О преодолении, терпении
и немного о любви
Беседа по реабилитации
Киров, 2004
Составитель: Шиляева Е.А., главный библиограф отдела обслуживания
А первый шаг- так труден!
И все же не спеша,
Идите люди к людям –
Душе нужна душа!
В. Сокерин
Для любого человека труд является источником материальных и духовных благ, возможностью утверждения себя в обществе, а для незрячего к тому же — это важное средство компенсации слепоты и общения с людьми.
Разносторонняя практическая деятельность Всероссийского и республиканских обществ слепых, а также исследования российских ученых-дефектологов убедительно показывают огромные возможности применения труда незрячих на производстве, в науке и искусстве.
На нашей сегодняшней встрече мы с вами рассмотрим несколько серьезных тем, касающихся реабилитации незрячих:
Ø Проблема ориентировки, передвижения в городе
Ø Вытекающая из первой – проблема общения со зрячими, которые не знают о том, что вы не видите.
Ø Проблема общения с другими незрячими.
|
|
Вся информация подготовлена по материалам из книг и периодики, посвященных проблемам реабилитации людей с ограниченными возможностями. Часть этих материалов имеется в библиотеке укрупненным шрифтом, а большая часть, к сожалению, только обычным шрифтом и чтобы донести эту информацию до вас мы, несмотря на то, что у нас сегодня праздник, посвященный Дню молодежи, поговорим о проблемах нашей восовской молодежи. После предложенной информации мы можем это обсудить, высказать свое мнение, ваши пожелания – какие темы мы будем освещать в следующие наши встречи, затем вас ждет дискотека и игровая программа.
А теперь мы поговорим о вас, вашей жизни. Все мы хотим, чтобы она изменилась в лучшую сторону, чтобы в ней появилось что-то новое, интересное.
Очень многое зависит от активности нашей молодежи. Я приведу несколько примеров из российской практики.
1. Театры. Театр не слышащего актера из Великого Новгорода уже отметил свое 20-летие. Открываются театра актеров на колясках, даже театр актеров с синдромом Дауна.
2. Туристические лагеря для молодежи с ограниченными возможностями.
3. Авторалли для инвалидов-колясочников
4. Кубки команд интеллектуального современного искусства молодых членов ВОС (КИСИ)
5. Кировская область Молодежный театр «Стимул» Ленинского районного общества инвалидов. Актеры – молодые инвалиды.
Да что брать дальние примеры. По инициативе нескольких наших восовцев в апреле этого года был организован и проведен дополнительный внеплановый вечер отдыха для наших молодых членов ВОС. У нас есть огромная просьба к вам – быть отзывчивее на наши инициативы – общайтесь, приходите на наши мероприятия, приводите друзей, приводите других восовцев. Если вы остерегаетесь пойти одни – возьмите своих родственников, знакомых, зрячих друзей. Мы всегда всем рады.
|
|
Российскими тифлологами были проведены анкетирования по вопросам общения незрячих.
В результате ряда исследований были сделаны выводы, что негативные моменты в контактах возникают из-за недостаточной мобильности слепого; из-за неправильной (заниженной) оценки физических и духовных его возможностей, особенно со стороны зрячих, ранее не имевших контактов со слепыми; из-за неумения контактировать с незрячими, а также из-за негативных личностных качеств как зрячего, так и слепого. Все эти проявления ведут к изоляции или самоизоляции слепого, а нередко и к конфликтам. Такое анкетирование незрячему подскажет, как избежать конфликтных ситуаций в общении с людьми, как лучше адаптироваться в окружающем мире. Зрячему даст совет, как правильно (не умаляя возможностей слепого) прийти ему на помощь.
Очень долго о слепых в полный голос не говорили, как будто их и не было. Но они были, есть и, к сожалению, будут. Несмотря на научные открытия в области офтальмологии, количество незрячих не уменьшается. Если вы зрячий человек, вам наверняка приходилось видеть слепого. Вы никогда не задумывались, как бы вы вели себя в обществе слепого человека?
Во взаимоотношениях слепых и зрячих ярко проявляются все человеческие качества. Родственники, друзья слепых, а также работники специализированных учреждений и организаций Общества имеют навыки общения с незрячими. Но человеку, впервые столкнувшемуся со слепым, очень сложно выбрать правильную линию поведения.
Несколько лет назад проводились опросы и анкетирование людей, быть может, чаще других сталкивающихся с незрячими в силу своей профессии (например, шофер, продавец).
Среди водителей городского общественного транспорта и продавцов магазинов распространили анкету следующего содержания:
«Какие контакты между слепыми и зрячими Вы считаете положительными и какие отрицательными? Просим привести примеры».
По мнению водителей общественного транспорта, к сожалению, не часто можно увидеть, как кто-то из прохожих помогает слепому перейти улицу.
Нередко наблюдаются случаи, когда пассажиры при входе в городской транспорт толкают слепого, так как отличить незрячего в толпе не всегда возможно. Поэтому слепой, передвигаясь с тростью, помогает не только себе, но и благодаря трости окружающим.
По мнению продавцов магазинов, подавляющее большинство покупателей не возражают, чтобы незрячие обслуживались вне очереди.
Слепой человек прилагает много усилий, чтобы держаться очереди, не потерять ее, выбить чек в кассе. Бывает и так. Незрячий покупатель подходит к продавцу и, не предупредив его о своей слепоте, спрашивает, есть ли в продаже такой-то товар, что можно купить из продуктов. Продавец с раздражением отвечает: «Смотрите, всё перед вами, всё на витрине». Слепой в резкой форме повторяет вопрос или демонстративно уходит с видом обиженного. Продавец, обнаружив, что перед ним слепой, спохватывается, извиняется, чувствует себя неловко. Незрячий здесь явно не прав. Мало того, что он не пояснил, что не видит, он поставил в неловкое положение продавца. По мнению продавцов, было бы хорошо организовать обслуживание незрячих через стол заказов.
1. «...Ориентирование по знакомому и незнакомому маршруту совершенно несравнимы между собой. Передвижение по знакомой местности не связано для меня с какими-либо трудностями. Хотя бывают непредвиденные обстоятельства.
В начале преодоления незнакомого маршрута расспрашиваю о нем в подробностях, узнаю более легкий путь, стараюсь мысленно представить маршрут в целом и детально, выделить и запомнить характерные ориентиры.
|
|
На смешанном маршруте (пешеходно-транспортном) мысленно намечаю удобный маршрут передвижения. Соизмеряю сложность, время и расстояние. По необходимости приходится передвигаться более длинным путем, но с меньшим количеством пересадок и переходов оживленных улиц».
2. «...Проще передвигаться, когда руки свободны, стараюсь вещи носить в рюкзаке, ходить в легкой, не сковывающей движения одежде, в свободной мягкой обуви с эластичными подошвами средней толщины. Ориентиром служат неровности почвы, асфальта. Пользуясь длинной тростью, не применяю ее без надобности».
3. «...Открываю лицо, лоб даже в холодную погоду, чтобы ощущать предметы сбоку и спереди, используя направление ветра, звуки, выделяя в них необходимые. Запахи при ориентировании тоже имеют большое значение. По запахам я безошибочно узнаю парикмахерскую, обувной, промтоварный и продуктовый магазины, столовую, баню, аптеку. Лучше ориентируюсь в ясную, сухую погоду, хуже — в сырую, вьюжную, влажную. Когда почувствую, что сбился с дороги, останавливаюсь. Предпринимаю меры, чтобы сориентироваться на местности, выйти на правильный путь. Если это не удается, ровным спокойным голосом обращаюсь за помощью к прохожим».
4. «Моя способность ориентироваться во многом зависит от партнера. Проще и легче контактировать с человеком, который долгое время общался со слепыми. Когда передвигаюсь с партнером, иду с левой стороны, примерно на полшага сзади, держу его свободно за руку выше локтя. Стараюсь идти в ногу, выдерживать темп товарища. Спуски, подъемы, повороты хорошо ощущаю по движению сопровождающего, причем всегда прошу его не останавливаться и не предупреждать об этом. В двери и из дверей, в том числе и в транспорте, на лестницах вхожу и выхожу сзади сопровождающего. Легче ориентироваться, когда движения идущего со мной плавные, ритмичные, без рывков и резких поворотов, походка не тяжелая, но и не чрезмерно легкая (при очень легкой походке можно не заметить подъемы, неровности дороги)».
|
|
Опытные в ориентировании незрячие используют любые меры предосторожности. «Вхожу и выхожу из городского транспорта немножко боком, обязательно пользуюсь тростью или просто держу ее в руке, чтобы окружающие поняли, что я незрячий. При входе стараюсь встать у дверей, дать возможность пассажирам выйти, и только тогда вхожу. Когда открываю дверь какого-либо помещения, соблюдаю меры безопасности: если дверь открывается на меня, не стою напротив, если от меня, то открываю ее плавно».
Но рассмотрим и другие случаи. Встречается такая ситуация: незрячий сбился с пути. Случайный прохожий подходит, пытается ему помочь. При этом он подчеркнуто громко отмечает, что слепой заблудился, и дает советы, куда ему идти. Незрячий реагирует резко, даже грубо, отказывается от помощи. Зрячий уходит обиженный, оскорбленный, в недоумении.
Сбившись с пути, незрячий чувствует себя неловко. Зрячий, оказывающий помощь окриком, привлекает внимание окружающих и тем самым усугубляет неловкость слепого. В подобной ситуации зрячий «помогает» слепому на расстоянии: «Иди вправо, влево, прямо...» и т. п. Такое «управление на расстоянии» малоэффективно и унижает слепого, также как расспросы по поводу слепоты, сочувствие, настойчивое предложение помощи, хотя в этом нет необходимости. Конечно же, это делается из самых добрых побуждений, чтобы предостеречь от опасности. Но, к сожалению, такие предостережения бывают неумелыми:
«Когда я выхожу из трамвая, троллейбуса, вагонного тамбура на железнодорожную платформу, просто спускаюсь по лестнице, мой сопровождающий, желая мне помочь, сбегает со ступенек первым, берет за руку и тянет ее вверх. Или, чтобы помочь перейти дорогу, берет за рукав и переводит через улицу, или идет боком на расстоянии и тащит за руку».
«Очень сковывает физически и морально, когда двое или трое, крепко схватив меня, как мешок, начинают подталкивать, усаживать, хотя в этом нет нужды; когда зрячий».
Собранные материалы показали, что активность общения у лиц с дефектами зрения зависит от возраста, чисто человеческих свойств, качеств характера. Вместе с тем активность общения у незрячих зависит от степени влияния дефектов на психологическое состояние, от уровня физической и социальной мобильности.
А теперь мы хотим вас ознакомить с разработками наших реабилитологов, изложенных в пособии для инвалидов «К независимой жизни», выпущенном в рамках проекта «Внедрение идей независимой жизни инвалидов в России», который осуществлялся РООИ «Перспектива» в 1999-2000 годах.
В ряде продвинутых в плане работы с инвалидами регионов страны с 1997 года были подготовлены для активной работы команды молодых инвалидов. Участники проектов добились первых успехов: в городах стали строиться пандусы для инвалидных колясок, налаживается контакт с властями, коммерческими структурами, другими общественными организациями.
В пособии рассматривается критерии взаимной поддержки инвалидов. Есть пять измерений, или критериев, с помощью которых можно описать взаимную поддержку. Это:
•Уровень организации;
•Шкала изменений;
•Сфера оказания поддержки;
•Степень доверительности;
•Уровень ответственности.
Со шкалой изменений тесно связан опыт человека, степень его вовлеченности в деятельность групп поддержки. История и развитие Движения Независимой жизни могут быть связаны с уровнем организации.
Взаимная поддержка. Повторяющиеся неверные толкования и оценки понятий «инвалид» и «инвалидность» оказывают угнетающее воздействие, представляя нас жалкими и беспомощными. Постепенно мы сами начинаем верить в то, что мы не способны осознавать и выражать свои желания и потребности, самостоятельно делать выбор и вообще быть независимыми. Мы начинаем жить так, как если бы наша инвалидность ограничивала нас в достижении жизненных целей. Однако, на самом деле это, прежде всего заниженная самооценка.
Взаимная поддержка -вот, что помогает нам восстановить самооценку, благодаря чему мы начинаем по-иному воспринимать самих себя, по-иному строить отношения с другими людьми, и они тоже начинают воспринимать нас по-новому.
Что же такое - взаимная поддержка? (Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что человек, у которого есть некоторый личный опыт, связанный с инвалидностью, хочет, поделившись им, помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом инвалидности каждый из участников группы взаимной поддержки (ГВЦ) получает информацию, которая может помочь ему решить свои личные проблемы самого разнообразного характера.
При проведении таких групп важно, рассказывая о своем опыте, избегать советов, поскольку большинство советов могут носить поверхностный характер. На примере пособия такие занятия проводятся специалистами, организованно, в нашем случае мы имеем примеры таких занятий самостоятельного характера. Кроме того, советы выражают субъективное отношение к проблеме того, кто советует, что может вызвать неприятие со стороны того, кому советуют. Это может привести к конфликту в группе, что ни в коей мере не способствует налаживанию доверительных отношений. Делясь же своим опытом и не навязывая решений, можно помочь любому из участников группы самостоятельно разобраться в своих проблемах. Получив в результате обмена опытом нужную информацию, человек сам выбирает приемлемый для его ситуации вариант решения и сам несет ответственность за свой выбор.
Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно определяют волнующую всех тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и проблем, связанных с этим состоянием, например: «Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?» или «Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?». Проведение ГВП предпочтительнее начинать с обсуждения достаточно общих тем, постепенно переходя к темам, требующих высокой степени доверия. В процессе проведения ГВП происходит следующее:
•Обмен основной информацией (взаимная консультация); Такой обмен может начинаться с вопроса, который задает человек, недавно ставший инвалидом: «С какими трудностями я могу столкнуться при моей инвалидности и как с ними можно справляться?». Другой захочет поинтересоваться: «Где и как можно достать или отремонтировать инвалидную коляску?» или «В какие инстанции можно обратиться, как и в какой последовательности, решая тот или иной вопрос бытового или медицинского характера?»
•Установление доверительных, доброжелательных и открытых отношений; При такой форме отношений человек может захотеть поговорить о чем-то глубоко его волнующем и предпочтет поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт и кто способен его выслушать и проявить участие. Существует множество тем, в которых могут быть затронуты: семейные конфликты, сексуальные проблемы, смущение и неудовлетворенность и т.д.
•Установление контактов. Некоторые люди чувствуют себя одинокими и изолированными, ищут себе компанию людей, чтобы вместе сходить в магазин, в театр или в кино, и т.д. Участие в ГВП может помочь таким людям найти себе товарищей и помощников. В конечном счете, такие отношения могут перерасти в настоящую дружбу.
Мнение одного из участников проекта – Андрея Копыльцова из г. Перми. Да, такая общественная работа позволяет человеку полностью раскрыться, По словам друзей, я тал грамотно и правильно подходить к любой проблеме и решать ее. Приобрел большой опыт в общении с людьми, научился преподносить себя так, что меня уважают, считаются с моим мнением, многие делятся со мной своими личными проблемами, доверяют мне.
И нам бы тоже хотелось, пусть не в таких масштабах, но вы также научились правильно общаться со зрячими на улицах нашего города, общаться друг с другом и самостоятельно решать ряд своих проблем, найти новых друзей и полезных знакомы.
А теперь мы познакомим вас с поэтическим творчеством наших читателей. Послушайте несколько стихотворений. Мы отобрали самые лучшие, на наш взгляд, творения, и конечно же о любви.