Предисловие №2 9 страница

У мальчишек старше 13 лет свидетельством деформированного развития может стать «боязнь высоты», то есть сознательная попытка принизить себя.

Диалог на психологической игре. Валя – 13 лет, умная, пока не очень миловидная и ужасно не уверена в себе,

Миша – 14 лет, агрессивен, умен, но плохо учится, не имеет друзей.

Я.– Валя, чувствуешь ли ты себя в безопасности рядом с Мишей?

В.– Нет, ни здесь, ни в школе (пока с полуулыбкой)... Я его боюсь.

Я.– Миша, Вале неудобно в твоем присутствии, не мог бы ты создать ей комфортные условия?

М.– Это как?

Я.– Сказать добрые слова, комплимент какой-нибудь...

М.– Э (Миша краснеет, опускает глаза)... Ну, это я... Нет, не могу.

Я.– Но ведь в обычных условиях ты и обругать ее можешь, а сейчас просто похвали. Скажи, Валя, ты – такая...

М.– Нет, не могу...

Миша (14-летний парень ростом со взрослого мужчину) вскакивает, заливается слезами (!) и убегает из комнаты.

Коллективный портрет старшеклассника – груб, скуп на добрые слова, не склонен к откровенности с родителями, но проявляет повышенные требования к их вежливости и уважению свободы своей личности, никогда не берет на себя ответственность, избегает участия в художественной самодеятельности и вообще отрицает наличие у себя талантов, но постоянно бренчит на гитаре. Революционеры на словах, презрительные ниспровергатели ценностей старшего поколения, наши дети на самом деле не способны на дерзания, не готовы в одиночку бросить вызов собственным слабостям, взять ответственность, проявить заботу, стать надежными в своем служении ДОБРУ.

Во второй части этой книги мы отдельно расскажем, как в Китеже создавался Малый совет, и дети учились выбирать из своей среды лидеров, которые получали право руководить, преподавать, распределять работу, назначать компенсации. Около года ушло на то, чтобы дети преодолели тот особый страх, который вселяет ответственность и долг лидера.

Откуда в них это? А от страха испытать свои силы и убедиться в несостоятельности, от страха познать самого себя – понять свои эмоции, импульсы, воспоминания, способности, потенциальные возможности, свое назначение. Это защитная реакция, оберегающая нашу веру в себя, самоуважение и самолюбие. Мы склонны бояться любого знания, которое могло бы заставить нас презирать самих себя, породить в нас комплекс неполноценности или же вызвать чувство собственной слабости, бесполезности, греховности и постыдности наших убеждений. (А.Маслоу)

Именно в подростковом возрасте многие переживают самый глубокий жизненный кризис. Детство кончается, и наступает время для формирования цельной личности. Изменения происходят в подростковой стадии сразу по многим направлениям: бурный физический рост и половое созревание, озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», и поиск смысла жизни заодно с призванием и своим местом в обществе. Все нерешенные в детстве проблемы вновь выходят на поверхность, но теперь их надо решать сознательно и с чувством свободного выбора.

Ну почему я почти не видел подростков, наделенных доверием к миру, а не циничным пренебрежением к опыту родителей? Где их самостоятельность без вызова, стремление стать хозяином своей судьбы без попыток решать свои проблемы за счет других?

Своих мозгов для решения всей совокупности проблем не хватает, а обращаться за помощью не велит «менталитет подросткового кризиса». Перед вами не «плохой подросток», а ребенок с «психологическими проблемами, то есть почти больной».

Мой жизненный опыт говорит в пользу предположения, что таковыми «больными» в той или иной степени являются 90 процентов всех городских детей. Поэтому родители должны проявить особую аккуратность и заботу, помогая юной личности не только увидеть в себе проблему, но и помочь ему с этой проблемой ужиться, не подорвав веру в себя.

Обычная ошибка родителей: парень пришел домой из школы, переполненный самыми важными в его жизни проблемами. Осознанно или нет, но он ищет сочувствия и поддержки родителей. Мама, попивая чай с гостями, говорит с заботливым юмором: «Ой, какой же ты мятый, нестриженый» (или что-то в этом роде). Она не хочет обидеть ребенка, она хочет пошутить, развлечь гостей и заодно весело наставить своего любимого сына на путь истинный. Но он-то в этот момент находится совсем в ином эмоциональном поле. Для него легкое подшучивание сейчас – свидетельство легкомысленного отношения родителей к его бедам, присутствие гостей усугубляет ощущение отчужденности. И самое главное – в 15 лет никто не любит быть объектом насмешек взрослых. В результате заботливые, но не в меру любящие шутки родители могут вообще потерять контакт со своим взрослеющим ребенком.

Довод «повзрослеет – поймет» не имеет смысла, так как мы же с вами понимаем, что именно в 15 лет наши дети особенно нуждаются в наших советах.

По мере взросления ребенка родители могут счесть, что с ним уже нечего церемониться: «Чтоб в 10 был дома, рано тебе еще…» «Сам должен понимать, не маленький…». Попытка сохранить контроль такими средствами только спровоцирует разрыв. Ребенок не вспомнит о тех игрушках, которые ему дарили. Обида вернет его память к какому-нибудь эпизоду раннего детства, полному боли и непонимания. А дальше приблизительно такой ход мыслей: «Они меня всегда обижали. Но тогда я вынужден был подчиняться. А теперь я совсем другой и я рву внутренние нити, связывающие меня с этой болью и несправедливостью. Я другой, я зачеркиваю свое прошлое.» На самом деле, он его не зачеркивает, а наоборот, подтаскивает к настоящему, питает из него свою решимость бороться с родителями, которые видя его неадекватность, стремятся наоборот упрочить контроль. Так некогда послушный отпрыск подходит к той стадии взросления, где ему особенно важно выйти из-под опеки родителей, доказать собственную значимость. Гармоничного перехода не новую стадию не получается. Диаметрально противоположные устремления сталкиваются. С этого момента, начинается черная полоса истории отношений «отцов и детей». Дети выходят из-под контроля, становятся непослушными, дерзкими, любой совет воспринимают как вмешательство в свою личную жизнь и отвергают все, исходящее от родителей, как заведомо вредоносное. В зависимости от темперамента, юные отпрыски начинают самоутверждаться тем, что раньше было запрещено. Самоутверждаются исключительно по дурацки, так как внутренние матрешки продолжают подкидывать образцы поведения из раннего детства. Отсюда дурацкие прически, серьги в носу и пупке, секс на мотоцикле.

Девятиклассница Женя, яркая, пользующаяся успехом у мальчиков, в минуту откровенности сказала: «Раньше мы все вместе ходили, было весело, а теперь я одна с подругой... Мальчишки все дураки какие-то». Увы, это не просто речевой оборот девушки, пресыщенной общением, это искреннее признание своей неспособности понять окружающих и построить с ними нормальные взаимоотношения. Поверьте нам на слово: мальчики в Китеже отнюдь не дураки. Но Жене (в свои 14 лет) было непросто разглядеть за внешне колкой, агрессивной формой поведения что-то, что оправдало бы общение. Она видела, сколько горечи и боли доставляет «копание во взаимоотношениях», которым занимаются ее родители. Поэтому подсознательно она избегает глубины взаимоотношений, предпочитая скользить по поверхности. Но на педсовете, сопоставляя информацию из семьи с отзывами учителей, мы заметили, что Женя очень много читает, а на уроках литературы концентрируется на взаимоотношениях героев, причинах, порождающих те или иные эмоции, и мотивах поступков. Был сделан вывод о том, что Женя пытается таким безопасным способом прорабатывать собственные реакции. Опыт показывает, что в какой-то момент количество перейдет в качество, и, неоднократно пережив те или иные страсти в своих фантазиях, девочка перестанет бояться их и в реальной жизни.

Особо остро встает вопрос об изменениях где-то во временном промежутке между 12-15 годами. Наши дети начинают пытаться впервые осознать себя и своего места в мире. Если до этого у вас не сложился эмоциональный контакт со своей дочкой или сыном, то не потеряйте этого нового шанса, который дает нам природа. С ростом интеллекта, рухнет привычный образ мира, существующий в сознании вашего ребенка, его личность и без того текучая, начнет меняться катастрофически быстро и болезненно. В этом кризисе заново встают все пройденные критические моменты развития. Только теперь на помощь приходит интеллект. Подросток пытается сознательно оценить себя и окружающую реальность. Значит, теперь с ним можно начать осторожно разговаривать о его проблемах в расчете на то, что он отчасти понимает вашу логику. Только не сбивайтесь с уважительного тона присущего сознательной личности на менторский или снисходительно-укоризненный тон, который автоматически отбросит подростка на более ранние стадии, где живет ощущение вины и боязнь наказания. После этого его инстинкт самосохранения просто заставит вам надерзить, чтобы отбить охоту вновь начинать подобные разговоры.

Тут уж родители понимают, что ребенка надо спасать – вынимать из плохой компании, снимать с иглы. Но на этой второй стадии маме или папе уже придется отказаться от работы, личной жизни для того, чтобы контролировать каждый шаг подрастающей личности, причем делать это «извне», то есть, попросту говоря следить. Это само по себе усилит раздражение подростка и подтолкнет его к еще большей конфронтации.

Вот конкретный случай из нашей практики. Одна дама реализовывала свою жизненную программу, в жесткой, но логичной последовательности: развод – смена любовников – защита диссертации – успешная карьера на работе – достижения высокого материального положения. Параллельно с этим росла и развивалась ее дочь, которая в начальной школе была отличницей, занималась пением, танцами, музыкой. Развитие девочки шло параллельно. К 15 годам она окончательно поняла, что мама не обратит внимание на ее успехи. Поняла это взрослеющая девушка, но реакцию выдала маленькая обиженная девочка, которая страдала все эти оды. Школа пошла ко всем чертям, вместе с пианино и приличными манерами. Девочка компенсировала свою обиду «веселой» компанией с последующим привыканием к сигаретам, спиртному и наркотикам. Примечательно, что окончательный разрыв с прежней жизнью произошел после того, как мама родила еще одного ребенка. «А что было беспокоиться о старшей – она с детства отличница. Я думала - у нее все уже хорошо.» Так на старшую дочь вообще перестало хватать времени. Это реальный случай из жизни, хоть и выглядит он несколько хрестоматийно. Самое досадное, что на той стадии, когда мама пришла за советом, что ей делать с дочерью, «болезнь» приобрела необратимый характер. И какой совет мы можем дать на этой стадии? Бросить работу, уехать с дочкой в дальнее путешествие, начать познавать ее душу, искать подход. Для возврата к нормальным отношениям, маме пришлось бы налаживать отношения сначала с девочкой внутри самой маленькой матрешки, потом со следующей, старшей и т.д. Глядя на маму, я понимал, что в глубине души она не готова к кардинальным изменениям в своей жизни ради возврата дочери. За деньги можно обеспечить лечение от наркотической зависимости, даже сменить среду обитания. Но нельзя купить доверие, которое выражается в желании слушать советы и следовать им.

Афоризм Китежа: За деньги можно построить виллу или приют, но нельзя построить Новый Образ Гуманного и Справедливого мира, ради которого стоит жить.

Просто потому, что это вопрос не экономики, а сознания и духа.

Главное препятствие – вы можете воздействовать на ребенка только словами. А слова именно в кризисной ситуации не доходят. Ведь сама ситуация чаще всего возникает из-за того, что ребенок вам не верит. Он не хочет контактировать с родителями, прячет неудовлетворенную потребность, и далеко не просто понять, что все-таки мешает ему развиваться.

Если вы уже вошли в конфликт, то не надейтесь, что время залечит. Помните – юноша или девушка продолжают из года в год мерить все происходящее на свой аршин, не желая отказываться от прошлых установок, и всегда находя подтверждение своих негативных взглядов на мир в словах или поступках окружающих. «Ты мне не купила эту помаду, значит ты меня не любишь».

Вот тут на помощь родителям должна прийти более мощная созидательная и разрушительная сила – сверстники.

СВЕРСТНИКИ – ПОМОЩЬ ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВА?

Что мы забыли упомянуть, перечисляя элементы развивающей среды? Законы племени.

Именно давление окружающего социума, начиная с первых шагов эволюции человека, было призвано вольно или невольно формировать будущих членов общности.

Пример сверстников часто оказывается сильнее любых наставлений. Совершенно незначительный фактор – например, циничное суждение приятелей по двору может нейтрализовать многолетнее воздействие собственных родителей.

Для большинства детей, независимо от их возраста, отношения со сверстниками важнее успехов в школе и даже, зачастую, хороших отношений с родителями.

Нам-то понятно, что хорошая учеба – путь к дальнейшему успеху в жизни. Но в иерархии ценностей вашего сына сейчас куда актуальнее любовь голубоглазой девятиклассницы. И ничем вы его не переубедите. «Родители никогда нас не понимают!»

Но вот если вам удастся приручить этот ближний круг…

Каждый ребенок стремится быть «своим», заслужить высокую оценку окружающих его сверстников, и ради этого принять любые ценности группы, которая сделает его своим. Кстати, на этом простом наблюдении построена деятельность всех тоталитарных сект. Члены секты умеют безошибочно находить среди молодых людей «свободные атомы» - тех, кто одинок и не уверен в своих силах. Они спасают от одиночества, от бремени самостоятельного выбора, заключают в мягкие братские объятия. Вот эти-то мягкие объятия и осуществляют настолько «жесткое программирование», что юная личность забывает и об индивидуальности и о собственных родителях.

Но это все-таки крайности. Для нас же сейчас важен вывод о том, что поле сознания окружающих - «своих», оказывается во многих случаях самым главным стимулом развития. Смените окружение, смените характеристики «своих», сменится и вектор развития юной личности.

Если собственные дети не хотят говорить с вами по душам, проявите фантазию и начните устраивать веселые праздники и вечеринки для их друзей. Ведите себя тихо и скромно, но с юмором. Пусть вас оценит круг друзей. Через них вы многое узнаете о собственных детях. А там, глядишь, и ваши дети научатся смотреть на вас другими, более ясными глазами. Через круг друзей вы и сами приблизитесь (с безопасной стороны) к своим собственным детям!

Потом ваш ребенок будет самостоятельно разбираться в кодах культуры, не отдавая себе отчета, почему одно вызывает у него эмоциональный отклик, узнавание, а другое – протест или оставляет его равнодушным. Да и мы, надо сказать, не знаем этого. Важно предоставить ему свободу выбора среди достаточно большого числа позитивных моделей, уважая его личность, право на выбор.

… И, все-таки «подсовывая» ему свои ценности!

Теперь о плохой компании во дворе.

(или «богатые тоже плачут…»)

В соответствии с нашей национальной традицией не признавать полутонов и шарахаться из крайности в крайность, вдруг в кругах располагающих деньгами и властью стала циркулировать мысль, что хорошо воспитывают не «семья и школа», а дорогие пансионы и частные колледжи, желательно заграничные. Некоторые родители, недооценивающие влияние социума рассуждают приблизительно так: «Пусть на улицах наших городов можно встретить нищих, хулиганов и бандитов, зато своим детям я обеспечу достойное существование.» Увы, это заблуждение. Социальное окружение обладает «сверхпроникаемостью» и все пороки улицы перетекут за заборы охраняемых особняков, как воздаяние детям за равнодушие родителей.

У каждого своя судьба, и я не собираюсь давать советы, как кому тратить деньги. Но замечу, что изобилие возможностей, говоря попросту, богатство родителей может оказаться куда более трудным испытанием для детей, чем бедность. Богатый родитель всегда более требовательный, чем обычный, а вот времени он уделяет своему ребенку, как правило меньше, вольно или не вольно откупаясь от него дорогими подарками или поездками за границу. А дочке или сыну все-таки нужны не капиталы в банке, а общение и любовь родителей. Сами по себе деньги и слава не дают счастья, но зато возводят некую стену между развивающимся индивидом и его сверстниками. От наших же миллионеров все чаще слышим: «У меня ничего в детстве не было, так пусть хоть мой сын ни в чем не нуждается!» «Не надо ему ни бога, ни идеологии. Пусть будет свободным.» Именно богатые чаще всего пренебрегают формированием нравственного стержня в своих детях. (Может они просто бояться, что чрезмерная приверженность моральным ценностям может повредить бизнесу.)

Святая простота! Человек не может существовать вне более широкого поля общественного сознания, то есть без идеалов, к которым можно стремиться, и которые разделяются значимыми для него личностями. Ребенок, заваленный материальными благами и презирающий окружающих, может и не понимать, чего его лишили, но безотчетный страх и одиночество будут все равно тормозить его развитие, приводя к инфантилизму, нравственной деградации, стремлению забыться в наркотиках. Не у всех потом хватает сил и удачи, чтоб вылезти из этой ямы и обрести жизненные ценности, ради которых стоит затрачивать усилия.

После знакомства с реалиями экономической жизни (инфляцией и дефолтом) стало ясно, что даже дети олигархов не могут считать свое будущее гарантированным. Умение думать, принимать независимые решения, деловая хватка, воля и прочее, не передаются по наследству, как капитал в банке. Но без этих качеств нельзя не то, что приумножить, даже сохранить наследство.

Можно попробовать предоставить ребенку максимум свободы. Тогда все необходимые бойцовские качества воспитает в нем улица. В более безопасных обществах так и делают. Я помню, как потрясло советскую общественность известие, что один из потомков Форда зарабатывает карманные деньги на бензоколонке. «Чтоб знал цену папиным деньгам и мог за себя постоять.» Но в наших условиях уровень риска, пожалуй, превышает допустимый. Вдали от родителей в обществе полной свободы проще заработать не деньги, а судимость.

Во многих странах древности существовал обычай: короли отдавали своих детей на воспитание к своим «коллегам» в других государствах. Так будущий лидер освобождался от неизбежного разлагающего влияния лести и низкопоклонства будущих подданных, а заодно и давления отцовского авторитета. Остраненность от богатства и власти позволяла более полно проявиться его внутренней природе. Из этого примера, кстати, совершенно не следует, что наши отечественные богачи поступают разумно, отправляя своих детей в элитные пансионы за рубеж.

Можно, конечно, отослать ребенка подальше от влияния улицы в дорогостоящий заграничный пансион. Это удобный способ истратить деньги и отодвинуть от себя проблему воспитания собственного ребенка за Ла-Манш. Ему там действительно дадут отличное стандартное образование, позволяющее адаптироваться в англо-саксонской части мира, но не на Родине! (Кстати, а что, за границей нет наркотиков и подростковых банд?) Впрочем, отъезд за границу в любом случае для одних - шаг в развитии, для других – потеря близкого контакта с родителями, переживание одиночества, потеря внутренней целостности и уверенности в себе. Отрыв от родных, друзей и своего языка запросто может оказаться тем стрессом, который закроет для ребенка дорогу к самореализации. Всестороннее давление чужой культуры уж точно не даст нормально развиваться собственной внутренней программе ребенка. Это не значит, что ребенок не перестроится. Давление нового социума со временем заставит принять новые правила игры, а хорошее преподавание предметов (дрессура по специальности) позволит потом найти работу и средства к удовлетворению своих базовых жизненных потребностей в рамках новой культуры.

Вот только не зря же говорят о загадочной русской душе, которая страдает без высшей цели, независимо от уровня комфорта, в котором проживает тело.

На самом деле так сообщает о своей невостребованности истинная природа человека. Ей не дали проявиться, не позволили преодолеть внешние границы. Возможный ущерб, который будет нанесен развитию индивидуальности вашего ребенка, не компенсирует никакое заграничное образование.

Поэтому, лучше все-таки оставить ребенка на Родине.

-5-

ЧАСТЬ 2

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Парадокс в духе «новых русских» - дороже всего на свете стоят высокие человеческие отношения, которые за деньги не купишь!

Домики можно построить, профессоров пригласить, компьютеров. Вот только душевные отношения из-за границы не завезешь. Их создают люди. Но люди, работающие за деньги, не всегда могут и хотят создать среду, пропитанную любовью и душевностью, так же как психоаналитик не пытается заменить собой семью.

Потому что нельзя симулировать любовь, благородство, душевность достаточно талантливо достаточно долгое время. Взрослым еще удается дурить друг друга, особенно когда «ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад.» Но дети – великие экстрасенсы. Они всегда чувствуют неискренность. Детям не хватает интеллекта и жизненного опыта, поэтому так развита у них интуиция, то есть (по Юнгу) способность принимать информацию непосредственно через подсознание. «Душой чувствуют», и только душевные отношения ценят. Душевность подразумевает открытость и доверие, ни того ни другого нельзя вписать в список должностных обязанностей.

Поэтому повторюсь, - воспитание и обучение – это искусства. Они требуют особого душевного настроя. И говорить о них надо, используя традиционные для искусства термины - «вдохновение», «талант», «творческое горение». Для всех мало-мальски творческих людей, выбранный путь в искусстве становился и образом жизни. По-другому просто не получалось.

Учитель – это не профессия. Это – образ жизни, строй мыслей, движение души. Поэтому, наибольшие результаты можно ждать, когда Учителю дают возможность сделать искусство воспитания образом жизни. Тогда и получается так, как у нас в Китеже.

Совестные усилия педагогов и приемных родителей Китежа направлены на создание единой социальной общности с едиными нравственными и в более широком смысле культурными ценностями. Ребенок со своими проблемами, сомнениями и страхами погружается в единое поле культурных ценностей, традиций, устремлений.

Это и есть основа нашей терапии!

ТЕРАПИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Я никогда до Китежа не смеялся на уроках!»

(Валентин 7 класс после недели пребывания в Китеже)

Мы готовим детей к взрослой жизни в большом и таком непонятном даже для взрослых мире. А чтобы выжить в нашем обществе, надо иметь хорошие мозги. В хорошей школе учеба почти тождественна интеллектуальному развитию. Образование дает ребенку великое право выбора будущего пути, делая его хозяином собственной судьбы и сознательным гражданином. Отсутствие образования превращает в беззащитного, закомплексованного обывателя.

Развитое воображение помогает строить жизненные планы, научное познание – воплощать эти планы в реальность.

У тех детей, кто оказался предрасположенным к интеллектуальному развитию, обучение становится способом повышения самооценки и получения удовольствия.

Школа в Китеже –это способ поднять самооценку ученика, обучить его сотрудничеству, привить любовь к интеллектуальной деятельности.

Существует мнение, что дети алкоголиков хуже развиваются интеллектуально. В некоторых случаях это так. Но в Китеже некоторые дети из самых неблагополучных семей оказывались куда более талантливыми, восприимчивыми, чем дети, чьи родители не имели вредных привычек. Мы не предлагаем отказаться от идей генетики, но обращаем внимание, что в этой области нет прямой зависимости. Законы, управляющие наследственностью, значительно сложнее и многообразнее, чем их отражение в обыденном сознании.

Разумеется, если ребенок при родителях-алкоголиках не был обучен делать домашнее задание, не понял смысл обучения в школе, то трудно ожидать от него высоких результатов.

Не дайте себя убаюкать благими мыслями о том, что за смышленой внешностью обязательно скрывается острый ум. Дети, особенно проходившие обучение в детдоме, могут обладать житейской смекалкой в знакомых им областях, но иметь узкий кругозор, вернее, деформированный, с огромными и неожиданными пробелами. Вы можете не догадываться об этих пробелах, но внутреннего сознания ребенка они выглядят подобием зияющих пропастей. Это станет серьезным препятствием для их обучения в школе и потребует очень долгой и кропотливой работы дома для заполнения пробелов. Страх показаться несостоятельным будет мешать сосредоточиться на занятиях.

Многие дети не хотят учиться, но не потому, что у них плохо работают мозги. Школа предстает перед ними как орган насилия, а опыт их "свободной" жизни учит избегать насилия любыми путями. И второе – бывшие беспризорники не видят в учебе никакого смысла, а они, привыкшие бороться за выживание на улице, не могут позволить себе впустую растрачивать силы и время. И самое интересное, что по большому счету они правы! Выпускник одиннадцатого класса может знать проблематику "Евгения Онегина", но оказаться неспособным построить семейные отношения. Познания из области древней истории далеко не всем помогли найти высокооплачиваемую работу. Многие отличники не успели определиться в самом главном - что им делать со своей жизнью?

«- Она мне завидует. Хотя чему тут завидовать?

-Ну хотя бы тому, что ты отличница и тебя хвалят взрослые.

-Так это не мне надо глупеть, а Машку апгрейдить! Впрочем, ей это не мешает… в нее влюблены и Н. и К.»

Итак, вопрос, кто из двух девочек счастливее? У кого из них больше уверенности в себе, и кто кому будет завидовать через двадцать лет?

Разумеется, ответы даст только сама жизнь.

Конечно, все сказанное выше не ново. Но в обычной школе с ее конкретными задачами, учебными планами и т.д. ни детям н учителям об этом некогда задуматься. А то, о чем не думаешь, не приносит беспокойства. Так сама жизнь заставляет идти по пути наименьшего сопротивления, формируя из детей конформистов. Ну что ж, конформисты тоже нужны нашей экономике. Тем более этот путь кажется, по крайней мере управляемым. Золотая медаль - вещь конкретная, и путь к ней ясен, как статистический отчет. Неясно только, насколько обладатель этой награды преуспеет в жизни. Очень часто отличные оценки служат очередным панцирем, поднимающим самооценку ребенка и позволяющими игнорировать отставание его развития в других сферах. Решают ли уроки пения и рисования задачу развития творческих способностей?

Традиционно эти дисциплины существуют где-то на задворках учебного плана. А современная жизнь, меж тем, наглядно демонстрирует, что зарплата эстрадного артиста на несколько порядков выше, чем математика. Да и не в деньгах дело. Повседневный опыт доказывает, что даже для меркантильного преуспевания в этом мире надо не заучивать формулы, а развивать фантазию, характер, способности творить и познавать себя. Насколько богаче становится жизнь у личности, способной мысленно перемещаться в разные измерения, обогащать свою жизнь образами новых миров, понимать окружающих.

А вот высокая успеваемость в школе зачастую создает лишь серьезные проблемы на жизненном пути выпускника, если параллельно не решались иные задачи его личностного становления.

СТРАХ

Сходные проблемы могут возникнуть и у детей-сирот, и у детей из вполне благополучных семей, где допущены ошибки в воспитании на самом раннем этапе развития. Если ребенок по каким-либо причинам получил душевную травму на начальной стадии, то по мере взросления она не пропадет, а лишь станет менее заметной. С годами маленькая личность обучается скрывать свои чувства, носить маску благополучия, но уровень тревожности резко возрастает и начинает мешать свободному развитию.

Значит, первоочередной задачей учителя при обучении проблемных детей является установление безопасных, спокойных отношений с ребенком. Нельзя кричать и ставить двойки. Но нельзя и питать слабость. Наши дети пытались управлять нами при помощи слез, «упирая на жалость». Поддаться – значит оказать плохую услугу.

Есть еще одна причина для страха. У наших подопечных не было возможности в раннем детстве отработать в тесном общении со взрослыми способы выражения своих чувств и тем более понимания чувств окружающих. Это затрудняет общение ребенка с учителями – все они сливаются в его сознании в единую угрожающую массу, которой надо избегать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: