Упражнения по формированию основ речи

Фонетическая ритмика — это «система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков)».
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;формирование умений изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Работа над дыханием и слитностью речи — основное направление в работе логопеда. Эти упражнения с применением элементов фонетической ритмики использую на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Работа над дыханием. Работа над дыханием направлена на: нормализацию речевого дыхания; умение управлять своим голосом; выработку правильного, продолжительного выдоха; сохранение плавности речи и интонационной выразительности; условия поддержания нормальной громкости речи. С произнесения на длительном выдохе звуков одновременно начинается работа над голосом (силой и высотой).
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжительного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты. Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков: Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи. Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха. В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков. Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных: п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными): па папу папо_______ папа папопу папопу_____ папапа папопупи… па___по___пу___пи___ папапапа… папопупипэ па___по___пу___пи___пэ_ Упражнения по изменению силы голоса. Работа по формированию и коррекции голоса предполагает создание навыков пользоваться голосом нормальной силы, изменять силу голоса в зависимости от обстановки. Это имеет особое значение при формировании навыка выделять словесное и логическое ударение. Проговаривание с движениями:
1. Маленькие ножки — Руку опустить к полу, затем сразу же указать на свои ноги. Идут по дорожке — Тихие шаги в круг. БОЛЬШИЕ НОГИ — Руку поднять вверх и сразу же указать на свои ноги. ИДУТ ПО ДОРОГЕ — Громкие шаги из круга. Ходьба по кругу: тихие шаги сопровождаются проговариванием предложения тихим голосом, громкие шаги — громким голосом.
2. — ТАНЮШЕНЬКА! - ау! - ПОДРУЖЕНЬКА! - ау! - ИДИ ГУЛЯТЬ! - иду! - ИДИ БЫСТРЕЙ! - бегу! Дети стоят по кругу. Правая ладошка поднята ко рту. Дети выполняют упражнение, изменяя силу голоса от громкого до тихого. Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Одна группа произносит слова громким голосом, другая — тихим. Затем группы меняются местами.
3. В лесу кричу: «Ау! Ау!» громко. А мне в ответ: «Ау! Ау!» тихо. Горе кричу: «Ау! Ау!» громко. Гора в ответ: «Ау! Ау!» тихо. Упражнения на изменения высоты голоса. Поднять руки до уровня лба, опускать их (как по ступенькам) до уровня подбородка, а затем до уровня груди с одновременным проговариванием нараспев слогов, пользуясь голосом разной тесситуры (высокой, средней, низкой).
Формирование связной речи на основе сказок.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин...
"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К.Д. Ушинский.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности; музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.
Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
Конструирование слов, словосочетаний и предложений
Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);
Например, такая поговорка, как «Не все коту Масленица», дает повод к разговору о древнем славянском празднике Масленицы как празднике проводов зимы, встречи весны, с вытеканием блинов, сжиганием чучела Зимы, народными гуляньями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота — быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит, не всегда и коту Масленица. Так в процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Вам легко увлечь ребенка игрой, состоящей в придумывании таких ситуаций, для которых бы подходила выбранная пословица, или сказок, к героям которых ее можно применить.
Новое название. Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.
Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а...; Не Золушка, а...; Не Иван - царевич, а...; НЕ рукавичку потерял дед, а...; НЕ Колобка испекла баба, а...).
Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;
• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Последнее задание подчеркивает важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Ведь любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Повторное чтение. Во-первых, постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во-вторых, читая книгу каждый раз по-разному, вы способствуете развитию более качественной речи детки как таковой.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

32 Методика обогащения и активизации словарного запаса

Обогащение словаря
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
Вот некоторые видов упражнений для обогащение словаря.
1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?
Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.
2. Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
3. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
4. Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что что?— Солнце.
5. Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает?-и т.п.
Высказывания детей 6-7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».
6. Подбор обстоятельств. Учиться можно как?— Хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т.п.
7. Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.
Высказывания детей 6-7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила.
8.Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). и т д
9.Распространение предложений. Руководительница говорит: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
10.Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.
Предложения детей 5-6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 9 Мая. Мама пошла на рынок, чтобы купить картошки и мяса».
11.Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
12.Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их во фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса Животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы — голоса.
13.Составление предложений с заданным словом. Детям дается слово; нужно составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети. Высказывания девочки 3 лет 10 месяцев:
Кошка. Серенькая кошка села у окошка.
Собака. Собачка лаяла.
14.Составление предложения с несколькими данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».

Активизация словаря
Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.
Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.
Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»
Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.
Чтобы максимально использовать возможности таких занятий для развития речи дошкольников, при их проведении необходимо учитывать ряд методических положений.
Первое из них касается отбора загадок. Важно, чтобы загадки были доступны по содержанию, т. е. загадывались о знакомых предметах, характерные особенности которых хорошо известны. Наиболее доступными по форме являются загадки двух видов: построенные как прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (например, «Зимой и летом одним цветом») и так называемые метафорические, когда описание характерных особенностей одного предмета дается через другой предмет (например, загадка о еже: «Под соснами, под елками бежит подушка с иголками»).
Далее, занятия должны преследовать цель научить ребенка видеть за образным описанием реальный предмет и его особенности, а не запоминать отгадки к загадкам. Это ведет за собой необходимость, во-первых, внесения на такие занятия наглядного материала, во-вторых, обучения соотнесению словесного образа с конкретными характерными особенностями предмета, в-тре

33)Двигательные упр. с речевым сопровождением. Двигательные упражнения с речевым сопровождением воспитывают умение вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные реакции. Возможно выполнение упражнений под стихотворные тексты

Развитие динамической координации общей моторикиосуществляется в играх и упражнениях, представляющих собой комплексы специально организованных движений и физических упражнений со значительным воздействием на организм в целом.

Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами.

Поэтому большое внимание уделяется различным видам ходьбы: ходьба стайкой, ходьба по дорожке, ходьба по кругу друг за другом, ходьба парами, с остановкой по сигналу, с высоким подниманием колен, на носочках, ходьба с перешагиванием через препятствие, ходьба с ускорением и замедлением темпа, с перестроениями.

Различные виды ходьбы и бега могут сочетаться не только с музыкой, но и со стихотворными текстами.

Тренировка общих двигательных навыков осуществляется сериями по 3-5-8 движений.

Игровой материал подбирается в определенной последовательности: сначала с музыкальным сопровождением, затем с речевым, затем с музыкально-речевы

Сначала предлагается чередовать активные движения со статическими позами: упражнения «День-ночь», «Магазин игрушек»- дети принимают определенные позы в присутствии «продавца» и свободно двигаются, когда он отворачивается.Более сложными являются задания, в которых требуется чередовать активные движения разного характера. Например, упражнение «Прыг, стоп, хлоп» - дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «прыг» - подпрыгивают, на сигнал «стоп» - останавливаются, на сигнал «хлоп» - продолжают идти и хлопать в ладоши.

Следует отметить, что для развития общих движений рук, ног, туловища проводятся и безречевые игры: разобрать пирамидку (матрешку), сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе.

Упражнения на развитие более сложной координации движений:В начале предлагаются упражнения без предметов: протянуть руки вперед ладонями вниз, повернуть их ладонями вверх; то же самое с движениями рук в стороны; руку в сторону, руку к плечу – менять положения; руку на бедро, руку вниз – менять положение.Постепенно вводятся упражнения с предметами: обручами, мячами. Эти упражнения являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и плавность.«Игра с обручем» - дети стоят в двух шеренгах. Первые начинают перекатывать обруч вдоль шеренг. Последние в шеренгах ловят обручи и бегут с ними вперед.«Послушный мяч» - дети лежат на ковре, вытянувшись на спине. Между ногами зажат мяч. Нужно повернуться на живот, не выронив мяча.

Развитию общих двигательных навыковспособствуют упражнения на координацию движения и речи, позволяющие развивать умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму.Упражнения подбираются в соответствии с лексической темой, учитываются возраст детей, их речевые и двигательные возможности. Упражнения на координацию движения и речи включаются в различные виды деятельности детей: образовательную деятельность, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки.

Детям, имеющим речевую патологию, часто мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряженность. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц. С этой целью проводят специальные упражнения на регуляцию мышечного тонуса.Способность детей расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера. При выполнении упражнений ребенку необходимо показать разницу между напряжением и расслаблением. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Особый интерес у детей вызывают следующие упражнения:Упражнение «Тряпичная кукла и солдат» - дети изображают солдатиков, вытягиваясь «в струнку» и напрягая мышцы тела. Делают резкие повороты всего тела вправо и влево. Затем дети подражают тряпичным куклам – наклоняются вперед, руки висят пассивно. В этом положении они быстрыми, короткими толчками поворачивают тело то вправо, то влево, при этом руки взлетают и обвиваются вокруг корпуса.Упражнение «Штанга» - детям предлагается «поднять» с пола тяжелую штангу, при этом напрягаются не только мышцы рук, но и все тело. Затем педагог предлагает «бросить» штангу на пол – наступает расслабление.Упражнение «Заводные зайцы» - «зайцы» стоят незаведенные, согнувшись, с опущенными руками. Педагог «заводит» детей-зайцев: дети под музыку имитируют игру на барабане. Музыка прекращается – дети принимают исходное положение.

Снятию психоэмоционального напряжения способствуют релаксационные упражнения.Релаксационные упражнения сопровождаются тихой спокойной музыкой. На начальных этапах освоения этих упражнений педагог помогает детям расслабиться с помощью речи. Например, педагог предлагает детям представить, что они лучи солнца. Звучит релаксационная музыка. Педагог тихим спокойным голосом произносит: «Вы теплые, нежные лучики солнца. Лучики согревают все своим теплом. Согреваются руки, ноги. И вот тепло растекается по всему телу».Если ребенку трудно расслабиться, педагогу следует погладить ребенка по рукам и ногам. Можно легонько потрясти руку или ногу ребенка. Это также поможет ребенку ощутить состояние расслабленных мышц.У детей с речевой патологией наряду с нарушениями общей моторики отмечаются отклонения в развитии ручной ловкости. Поэтому в нашей работе мы применяем игровые упражнения, развивающие мышцы плеча, предплечья, кисти руки.Некоторые из упражнений:Упражнение «Дирижирование» - произвольные ритмические движения рук под музыкальное сопровождение или без него.Упражнение «Радужные брызги» - встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды. Предназначено для включения в непосредственно образовательную деятельность «Продуктивная деятельность», «Музыка».Упражнение «Подарок» - изображение жестами, «подарка» для друга. Цель данного упражнения не только развитие мышц плеча, предплечья, кистей рук, но и развитие воображения, чувства товарищества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: