Лист наблюдения урока. Ф. И. О. Наблюдателя: саблина Дарья ивановна

Ф.И.О. наблюдателя: Саблина Дарья Ивановна

Образовательное учреждение ГОУ СОШ №43

Ф.И.О. учителя: Сафронова Александра Михайловна

Предмет: Искусство

Тема урока: Музыка как вид искусства (вводный урок)

Дата: 23.11.2012 Класс: Присутствовало учащихся в классе на уроке: 26 человек

Цель наблюдения урока: Наблюдение и оценка манеры общения преподавателя с учащимися и формы подачи учебного материала, их эффективность

Время Структурные звенья урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Замечания
9.55-9.57 Организация занятия Учитель приветствует класс, просит ответственного за журнал принести его, напоминает про домашнее задание, объясняет, как оно будет проверяться, и отмечает отсутствующих Готовятся к уроку (достают тетради, пеналы и т.д.), слушают пояснения преподавателя и готовят домашнее задание к проверке, после чего сдают его  
9.58-10.00 Объяснение хода урока и постановка цели занятия Учитель поясняет ход урока, порядок работы для учащихся и то, что, для чего и каким образом они узнают в результате урока Слушают объяснения, открывают тетради  
10.00-10.15 Организация восприятия и осмысления новой информации Первичная проверка понимания Новая тема: Музыка как вид искусства Спрашивает, какие 3 группы искусств существуют; что за искусства туда включены и куда можно, на взгляд ребят, отнести музыку. Просит вместе с ним зарисовать в конспекты схему, иллюстрирующую расположение музыки среди других искусств (рисует на доске либо показывает по презентации). Также в ходе обсуждения с учениками и задавания вопросов формулируется разделение самой музыки на вокальную и инструментальную, камерную и симфоническую; просит ребят назвать, если они знают, примеры, которые тоже записываются в схему (недостающие называет учитель). В ходе диалога с учениками выясняется, что такое музыка (просит ребят объяснить учителю, как они это понимают): - музыка связана со звуком - её играют на музыкальных инструментах - она длится некоторое время и т.д. В результате формулируется определение музыки как вида искусства. Вспоминает вместе с классом, как музыка воспринимается слушателем, по аналогии: изобразительное искусство задействует органы зрения, скульптура – зрения и, возможно, осязания, а музыка?.. Какие образы будут создаваться этим видом искусства? (формируется представление о том, как музыка воспринимается человеком). Угадывают новую тему по загадке, которую читает учитель. Записывают тему в конспект. Участвуют в обсуждении, пробуют отвечать на вопросы. Перерисовывают элементы схемы в конспекты. Обсуждают, что представляет собой музыка, в диалоге с учителем. Записывают в конспекты определение музыки как вида искусства. Снова участвуют в диалоге с учителем  
10.10-10.17 Организация восприятия и осмысления новой информации Первичная проверка понимания Учитель предлагает подробнее узнать об инструментальной музыке. Для этого он приготовил схему с музыкальными инструментами, отражающую состав симфонического оркестра. Просит ребят подготовить в конспектах таблицу «Музыкальные инструменты оркестра». (проговаривает отводимое на это время) Поясняет задание по видеофрагменту, которое будет в конце урока: надо будет узнать и назвать инструменты, с помощью которых исполняют музыку. В презентации показывает схему, которая теперь есть у учеников. На схеме – расположение всех инструментов оркестра. Устраивает небольшое обсуждение на тему того, что из себя представляет оркестр, из чего он состоит и т.д. Через проектор демонстрируются слайды с оркестром, дирижёром, хором, солистами и т.п., и учитель задаёт вопросы по содержимому слайдов. Несколько учеников раздают схемы с музыкальными инструментами. Делают таблицу в конспекте Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы преподавателя  
10.17 – 10.20 Разминка Проверка знаний Предлагает познакомиться с первой группой инструментов оркестра – струнными. Начинает разминку-физкультминутку, в которую включены различные упражнения на кисти рук, глаза, плечевой пояс и т.д., потом проводит проверку знаний в форме игры: садится на своё место тот, кто называет либо муз.инструмент, либо живописное произведение и художника-автора Записывают в таблицу подзаголовок «Струнные инструменты» Участвуют в разминке и игре Ученики, справившиеся с задачей, ставят руку на локоть, показывая учителю, что готовы. Видно, что ребятам очень нравятся такого рода разминки
10.20-10.35 Организация восприятия и осмысления новой информации Первичная проверка понимания Учитель для иллюстрации соотношения размеров и звучания инструмента рисует на доске числовой луч (по диагонали, слева направо и вверх), ставит на нём 4 точки и в дальнейшем подписывает, где какой инструмент будет «находиться». №1 – самый маленький и высоко звучащий инструмент, №4 – самый большой и с самым низким звуком. Просит ребят угадать, как могут называться эти инструменты. Рассказывает о каждом из инструментов, попутно обращаясь к схеме и размерам-звучанию. Просит учеников угадать инструменты № 3 и 4 и записать их на доске. Рисует под схемой фигурную скобку и просит учеников подписать её: «Струнные», а также угадать их второе название «Смычковые» и тоже подписать, поставив знак «=». Показывает устройство струнных на примере скрипки, которая есть в классе. Просит умеющих играть на музыкальных инструментах подготовить к следующему уроку небольшое выступление. Участвуют в обсуждении, задают вопросы и отвечают на них Перерисовывают к себе в тетради числовой луч, отмечают на нём инструменты, кратко записывают под лучом пояснения Ученик пробует подписать инструменты и объяснить, какого они размера и как звучат Угадывают второе название струнных, подписывают его Рассматривают скрипку, пробуют зарисовать некоторые части. Те, кто собирается выступать, записывают себе в дневники напоминание С большим интересом ребята отнеслись к настоящей скрипке, которую им показали.
10.40 Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении Ставит видеофрагмент с выступлением симфонического оркестра, напомнив о критериях просмотра видео (дисциплине, внимательности и т.п.) и задании к нему. После спрашивает, какие инструменты увидели ребята и к какой группе (если они знают) можно их отнести. Поясняет, что со струнными закончили, и просит записать в таблицу следующий подзаголовок: Духовые инструменты Просит записать домашнее задание (подготовиться к устному опросу по струнным и донести домашнее с прошлого урока) и благодарит за урок Выставляет оценки в дневники за работу на уроке Смотрят видео, после чего называют инструменты, которые узнали, и поясняют, если узнали струнные инструменты Делают подзаголовок в таблице Записывают домашнее в дневники Несут дневники учителю, чтобы получить оценки Прощаются с учителем При работе с видео немного собираются, становятся более активными, очень хотят показать, что знают и могут ответить

Подпись наблюдателя ________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: