Общие требования к текстам (Миролюбов):
· познавательная ценность и научность содержания
· возрастание объёма текста от класса к классу
· доступность в языковом отношении
· соотнесение языка всех типов текстов современному литературному уровню
Общие требования к текстам (Соловова):
- место основной идеи текста (в начале или в конце текста)
- тематика текста
- проблематика текста
- степень аутентичности
Требования к текстам для различных видов чтения
Ознакомительное чтение
- новизна
- интерес
- доступность
- небольшой объем
- малое количество новой лексики
Изучающее чтение
- средний объем
- аутентичность
- достаточное количество новой лексики
- самостоятельная работа учащихся со словарем
- возможность полной проверки текста на основе наводящих вопросов
Поисковое чтение
- большое количество опор
- необходимость аннотации к тексту
- большое количество ключевых слов
- возможность использования рисунка
- использование заголовка как необходимой подсказки
Просмотровое чтение
|
|
- использование заголовка как необходимой подсказки
- использование подзаголовков
- использование наводящих вопросов
Методики обучения ознакомительному чтению на различных ступенях в СШ. Методики обучения изучающему виду чтения на различных этапах в СШ. Методики обучения просмотровому чтению на различных этапах в СШ. Методики обучения поисковому видам чтения на различных этапах в СШ
Обучение ознакомительному чтению
A) Предтекстовый этап
- прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему
- прочитайте текст и выпишите ключевые слова и словосочетания
- прочтите предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения
- прочтите абзац (текст) и постарайтесь понять его без словаря
B) Текстовый этап
- прочтите заглавие и первый (последний) абзац текста и скажите, о чем идет речь в тексте
составьте список вопросов к тексту
- сформулируйте идею текста
- прочтите текст, отметьте факты, на основании которых автор делает главные выводы
C) Послетекстовый этап
- ответьте на вопросы к тексту
- составьте план прочитанного текста
- выразите свое отношение к прочитанному
- скажите, с какими из изложенных в тексте положений вы не согласны и почему
Обучение изучающему чтению