Масштаб объекта наблюдения

Массовые наблюдения – техника структурированного наблюдения совокупности типичных ситуаций. Особенность – изучение однотипных ситуаций. Необходимо делегировать функции наблюдателя специально обученным людям (какие ситуации наблюдателя, сколько по времени). Интересует только конкретное действие, от остального абстрагируемся.

Исследования уникального случая – это техника наблюдения, которая предполагает изучение ситуаций, уникальных по своей сути. Ситуация происходит однократно (Дермолт 1998). Если есть необходимость исследовать подобное – исследование случая (case study) – полевой дневник, заметки, ведется самим исследователем. Результаты в виде эссе.

Самонаблюдение – наблюдатель – это сам информатор. Задача исследователя подготовить весь необходимый инструментарий респондента (фотография рабочего и свободного времени). Техника приходит из психологии (Юнг) – человек погружается в себя самого. Широко используется в методе экспериментальных исследований (метод индивидуального блокнота). Широко используется в биографическом исследовании.

Техника включенного наблюдения.

Предполагает различную степень погружения наблюдателя в исследовательскую ситуацию. Наблюдатель – это специалист, который осуществляет регистрацию событий. Особенность роли: он одновременно является участником события, те подвержен влиянию участников событий, воздействию развития ситуации и не может быть объективен. С другой стороны, он наблюдает и выполняет функции исследователя. Должен уметь дистанцироваться от одностороннего прочтения ситуации.

Простой интервьюер не справится с ролью наблюдателя

Роль наблюдателя порождает негативный эффект:

1) предвзятая, односторонняя интерпретация событий наблюдения (если изучается длительное время) все глубже погружается в ситуации, начинает видеть ситуацию с позиции той роли, которую он играет => рекомендуется периодически выходить из этой ситуации, отдыхать и наблюдать с новыми силами.

2) Галоэффект – наблюдатель – либо обнаружив свою исследовательскую роль, либо сильно желая проникнуть в ситуацию, начинает влиять на ситуацию, невольно сдерживает ее естественные проявления

3) Эффект мертвых точек (зон) – неоправданно длительное пребывание наблюдателя в поле может привести к тому, что из-за усталости или не видеть события избирательно, или не видеть их вообще. Теряет свежесть восприятия => потеря информации.

Наблюдатель, погруженный в события, дает возможность реализовать некоторые преимущества:

1. комплексно изучать деятельность группы, социальной общности в ее естественных ежедневных проявлениях

2. включенное наблюдение позволяет фиксировать не только поведенческие реакции, но и улавливать характеристики и особенности внутреннего мира наблюдателей.

3. Погружение в ситуацию дает возможности увидеть события с позиции группы, глазами участника.

Процедура включенного наблюдения: подготовка исследовательских задач и инструментария. Поскольку включенное наблюдение не позволяет предварительно формировать гипотезы. До начала наблюдения исследователь должен сформировать исследовательские задачи. Характеризуется, обосновывается выбор объекта исследования (объект описывается комплексно с учетом временных и пространственных границ и перечень всех участников события). Временные рамки – фиксированное начало и конец; до тех пор, пока нет притока новой информации.

Процедура наблюдения предполагает наличие:

- этапа вхождения в поле: наблюдатель включается в наблюдаемое события и должен использовать сначала несколько методических приемов. Это связано с: а) участники могут отреагировать на поведение б) нужно освоиться и выбирать роль в) нужно, чтобы наблюдатель выбрал среди участников группы несколько человек, которые были бы проводниками. Они должны обладать влиянием, знанием, были бы коммуникабельными (те могли бы эффективно взаимодействовать)

- полевые работы – регистрация информации. Для того, чтобы минимизировать эффект мертвых зон и субъективного прочтения со стороны наблюдателя.

Дневник включенного наблюдателя:

СХЕМЫ

факты Мнение участников о зафиксированном факте Мнение самого наблюдателя о зафиксирован факте Личные ощу- щения, переживания наблюдателя Аналитические выводы, гипотезы по поводу зафиксирован факта
  Можно написать, что говорят участники событий (тусовка мнений. Может быть язык жестов, вербальные и невербальные реакции Рефлексивного характера как участник событий Эмоциональные восприятия  

1) факты и интерпретации надо записывать лексикой происходящего события

2) временной интервал между увиденным и записями должен быть минимальным

- этап обработки и аналитики

Рассматривает результаты включенного наблюдения как огромный транскрипт. Использовать полученные результаты и структурируем их относительно задач.

Надо сделать комплексное описание (воспроизводить логику) Если по ходу наблюдения появились новые задачи, их можно включить в общую логику.

Ньюман выделяет 4 критерия валидности включенного наблюдения:

1. экономическая валидность - степень соответствия событий, описанных исследователем реальному ходу событий. Наблюдатель описывает те события, которые произошли бы и без его присутствия

2. естественная валидность – детальное описание того, как реализовался проект. Проект валиден, если сторонние наблюдатели понимают и принимают поле действия исследователя (и участники и наблюдатели одинаково интерпретируют события)

3. подтверждение членов группы. Когда исследователь знакомит участников с результатами исследования. Участники исследования признают и принимают взгляды исследователя.

4. Компетентность представлений о внутренней жизни группы. Способность исследования установить правила и нормы поведения участников события (достоверное описать правила, нормы, ценности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: