Экологические обоснования

Анализ и оценка природных условий и факторов. Главной целью экологических обоснований является определение ожидаемых экологических последствий, что включает анализ и оценку природно-ландшафтных и антропогенных (созданных человеком) условий и факторов.

Природная основа исторически определяла выбор мест для размещения поселений и характер их планировочной организации. На современном этапе развития цивилизации природные условия постепенно утрачивают градоформирующую роль. Но при этом значение экологических факторов только усиливается.

Проектирование начинается с анализа и оценки природно-ландшафтных условий, определения целесообразности освоения и использования территории в зависимости от климатических, геологических, гидрологических, почвенных условий, растительности и животного мира, наличия природных ресурсов.

К климатическим и микроклиматическим условиям относятся температура и влажность воздуха, скорость, направление и повторяемость ветров, количество атмосферных осадков, величина солнечной радиации, глубина промерзания почв. Все эти показатели прямо или косвенно влияют на планировку и застройку поселений.

На стоимость строительства, мероприятия по инженерной подготовке территорий, на планировку уличной сети, особенности прокладки инженерных коммуникации влияют геологические условия и рельеф.

Сведения о состоянии геологических и гидрогеологических условий, т.е. поверхностных и подземных вод, условий затопления и подтопления территории значительно влияют на выбор инженерных решений.

Весьма важны данные о почвах, растительности, животном мире, чтобы не нанести урон природе. Сельскохозяйственные земли, также как минеральные, водные, лесные территории, составляющие природные ресурсы, использовать крайне нежелательно, а высокопродуктивные вообще запрещено.

Анализ и оценка антропогенных факторов. Антропогенные, т. е. вызванные хозяйственной деятельностью людей, воздействия на окружающую среду оказывают существенное влияние на работы в области градостроительства и территориальной планировки. Выделяются следующие антропогенные воздействия:

· механические (нарушения геологической среды, почвенного покрова и растительности в результате строительства различных наземных и подземных сооружений и др. изменяют рельеф, понижают уровень или истощают грунтовые воды);

· физические (шум, вибрация, радиомагнитное излучение, радиация);

· химические (загрязнение почв, атмосферного воздуха, водоемов различными химическими веществами и соединениями). Загрязнение воздушного бассейна в городах приводит к парниковому эффекту, появлению различного рода смогов, в глобальном масштабе оно вызывает потепление, разрушение озонового слоя земли, кислотные дожди;

· биологические (загрязнение болезнетворными микроорганизмами).

Также на человека отрицательно воздействует безликая монотонная застройка, так называемое «визуальное загрязнение», которое является отрицательным психологическим воздействием.

Система нормативов. Для оценки качества городской среды осуществляется экологический мониторинг (устанавливаются специальные станции и посты наблюдения), система постоянного наблюдения и контроль уровня загрязнения воздуха, воды, почв.

Для уменьшения загрязнения окружающей среды вводятся ограничивающие медико-биологические нормативы, состоящие из двух показателей - предельно-допустимых концентраций (ПДК) и предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ.

Основной показатель, использующийся для контроля качества воздуха и воды – предельно-допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества в окружающей среде, которым определяется концентрация вредного веществ, которая отрицательно не влияет на здоровье человека и другие живые организмы, а также в глобальном масштабе на всю экосистему. Для каждого вещества установлено три норматива: максимальная, разовая и среднесуточная концентрация.

Для каждого источника загрязнений устанавливается предельно-допустимый выброс (ПДВ) загрязняющих веществ. Здесь действует главное условие: приземная концентрация не должна превышать норму ПДК.

Учет государственной политики. В основе экологической политики государства лежит стратегия, направленная на создание здоровой безопасной жизненной среды. Основными направлениями является создание правового и экономического механизмов регулирования всей экологической сферы. Постоянно совершенствуется природно-охранное законодательство: экологические стандарты, нормы и требования к природопользованию, внедряются меры экономического стимулирования, ресурсо- и энергосбережения. Наиболее действенным являются законы, предусматривающие возмещение предприятиями, организациями и частными лицами экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Контроль снижения загрязнений городской среды осуществляется государственными органами при ведении экологического кадастра. Кадастр содержит сведения о природно- ресурсном потенциале любой территории, данные по качеству окружающей среды, оценочные сведения по состоянию воды, воздуха, почв.

В соответствии с государственной политикой для каждого предприятия составляется документ - экологический паспорт предприятия, в котором отражается уровень использования природных ресурсов и воздействие предприятия на окружающую среду. В паспорте отражаются показатели и характеристики объема и качества сырья, топлива, энергии, применяемые объемы выбросов и твердых отходов, системы водозабора и способы очистки воды, озеленение территории предприятия, состояние санитарно-защитной зоны и другие.

3. СЕТЬ ПОСЕЛЕНИЙ, СИСТЕМЫ РАССЕЛЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: