей, пользуется служебным телефоном в рабочее время для личных надобностей только в исключительных случаях;
понимает значение внешнего облика, культуры сервисного взаимодействия, принимает необходимые меры для обеспечения благоприятного впечатления при непосредственном общении.
Очевидно, что в данном разделе изложены лишь основные требования к профессиональным и личностным качествам организатора социально-культурного сервиса. В практической деятельности в сфере социально-культурного сервиса необходимо учитывать множество факторов: это и социальная эффективность, и экономическая целесообразность, и национальные традиции. Но наиболее значимые – благо человека, культуры, благо для России.
Вывод: Профессиональные и личностные качества организатора социально-культурного сервиса исключительно важны для обеспечения эффективной организации социально-культурного сервиса. Наиболее важными качествами организатора СКС и туризма являются установка на профессиональное и личностное саморазвитие, владение навыками делового общения, творческое начало, соблюдение этических норм профессиональной поведения.