1. В зависимости от функциональной роли:
а) исходные (они определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления):
- закрепительные (они выражают в обобщенном виде определенные элементы регулируемого правоотношения). Например, в УК нормы содержат признаки преступления;
- дефинитивные (в них содержатся научно сформулированные определения юридического понятия и категории);
- нормы-принципы (в них сформулированы принципы права);
б) общие нормы (они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права);
в) специальные нормы (они относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей.
2. По функциям, которые выполняют нормы права:
- регулятивные,
- охранительные.
3. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности):
- конституционные,
- административные,
- гражданские,
- трудовые,
- уголовные,
- финансовые и т.д.
4. В зависимости от характера правовых норм:
а) материальные:
- уголовные,
- административные,
- экологические;
б) процессуальные:
- уголовно-процессуальные,
- гражданско-процессуальные.
5. По характеру содержащихся в нормах права правил поведения (по форме выражения предписания):
- обязывающие (они устанавливают обязательно совершать определенные положительные действия). Содержат слова "обязан", "должен";
- запрещающие (запрещают совершать определенные действия). Содержат слова "запрещено", "не вправе";
- управомочивающие (они предоставляют участникам общественных организаций право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов). Содержат слова "может", "вправе", "имеет право".
6. По методу правового регулирования:
- императивные (строго обязательные, категорические, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания);
- диспозитивные (они предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению);
- поощрительные (это предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них, вариант поведения субъектов, который заключается в добросовестном выполнении своих хороших и общих обязательств либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования);
- рекомендательные (устанавливают варианты наиболее желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений).
7. По степени определенности изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правового акта:
- абсолютно определенные (они точно определяют условия их действия, права и обязанности участников общественных отношений или меры юридической ответственности за их нарушение);
- относительно-определенные (они не содержат достаточно ведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможности решать дело с учетом конкретных обстоятельств);
- альтернативные (они предусматривают несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение).
8. По кругу лиц:
- общие (они распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории);
- специальные (они действуют только в отношении определенной категории лиц – учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров).
9. По времени действия:
- постоянные,
- временные.
10. По юридической силе:
- нормы законов,
- нормы подзаконных актов.
Классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению.