Диагностика памяти

Методики исследования психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста.

(дополнительный материал).

Тесты, определяющие уровень произвольной регуляции деятельности детей

В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация (не говорить вслух на уроке, не вскакивать с места, не кидаться в драку, не заливаться слезами по малейшему поводу и т.п.); умение планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо, подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям и многое другое. От того, насколько у вашего ребенка развиты эти способности, будет во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.

"Найди такой же предмет" (тест Кагана) (определение степени импульсивности-рефлективности в психической регуляции детей).

Ребенку предлагают картинку с изображением какого-нибудь предмета (самолет, цветок, кошка...) и еще карту с изображением 6-ти самолетов, цветов и т.п., среди которых только один — точная копия образца, а другие 5 имеют малозаметные отличия.

Следует фиксировать время обдумывания ребенком задачи, от момента предъявления общей таблицы и число ошибок.

Оценка результатов:

(1) Высокая импульсивность — скорость ответа 10 сек и менее.

(2) Выраженная рефлексивность — скорость ответа более 30 сек.

Безошибочность ответов при их высокой скорости говорит о быстроте, гибкости и точности мышления и не является поводом для беспокойства родителей по поводу будущей успешности их ребенка в обучении.

Большая неточность ответов, при их высокой скорости, свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь своему эмоциональному порыву. Безусловно, выраженная импульсивность негативно отражается на успеваемости детей в школе, однако, это качество познавательной активности личности поддается коррекции. Поощрение обдумывания своих действий, специальные тренировки действий в сдержанном стиле поиска ответов, выработка приемов организации внимания — способны дать положительные результаты. За помощью в этом вопросе родители всегда могут обратиться к специалистам— психологам.

Чрезмерная рефлективность детей так же должна озаботить родителей, так как такие дети испытывают в обучении трудности другого рода: они менее спонтанны и непосредственны в выражении своих мыслей и чувств, чувствуют себя менее свободно в классе на уроке, в общении со взрослыми и сверстниками, и очень озабочены результатами любой своей работы; такие дети менее решительны и уверены в себе, испытывают большее интеллектуальное и эмоциональное напряжение при необходимости принять решение. Рекомендации по коррекции этих качеств личности ребенка также можно получить у квалифицированных специалистов: конкретные в каждом конкретном случае.

"Палочки и крестики"

(определение уровня саморегуляции и стиля учебной деятельности) Ребенку предлагают тетрадный лист в клетку с полями, на первой строчке сверху написан образец задания: 1+1+1—1+1+1—1+ 1 и т.д.

Испытуемому необходимо в таком же порядке писать палочки и штрихи в течение 5 мин., соблюдая следующие правила:

(1) — пиши палочки и крестики точно в такой же последовательности.

(2)—переходи на другую строчку после знака "-".

(3) — не пиши на полях.

(4) — пиши каждый знак в одной клеточке.

(5) — соблюдай расстояние между строчками в 2 клеточки. Все правила можно сначала разъяснить и показать ребенку.

Оценка результатов:

(5) баллов — Ребенок точно следует инструкции на протяжении всего задания, не отвлекается, сам находит и исправляет ошибки, старается делать аккуратно, не спешит сдать работу по окончании и пытается еще раз проверить написанное.

(4) балла — делает больше ошибок, но не замечает их и не старается исправить, не очень заботится о качестве выполнения работы, но стремится к успеху.

(3) балла — безразличен к результату работы, не стремится исправлять ошибки, не соблюдает все правила инструкции.

(2) балла — следует лишь некоторым правилам, но забывает быстро и их, выполняет работу хаотично.

Диагностика памяти.

"Узнавание фигур" (тест Бернштёйна). Ребенку предлагают табл. 1 с 9 геометрическими фигурами, время экспозиции 10 сек. Ему необходимо запомнить фигуры.

Сразу после показа ему предъявляют табл.2, где фигуры-эталоны разбросаны среди других 25 фигур. Ребенок должен опознать среди них увиденные.

Оценка результатов:

Очень высокий — 9 фигур узнаны верно. Норма — 7-8 фигур (для 7 лет). Низкая норма 6 фигур (для 7 лет, для 6 лет — норма). Низкий результат — меньше 6 фигур.

"25 Картинок" (методика Истоминой). Ребенку показывают поочередно 25 картинок с изображениями каких-либо знакомых предметов, животных, растений, игрушек. Время экспозиции каждой картинки З сек (можно использовать картинки любого игрового лото и др.). Потом ребенку предлагают вспомнить, что он видел.

Норма для 7 лет — 7-8 картинок.

Норма для 6 лет — 6 картинок.

"9 геометрических фигур".

Ребенку предъявляют табл. с простыми геометрическими фигурами, всего 9 фигур. В течение 18 сек. ребенок должен запомнить фигуры, а затем в отсутствие образца воспроизвести их на бланке ответов.

Оценка результатов:

Норма — 6-8 фигур. Очень низкий — меньше 4 фигур.

"Сложные фигуры" (шкала памяти Векслера). Ребенку предъявляются поочередно табл. 1, 2, 3, 4. Размер каждой фигуры — 20х30 см. Время показа — 3 сек. Сразу после окончания показа ребенку предлагают зарисовать на бланке ответов увиденную фигуру.

Оценка результатов:

Табл. Наличие двух перекрещенных линий с флажками, независимо от направленности флажков — 1 балл.

• правильно поставленные по отношению друг к другу флажки — 1 балл.

• точность, равные линии, поставленные под правильным углом — 1 балл.

(максимум — 3 балла)

Табл.2. Большой квадрат с двумя диаметрами 1 балл

четыре малых квадрата в большом квадрате — 1 балл

• два диаметра со всеми мелкими квадратами — 1 балл

16 точек в малых квадратах — 1 балл

точность в пропорциях — 1 балл

(максимум — 5 баллов)

Табл.3. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом

краю —1 балл

• центр, правая или левая сторона правильно воспроизведены, фигура верная, за исключением одного угла — 1 балл

фигура верно воспроизведена, в приблизительно равных пропорциях — 3 балла

(максимум — 3 балла)

Табл.4. Большой прямоугольник с маленьким в нем — 1 балл все вершины внутреннего прямоугольника соединены с углами наружного —1 балл

маленький прямоугольник точно размещен в большом — 1 балл.

• (максимум — 3 балла)

На нашей выборке (64 человека) были получены следующие средние показатели успешности:

в группе умственно отсталых — ни один человек не воспроизвел верно (даже частично) ни одной фигуры (10 человек).

в группе детей с задержками развития (10 человек) — оценки за 4 таблицы в среднем — 2 балла, в группе детей с нормальным интеллектом (38 человек)

• низкая оценка 4-5 баллов.

• средняя оценка — 6-6,5 баллов:

• хорошая оценка — 7-9 баллов.

• очень хороший результат (высокий) 10-12 баллов (2 человека).

"Запоминание цифр". Ребенку предлагают запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х:

813 3126 52169 631925 645 7482 38471 936472

Если ребенок не повторил предъявленный ряд цифр в том же порядке, то ему прочитывают повторно другой ряд цифр того же количества.

Оценка результатов: максимальное число цифр, которое может запомнить ребенок — норма для 6-7 лет — 5-6 цифр.

Более сложным заданием является повторение цифр в обратном порядке. Начинать с 2-х цифр: например: 73 — ответ ребенка 37, 629 — ответ ребенка 926...

норма для 6-7 лет — 3 цифры в обратном порядке и более.

"Пиктограммы" (тест А.Лурии)

Ассоциативное зрительно-словесное запоминание. Предложите ребенку запомнить 16 слов с помощью рисунков. К каждому слову, которое вы будете читать, он должен будет нарисовать что-нибудь такое, что поможет ему лучше запомнить слово. Примерный перечень слов:

СТУЛ ШАПКА РУЧКА БАНКА ЗВЕЗДА ПЕРЕХОД КЛЮЧ КАРТИНКА НОЧЬ ЧАЙ БЕГЕМОТ ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ФУТ­БОЛ ПЛАТЬЕ УЛЫБКА МИР.

Затем, глядя на свои картинки, ребенок должен вспомнить все слова. Такой прием подключения зрительных ассоциаций к запоминанию значительно улучшает запоминание, но только у тех детей, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные, адекватные образы к словам и узнаваемо изобразить их на бумаге.

Оценка результатов:

Хороший — ребенок правильно вспоминает все слова; легко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.

Средний — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминает не все слова.

Низкая — затрудняется подобрать ассоциации в большинстве случаев, и его образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминает меньше 10 слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: