Квестимы (интуиты I и II квадр, сенсорики III и IV квадр):
1. Квестим более склонен к вопросительным интонациям. Даже его утверждения, как правило, звучат менее категорично, чем у деклатимов.
2. Квестим склонен отвечать вопросом на вопрос. Нередко начинает рассказ с фраз типа «О чем вам рассказать?..». Часто задает вопросы, не несущие смысловой нагрузки и не требующие ответа, переспрашивает, хотя слышал вопрос и понял его («Будешь картошку?» — «Кто? Я? Буду!»). Склонен использовать вопросы как инструмент для поддержания коммуникации (может переспросить для того, чтобы получить время для обдумывания ответа).
3. Квестим в большей степени настроен на общение в режиме вопросов и ответов. Всегда как бы ведет диалог — с реальным собеседником («хотелось услышать отклик», «спрашивайте меня, я отвечу») или с воображаемым (внутренний «диалог»). Даже если рассказ квестима был задуман как монолог, как правило, он все равно распадается на фрагменты (вопрос — ответ).
4. Квестим непосредственно, сразу реагирует на вопрос, заданный по ходу его монолога (независимо от вертности и рациональности/иррациональности) — дает ответ, затем продолжает прежнюю тему. Поскольку более настроен на диалог, чем на «безответный» монолог, предпочитает, чтобы ему задавали вопросы. Сам с б о льшим трудом, чем деклатим, удерживается от соблазна задать вопрос «по ходу», перебить собеседника.
Деклатимы (сенсорики I и II квадр, интуиты III и IV квадр):
1. В речи деклатима преобладают утвердительные интонации, что может восприниматься как уверенность или категоричность. Даже его вопросы зачастую звучат в утвердительном тоне.
2. Деклатим склонен задавать вопрос именно для того, чтобы получить/найти на него ответ. В отличие от квестима, редко отвечает вопросом на вопрос или использует не несущие смысловой нагрузки вопросы как инструмент для поддержания коммуникации.
3. Деклатим в большей степени настроен на общение в режиме монолога — когда собеседники «выступают по очереди» (происходит обмен серией монологов). Поэтому подсознательно стремится трансформировать диалог в монолог (либо в свой собственный, либо в монолог собеседника, просто слушая и не прерывая) — что в результате звучит как последовательность чередующихся монологов двух собеседников.
4. Деклатим сбивается (может «потерять мысль»), когда его перебивают по ходу монолога, поэтому обычно пережидает, пока не стихнут комментарии. В ответ на вопрос «по ходу» просит подождать окончания своего монолога, и встраивает в него ответ на прозвучавший вопрос («подождите, сейчас я отвечу»). Сам более терпимо (с б о льшим пониманием) относится к просьбе не перебивать, и ждет окончания рассказа собеседником — избегает задавать вопросы «по ходу», настроен сначала выслушать до конца, и лишь затем задавать вопросы, высказывать ответные аргументы.